Верзун Ю. С., Петренко Н. И.
УДК 342
СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА КОНКУРЕНЦИЮ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ деятельности
Верзун Юлия Сергеевна,
магистрант Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: yverzun@gmail. com
Научный руководитель:
Петренко Николай Иванович,
доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы реализации конституционного права на конкуренцию, содержание и формы реализации данного права. Проводится разграничение с реализацией конституционно-правовых норм о конкуренции. Приводятся примеры реализации конституционного права на конкуренцию.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентные действия, конституционное право на конкуренцию, реализация конституционного права на конкуренцию, конституционно-правовые нормы о конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В силу части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Из вышеизложенного следует, что конституционное право на конкуренцию является правом, которое прямо не названо в Конституции РФ. Однако выделение права на конкуренцию в качестве самостоятельного конституционного права является важной составляющей конституционно-правового регулирования конкуренции в Российской Федерации. Данное право представляет собой субъективное конституционное право хозяйствующих субъектов на самостоятельное и равное соперничество с другими хозяйствующими субъектами, недискриминационный и свободный доступ на рынок и добровольный выход из него, реализующееся в рамках конституционных правоотношений, имеющее целью для субъектов-носителей этого права (хозяйствующих субъектов) приобретение конкурентных преимуществ, в результате чего происходит удовлетворение спроса населения в качественных товарах (работах, услугах), а также эффективное развитие экономики.
Воплощение данного права в реальной действительности во многом определяется особенностями реализации конституционных прав, в частности тем, что реализация конституционных прав возможна как путем вступления в конкретные правоотношения, так и вне их. Во многом это объясняется тем, что для некоторых ситуаций необходимо вступление субъектов
Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015
права в конкретные правоотношения, а для других -этого не требуется.
По-мнению О. Е. Кутафина, конституционное право на конкуренцию реализуется в конкретных правоустанавливающих правоотношениях, поскольку эти правоотношения основаны на нормах Конституции РФ, тесно переплетены с отраслевыми правоотношениями и их целью является реализация конституционных прав.
Таким образом, путем использования субъективное конституционное право на конкуренцию находит свое реальное отражение в действительности. Использование конституционного права на конкуренцию основано, прежде всего, на реализации конституционных норм (норм-принципов, норм-гарантий, запрещающих норм, правовых норм конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а также управомочивающих норм законодательства о конкуренции, которые в своей совокупности являются правовыми основаниями для реализации конституционного права на конкуренцию [3].
Конституционно-правовые нормы создают правовое поле, в рамках которого должна осуществляться реализация конституционного права на конкуренцию, а управомочивающие нормы предоставляют возможность непосредственной реализации конституционного права на конкуренцию в рамках осуществления предпринимательской деятельности.
Использование конституционного права на конкуренцию можно охарактеризовать посредством осуществления конкурентных действий в процессе ведения предпринимательской деятельности на законных основаниях (при наличии учредительных документов юридического лица или индивидуального предпринимателя, лицензий на осуществление определенных
53
Конституционное, муниципальное и административное право
видов деятельности) при одновременном соблюдении норм законодательства о конкуренции, обычаев делового оборота, требований добросовестности, разумности и справедливости.
Однако стоит отметить, что процесс использования данного права не должен приводить к злоупотреблению им. В первую очередь, это касается хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.
Необходимо отметить, что реализация конституционного права на конкуренцию связана с активными действиями. В процессе реализации своего права субъект конституционного права оценивает свое конкурентное поведение, исходя из ситуации на рынке, количества конкурентов, в том числе занимающих доминирующее положение на рынке, степени их влияния на общие условия обращения товаров (работ, услуг), наличного предложения, потребительского спроса, а также административных и экономических барьеров входа на рынок. При этом субъект права не должен прибегать к недобросовестным формам конкурентной борьбы (например, заключение соглашений, ограничивающих конкуренцию).
Стоит отметить, что реализация конституционного права на конкуренцию сталкивается с определенными трудностями, такими, как наличие на рынке субъектов, занимающих доминирующее положение, административные и экономические барьеры входа на рынок, насыщение рынка определенным видом товара (работы, услуги).
В качестве примера можно привести федеральный рынок нефтепродуктов, где существенна доля таких вертикально-интегрированных нефтяных компаний, как ОАО «НК "Роснефть"», ОАО «НК "ЛУКОЙЛ"», ОАО «Газпром нефть», а также региональный роз-
ничный рынок электрической энергии Республики Марий Эл, где фактически доминирует один хозяйствующий субъект - ПАО «ТНС энерго Марий Эл».
Положительный результат обладания и непосредственного воплощения конституционного права на конкуренцию выражается для конкурирующего субъекта в достижении определенных конкурентных преимуществ, а именно в получении максимальной прибыли от соперничества, в возможности ее
использования на расширение производства, его интенсификацию, улучшение качества производимых товаров (работ, услуг) и т. д. Для потребителя - в удовлетворении спроса в качественных товарах (работах, услугах), а для государства - в эффективном развитии экономики.
Соблюдение запретов, исполнение обязанностей и правильное применение законодательства о защите конкуренции направлены на обеспечение реализации субъективного конституционного права на конкуренцию. Они являются гарантиями реализации данного права, что в конечном итоге определяет эффективность его реализации.
Литература
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Кутафин О. Е. Избранные труды: в 7 т.: монография. М.: Проспект, 2011. Т. 1: Предмет конституционного права. С. 306-309.
3. Сухоруков А. С. Конституционно-правовое регулирование конкуренции в Российской Федерации: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 102.
Ю. S. Verzun, N. I. Petrenko
the essence of the constitutional right for competition in the industrial and economic activities
In the article the implementation of the constitutional right for competition, the content and form of implementation of this law are discussed. A distinction with the implementation of constitutional and legal provisions on competition is made. Practical examples of the constitutional right for competition are given.
Key words: competition, competitive actions, constitutional right on competition, realization of constitutional right on competition, constitutional norms on competition.
VERZUN Yulia Sergeevna - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
Scientific advisor: PETRENKO Nikolai Ivanovich - Doctor of Law, Professor of Department of Theory and History of State and Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
54
Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015