Сущность ключевых понятий немецкой системы непрерывного профессионального образования: «педагогика высшей школы» и «дидактика высшей школы»
Т. А. Питерскова
(Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского)*
В статье осуществлен анализ ключевых понятий немецкой системы подготовки научно-педагогических кадров в справочно-энциклопедической и научно-педагогической литературе в Германии.
Ключевые слова: педагогика высшей школы, дидактика высшей школы, подготовка и переподготовка научно-педагогических кадров.
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано со многими факторами: переосмыслением цели и результата образования, что обусловливает необходимость модернизации его содержания, оптимизации способов и технологии организации образовательного процесса; уровнем подготовки профессорско-преподавательского состава и т. д. Роль научно-педагогических кадров в воспроизводстве кадров высшей квалификации для повышения конкурентоспособности экономики страны неоспорима. В связи с этим интерес представляет система непрерывного профессионального педагогического образования за рубежом, в частности в Германии, где проблемам повышения квалификации преподавателей высшей школы уделялось и уделяется в настоящее время особое внимание.
В настоящей статье мы обращаемся к сущности ключевых понятий высшей школы, а именно «педагогика высшей школы» и «дидактика высшей школы».
Анализ многочисленных оригинальных источников по проблемам организации профессиональной подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кад-
ров в системе непрерывного профессионального образования Германии, обращение к опыту работы центров дидактики высшей школы показал, что понятийно-терминологическим аппаратом системы поствузовско-го образования занимались такие исследователи, как Г. Леманн, К. Краузе, П. Фидлер, В. Г. Петерсен, И. Вильдт, К. Тумсер-Даут, В.-Д. Веблер, М. Вальтер и др. Немецкими учеными наработан обширный материал, который помогает раскрыть сущность понятий «педагогика высшей школы» и «дидактика высшей школы».
Попытаемся разобраться в этом вопросе и определить собственную научную позицию, поскольку считаем важным понимать, как трактуются названные понятия.
В результате изучения справочно-энциклопедической и научно-педагогической литературы выяснилось, что до объединения Германии в ГДР имела место быть педагогика высшей школы, а в ФРГ — дидактика высшей школы. С момента объединения страны по настоящее время исследователи говорят только о дидактике высшей школы.
Согласно исследованиям Г. Леманна педагогика высшей школы возникла в конце 50-х годов прошлого века и развивалась в рамках марксистко-ленинской педагогики (Lehmann, 1978: 10).
* Питерскова Татьяна Анатольевна — ассистент кафедры немецкого языка Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Тел.: +7 (412) 54-78-25. Эл. адрес: [email protected]
В программе III конференции высшей школы ЦК СЕПГ (Социалистической единой партии Германии), состоявшейся в 1958 г., указывалось на острую необходимость эффективной организации образовательного процесса в высшей школе (Zentralinstitut für Hochschulbildung, 1984: 14). Для повышения качества обучения в вузе предполагалось обеспечить профессионально-педагогическую подготовку профессорско-преподавательского состава, особенно молодых специалистов.
В июне 1958 г. на 36-м пленуме ЦК СЕПГ была поставлена задача собрать и обобщить теоретические знания и эмпирический материал по педагогике высшей школы. Г. Ле-манн писал, что с этого момента педагогика высшей школы стала инструментом партии и правительства, служащим для реализации политики высшей школы (Lehmann, 1978: 11).
Но министр образования ГДР выразил недовольство развитием педагогики высшей школы и «достигнутым уровнем совершенствования коммунистического воспитания студентов» (Fiedler, 1980: 13). Неслучайно в повестке дня первого центрального рабочего заседания по педагогике высшей школы, которое состоялось в 1980 г. в Лейпциге, главным был вопрос «Развитие педагогики высшей школы: подведение итогов». В аспекте рассматриваемой нами проблемы важным оказался доклад Г. Леманна, в котором он указал на недостаточную квалификацию педагогов высшей школы (Lehmann, 1980: 47). Качество обучения в вузе подверг острой критике П. Фидлер, министр высшего профессионального образования. Он также говорил о несостоятельности преподавателей вузов, их неумении своевременно реагировать на изменения, произошедшие в поколении молодежи/обучающихся, и учитывать их при реализации учебного процесса.
Педагогика высшей школы рассматривалась в ГДР в первую очередь как инструмент реализации политических и идеологических интересов государства. П. Фидлер сформулировал требования, которым должна отвечать педагогика высшей школы: в отношении
преподавателей педагогика высшей школы необходима прежде всего для достижения ими поставленных воспитательных задач; в отношении обучающихся педагогика высшей школы должна научить их нести собственную ответственность за процесс обучения в вузе, что способствует их большей политической стойкости; педагогика высшей школы призвана помочь развивать социальные отношения между обучающими и обучающимися на основе единых политических и мировоззренческих позиций (Fiedler, 1980: 17).
Исследования Г. Леманна и К. Краузе дают обоснованную информацию о предмете и задачах педагогики высшей школы: она служила обобщающим понятием для четырех дисциплин: основ педагогики высшей школы, теории воспитания в высшей школе, дидактики высшей школы и методики преподавания в высшей школе (Lehmann, 1978: 14; Krause, 1998: 138).
Основы педагогики высшей школы устанавливали общественные нормы воспитания и обучения, включали в себя основы методологии и философии, теоретические вопросы науки.
Теория воспитания в высшей школе стремилась к тому, чтобы цели воспитания были неразрывно связаны с идеологией СЕПГ, осуществлялось социалистическое и коммунистическое воспитание обучающихся. Для достижения этих целей решающее значение имели университеты.
Предметом дидактики высшей школы, как и всех дисциплин педагогики высшей школы, было «воспитание студентов, целенаправленно организованное формирование личности» (Döring, 1978: 16). Предметами марксистко-ленинской дидактики высшей школы явились образовательный процесс, учебные занятия в высшей школе, обучение, самостоятельная научная деятельность обучающихся.
Предметом методики преподавания в высшей школе был анализ факторов, которые определяли процесс обучения по определенной учебной дисциплине. По мнению Г. Ле-манна, «их роль для успешного развития пе-
дагогики высшей школы нельзя недооценивать» (Lehmann, 1978: 15). Следует отметить, что в ГДР понятия методика преподавания в высшей школе и предметная дидактика были тождественны.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что педагогика высшей школы в ГДР была признана наукой, которая включала в себя четыре дисциплины (основы педагогики высшей школы, теория воспитания в высшей школе, дидактика высшей школы, методика преподавания в высшей школе). Здесь наблюдается своеобразная включенность одного понятия («дидактика высшей школы») в другое («педагогика высшей школы»). Следует отметить однозначность толкования понятия, обусловленную тем, что педагогика высшей школы служила инструментом реализации политических и идеологических интересов государства.
В отличие от ГДР, в ФРГ (до объединения Германии) возникла и развивалась дидактика высшей школы. Однако большинство исследователей в Западной Германии не рассматривали ее как полноценную составную часть педагогической науки. В этой связи обратим внимание на позицию В.-Д. Веблера, который объясняет это тем, что «само слово «дидактика» было выбрано не совсем удачно» (Webler, 1991: 153). Причины такого положения кроются в следующем: во-первых, достаточно часто в педагогической литературе происходило приравнивание дидактики высшей школы к методике преподавания. В этом случае речь идет о сужении понятия. Во-вторых, как показал анализ научных исследований, нередко происходило смешение таких понятий, как «общая дидактика» и «дидактика высшей школы». Дидактика — это наука об обучении и учении. Ее предметом являются цель, задачи, содержание, методы, рамочные условия обучения. А дидактика высшей школы априори предполагала значительно больше, чем передачу теоретических знаний. Дидактика высшей школы создает условия для проведения методически организованного научного исследования системы высшего образования и усло-
вий, в которых протекает учебный процесс в вузе. Под дидактикой высшей школы понимают исследование, целью которого является теоретический анализ процессов обучения и учения в высшей школе на основе научных знаний для внесения соответствующих изменений с целью повышения качества обучения в вузе.
Изучение представленных выше дефиниций, их сравнение утвердили нас в том, что необходимо четко разводить понятия «дидактика высшей школы», «общая дидактика» и «методика преподавания», так как они, с одной стороны, не являются диаметрально противоположными по направленности, с другой стороны, принципиально различаются по смыслу и содержанию.
Подтверждение этого находим в концепции развития высшей школы, принятой в 1968 г. на федеральной конференции ассистентов в г. Кройцнах (Bundesassistentenkonferenz, 1968). Поддержим точку зрения исследователя Д.Зигрид, который называет данную концепцию основополагающей программой развития дидактики высшей школы, поскольку большинство сформулированных в ней тезисов по вопросам дидактики высшей школы являются актуальными и в настоящее время (Sigrid, 2007: 47).
Обобщая все вышеизложенное, приходим к выводу, что дидактика высшей школы в ФРГ (до объединения Германии) для большинства исследователей наукой как таковой не являлась, а отождествлялась либо с методикой преподавания, либо с общей дидактикой. Наиболее точно, на наш взгляд, развел эти понятия В.-Д. Веблер, подчеркнув, что в задачи дидактики высшей школы входила разработка моделей для реализации эффективного обучения в вузе.
Обратимся к определению данного понятия в современной науке. Анализ справочноэнциклопедической и научно педагогической литературы на немецком языке показал, что существует большое количество определений рассматриваемого понятия. Дидактика высшей школы трактуется как: теория обучения, которая специализируется
на учении в высшей школе (Peterßen, 2001: 745); передача преподавателем научного знания согласно дидактическим принципам обучающимся при одновременном развитии у последних критического мышления (Wildt, Gaus, 2001: 162); образовательное мероприятие, заключающееся в улучшении качества обучения в вузе (Thumser-Dauth, 2007: 7).
Из приведенных выше определений видно, что, с одной стороны, большинство исследователей едины в описании категории «дидактика высшей школы» в спектре понятийно-терминологического поля немецкой образовательной системы, но, с другой стороны, имеются некоторые нюансы при расстановке акцентов. Принимая ценность изученных педагогических исследований по рассматриваемой проблеме, мы попытались конкретизировать свою научную позицию: неоспоримым, по нашему мнению, является тот факт, что дидактика высшей школы имеет непосредственное отношение к образовательной политике государства, при этом ее первостепенной задачей является улучшение качества обучения в вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Bundesassistentenkonferenz (1968) : Kreuz-nacher Hochschulkonzept: Thesen zur Hochschul-didaktik. Bonn.
Döring, M. (1978) Zum Gegenstand, theoretischem System und zu den Aufgaben der Hochschul-didaktik // Einführung in die Hochschuldidaktik. Sammelband. Zur Vorbereitung, Durchführung und Auswertung von Lehr-Studienprozessen. Berlin : VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften. S. 16-27.
Fiedler, P. (1980) Objektive gesellschaftliche Anforderungen an die weitere Erhöhung der Qualität von Erziehung und Ausbildung // Materialien der Zentralen Arbeitstagung Hochschul-pädagogik/Fachschulpädagogik am 8. und 9. Februar 1980. Leipzig. S. 7-40.
Krause, K. (1998) Zur Entwicklung von Hoch-schuldidaktiken als Teilgebiete einer Hochschul-p ädagogik in der DDR // Hochschuldidaktik der Erwachsenenbildung. Bad Heilbrunn : Klinkhardt. S. 130-172.
Lehmann, H. (1978) Wesen und Aufgaben der Hochschulp ädagogik // Einführung in die Hochschuldidaktik. Sammelband. Zur Vorbereitung, Durchführung und Auswertung von Lehr- Stu-dien-prozessen. Berlin : VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften. S. 10-15.
Lehmann, H. (1980) Stand und Aufgaben der Entwicklung Hochschulp ädagogik / Fachschul-p ädagogik in der DDR // Materialien der Zentralen Arbeitstagung Hochschulpädagogik/ Fach-schulpädagogik am 8. und 9. Februar 1980. Leipzig. S. 41-72.
Peterßen, W. H. (2001) Didaktik und Curriculum/Lehrplan. München : Oldenbourg.
Sigrid, D. (2007) Start in die Lehre. Qualifizierung von Lehrenden für den Hochschulalltag. Berlin : Lit Verlag Dr. W. Hopf.
Thumser-Dauth, K. (2007) Evaluation hoch-schuldidaktischer Weiterbildung: Entwicklung, Bewertung und Umsetzung des 3P-Modells. Hamburg : Verlag Dr. Kovac.
Webler, W.-D. (1991) Die Hochschuldidaktik in der Bundesrepublik: Interdisziplin äre Bildungsund Ausbildungsforschung, Theorie der Bildung und Ausbildung, Studienreformbewegung // Das Hochschulwesen. №4. S. 153-158.
Wildt J., Gaus O. (2001) Überlegungen zu einem gestuften System hochschuldidaktische Weiterbildungsstudien. Neuwied : Luchterhand.
Zentralinstitut für Hochschulbildung (1984) Einführung in die Hochschulpädagogik. Teil 1: Grundlagen und Aufgaben der kommunistischen Erziehung an den Hochschulen der DDR. Berlin.
THE ESSENCE OF THE KEY CONCEPTS OF THE GERMAN SYSTEM OF CONTINUING VOCATIONAL EDUCATION: «PEDAGOGY OF HIGHER SCHOOL»
AND «DIDACTICS OF HIGHER SCHOOL»
T. A. Piterskova (V. G. Belinsky Penza State Pedagogical University)
The article makes an analysis of the key concepts of the German system of academic and teaching staff training on the basis of encyclopedic and scientific pedagogical literature in Germany.
Keywords: pedagogy of higher school, didactics of higher school, training and retraining of academic and teaching staff.