Научная статья на тему 'Современные концепции профессиональной реабилитации инвалидов. Опыт работы профессионально-реабилитационного центра в Санкт-Петербурге'

Современные концепции профессиональной реабилитации инвалидов. Опыт работы профессионально-реабилитационного центра в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4449
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕЙСТВИЕ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ АДАПТАЦИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / VOCATIONAL REHABILITATION OF DISABLED PEOPLE / CAREER GUIDANCE / VOCATIONAL EDUCATION / ASSISTANCE IN EMPLOYMENT / OCCUPATIONAL ADAPTATION / MEDICAL REHABILITATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванов Геннадий Григорьевич

В статье раскрыт опыт организации в условиях специального реабилитационного образовательного учреждения среднего профессионального образования профессиональной, социально-психологической, медицинской реабилитации и профессиональной ориентации инвалидов, опыт организации профессионального образования и содействия в трудоустройстве инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванов Геннадий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern concepts in vocational rehabilitation for people with disabilities. Saint petersburg professional rehabilitation center: practice examples

The present work describes implementation of vocational, socio-psychological, medical rehabilitation and career guidance courses, professional training and employment assistance for disabled people in a special rehabilitation and education institution of secondary vocational level.

Текст научной работы на тему «Современные концепции профессиональной реабилитации инвалидов. Опыт работы профессионально-реабилитационного центра в Санкт-Петербурге»

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

УДК 364-57(470.23-25)

Г.Г.Иванов

Санкт-Петербург, Россия

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ. ОПЫТ РАБОТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

GGIvanov

Saint-Petersburg, Russia

MODERN CONCEPTS IN VOCATIONAL REHABILITATION FOR PEOPLE WITH DISABILITIES. SAINT PETERSBURG PROFESSIONAL REHABILITATION CENTER: PRACTICE EXAMPLES

Аннотация. В статье раскрыт опыт организации в условиях специального реабилитационного образовательного учреждения среднего профессионального образования профессиональной, социально-психологической, медицинской реабилитации и профессиональной ориентации инвалидов, опыт организации профессионального образования и содействия в трудоустройстве инвалидов.

Ключевые слова: профессиональная реабилитация инвалидов; профессиональная ориентация; профессиональное образование; содействие в трудоустройстве; производственная адаптация; медицинская реабилитация; социально-психологическая реабилитация.

Abstract. The present work describes implementation of vocational, socio-psychological, medical rehabilitation and career guidance courses, professional training and employment assistance for disabled people in a special rehabilitation and education institution of secondary vocational level.

Key words: vocational rehabilitation of disabled people; career guidance; vocational education; assistance in employment; occupational adaptation; medical rehabilitation; socio-psychological rehabilitation.

Сведения об авторе: Иванов Геннадий Григорьевич, директор.

Место работы: Санкт-Петербургское государственное специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования — техникум для инвалидов «Профессиональнореабилитационный центр»._____________________________

About the author: Ivanov Gennadiy Grigorievich, director.

Place of employment: Saint-Petersburg State Specialized Rehabilitation Center.

Контактная информация: 199026, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, 26-я линия, д. 9; тел. (812)3227491. E-mail: prcrus@mail.ru

В 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах инвалидов, кото -рая была ратифицирована многими странами, в том числе и Россией. Для воплощения в жизнь декларации необходимо принятие правовых, организационных, коллективных и индивидуальных мер. Одним из основных положений Декларации является право инвалидов на реабилитацию, профессиональное обучение, психологическую, медицинскую и социальную помощь, обеспечение работой, что значительно ускорит процесс социальной адаптации инвалидов в обществе.

В Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов (1995 г.— 6,3 млн. человек, 2010 г. — около 13 млн. человек). Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек — впервые. Увеличивается количество инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Число последних возросло с 453,7 тыс. человек (1995 г.) до 613 тыс. человек (2010 г.). По прогнозам социологов к 2015 г. в России количество инвалидов может достичь 12—17% от численности населения.

Особую актуальность эта проблема имеет для Санкт-Петербурга, в органах социальной защиты которого по данным Санкт-Петербургского государственного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» в настоящее время состоит 748 078 инвалидов

(17% от общей численности населения города), из них более 15% — это инвалиды трудоспособного возраста (около 130 тыс. человек).

Неуклонный рост численности и низкая занятость инвалидов требуют решения проблемы их профессионального обучения и переобучения как средства самореализации в жизни, повышения конкурентоспособности на рынке труда и интеграции в общество. В связи с этим решение проблем инвалидов должно осуществляться через совершенствование подходов государства к вопросам их социальной поддержки, стимуляцию интегрирования инвалидов в общество посредством самореализации. Одна из причин такой тяжелой ситуации заключается в том, что рост инвалидности не сдерживается сегодня российским законодательством. Оно не стимулирует конкретного человека вернуться к активной трудовой деятельности.

В мировом опыте реабилитации инвалидов есть множество примеров простого и ясного пути возвращения трудоспособности. Законодательство не приказывает человеку восстанавливать работоспособность, государство естественным путем создает экономическую заинтересованность гражданина к возвращению в трудовую деятельность. Что может Россия сегодня противопоставить, например, Германии, если успешная реабилитация и рациональное трудоустройство в этой стране увеличивает личные доходы гражданина в разы по сравнению с социальным пособием по утрате трудоспособности? Стремление человека к труду в такой ситуации исключительно велико!

Такой подход сегодня в России невозможен в силу экономических причин. Но следует признать, что вслед за ростом числа неработающих инвалидов в геометрической прогрессии растут расходы на выплату пенсий, а резервы нашей экономики продолжают таять, вовлекая в круговорот инвалидности все новые и новые тысячи граждан. Российская семья инвалида порой вся живет на назначенную ему пенсию. Какой смысл в реабилитации инвалида, если человек всеми путями уклоняется от профессионального обучения, опасаясь, что вслед за полученной профессией он восстановит трудоспособность и лишится государственной пенсии? В конечном итоге доход от трудовой деятельности, а не пенсия должен стать основным источником средств к существованию для человека, имеющего ограничения трудоспособности. Государству следует направлять свои усилия на развитие и поддержку реабилитационных учреждений, служб занятости населения и работодателей.

В Санкт-Петербурге в начале 90-х гг. была поставлена задача изучения опыта ряда стран Западной Европы, которые реализуют профессиональную реабилитацию на государственном уровне. В итоге остановились на опыте Германии, где уже более сорока лет действуют профессионально-реабилитационные центры (ПРЦ), которые являются составной частью социальной системы. Целью профессионально-реабилитационных центров Германии является интеграция взрослых людей на рынок труда и укрепление имеющихся трудовых отношений. Спектр их услуг распространяется от консультаций, профессиональных проб, профессиональной диагностики, профессионального обучения до индивидуальной помощи по интеграции в активную трудовую деятельность. Федеральным правительством Германии совместно с федеральными землями и носителями расходов по реабилитации была создана обширная сеть профессионально-реабилитационных центров, расположенных во всех федеральных землях. Все профессионально-реабилитационные центры объединились в 1968 г. в свободное рабочее объединение немецких профессиональных центров. Более 160 тысяч взрослых людей, которые по состоянию здоровья не могли продолжать работу по их прежней специальности, успешно прошли профессиональное обучение и были реально интегрированы в трудовую деятельность.

Финансирование мероприятий обеспечивается различными носителями расходов по реабилитации:

— федеральное ведомство по труду;

— носители обязательного пенсионного страхования;

— носители обязательного страхования от несчастных случаев;

— другие структуры (около 20).

Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство по труду и социальной политике Германии при активной поддержке администрации Санкт-Петербурга создали Профессионально-реабилитационный центр (ПРЦ), приняв за базовую модель Профессионально-реабилитационный центр во Франкфурте-на-Майне, в рамках международной социальной программы «Восток». Реализация этого масштабного проекта в Санкт-Петербурге с самого начала осуществлялась под контролем как Министерства по труду Российской Федерации посредством ежегодного согласования протокола с немецкими коллегами, начиная с 1995 г. по 2000 г., так и администрации Санкт-Петербурга с помощью утвержденного попечительского совета во главе с вице-губернатором. Первоначальная и главная задача, которая была поставлена, — установить юридический статус ПРЦ — государственное учреждение, подведомственное Комитету по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга, с уставом, разработанным на основе рекомендаций Санкт-Петербургского научно-практического центра медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта.

Необходимо заметить, что при апробации, внедрении и особенно критической оценке новых социальных технологий, необходимо было организовать систему постоянного и внимательного наблюдения специалистами-экспертами за ходом реализации проекта. С этой целью в 1996 г. был создан попечительский совет во главе с вице-губернатором В.Г.Дербиным. Было ясно с самого начала, что механически перенести систему, действующую в Германии, в Россию не удается.

В рамках стоящих перед нами задач была выработана идеология ПРЦ Санкт-Петербурга: Санкт-Петербургский профессионально-реабилитационный центр — государственное социально ориентированное учреждение для осуществления профессиональной реабилитации инвалидов. Цель деятельности профессионально-реабилитационного центра — возвращение инвалида к активной трудовой деятельности. Для достижения цели мы разработали и предложили услуги: профконсультация, профотбор, профобучение и повышение профессиональной квалификации, динамичное сопровождение учебного процесса, а также содействие в трудоустройстве. Все услуги учитывают индивидуальные способности реа-билитанта и потребности рынка труда. Это комплексная задача, решаемая во взаимосвязи образовательной, методической, медицинской и социально-психологической услуг.

В системе работы профессионально-реабилитационного центра особое место занимает повышение квалификации всех специалистов. Одной из наиболее действенных форм повышения квалификации специалистов являются международные семинары, которые проводились сотрудниками Центра профессиональной реабилитации Германии. С 1996 г. было проведено около сорока семинаров как в России, так и в Германии, где специалисты смогли на практике познакомиться с формами и методами, которые используют немецкие коллеги.

Современный рынок труда требует специалистов высокой квалификации, подготовка которых либо увеличивает срок обучения, либо приводит к интенсификации процесса обучения. И то, и другое неприемлемо для контингента профессионально-реабилитационного центра. Перед коллективом профессионально-реабилитационного центра стоит непростая задача: в сроки, определенные образовательными стандартами, обучить инвалида профессиональным навыкам конкретной специальности, обеспечив при этом должную преемственность процесса обучения и дальнейшей трудовой деятельности. Это требует формирования новых методик, разработки современных обучающих технологий, инновационного подхода в реализации образовательных программ (модульное обучение, создание учебных фирм и т.д.). Разработка программ и методик такого формирования — актуальная задача педагогического коллектива профессионально-реабилитационного центра.

Необходимо сказать, что в практической работе мы не остановились только на опыте Германии, но также используем опыт и наработки наших шведских партнеров в области профессионального отбора и профессиональных проб. Осуществляются постоянные творческие контакты с коллегами из Украины, Белоруссии и других регионов Российской Федерации, где имеются очень интересные и дающие практические результаты реабилитационные центры. В настоящее время осуществляется взаимодействие с финскими коллегами. В профессионально-реабилитационном центре открыт Функциональный дом технических средств реабилитации для инвалидов как учебный полигон, ознакомительная площадка с новейшими достижениями в области реабилитации. Это совместный проект Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга и Северо-Карельского университета прикладных наук (Финляндия). Профессионально-реабилитационный центр постоянно сотрудничает с Научно-исследовательским институтом экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (СПбНИИЭТИН), институтом образования взрослых Российской Академии образования (ИОВ РАО), Научно-исследовательским институтом протезирования (СПбНИИП), Санкт-Петербургским университетом педагогического мастерства и другими научно-исследовательскими, учебными и реабилитационными учреждениями.

Организация процесса профессиональной реабилитации в ПРЦ.

Деятельность профессионально-реабилитационного центра организована таким образом, чтобы наиболее эффективно достигать поставленные перед ним Комитетом по социальной политике правительства Санкт-Петербурга цели:

• профессиональной реабилитации инвалидов;

• профессиональной ориентации;

• профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ начального и среднего профессионального образования, адаптированных для обучения инвалидов;

• содействия в трудоустройстве,

• производственной адаптации в комплексе с сопровождающими мероприятиями медицинской и социально-психологической реабилитации.

Организация процесса профессиональной реабилитации в профессионально-реабилитационном центре состоит из трех этапов:

• подготовительный этап;

• основной этап;

• заключительный этап.

Инвалиды Санкт-Петербурга имеют право на получение в учреждениях медико-социальной экспертизы индивидуальной программы реабилитации, обязательной для исполнения учреждениями, осуществляющими профессиональное образование. В связи с тем, что в ПРЦ работает служба содействия трудоустройству, инвалиды могут сразу обратиться к ее специалистам за консультацией и за получением информации о вакантных рабочих местах как из общей городской информационной базы, так и из специализированной базы для инвалидов.

Подготовительный этап начинается с рекламной деятельности, которая проводится по нескольким направлениям:

• информационное обеспечение медико-социальной экспертизы;

• информационное обеспечение медицинских учреждений;

• информационное обеспечение коррекционных школ и детских домов;

• информационное обеспечение общественных организаций инвалидов,

• размещение рекламы в газетах;

• размещение информации в различных справочниках;

• проведение 2 раза в году в апреле и октябре ярмарок вакантных рабочих мест для инвалидов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В профессионально-реабилитационный центр принимаются лица с установленным учреждениями медико-социальной экспертизы статусом инвалида, имеющие индивидуальные программы реабилитации, выданные медико-социальной комиссией. Социально-психологическое и медицинское сопровождение начинается с первого визита инвалида в профессионально-реабилитационный центр, с первой беседы с социальным педагогом, психологом, врачом. Успех профессиональной реабилитации зависит от правильного решения при выборе профессии — это задача отдела профессиональных проб и профессионального отбора.

Профессиональная диагностика проводится в отделе профессиональных проб и профессионального отбора, который:

• проводит мероприятия по профессиональной ориентации и профессиональной диагностике инвалидов, в том числе углубленной;

• осуществляет функции приемной комиссии в части приема документов и проведения вступительных испытаний, которая в течение календарного года проводит прием заявлений на профессиональную реабилитацию в ПРЦ, проводит профессиональное тестирование и вступительные испытания для инвалидов, направляет, при необходимости выравнивания знаний, на обучение на реабилитационно-подготовительных курсах;

• использует данные медицинского обследования направленных на реабилитацию инвалидов, предоставленные медицинской службой ПРЦ для решения вопроса о возможности прохождения профессиональной реабилитации в ПРЦ по конкретным профессиям и специальностям;

• проводит психологическое обследование инвалидов с целью диагностики готовно -сти к обучению и определения объема возможной коррекции познавательной, мотивационной, индивидуально-типологической сфер, характерологических и личностных особенностей, а также степени сформированности эмоционально-волевых качеств;

• осуществляет связь с учреждениями медико-социальной экспертизы, специалистами городских лечебно-профилактических учреждений с целью уточнения задач, поставленных в индивидуальных программах реабилитации и передачи информации о наборе инвалидов в ПРЦ;

• проводит первичное социальное обследование инвалида с целью получения информации по социальным показателям для выработки рекомендаций по социальному сопровождению учебного процесса в ПРЦ;

• дает рекомендации по выбору наиболее оптимального пути проведения профессиональной реабилитации инвалида на основании полученных данных по интересам, склонностям, способностям, индивидуально-личностным особенностям, профессионально важным качествам, мотивации, потенциальным и компенсаторным возможностям и уровню подготовки;

• обеспечивает работу реабилитационно-подготовительных курсов в ПРЦ согласно «Положению о реабилитационно-подготовительных курсах»;

• подготавливает документацию о результатах прохождения поступающими профессионального тестирования и вступительных испытаний к заседанию приемной комиссии;

• передает комплект документов инвалидов, зачисленных в ПРЦ приказом директора в учебную часть и отделение социально-психологической реабилитации и медицинского сопровождения.

При формировании учебной группы в ПРЦ учитываются возрастные особенности реа-билитантов, группы инвалидности, категории инвалидности и формы их заболевания.

По состоянию на 01.01.2010 г. контингент обучающихся по указанным критериям характеризуется следующими показателями.

Состав обучающихся по возрастным группам

№ п/п Возрастная группа, лет Удельный вес, %

1 16—25 58,3

2 26—35 18,6

3 36—45 23,1

Таблица 2

Состав обучающихся по группам инвалидности

№ п/п Группа инвалидности Удельный вес, %

1 I 2,7

2 II 39,6

3 III 37,0

4 ребенок-инвалид 7,1

Таблица 3

Состав обучающихся по категории инвалидности

№ п/п Категория инвалидности Удельный вес, %

1 инвалид детства 41,4

2 общее заболевание 36,1

3 трудовые увечья 0,3

4 инвалиды военной службы 1,5

Таблица 4

Основные формы заболеваний и их удельный вес в процентах к общей численности обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования в профессионально-реабилитационном центре

№ п/п Формы заболеваний Удельный вес, %

1 болезни внутренних органов 14,4

2 болезни нервной системы 19,2

3 нервно-психические заболевания 24,3

4 заболевания опорно-двигательного аппарата 18,1

5 заболевания органов слуха 4,1

6 заболевания органов зрения 3,3

7 заболевания эндокринной системы 6,2

8 ревматические болезни 1,5

9 онкологические болезни 3,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 прочие 5,3

Представленная характеристика обучающихся в профессионально-реабилитационном центре свидетельствует об отсутствии здоровых людей, на которых рассчитаны типовые образовательные программы и стандарты профессионального образования. Для обучающихся в ПРЦ характерно снижение уровня интеллекта, интеллектуальной лабильности, словесно-логической памяти и понимания инструкций, быстрая утомляемость и освоение простых жестко алгоритмизированных действий. Кроме того, основная масса обучающихся получила среднее образование в специальных (коррекционных) школах и группах с наполняемостью от 5 до 12 человек (в зависимости от заболевания), причем это заболевание у них осталось. Следует учитывать, что старшие возрастные группы 26—35 лет и 36—45 лет получили первоначальное профессиональное образование более 10—20 лет тому назад, и требуются значительные усилия для получения знаний по новым образовательным

программам. Совокупность указанных обстоятельств обуславливает необходимость создания для реабилитантов ПРЦ специальных условий обучения, к числу которых относится и наполняемость учебных групп в количестве 14—20 человек, согласованная с Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга.

При проведении практических, лабораторных и семинарских занятий, занятий по специальной физкультуре и иностранному языку, а также на время учебной практики, при курсовом проектировании и производственном обучении в мастерских группа делится на подгруппы численностью не менее 7 человек. Исходя из специфики профессиональнореабилитационного центра учебные занятия могут проводиться с группами или подгруппами обучающихся меньшей численностью, а также с отдельными обучающимися. Особенности формирования учебной группы не ограничиваются оптимальным размером ее наполняемости. Немаловажное значение имеют факторы, определяющие личностные характеристики реабилитантов. При наличии двух параллельных групп, получающих образование по одной профессии или специальности, состав группы целесообразно формировать реабилитантами, близкими по возрасту, образованию и уровню интеллекта, с обязательным включением мужчин и женщин.

Приказом директора о зачислении инвалидов в профессионально-реабилитационном центр заканчивается подготовительный этап и начинается основной. Основной этап — это этап получения профессионального образования с обязательным социально-психологическим и медицинским сопровождением.

На этом этапе начинается процесс обучения, происходит адаптация реабилитантов в профессионально-реабилитационном центре.

Первичная социально-психологическая диагностика заключается в следующем: составляется социально-психологический портрет реабилитанта, его маршрут реабилитации и паспорт группы, открывается реабилитиационное дело. Социально-психологическое и медицинское сопровождение осуществляется отделением социально-психологической реабилитации и медицинского сопровождения. Сопровождение учебного процесса социальными педагогами предусматривает содействие профессиональной, личностной и социальной реабилитации обучающихся, развитию их способностей к самостоятельной профессиональной деятельности, формированию устойчивой мотивации к этой деятельности.

Социальное сопровождение:

• координация работы служб отделения, формирование состава реабилитационных команд и организация их работы в соответствии с «Положением о реабилитационных командах»;

• проведение углубленного социального обследования инвалида с целью уточнения его социального портрета;

• разработка и реализация рекомендаций по социальной реабилитации обучающихся в профессионально-реабилитационном центре;

• контроль хода выполнения реабилитационных мероприятий, ведение личных реабилитационных дел;

• составление и выполнение планов культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, индивидуальной и групповой социальной работы с обучающимися;

• осуществление посреднической деятельности в социальной сфере, в реализации личных и профессиональных проектов и планов обучающихся;

• способствование в развитии мотивации к обучению, активной трудовой и общественной деятельности.

Психологическое сопровождение учащихся направлено на создание благоприятного социально-психологического климата в учебных группах, оказание помощи и поддержки в процессе обучения.

Психологическое сопровождение:

• организация дополнительного психологического обследования обучающихся для детализации и конкретизации причин возникших психологических комплексов и личных проблем с целью формирования реабилитационных групп для проведения психологической коррекции;

• осуществление психологической помощи обучающимся, проведение индивидуальной и групповой психокоррекции и психотерапии;

• проведение психологического консультирования семьи обучающегося по возможным проблемам профессиональной реабилитации;

• участие в образовательном процессе и оказание консультативной помощи педагогическим работникам профессионально-реабилитационного центра по вопросам психологии, проблемам поведения обучающихся и способам их разрешения.

Медицинское сопровождение:

• осуществление связи с учреждениями медико-социальной экспертизы, специалистами городских лечебно-профилактических учреждений в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации;

• оценка общего состояния здоровья, направленная на профессиональную реабилитацию инвалидов, их готовность к смене режима нагрузок, анализ характера заболеваемости, уточнение медицинских показаний и противопоказаний приема инвалидов на те или иные профессии и специальности;

• осуществление контроля за состоянием здоровья обучающихся и сотрудников профессионально-реабилитационного центра, определение показания и очередности лечебно-профилактических мероприятий, проведение их в соответствии с государственной лицензией на право осуществления медицинской деятельности; ведение медицинской документации;

• осуществление проверки санитарного состояния помещений профессионально-реабилитационного центра, выдача рекомендаций по организации питания и контроль его качества, слежение за соблюдением режима умственных, эмоциональных и физических нагрузок обучающихся;

• проведение профилактических мероприятий по обеспечению противоэпидемического режима в профессионально-реабилитационном центре;

• организация экстренной медицинской помощи.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся, она оценивает результаты учебной деятельности обучающегося за семестр. Для многих инвалидов зачет или экзамен является стрессом, и здесь большое значение имеет психологическая помощь при подготовке и проведении зачетов и экзаменов.

Промежуточная социально-психологическая диагностика является подведением итогов профессиональной реабилитации за семестр. Итоги промежуточной аттестации, динамика социального поведения, психологического состояния и здоровья обучающихся рассматриваются реабилитационными командами и вносятся в их реабилитационные дела. Уточняется социально-психологический портрет обучающегося и маршрут его реабилитации, вносятся новые сведения в паспорт группы, например, появление мотивации к обучению у нескольких обучающихся в группе. Количество промежуточных аттестаций зависит от срока обучения: при сроке 1 год — одна, при сроке 3 года — пять.

Большую роль в процессе реабилитации играют реабилитационные команды, которые состоят из классного руководителя, заведующего учебным отделением, социального педагога — координатора РК, психолога, врача и заведующего отделением социально-психологической реабилитации и медицинского сопровождения. Из перечисленных видов работ большая их часть выполняется в рамках деятельности реабилитационной команды.

Таким образом, система профессиональной реабилитации в профессионально-реабилитационном центре имеет комплексную структуру взаимодействия учебного процесса

и его реабилитационного сопровождения, которая направлена в первую очередь на индивидуальную работу с учащимся с учетом его особенностей и участия его в работе учебной группы. Реабилитационная команда ведет индивидуальное сопровождение учащегося, решает с ним все возникающие проблемы, связанные с учебой, здоровьем, социальными и психологическими проблемами. Реабилитационная команда рассматривает вопросы о предоставлении учащемуся академического отпуска, об отчислении по различным причинам и вырабатывает рекомендации для администрации профессионально-реабилитационного центра по этим вопросам. Для рационального распределения специалистов служб сопровождения создана Организационная структура распределения реабилитационных команд по специальностям и профессиям, которая реализует принцип создания реабилитационной команды по профессиональному признаку. При этом подходе социальные педагоги и педагоги-психологи загружены одинаково и сопровождают закрепленные за ними группы с начала до конца обучения, так же как и классные руководители, и имеют возможность наблюдать и влиять как на личность обучающегося, так и на группу в целом.

Заключительный этап — это этап подведения итогов профессионального обучения, проведения итоговой аттестации и выпуска обучающихся.

Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника государственному образовательному стандарту.

Итоговая социально-психологическая диагностика является подведением итогов за весь срок профессиональной реабилитации.

Результаты итоговой аттестации, динамика социального поведения, психологического состояния и здоровья рассматриваются реабилитационными командами и вносятся в реабилитационное дело выпускника, окончательно формируется паспорт группы. Проводится анализ всех реабилитационных мероприятий, выявляются успехи и недоработки в процессе профессиональной реабилитации для учета их в дальнейшей работе.

Выпуск специалистов — торжественное мероприятие с вручением дипломов, с показом номеров художественной самодеятельности и дискотекой.

Некоторые выпускники в процессе обучения самостоятельно находят себе рабочее место для трудоустройства, часто это происходит в процессе прохождения производственной практики. Остальные выпускники обращаются в службу содействия трудоустройству, которая:

• способствует рациональному трудоустройству выпускников профессионально-реабилитационного центра в соответствии с приобретенной специальностью, осуществляет сотрудничество с работодателями;

• совместно с Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу обеспечивает обучающихся информацией из городского банка данных о наличии вакантных рабочих мест;

• способствует развитию у обучающихся предпринимательской инициативы и предпосылок к самозанятости;

• проводит мониторинг состояния трудоустройства выпускников в течение 1,5 лет после выпуска.

С помощью службы содействия трудоустройству выпускники находят подходящее место работы. С 1996 г. в профессонально-реабилитационном центре прошли обучение и были трудоустроены по специальностям (коммерция, лабораторная диагностика) и профессиям (агент, оператор электронно-вычислительных машин, художник росписи по дереву, изготовитель художественных изделий из керамики, портной) около 1900 человек. Об эффективности организации процесса профессиональной реабилитации в профессиональнореабилитационном центре, который является комплексом тесно связанных процессов обучения и социально-психологического и медицинского сопровождения, можно судить по результатам трудоустройства выпускников, которое составляет от 60 до 65%.

Инвалиды Санкт - Петербурга

ГГУ

Заявления

МІ 1996 - 1999

Министерств! труда и социального развития

Администрация

Санкт-Петербурга

I

ГРи

Профессионально-реабилитационный центр Санкт-Петербурга

Соглашение всвтрудничестве

Министерство труда и социальной политим

ь

о-реабилитационный центр

Ф*амфурта-иа-Майне

ПРЦ СОЗДАН В РАМКАХ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ФРГМИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ И АДМИНИСТРАЦИИ САНКТ ПЕТЕРБУРГА

Рис. 1. Схема взаимодействия, в рамках которого создан профессионально-реабилитационный центр

_____________________________________________ПІ^И-І

Организация процесса профессиональной реабилитации в ПРЦ

Профессионально-реабилитационный центр

Подготовительный этап

Основной этап

Профессиональное

Социально-психологи-

образование

Заключительный этап

ческое сопровождение

сопровождение

Рис. 2. Схема организации процесса профессиональной реабилитации в профессионально-реабилитационном центре

ПІ^ІЛ

Направления подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов в ПРЦ

Специальности среднего профессионального образования

Профессии начального профессионального образования

Лабораторная

диагностика

Коммерция Агент

Оператор электронно-вычислительн ых машин

Художник росписи по дереву

Изготовитель художеств енны х изделий из керамики

Портной

Рис. 3. Направления подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов в профессионально-реабилитационном центре

Распределение численности оОучающихся по направлениям подготовки раОотнинв квалифицированною труда (рабочих и служащих) и специалистов

Курсы повышения квалификации; 50; 15%

Лабораторная диагностика; 44; 13%

нотовигель художественных зіелийиз керамики; 32; 10%

Художник росписи по дереву: 6%

Коммерция; 90; 26'

Оператор электронновычислительных машин; 40; 12%

Агент; 40; 12%

Рис. 4. Распределение численности обучающихся по направлениям подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов в профессионально-реабилитационном центре

ГГУ

Формирование реабилитационных команд

Рис. 5. Формирование реабилитационных команд ЛИТЕРАТУРА

1. Декларация о правах инвалидов. Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 9 декабря 1975 г. // Народное образование. 1993. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.