УДК 378.046.4
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ЦЕНТРАХ ДИДАКТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ"
Т. А. Питерскова1 И. В. Ирхина2
1) Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского
e-mail:
tanja_p84 @mail.ru
2) Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail:
Осуществлен анализ учебных программ и моделей повышения квалификации научно-педагогических кадров в центрах дидактики высшей школы Германии, который показал, что содержательно они практически не отличаются. Особый акцент в повышении квалификации преподавателей высшей школы делается на развитии медийной компетенции. Образовательный процесс главным образом выстраивается с использованием модульных технологий в соответствии с принципами информативности и вариативности. Актуальными проблемами центров дидактики высшей школы Германии являются оценка эффективности повышения квалификации преподавателей, а также отсутствие единой модели повышения квалификации преподавателей высшей школы, введение общих стандартов повышения квалификации (в отношении содержания и методики), по которым могла бы быть осуществлена аккредитация модулей.
Ключевые слова: повышение квалификации, преподаватель высшей школы, дидактика высшей школы, послевузовское образование.
Цель повышения квалификации преподавателей в центрах дидактики высшей школы (ЦДВШ) Германии в настоящее время сводится к развитию их профессиональной компетентности. Это способствует обеспечению повышения качества высшего профессионального образования.
В соответствии с целью и на основе компетентностного и личностно-ориентированного подходов с начала 1990-х гг. в ЦДВШ Германии стали разрабатываться модели повышения квалификации преподавателей. Так, в 1995 г. в ЦДВШ г. Дортмунд была разработана модель повышения квалификации «Старт в обучение», которая включает в себя три модуля (рис. 1) [4].
Первый модуль включает в себя вопросы основ дидактики высшей школы. Особое внимание уделяется вопросам мотивации обучения в вузе, организации и проведению учебных занятий, а также формам и средствам обучения в высшей школе. По завершении данного модуля слушатели получают сертификат первого уровня, который подтверждает их профессиональную квалификацию и дает право перейти к изучению второго модуля.
Второй модуль направлен на развитие и углубление представлений преподавателей высшей школы об организации и осуществлении учебного процесса в вузе. По окончании второго модуля также предусматривается получение сертификата второго уровня.
В процессе изучения третьего модуля слушатели включаются в проектную деятельность, в рамках которой активно занимаются одной проблемой по выбору.
Объем каждого модуля рассчитан на 60 - 80 академических часов. По окончании прохождения курса (всех трех модулей) можно получить сертификат, подтверждающий профессиональные компетенции преподавателя высшей школы.
В 2004 г. руководитель ЦДВШ г. Билефельд В.-Д. Веблер предложил модель повышения квалификации, ориентированную на формирование профессиональных компетенций у преподавателей вузов [9].
* Статья подготовлена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 гг. в рамках проекта «Разработка и реализация психолого-педагогических условий развития инновационного стиля профессиональной деятельности будущих специалистов в образовательном пространстве вуза», соглашение NQ14.A18.21.0098.
Модуль 1. Основы дидактики высшей школы
Вопросы мотивации к обучению в вузе
Вопросы организации и проведения учебных занятий
Формы и средства обучения в высшей
^ Сертификат I
Модуль 2. Организация и
осуществление учебного процесса в вузе
^ Сертификат II
Модуль 3. Осуществление проектной деятельности в рамках выбранной проблемы
Сертификат «Преподаватель ^высшей школы»у
Рис. 1. Модель повышения квалификации преподавателей в ЦДВШ г. Дортмунд «Старт в обучение»
Модель включает в себя 3 модуля общим объемом 200 часов - 80, 60, 60 часов соответственно.
В процессе изучения первого модуля рассматриваются основы дидактики высшей школы: планирование и проведение учебных занятий в высшей школе, технология проведения занятий с большим числом студентов, способы мотивации обучающихся и пр. Кроме этого слушатели проходят педагогическую практику и по завершении модуля представляют отчет в форме письменного планирования семестрового курса.
В рамках второго модуля, который составляют 60 часов, продолжается углубленное изучение вопросов, связанных с планированием, проведением учебных занятий в высшей школе, организацией контроля знаний обучающихся. Особое внимание уделяется анализу и оценке собственной педагогической деятельности.
В процессе изучения третьего модуля слушатели рассматривают вопросы проблемно-ориентированного обучения в вузе в рамках конкретной дисциплины. Таким образом, речь идет о специализации, тогда как в рамках первых двух модулей изучаются вопросы общей дидактики высшей школы.
Наряду с этим в процессе повышения квалификации слушатели активно вовлечены в различные другие виды деятельности, которые слушатели выбирают сами. Полученные знания отрабатываются в ходе организованной педагогической практики. По прохождении курса слушатели обязаны представить отчет, который включает в себя календарно-тематический план работы, учебно-методические разработки для студентов, контрольно-оценочные материалы по курсу, самоанализ проведенной работы и пр.
Анализ моделей повышения квалификации преподавателей в крупных ЦДВШ г. Дортмунда и г. Билефельда показал, что в них отдается предпочтение модульному обучению. Его сущность заключается в дроблении информации на определенные дозы - модули.
Причем все модули в представленных моделях повышения квалификации преподавателя высшей школы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Иными словами, для моделей характерна структурная иерархия, т.е., не пройдя первый уровень, слушатель не имеет права посещать учебные занятия второго уровня, поскольку содержание каждого последующего модуля, как правило, является логическим продолжением предыдущего.
Однако некоторые ЦДВШ Германии осуществляют повышение квалификации преподавателей по моделям, несколько отличным от выше представленных. Так, например, в ЦДВШ г. Брауншвейг слушатели курсов повышения квалификации могут посещать любой из 7 предложенных модулей в любой последовательности [2]. Представим данную модель повышения квалификации преподавателей в виде рис. 2.
Модуль 1. Планирование и оценка образовательного процесса в высшей школе
1.1. Планирование и оценка учебных занятий в высшей школе
Модуль 2. Проведение учебных занятий в высшей школе
2.1. Использование наглядных методов
обучения
; I ~
2.2. Использование практических методов
обучения ' I '
2.3. Обучение через
письмо
Модуль 3. Консультирование и кураторство
3.1. Консультация обучающихся
Модуль 4. Контроль в обучении
4.1. Письменные и устные экзамены
Модуль 5. Визуализация в образовательном процессе
5.1. Визуализация в образовательном процессе
Модуль 6. Ключевые квалификации
6.1. Риторика
6.2. Дискуссия
6.3. Работа в команде
С
6.4. Временной менеджмент и организация работы
)
Сертификат
Модуль 7. Эксперименты в группах
7.1. Эксперименты в группах
Рис. 2. Модель повышения квалификации преподавателей в ЦДВШ
г. Брауншвейг
Отметим, что можно пройти как весь курс повышения квалификации, т. е. все 7 модулей, состоящих из 12 тематических блоков, так и один мастер-класс.
В рамках первого и второго модулей модели повышения квалификации преподавателей в ЦДВШ г. Брауншвейг изучались основы дидактики высшей школы: рассматривались вопросы планирования и оценки (16 ч.) и проведения образовательного процесса в высшей школе (40 ч.).
Одинаковое количество часов (16 ч.) отведено на изучение таких вопросов, как консультация обучающихся и кураторство в третьем модуле, визуализация в пятом модуле и проведение экспериментов в группах в седьмом модуле.
Наименьшее количество часов (8 ч.) отводится вопросам осуществления контроля знаний обучающихся в четвертом модуле.
Наибольшее количество часов (56 ч.) отводится развитию ключевых компетенций в шестом модуле. К ним относятся коммуникативная компетенция, основы риторики, умение вести дискуссию и работать в команде.
Проанализировав деятельность ЦДВШ г. Брауншвейга, мы пришли к выводу о том, что данная модель повышения квалификации преподавателей была достаточно востребованной. В период с 1997 по 2000 гг. в курсах повышения квалификации приняло участие 562 слушателя, было проведено 54 мастер-класса. Исходя из количественных показателей, данные результаты говорят, на наш взгляд, о довольно эффективной работе ЦДВШ г. Брауншвейга. Немаловажную роль сыграло при этом отсутствие иерархии в структуре модели, которая позволяет преподавателю высшей школы самостоятельно планировать долговременный курс повышения квалификации, состоящий из краткосрочных мастер-классов, с учетом личных интересов и потребностей, т. е., как говорит Х.-Д. Раабке, по принципу «дидактического самоопределения» [2].
Такая структура модели повышения квалификации имеет и ряд недостатков. Считаем неправомерным говорить о стабильной системе повышения квалификации в ЦДВШ г. Брауншвейга. Прохождение полного курса с получением сертификата основано лишь на желании и личной инициативе преподавателей, в то время как в ЦДВШ г. Дортмунда, г. Билефельда повышение квалификации преподавателей осуществляется систематически и регулярно. Это, в свою очередь, гарантирует его эффективность и качество.
По прохождении курсов повышения квалификации в ЦДВШ г. Брауншвейга можно получить сертификат, подтверждающий профессиональную квалификацию по дидактике высшей школы. Для этого необходимо посетить первые 5 модулей (планирование и оценка образовательного процесса в высшей школе, проведение учебных занятий в высшей школе, консультирование и кураторство, контроль в обучении, визуализация), один мастер-класс из шестого модуля «Ключевые квалификации», что в совокупности составляет 112 часов аудиторного времени; провести учебное занятие с использованием полученных на курсе знаний с целью систематического самоанализа и контролируемого применения теоретических знаний, посетить учебное занятие одного из руководителей курса (12 ч.). Таким образом, для получения сертификата необходимо посетить курс повышения квалификации в объеме 124 академических часа.
Сертификат подтверждает, что слушатель «успешно прошел курс повышения квалификации». Однако считаем правомерным согласиться с исследователем К. Борхард, которая подчеркивает, что подобная формулировка требует дополнительных разъяснений и уточнений. Следует отметить, что вопрос оценки результатов повышения квалификации преподавателей высшей школы в ЦДВШ возник еще в 1980-х гг. и остается актуальным по настоящее время. Об этом свидетельствуют работы исследователя Л. Хубер, который обозначал данную проблему «совершенно не решаемой» [7, с. 75]. Вслед за ним в 1990-х гг. ученые Й. Борц, Н. Деринг, В. Хагер, У. Флик объясняют отсутствие эмпирических работ по вопросам оценки эффективности повышения квалификации преподавателей в ЦДВШ Германии разнообразными методическими трудностями, с которыми связано измерение результативности и эффективности деятельности ЦДВШ [6]. Причины недостаточной изученности рассматриваемой проблемы исследователь Г. Гиббс видит, во-первых, в отсутствии необходимой теоретической базы для проведения подобных исследований и, во-вторых, в отсутствии модели для оценивания качества образования в области дидактики высшей школы в Германии.
Таким образом, одной из актуальных проблем ЦДВШ Германии является оценка эффективности повышения квалификации преподавателей. В настоящее время этот вопрос активно дискутируется в кругах научной общественности и исследователи (К. Тумсер-Даут, Г. Гиббс и др.) находятся в поиске решения обозначенной проблемы [5; 8].
Как показал анализ моделей повышения квалификации преподавателей в различных ЦДВШ Германии, в содержании повышения квалификации в начале XXI в. произошли некоторые изменения. В учебные планы был включен мастер-класс по теме «Использование ин-
формационных технологий в образовательном процессе вуза» [1]. Так, согласно учебному плану, который был разработан комитетом по дидактике высшей школы и по которому работают крупнейшие ЦДВШ Германии, а именно в г. Берлин и в г. Ессен, в разделе «Организация образовательного процесса» особое место занимает тема «Использование новых технологий и средств мультимедиа».
Эти нововведения были обусловлены процессом информатизации образования в общем и деятельностью Союза федеральных земель по вопросам образования и поддержки научных исследований и Конференцией ректоров высших школ в частности. Так, согласно данным Р. Шульмайстера, в 2002 - 2003 гг. оба учреждения констатировали острую необходимость в образовательных мероприятиях, служащих формированию медиа-компетенций. Многие исследователи (К.-Д. Цип, Р. Шульмейстер, К. Борхард и др.) рассматривают медиа-компетенцию как одну из четырех составляющих обучающей компетентности [2]. Ее сущность заключается в способности интегрировать в обучение медийные средства (визуальные, мульти-медиа).
В решении Союза федеральных земель по вопросам образования и поддержки научных исследований от 17 июня 2002 г. мы находим: «В настоящее время широкое внедрение новых средств в образовательных процесс высшей школы часто сопряжено с определенными затруднениями, поскольку преподаватели не располагают достаточными знаниями о возможностях использования новых средств. Поэтому необходимо организовать систематические курсы повышения квалификации преподавателей высшей школы по проблемам медиа-дидактики, медиа-техники и организации учебного занятия с использованием средств мультимедиа. Без соответствующих образовательных мероприятий широкое внедрение новых средств осуществить невозможно. Целью ЦДВШ должно быть оказание помощи в этом направлении» [3, с. 124].
Такая же позиция представлена в заключении 199-ого пленума Конференции ректоров высших школ от 17 - 18 февраля 2003 г. Образовательный процесс с применением средств мультимедиа рассматривался не только как техническое нововведение, но и как средство, которое служит улучшению качества обучения в вузе.
ЦДВШ мобильно отреагировали на данные рекомендации. Об этом свидетельствует проведенный анализ учебных программ ЦДВШ: с 2003 г. в содержании повышения квалификации преподавателей высшей школы вопрос формирования медиа-компетенции занимает особое место (ЦДВШ г. Берлин, г. Ессен, г. Билефельд, г. Гамбург и др.).
Проведенный анализ различных моделей повышения квалификации преподавателей в ЦДВШ Германии позволил сделать вывод о том, что содержательно они практически не отличаются. Особый акцент в повышении квалификации преподавателей высшей школы делается на развитии медийной компетенции. Образовательный процесс главным образом выстраивается с использованием модульных технологий в соответствии с принципами информативности и вариативности.
В настоящий момент в ЦДВШ Германии обсуждаются проблемы, связанные с отсутствием единой модели повышения квалификации преподавателей высшей школы. К. Борхард утверждает, что решение по поводу введения общих стандартов повышения квалификации (в отношении содержания и методики), по которым могла бы быть осуществлена аккредитация модулей, является сложным в силу специфики теории обучения в высшей школе [2]. Этот вопрос остается на настоящий момент нерешенным. Однако в кругах научной общественности осуществляется поиск решения данной проблемы, а также ведется кропотливая работа по разработке инновационной концепции повышения квалификации преподавателей в ЦДВШ Германии.
Список литературы
1. Berendt B. Hochschuldidaktische Aus- und Fortbildung für Lehrende im Baukastensystem (Veranstaltungsmodelle, Strukturelemente, Hochschuldidaktische Materialien). - Hamburg: AHD, 1980. - 178 S.
2. Borchard Ch. Hochschuldidaktische Weiterbildung - Akzeptanz und Wirkung. Eine Analyse am Beispiel des Bausteinprogramms WindH - Weiterbildung in der Hochschullehre. - Münster: Lit, 2002. - 232 S.
3. Bundes-Länder-Kommission für Bildungsplanung und Forschungsförderung (BLK 2002): Breiter Einsatz von Neuen Medien in der Hochschule. Strategiepapier. Beschluss vom 17. Juni 2002 // Hochschuldidaktische Qualifizierung. Strategien und Konzepte im internationalen Vergleich. - Bielefeld: W. Bertelsmann Verlag GmbH & Co.KG, 2005. - S. 123 - 134.
4. Dany S. Start in die Lehre. Qualifizierung von Lehrenden für den Hochschulalltag. - Berlin: Lit Verlag Dr. W. Hopf, 2007. - 235 S.
5. Gibbs G. Preparing university teachers world-wide: Issues and practices // Das Hochschulwesen. -1997. - № 45. - S. 18 - 20.
6. Hager W. Kriterien der Effektivität von Trainingsprogrammen // Pädagogische Psychologie im Streit um ein neues Selbstverständnis - Bericht über die 5. Tagung der Fachgruppe «Pädagogische Psychologie» in der Deutschen Gesellschaft für Psychologie. - Landau: Empirische Pädagogik, 1996. - S. 259 - 267.
7. Huber L. Zur Lage der hochschuldidaktischen Fortbildung von Hochschullehrern - und zu ihrer Bedeutung für die hochschuldidaktische Strategie // IZHD (Interdisziplinäres Zentrum für Hochschuldidaktik) Hamburg. Hochschuldidaktische Fortbildung für Hochschullehrer. Aufgaben und Erfahrungen. Hochschuldidaktische Arbeitsberichte. Band 12. - Hamburg: IZHD, 1980. - S. 1 - 37.
8. Thumser-Dauth K. Evaluation hochschuldidaktischer Weiterbildung: Entwicklung, Bewertung und Umsetzung des 3P-Modells. - Hamburg: Verlag Dr. Kovac, 2007. - 248 S.
9. Webler W.-D. Lehrkompetenz - über eine komplexe Kombination aus Wissen, Ethik, Handlungsfähigkeit und Praxisentwicklung. - Bielefeld: UniversitätsVerlagWebler, 2004. - 57 S.
THE FEATURES OF THE TEACHER TRAINING ORGANIZATION AND CONTENT AT THE HIGHER EDUCATION DIDACTICS CENTERS IN GERMANY TODAY
e-mail:
2) Belgorod National Research University
T. A. Piterskova1 I. V. Irhina2
1) Penza State Pedagogical University n.a. V.G. Belinsky
e-mail:
tanja_p84 @mail.ru
The article considers the analysis of educational programs and models of academic staff professional development at the higher education didactics centers in Germany, which showed that substantively they are not practically different. The particular emphasis in the professional development of teachers in higher education is placed on their media competence development. The educational process is mainly built by using modular technologies, in accordance with the information content and variability principles. The current problems of the higher education didactics centers in Germany are the evaluation of academic staff professional development and the lack of a unified model for staff developing in higher education, the introduction of common standards for training (in relation to the content and methods), which could be a basis for the accreditation of modules.
Keywords: training and retraining, scientific and teaching staff, didactics of higher school, continuing education.