Научная статья на тему 'Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях вхождения в Болонский процесс: социологический аспект'

Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях вхождения в Болонский процесс: социологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / SYSTEM OF SPECIAL VOCATIONAL TRAINING OF DISABLED PERSONS / EDUCATION SPACE / REHABILITATION PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтярева Татьяна Николаевна

Затрагиваются вопросы профессионального образования инвалидов в период вхождения российских вузов в единое образовательное пространство, а также описываются необходимые условия доступности высшего образования для инвалидов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the question of vocational training of disabled persons when Russian high schools are entering the uniform educational space. The necessary conditions of availability of higher education for disabled people are described

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях вхождения в Болонский процесс: социологический аспект»

Т.Н. Дегтярева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ВХОЖДЕНИЯ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Затрагиваются вопросы профессионального образования инвалидов в период вхождения российских вузов в единое образовательное пространство, а также описываются необходимые условия доступности высшего образования для инвалидов.

Ключевые слова: система специального профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; образовательное пространство; реабилитационно-образовательный процесс.

В научной и общественной публицистике в последние годы активно обсуждаются вопросы вхождения в единое образовательное пространство. К европейским вузам, занимающимся профессиональной подготовкой инвалидов, предъявляются жесткие требования в организации учебного процесса, доступности университетской архитектурной среды, к наличию психолого-педагогического сопровождения, специальной материально-технической базе и др. Поэтому в современных условиях реформирования российской системы высшего образования возникает сложнейшая проблема соответствия российского специального образования европейским стандартам. По сути перед нами возникает ряд вопросов:

1. Готовы ли российские вузы к реализации образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья к Болонскому процессу?

2. Насколько доступно сегодня университетское образовательное пространство для инвалидов?

3. Какие барьеры у инвалидов сегодня существуют при поступлении в вузы?

Эти и другие вопросы освещаются в настоящей статье. Усилим эти тезисы: фактически современная система образования, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья, стоит перед необходимостью решения принципиально новых задач. Разработка и реализация государственной программы преобразования высшей школы, вступление российской системы образования в единое европейское образовательное пространство (Болонский процесс) требуют всестороннего научного обеспечения. В рамках научных подходов [1] можно говорить о двух существующих парадигмах - нормативной и интерпретативной, которые представлены структурно-функциональным, позитивистским и бихевиористским подходами, с одной стороны, и, с другой, - теориями символического интеракционизма, экзистенциальным, деятельностным подходами, герменевтикой и др.

Рассматривая предметную область социологии образования, Ф.Р. Филиппов считал, что взаимосвязь и взаимодействие системы образования с социальными отношениями общества, выраженными в социальной структуре, составляют центральную область социологических проблем образования [2]. И если эти проблемы находят свое отражение в социологии образования, а в последнее время достаточно много исследований посвящено данной проблематике, то вопросам специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения социологии уделяется недостаточное внимание.

Сегодня идет активная подготовка российских вузов к вхождению в Болонский процесс. А в каком со-

стоянии находится система профессионального образования инвалидов, готовность этой системы к европейским стандартам - вот далеко не весь круг проблем, которые должны решаться в ближайшее время.

На сегодняшний день известны 4 модели доступного высшего образования для людей с нарушением физического здоровья, к которым относятся специализированное, дистанционное, интегрированное, инклюзивное обучение.

Проанализировав вопросы доступности высшего профессионального образования для инвалидов, можно констатировать, что:

1. Успешное развитие программ высшего профессионального образования инвалидов в ряде региональных центров (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Челябинск, Нижний Новгород, Владимир и др.), а также успешная реализация образовательно-реабилитационных программ в уполномоченных вузах способствуют:

- включению в учебный процесс социальнопсихологических, специальных образовательных и медико-реабилитационных мероприятий, ориентированных на сохранение здоровья;

- определению нормативного спектра специальных психолого-педагогических услуг специалистами службы реабилитологии всем субъектам образовательнореабилитационного пространства, испытывающим затруднения, связанные с интегрированным образовательным процессом;

- развитию представления о реабилитации как о совокупности мотивационных и ценностных приобретений, которые позволяют надежно усваивать и применять стереотипы поведения, ориентированные на интеграцию;

- проведению комплексного медицинского и социально-психологического сопровождения и мониторинга, позволяющего оценить успешность реализации реабилитационных программ и в случае необходимости корректировать их, изменять форму и содержание;

- реализации концептуального принципа перехода от парадигмы инвалидности и сегрегации к парадигме интеграции и самодостаточности.

2. Реализация мероприятий по содействию расширению доступности пространства (высшего) профессионального образования осуществляется на довузовском, вузовском (многоуровневом) и послевузовском уровнях с учетом особенностей республиканского, регионального и муниципального характера.

В числе механизмов расширения доступности используются:

- внедрение в практику предоставления образовательных услуг вузами специальных образовательно-

реабилитационых программ, включающих совокупность мероприятий, отражающих специальные потребности контингента и индивидуальные особенности каждого;

- разработка специального научно-методического обеспечения образовательной и реабилитационной составляющих учебного процесса;

- разработка содержания учебных планов и программ курса, учитывающих специфику интеллектуальной и производственной деятельности инвалидов;

- организация кадрового обеспечения специальных образовательно-реабилитационных программ;

- создание адаптивно-развивающей без барьерной среды, дистанционной, модульной и коммуникативной форм обучения.

Каждое учебное заведение, занимающееся обучением и образованием инвалидов, отличается друг от друга контингентом обучающихся, формой обучения, адаптированно-стью учебных планов и программ. Модель профессионального обучения инвалидов должна проектироваться и строиться на основании определённой методологии и региональной политики образования, т. к. специальное образование нельзя изолировать от сложившейся системы образования в регионе.

Реальная интеграция инвалидов в социум может осуществиться только тогда, когда государственная политика в отношении инвалидов будет ориентироваться на их способности и поддержку гражданских прав человека - права на образование. Оно закреплено в Законах Российской Федерации «Об образовании», «О социальной защите инвалидов».

Однако жизнь показывает, что необходимо переходить от правовой декларативности на путь реально действующих механизмов реализации провозглашенного права, на устранение дискриминации в получении образования. В большой степени это относится к высшему образованию, которое в условиях рыночной экономики в России становится недоступным для многих социальных слоев населения, и прежде всего инвалидов. Каковы же причины, ограничившие возможности инвалидов в получении высшего образования?

Практический опыт постановки профессионального образования для инвалидов позволяет нам обозначить эти причины, сложившиеся в Новосибирской области. Это, прежде всего:

- недостаточная подготовка выпускников специальных (коррекционных) школ, которые не могут конкурировать со своими сверстниками;

- психологические барьеры, возникающие в результате дифференциации уровней подготовки;

- различные ограничения в системах поступления в вузы (отсутствие сурдопереводчиков, тифлопедагогов на вступительных экзаменах);

- отдаленность от вузовских центров и низкое материальное положение семей также является сдерживающим фактором для получения высшего образования этой категории молодых людей.

Но главным препятствующим фактором получения высшего профессионального образования инвалидов мы считаем отсутствие системы организационных, педагогических, кадровых, социальных мероприятий, нормативно-правовых актов, которые должны действовать в системе высшего профессионального образования, что-

бы обеспечить возможность инвалидов в его получении. Рассмотрим конкретные примеры практической деятельности вузов, занимающихся профессиональным образованием для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета (ИСР НГТУ) занимается профессионально-образовательными программами для инвалидов с 1995 г., что позволяет сделать выводы о необходимых компонентах системы доступности высшего профессионального образования для инвалидов и условия его функционирования. Какие же это составляющие?

Во-первых, организационная составляющая. На наш взгляд, в вузе должна быть создана организационнофункциональная структура, которая несет ответственность за практическую реализацию принципа доступности высшего профессионального образования для инвалидов. В тех вузах, где данная структура существует, действительно реализовано право на высшее образование молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Например, Головной учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в МГТУ им. Баумана в Москве, факультет доступности образования в ЧелГУ, подготовительное отделение в Красноярском государственном торговоэкономическом институте и др. Среди государственных вузов г. Новосибирска только в двух существуют подобные структуры. Это Новосибирский государственный университет. С 2000 г. в университете существует Центр поддержки обучения студентов с ограниченными возможностями. Центр состоит из трех штатных единиц, что позволяет уже этой структуре осуществлять поддержку студентов-инвалидов, включающую формы медицинского, психологического и педагогического сопровождения обучающихся. Новосибирский государственный технический университет имеет самостоятельную подобную структуру в лице Института социальной реабилитации. ИСР был включён в университетский комплекс в 1995 г., что позволило реально создать для инвалидов по слуху, а с 1999 г. и других категорий инвалидов, возможность получения высшего профессионального образования.

Во-вторых, составляющей компонентой системы доступности высшего профессионального образования для инвалидов, на наш взгляд, является нормативноправовое обеспечение. На сегодняшний день нормативная база практически не проработана и не узаконена. Сегодня недостаточно только основных федеральных законов («Об образовании», «Об инвалидах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «Об основах социального обслуживания населения в РФ»), нужны регулирующие законы защиты прав инвалидов в практической сфере профессионального образования. Необходима нормативно-правовая система, которая бы регулировала порядок нахождения студента-инвалида в учебном заведении, а именно: условия приёма и обучения; сроки обучения, наполняемость групп, соотношение «преподаватель-студент»; нагрузка ППС занимающихся со студентами-инвалидами, надбавки к их заработной плате; оплата вспомогательного персонала (тифлопедагогов, сурдопереводчиков, тьюторов); содержание

учебных планов (соотношение аудиторных и индивиду -альных занятий).

Другими словами, должен быть разработан обязательный перечень необходимых условий, которому должен соответствовать вуз, если берётся за ведение профессионально-образовательных программ для инвалидов. Разработка такого комплекса условий, конечно, должна решаться на государственном уровне, но если вуз не введёт определённые нормативы в этой области, проблема доступности высшего профессионального образования для молодых людей с ограничениями физического здоровья останется актуальной.

В-третьих, достаточный опыт постановки профессионального образования для инвалидов в ИСР НГТУ показал, что профессионально-образовательные программы для этой категории молодых людей - это не просто организация учебного процесса. Принципиальным стержнем образовательного пространства для инвалидов становится создание реабилитационно-образовательной среды. Данная среда предназначена компенсировать различные ограничения в получении образования, в жизнедеятельности студента-инвалида, позволяя ему на равных выступать на рынке труда. Реабилитационнообразовательная среда рассматривается как приспособленная в образовательном учреждении среда к специальным образовательным потребностям инвалидов.

Основополагающими принципами создания реабилитационно-образовательной среды являются:

- включение в образовательный процесс различных типов реабилитации (медицинской, социальной, психологической), т.е. создание системы внутренней комплексной реабилитации;

- техническое и архитектурное обустройство учебных мест в учебном заведении;

- создание современных образовательных технологий;

- создание информационной коммуникативной среды;

- создание организационно-педагогического сопровождения обучающихся;

- развитие социокультурных отношений.

Все эти компоненты реализуются в вузах г. Новосибирска, в которых обучаются молодые люди с ограничениями физического здоровья. Рассмотрим включение в образовательный процесс различных типов реабилитации. Медицинская реабилитация в образовательном учреждении выполняет другие цели и задачи в отличие от медицинских реабилитационных центров и учреждений. Цель медицинской реабилитации в вузе заключается в организации различных форм медицинского сопровождения инвалидов. Новосибирским вузам было предложено заполнить анкету по формам медицинского сопровождения обучающихся инвалидов. Результаты опроса показали, что самой распространённой формой таких мероприятий в вузах является содействие в организации санитарно-

курортного лечения, стационарного лечения, протезирования. На втором месте стоит регулярный контроль за состоянием здоровья. Медицинская реабилитация инвалидов в вузах должна включать в себя помимо перечисленных форм прежде всего медицинскую диагностику, целенаправленное медицинское воздействие на преодоление или ослабление последствий заболевания, профилактику, пропаганду здорового образа жиз-

ни. Для решения задач медицинского сопровождения студентов-инвалидов на этапах обучения в вузе должна функционировать медицинская служба оздоровительной реабилитации, которая предусматривает единство и преемственность функционирования различных учреждений, входящих в систему органов здравоохранения, социальной защиты, образования.

Необходимо создание системы, обеспечивающей оптимальные условия для студентов-инвалидов в соответствии с состоянием их соматического и нервнопсихического здоровья. Система работы со студента-ми-инвалидами направлена на реализацию компенсаторных механизмов взамен утраченных функций, преодоление негативных особенностей. Анализируя проблему взаимодействия общества и специального образования инвалидов, авторы установили, что в Новосибирской области существуют следующие препятствия в получении профессионального образования:

1. Недостаточная подготовка выпускников специальных (коррекционных) школ. Более того, выпускники этих школ не осваивают программы среднего (полного) общего образования, а значит, не имеют аттестат и не могут поступать в вуз. Но если ребёнок-инвалид учится в массовой школе, как правило, он учится по индивидуальной программе обучения. Такая форма обучения тоже даёт слабые знания, и такой абитуриент не может конкурировать со своими сверстниками.

2. В вузах недостаточно развиты адаптированные программы для абитуриентов-инвалидов). Практически только в двух вузах г. Новосибирска (НГУ, ИСР НГТУ) выполняются все возможные виды адаптации инвалидов к новым университетским условиям.

3. Различные ограничения в системах поступления в вузы. Отсутствие в вузах специальной аппаратуры, персонала, обеспечивающих сдачу вступительных экзаменов абитуриентом-инвалидом. Например, незрячий в Новосибирске может поступить только в НГУ, где существует специальная аппаратура и персонал, глухие могут поступать в ИСР НГТУ, только здесь создаются условия для поступления. В остальные вузы доступ ограничен из-за отсутствия вышеперечисленного.

4. Низкое материальное положение семей, имеющих детей-инвалидов.

5. Отсутствие системы мероприятий, которые будут обеспечивать доступность, а именно:

- нормативно-правовые акты;

- кадровое обеспечение учебного процесса;

- социальные мероприятия (безбарьерная среда; адаптация и т. д.);

- психолого-педагогическое сопровождение;

- медицинское сопровождение.

6. Отсутствие программы трудоустройства. Одной из основных задач реабилитации является наиболее полная интеграция и реинтеграция инвалида в общество с максимальным использованием накопленных в течение жизни знаний и навыков инвалида и сохранением его сложившегося динамического стереотипа и социальной роли в обществе. В мировой практике общепризнанно, что труд является основным способом самоутверждения личности, а в отношении инвалида - ведущим показателем степени интеграции в обществе. Наиболее высокую эф-

фективность реабилитационных мероприятий можно достичь лишь в том случае, если конечным этапом реабилитационного процесса будет рациональное трудоустройство инвалида, т.е. подбор видов и условий труда в соответствии с его психофизиологическими особенностями и интересами. Только активно участвуя в социальной жизни общества, инвалид может себя реализовать как личность и обеспечить себе достойное существование.

Таким образом, сегодня социология управления призвана изучать, в том числе, социальные проблемы составных компонентов профессионального образования инвалидов, связи и отношения специального образования с системой общего профессионального образования, т.к. если рассматривать эти

процессы в отрыве, возникнут огромные трудности вхождения профессионального образования инвалидов в Болонский процесс. Необходимость включения данной проблематики в предметное поле социологии управления определена корреляцией процессов социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья и включения в образовательное пространство индивидов с различными нарушениями. При этом образовательная среда функционирует как среда адаптивная и реабилитационная. Вступая в новое образовательное пространство, связанное с переходом в Болонскую систему, перед теоретиками и практиками стоят первоочередные задачи разработки теоретико-методологического и методического обеспечения данной сферы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2002. 271 с.

2. Филиппов Ф.Р. Социология образования // Социологические исследования. 1994. N° 8. С. 62-70.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 19 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.