Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО ЯВЛЕНИЯ'

СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО ЯВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
47
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА / СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА / ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горелов И.П., Каштанова Е.А.

В статье рассматриваются понятие, сущность, основные теоретические подходы к определению конституционализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF CONSTITUTIONALISM AS A POLITICAL AND LEGAL PHENOMENON

: the article deals with the concept, essence, main theoretical approaches to the definition of constitutionalism.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО ЯВЛЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_27 УДК 340.15

СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО ЯВЛЕНИЯ THE ESSENCE OF CONSTITUTIONALISM AS A POLITICAL AND LEGAL PHENOMENON

ГОРЕЛОВ Илья Павлович,

доктор военных наук, кандидат исторических наук, профессор, генерал-майор в отставке, профессор кафедры организации работы полиции, Санкт-Петербургский университет МВД России. 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: denpasar83@mail.ru;

КАШТАНОВА Елена Александровна,

кандидат юридических наук, полковник внутренней службы, начальник кафедры государственно-правовых дисциплин, юридический факультет, ФКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний». 196602, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Саперная, 34. E-mail: denpasar83@mail.ru;

GORELOV Ilya Pavlovich,

Doctor of Military Sciences, Candidate of Historical Sciences, Professor, Retired Major General,

Professor of the Department of Police Organization, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: denpasar83@mail.ru;

KASHTANOVA Elena Aleksandrovna,

Candidate of Law, Colonel of Internal Service, Head of the Department of State and Legal Disciplines, Faculty of Law, St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service. 196602, Russia, St. Petersburg, Sapernaya str., 34. E-mail: denpasar83@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются понятие, сущность, основные теоретические подходы к определению конституционализма.

Abstract: the article deals with the concept, essence, main theoretical approaches to the definition of constitutionalism.

Ключевые слова: понятие конституционализма, сущность конституционализма, подходы к определению конституционализма.

Keywords: the concept of constitutionalism, the essence of constitutionalism, approaches to the definition of constitutionalism.

Для цитирования: Горелов И.П., Каштанова Е.А. Сущность конституционализма как политико-правового явления // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 27-29. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_27.

For citation: Gorelov I.P., Kashtanova E.A. The essence of constitutionalism as a political and legal phenomenon // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 27-29. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_27.

Статья поступила в редакцию: 30.03.2023

Конституционализм неразрывно связан с порождаемой им политической системой, и только эта взаимосвязь позволяет говорить о практической демократии. Важно понимание и оценка ценностей конституционализма, а не деклараций конституции. Конституция как правовой механизм поддерживается и осуществляется целой структурой правовых и государственных институтов, общественным правосознанием, конституционной теорией и правоприменительной практикой. У конституции, как справедливо считают многие ученые и практики, нет собственного механизма реализации; им, в сущности, является вся правовая система, все ее элементы и взаимосвязи между ними прямо или косвенно при-частны к осуществлению конституционных норм и принципов.

В то же время, «слабость конституционализма, несоблюдение, неисполнение хотя части норм, а тем более принципов Конституции, какими бы благими целями это не обосновывалось, неизбежно порождает тенденции к отказу от демократических методов правления, к хаосу и разрушению страны» [1].

Американский исследователь права Стефэн Гриффин указывает на то, что, с одной стороны, понятие «конституционализм» нельзя рассматривать ни как совокупность, к примеру, конституционных решений судов, ни как всего лишь один из аспектов политико-правовой философии. Гриффин отождествляет понятия «конституционная теория» (в общем плане) и «конституционализм», при этом отграничивая их от «конституционного закона» [2]. Конституционная теория не просто изучает тот или иной закон как он есть, она пытается ответить на вопрос, почему этот закон существует и главное почему он должен существовать. Условно говоря, первая относится ко второму как метафизика к физике. И, тем не менее, конституционный закон фундаментален по отношению к конституционной теории [3].

Гриффин понимает «конституционную теорию» как связующее звено между собственно законотворчеством (или в широком плане принятием политико-правовых решений) и абстрактной сферой политико-правовых идей, учений, концепций, - всего того, что обычно входит в понятия «политическая философия» и «философия права» [4]. По Гриффину, лучший путь для понимания Конституции и конституционной традиции в целом, лежит через изучение идеи конституционализма. Чтобы понять конституцию, нужно понять ход мысли ее создателей [5]. Абстрактные положения основного закона следует рассматривать в контексте политики, его создавшей.

Конституционализм, по мнению Гриффина, также следует воспринимать скорее как динамичный правовой, политический и историче-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 4(220)

ский процесс, нежели чем застывший комплекс идей, унаследованных от XVIII столетия [6].

Некоторые авторы определяют конституционализм как органическую часть политической культуры и «власть закона» [7]. Существует также взгляд на конституционализм как на политический порядок и искусственно созданную систему институтов, установленных конституцией, с целью поддержания политической власти и контроля за ней. Однако подобная дефиниция понятия «конституционализм» отражает лишь его статическую сущность и не принимает во внимание постоянную эволюцию системы вследствие влияния исторических процессов на сложные взаимодействия политики и права.

Простейшая идея конституционализма заключается в том, что правительство действует исходя из предписаний фундаментальных законов. Конституция может контролировать государство на протяжении многих поколений, потому что она изложена с помощью стандартизированного языка и общих формулировок и принята посредством особого политического процесса, обеспечивающего ее легитимацию и ставящего ее выше любого ординарного закона. Однако сложность здесь в том, что эта концепция не отвечает на вопрос, почему такая система вообще должна функционировать и как [8].

По словам канадского исследователя права Уильяма Уолэчоу, конституцию не следует воспринимать как нечто статичное и фиксированное, поскольку она представляет собой «живое древо» (living tree), растущее и развивающееся вместе с обществом его породившим. Публичная власть должна быть ограничена конституционными законами, но наши представления об этих ограничениях будут необходимо изменяться с течением времени и адаптироваться к современным обстоятельствам и представлениям о праве[9].

В самом узком значении этого слова, с точки зрения Уолэчоу, «конституционализм» означает совокупность норм, создающих, структурирующих и определяющих границы властных полномочий правительства. Если понимать это в таком ключе, то тогда следует признать, что все современные государства так или иначе имеют свои собственные конституции и что все они являются «конституционными режимами». Это будет в равной степени относится к странам как с демократическим режимом, так и авторитарным.

Однако большинство исследователей дают термину «конституционализм» более широкую трактовку. Конституционные нормы не просто должны провозглашать объемы законодательной, исполнительной и судебной властей и санкционировать их существование, но должны накладывать на них четко очерченные ограничения. Часто такие ограничения принимают форму личных или групповых прав на защиту от посягательств публичной власти, к примеру, права на собрания, свободное самовыражение, равенство всех перед законом и т.д. Первостепенную значимость имеют конституционные ограничения, касающиеся объема властных полномочий и механизмов их осуществления, а также гражданских прав и свобод [10].

Таким образом, термин «конституционализм» в широком его понимании, по словам Уолэчоу, будет означать идею необходимости ограничения публичной власти посредством легально установленных конституционных норм, и политическую систему, основанную на данной идее. В этом смысле не только абсолютная монархия, но и имеющие собственные конституции авторитарные и тоталитарные режимы, не подпадают под определение «конституционализм». В то же время Великобритания, которая, как известно, не обладает «писаной» конституцией в привычном смысле, является, тем не менее, конституционным государством.

Еще одной особенностью конституционализма является то, что ограничительные конституционные нормы должны быть «укоренены», закреплены без возможности их изменения по любой прихоти правящих властей [11].

Большинство конституций содержат дополнительные формулы (в Конституции РФ - гл. 9, ст. 134-139: «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»), позволяющие вносить изменения в основной закон. Однако для того чтобы инициировать их, недостаточно простой воли какого либо правительственного органа. В различных странах этот вопрос решается неодинаково, возможны: созыв конституционной ассамблеи, референдум, голосование подавляющим большинством, согласие региональных правительств при федеративном устройстве и т.д. Закрепление конституционным норм не только гарантирует стабильность политического режима, но и в определенной степени «охраняет его от себя самого», то есть от желания расширить полномочия властей и тем самым подорвать его собственную легитимность и фундаментальную конституционную базу.

Ряд юристов считает, что конституционные нормы могут существовать только в письменной форме [12]. Другие настаивают на том, что конституции могут быть неписаными, приводя в пример Великобританию. Впрочем, здесь надо соблюдать осторожность, поскольку, хотя в Соединенном королевстве и отсутствует что-либо похожее на американскую конституцию, тем не менее, есть целый ряд разновременных письменных источников, которые формирует как бы центральный элемент «конституции» (в том числе «Великая хартия вольностей» (1215г.), «Петиция о праве» (1628г.) и «Билль о правах» (1689г.) ).

Известный английский юрист, Альберт Дарси, считал, что британский конституционализм базируется на двух фундаментальных принципах: правлении закона (rule of law) и суверенитете парламента (sovereignty of parliament). Первый принцип соотносится с равенством всех перед законом, второй - с верховенством парламента, акты которого являются высшим выражением воли законодателя и важнейшими источниками британского права [13].

Кроме того, конституционные ограничения могут быть найдены и в определенных принципах общего права. По словам Тревора Алле-на, обычное право фактически есть единственное фундаментальное право для британских граждан [14]. Кроме того, значимую роль играет и богатая идейная традиция британского конституционализма, воплощенная в политической и правовой философии [15]. Так или иначе, факт остается фактом, в Британии отсутствует формальная писаная конституция, что подтверждает тезис о том, что письменная форма закона не является необходимым признаком конституционализма.

По мнению британского ученого Рассела Хардина, конституционализм неразрывно связан с институтами либеральной демократии. Теории либерализма, конституционализма и демократии взаимодополняют, поддерживают и усиливают друг друга (theory of mutual-advantage). Парламентаризм и принцип разделения властей, считает Хардин, являются важнейшими гарантами стабильности конституционного строя. При этом либеральная демократия направлена «вовне» (реализация свободы), а конституционализм - «вовнутрь» (координация свободы) [16].

В концепции известного американского юриста и философа права Роналда Дворкина, понятие «конституционализм» неразрывно связано с принципами морали и справедливости. Содержание конституции напрямую определяется представлениями общества об этих принципах, а поскольку дебаты по поводу места морали в политике и праве продолжаются, и вероятно так будет всегда, то и само понимание конституционализма будет находиться в перманентном развитии. Интерпретация конституции в этом смысле всегда будет в определенной мере интерпретацией принципов морали. А поскольку не существует консенсуса на этот счет, то и интерпретация конституционных норм всегда будет полем битвы соперничающих взглядов [17].

Дворкин делает вывод, что конституция - это вовсе не «законченный продукт в навеки зафиксированной форме», а изложение определенной конституционной теории, общеобязательной для всей нации, но нуждающейся в постоянной переработке (при условии соблюдения преемственности) в соответствии с изменяющимися общественными представлениями о праве, политике и морали [18]. При этом судьи, рассматривающие конституционные вопросы, превращаются из простых агентов воли авторов конституции в их равноправных партнеров в деле созидания новых норм. В этом его теория перекликается с идеей Уолэчоу о «живом дереве».

Тем не менее, теория проблематична в том плане, что ставит под вопрос первоначальную природу конституционализма, основанную на идее ограничения власти правительства законом, поскольку привязывает ее содержание к изменчивым представлениям людского сообщества. В данном случае отсутствует «высший моральный судья», решения которого были бы обязательны для всех, а постоянная «битва интерпретаций» могла бы стать реальной угрозой конституционному строю.

Право в целом и конституционное в частности, по Дворкину, отнюдь не исчерпывается тем, что принято именовать «позитивным правом», т.е. собственно действующим правом, установленным тем или иным государством. Хотя Дворкин и не склонен называть свою теорию «естественно-правовой», по сути, принципы морали, лежащие за пределами позитивного права, но имманентно присущие конституционным текстам, это и есть отражение естественного права.

Таким образом, несмотря на очевидное разнообразие трактовок термина «конституционализм», большинство ученых все же склоняется к его более широкому определению как конституционной теории (или идеологии). Однако это не исключает оправданности и других точек зрения на конституционализм, поскольку это сложное, многоаспектное явление.

Библиогра фия:

1. Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. - 2003. - №11. С. 10.

2. Griffin S.M. American Constitutionalism: From Theory to Politics. Princeton: Princeton University Press, 1996. P. 1.

3. Griffin S.M. American Constitutionalism: From Theory to Politics. Princeton: Princeton University Press, 1996. P. 3-4.

4. Griffin S.M. American Constitutionalism: From Theory to Politics. Princeton: Princeton University Press, 1996. P. 5.

5. Griffin S.M. American Constitutionalism: From Theory to Politics. Princeton: Princeton University Press, 1996. P. 7.

6. Griffin S.M. American Constitutionalism: From Theory to Politics. Princeton: Princeton University Press, 1996. P. 5.

7. Political Culture and Constitutionalism: A Comparative Approach / ed. by Daniel P. Franklin, Michael J. Baun. Armonk, NY: Publisher M. E. Sharpe, 1995. P. 31.

8. Griffin S.M. American Constitutionalism: From Theory to Politics. Princeton: Princeton University Press, 1996. P. 6.

9. Waluchow W.J. A Common Law Theory of Judicial Review: The Living Tree. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 34.

10. Waluchow W.J. A Common Law Theory of Judicial Review: The Living Tree. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 19.

11. Waluchow W.J. A Common Law Theory of Judicial Review: The Living Tree. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 23.

12. Rubenfeld J. "Legitimacy and Interpretation," in ed. L. Alexander, Constitutionalism . Cambridge: Cambridge University Press, 1998. P. 194-195.

13. Dicey A.V. Introduction to the Study of the Law of the Constitution. 9th ed. London: Macmillan, 1948. P.27.

14. Allan T. R. S. Law, Liberty, and Justice: The Legal Foundations of British Constitutionalism. Oxford: Oxford University Press, 1994. P.135.

15. Allan T. R. S. Law, Liberty, and Justice: The Legal Foundations of British Constitutionalism. Oxford: Oxford University Press, 1994. P.20.

16. Hardin R. Liberalism, Constitutionalism and Democracy. Oxford: Oxford University Press, 1999. P. 36.

17. Dworkin Ronald. Freedom's Law: The Moral Reading of the American Constitution. Cambridge: Harvard University Press, 1996. P.11 -12.

18. Dworkin Ronald. Freedom's Law: The Moral Reading of the American Constitution. Cambridge: Harvard University Press, 1996. P.13.

References:

1. Baglay M.V. Constitutionalism and the political system in modern Russia // Journal of Russian Law. - 2003. - No. 11. P. 10.

2. Griffin S.M. American Constitutionalism: From Theory to Politics. Princeton: Princeton University Press, 1996. P. 1.

3. Griffin S.M. American Constitutionalism: From Theory to Politics. Princeton: Princeton University Press, 1996. P. 3-4.

4. Griffin S.M. American Constitutionalism: From Theory to Politics. Princeton: Princeton University Press, 1996. P. 5.

5. Griffin S.M. American Constitutionalism: From Theory to Politics. Princeton: Princeton University Press, 1996. P. 7.

6. Griffin S.M. American Constitutionalism: From Theory to Politics. Princeton: Princeton University Press, 1996. P. 5.

7. Political Culture and Constitutionalism: A Comparative Approach / ed. by Daniel P. Franklin, Michael J. Baun. Armonk, NY: Publisher M. E. Sharpe, 1995. P. 31.

8. Griffin S.M. American Constitutionalism: From Theory to Politics. Princeton: Princeton University Press, 1996. P. 6.

9. Waluchow W.J. A Common Law Theory of Judicial Review: The Living Tree. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 34.

10. Waluchow W.J. A Common Law Theory of Judicial Review: The Living Tree. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 19.

11. Waluchow W.J. A Common Law Theory of Judicial Review: The Living Tree. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 23.

12. Rubenfeld J. "Legitimacy and Interpretation," in ed. L. Alexander, Constitutionalism . Cambridge: Cambridge University Press, 1998. P. 194-195.

13. Dicey A.V. Introduction to the Study of the Law of the Constitution. 9th ed. London: Macmillan, 1948. P.27.

14. Allan T. R. S. Law, Liberty, and Justice: The Legal Foundations of British Constitutionalism. Oxford: Oxford University Press, 1994. P.135.

15. Allan T. R. S. Law, Liberty, and Justice: The Legal Foundations of British Constitutionalism. Oxford: Oxford University Press, 1994. P.20.

16. Hardin R. Liberalism, Constitutionalism and Democracy. Oxford: Oxford University Press, 1999. P. 36.

17. Dworkin Ronald. Freedom's Law: The Moral Reading of the American Constitution. Cambridge: Harvard University Press, 1996. P.11 -12.

18. Dworkin Ronald. Freedom's Law: The Moral Reading of the American Constitution. Cambridge: Harvard University Press, 1996. P.13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.