Научная статья на тему 'Особенности системы подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы в Германии'

Особенности системы подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы в Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ЦЕНТРЫ ДИДАКТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / THE SYSTEM OF TRAINING AND RE-TRAINING OF HIGH SCHOOL TEACHERS / CENTERS OF DIDACTICS OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркина Т.А., Разуваева Т.А., Васин С.М.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью реформирования системы подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы в России. В этой связи активно изучается положительный европейский опыт. В статье представлены результаты проведенного анализа некоторых моделей подготовки педагогов высшей школы в Германии, выявлены и описаны возможности внедрения положительного опыта их функционирования в систему подготовки преподавателей высшей школы в России. В плане организационных аспектов активное использование мастер-классов; внедрение практико-ориентированных методов работы; использование современных технических и мультимедиа-средств. В плане содержательных аспектов модульное построение содержательного контента; приоритетное внимание психолого-педагогической составляющей; построение содержания курсов на основе принципа междисциплинарности; учет потребностей слушателей в разработке содержания курса. В плане информационного аспекта разработка порталов, образовательных веб-ресурсов по дидактике высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркина Т.А., Разуваева Т.А., Васин С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SYSTEM OF TRAINING AND RE-TRAINING OF HIGH SCHOOL TEACHERS IN GERMANY

The relevance of the study is conditioned by the need to reform the system of training and retraining of high school teachers in Russia. In this regard, a positive European experience is being actively studied. The article presents the results of the analysis of some models of the training of high school teachers in Germany, identifies and describes the opportunities for introducing a positive experience of their functioning in the system of high school teachers’ training in Russia. In terms of organizational aspects active using of master classes; introduction of practice-oriented methods of work; using of modern technical and multimedia tools. In terms of content aspects modular construction of course content; priority of the psychological and pedagogical components; the interdisciplinary content of courses; consideration of the needs of students in the development of the content of the course. In terms of information aspect the development of web-portals, educational web resources on the didactics of higher education.

Текст научной работы на тему «Особенности системы подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы в Германии»

УДК 378.046.4

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ГЕРМАНИИ

Т.А. Маркина, Т.А. Разуваева, С.М. Васин1

'Статья подготовлена в рамках реализации Проекта «Совершенствование практики преподавания в системе высшего образования в России и Китае» Программы «ЭРАЗМУС+»

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью реформирования системы подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы в России. В этой связи активно изучается положительный европейский опыт. В статье представлены результаты проведенного анализа некоторых моделей подготовки педагогов высшей школы в Германии, выявлены и описаны возможности внедрения положительного опыта их функционирования в систему подготовки преподавателей высшей школы в России. В плане организационных аспектов - активное использование мастер-классов; внедрение практико-ориентированных методов работы; использование современных технических и мультимедиа-средств. В плане содержательных аспектов - модульное построение содержательного контента; приоритетное внимание психолого-педагогической составляющей; построение содержания курсов на основе принципа междисциплинарности; учет потребностей слушателей в разработке содержания курса. В плане информационного аспекта - разработка порталов, образовательных веб-ресурсов по дидактике высшей школы.

Ключевые слова: система подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы, центры дидактики высшей школы.

FEATURES OF THE SYSTEM OF TRAINING AND RE-TRAINING OF HIGH SCHOOL TEACHERS IN GERMANY

T. Markina, T. Razuvaeva, S. Vasin1

'The article is written within the Capacity Building Project «Enhancing Teaching Practice in Higher Education in RUSSIA and CHINA» (ENTEP). ERASMUS+ Programme

Abstract. The relevance of the study is conditioned by the need to reform the system of training and retraining of high school teachers in Russia. In this regard, a positive European experience is being actively studied. The article presents the results of the analysis of some models of the training of high school teachers in Germany, identifies and describes the opportunities for introducing a positive experience of their functioning in the system of high school teachers' training in Russia. In terms of organizational aspects - active using of master classes; introduction of practice-oriented methods of work; using of modern technical and multimedia tools. In terms of content aspects - modular construction of course content; priority of the psychological and pedagogical components; the interdisciplinary content of courses; consideration of the needs of students in the development of the content of the course. In terms of information aspect - the development of web-portals, educational web resources on the didactics of higher education.

Keywords: the system of training and re-training of high school teachers, centers of didactics of higher education.

Согласно требованиям «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» на период до 2025 года, российская образовательная система должна быть реформирована, чтобы обеспечить высокий уровень подготовки современного выпускника образовательного учреждения, готового к профессиональному росту и

самосовершенствованию в стремительно развивающемся информационном обществе и в условиях научного и технологического прогресса [6]. При этом указывается, что решать задачи эффективной подготовки будущих специалистов должны преподаватели высшей школы. В

Концепции федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014 - 2020 годы отражены важность и необходимость совершенствования системы подготовки и переподготовки преподавателей высших учебных заведений [7]. В Концепции указана существующая в настоящее время проблема недостаточного уровня квалификации научно -педагогических кадров, несоответствие современным мировым стандартам, требованиям и запросам общества. В связи с этим осуществляется поиск новых механизмов, форм,

содержания подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы.

В условиях необходимости реформирования отечественной образовательной системы на всех уровнях подготовки отечественные ученые все чаще обращаются к зарубежному опыту. При этом активно изучается имеющийся положительный опыт подготовки педагогов высшей школы в европейском образовательном пространстве [1;3;4]. Значительный

положительный опыт по подготовке научно -педагогических кадров накоплен в образовательной системе Германии,

претерпевшей достаточно большое количество изменений в ходе реформ после объединения ГДР и ФРГ, а также после присоединения к Болонскому процессу. Этим обусловлена актуальность данного исследования,

посвященного анализу деятельности центров дидактики высшей школы в Германии, на базе которых осуществляется подготовка

преподавателей университетов.

В связи с этим, особенно интересна работа Кристианы Борхард [8], в которой автор детально анализирует модели повышения квалификации преподавателей в некоторых центрах дидактики высшей школы, функционирующих в различных немецких городах.

Германия накопила значительные положительные наработки по вопросам подготовки и повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений. Мы считаем, что необходимо критически осмыслить, проанализировать и выявить возможности его использования в российской системе подготовки преподавателей высшей школы.

В рамках исследования мы проанализировали модели повышения квалификации, реализуемые в центрах дидактики высшей школы в г. Дортмунд, г. Мюнхен, в г. Билефельд, в г. Брауншвейг, в г. Гамбург. Основываясь на результатах проведенного анализа, мы можем констатировать, что эти модели в содержательном плане не имеют принципиальных различий. Преподаваемый контент представлен в виде взаимосвязанных модулей, построенных с учетом принципа вариантивности. При этом у слушателей курсов есть возможность выбора проходимых уровней. Йоганнес Вильдт выделяет пять основных квалификационных ступеней в системе повышения квалификации педагогов высшей школы [10]. При этом первые три из них реализуются в рамках повышения квалификации (Introduction into Higher Education; Minimals in Higher Education; Basics in Higher Education), а четвертая и пятая (Master of Higher Education;

Master of Staff Development) подразумевает подготовку мультипликаторов - специалистов, готовых обучать преподавателей высшей школы в центрах дидактики.

В настоящее время в центрах дидактики высшей школы Германии активно ведутся дискуссии по поводу разработки и принятия единых стандартов и моделей реализации программ квалификации преподавателей высших учебных заведений. Однако, сделать это чрезвычайно трудно, несмотря на то, что попытки разработки единой универсальной модели активно предпринимаются.

Анализ вышеперечисленных немецких моделей повышения квалификации позволил нам выявить следующие положительные аспекты построения и реализации системы повышения квалификации преподавателей высшей школы:

- организационные аспекты: наличие разнообразных методов организации учебного процесса в рамках семинаров и курсов повышения квалификации (дискуссионные методы: форумы, пленумы; деловые игры, коллоквиумы и т.д.), различных средств (прежде всего, мультимедийных, электронных учебников, Интернет-ресурсов, сервисов веб 2.0 и т.д.);

- содержательные аспекты: большая практическая направленность курсов повышения квалификации с целью апробации полученных знаний и умений в реальной практической деятельности; приоритетное положение психолого-педагогического блока в содержании курсов/семинаров; реализация принципа междисциплинарных связей при разработке содержания программ повышения квалификации для преподавателей высшей школы; формирование и развитие медиа-компетенции;

- информационное сопровождение преподавателей высшей школы: разработка и информационное наполнение образовательных порталов, сайтов центров дидактики высшей школы, призванных обеспечивать преподавателей полезной информацией;

- активизация межуниверситетского и международного сотрудничества: организация стажировок на базе зарубежных образовательных учреждений в рамках сотрудничества, а также в рамках различных конкурсных и грантовых программ.

Рассмотрим более подробно эти положительные аспекты и попытаемся раскрыть их возможности для разработки и реализации курсов повышения квалификации для преподавателей высшей школы.

Без сомнения, положительным опытом центров дидактики высшей школы в Германии

является явный практико-ориентированный характер содержательного контента курсов повышения квалификации преподавателей. Этот опыт необходимо внедрить в образовательную систему подготовки и повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений в России. Осуществить это возможно, во-первых, благодаря увеличению количества часов на педагогическую практику/стажировку, во-вторых, благодаря применению практических методов и форм работы на курсах повышения квалификации (метод проектов, метод обучения в сотрудничестве, проблемный метод).

Отметим, что в рамках реализуемых курсов повышения квалификации в центрах высшей дидактики в Германии активно используются не только традиционные формы обучения (консультации, семинары, лекции), но и нетрадиционные. Особо следует выделить мастер-классы, так как они обеспечивают интерактивный характер проводимых занятий. Благодаря этому повышается и уровень коммуникативной компетенции преподавателей, что также положительно влияет на общий уровень профессионализма педагога. Как отмечает Рольф Шульмайстер, особенность мастер-класса содержится в способе проведения учебного занятия [9]. Мастер-классы, как правило, организационно непродолжительны (1 - 2 дня). В своей организационной структуре имеют вводно-мотивационный этап и заключительный этап - фидбэк. Чаще всего, фидбэк реализуется в форме анонимного анкетирования и позволяет получить информацию о положительных и отрицательных моментах проведенного мастер-класса, с тем, чтобы постоянно улучшать процесс их проведения. Что касается методов и приемов организации работы на занятиях, следует особо отметить интерактивные групповые формы работы: дискуссии, метаплановый метод, прием «аквариум» и др. При этом необходимо выделить метаплановый метод, который может быть применен на различных этапах работы, особенно тех, где необходимо проявление творческих способностей рабочей группы. Например, метаплановый метод может быть применен при поиске решения проблемы: члены группы записывают на цветных карточках аспекты проблемы, рассортировывают их по степени значимости, определяют наиболее проблемные зоны. Благодаря этому методу все члены активно включаются в общую работу, при этом каждый участник может представить свои собственные приоритеты в контексте группы.

Позитивным опытом также является междисциплинирность содержательного контента программ повышения квалификации

преподавателей высших учебных заведений, реализуемых в Германии. К примеру, в центре дидактики высшей школы г. Брауншвейг на мастер-классах модулей первого уровня в группах обучаются преподаватели различных специальностей, что положительно сказывается на эффективности усвоения материала.

Очень активно в немецких центрах дидактики высшей школы применяются мультимедийные средства, так как они позволяют интегративно представить информацию в различных формах, а также реализовать интерактивное взаимодействие со слушателями. В немецких центрах дидактики высшей школы для организации групповых форм работы используются также Интернет-ресурсы: сервисы веб 2.0, виртуальные классы, образовательные платформы и т.д. Это положительно влияет на повышение уровня сформированности медиа-компетенции немецких преподавателей. Этот опыт может оказаться чрезвычайно полезным. Как отмечают М. Бершадский [2], Е.С. Полат и М.Ю. Бухаркина [5], в современных условиях информационно -насыщенного общества преподаватели обязаны активно применять информационно-

коммуникационные технологии и грамотно интегрировать их в образовательный процесс.

Основываясь на результатах проведенного сравнительно-сопоставительного анализа, мы можем сделать вывод, что использование современных технических средств позволит улучшить качество повышения квалификации отечественных научно-педагогических кадров. К сожалению, уровень сформированности медиа-компетенции (способность интегрировать в образовательный процесс мельтимедийные средства) у российских педагогов еще недостаточно высок. Многие преподаватели не владеют современными медиа-технологиями. Как отмечают многие российские исследователи, одной из самых актуальных и острых проблем в системе российского высшего образования является организация и реализация учебного процесса с применением современных педагогических и информационных технологий [2;5]. Как считает Е.С. Полат, проблема повышения компьютерной грамотности преподавателей пока не решается в должной степени в системе повышения квалификации [5]. В качестве одной из причин такого положения дел можно назвать то, что многие институты повышения квалификации не располагают

соответствующим техническим оборудованием и квалифицированными специалистами,

способными разработать и реализовать в полной мере специальные курсы. Несомненно, опыт немецких центров дидактики высшей школы окажет положительное влияние на решение этой проблемы.

Ряд отечественных ученых отмечают недостаточный уровень психолого-

педагогической составляющей в содержании подготовки преподавателей высшей школы. В.Г. Иванов отмечает, что «в проектировании и осуществлении подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-

педагогических кадров России через аспирантуру, докторантуру, ФПК с ориентацией только на предметную область знаний допускается много методологических просчетов» [3, с.4]. В свою очередь, в немецких центрах дидактики высшей школы ориентация на психолого-педагогическое содержание является приоритетной. Таким образом, в решении проблемы необходимости усиления психолого-педагогической

составляющей в повышении квалификации научно-педагогических кадров в России необходимо также обратиться к положительному опыту немецких коллег.

Очевидно, что значительную роль в решении проблем, существующих в отечественной системе подготовки педагогов высшей школы, играет развитие сотрудничества с ведущими центрами дидактики высшей школы Европы. Одной из форм реализации этого сотрудничества является участие в различных международных программах академического обмена, финансируемых в том числе и грантовыми организациями (Немецкая служба академических обменов DAAD, Немецкий культурный центр им. Гёте и др.).

Что касается информационных аспектов, здесь следует отметить стремление центров дидактики высшей школы в Германии обеспечить преподавателей максимумом полезной информации. С этой целью разрабатываются серверы и порталы по дидактике высшей школы,

предлагаются дистанционные курсы повышения квалификации и др. Этот положительный опыт также можно интегрировать в систему повышения квалификации российских преподавателей высшей школы.

Подводя итоги, следует отметить, что система подготовки повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений в России имеет множество проблем, для решения которых необходимо найти и разработать новые организационные формы, методы, средства и содержательный контент образовательных программ этого уровня. В первую очередь, необходимо подготовить

высококвалифицированных мультипликаторов, готовых реализовывать программы современного поколения. В этой связи может быть использован положительный опыт решения этой проблемы в Германии. В качестве возможностей интеграции накопленного в Германии опыта построения и организации системы повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений можно отметить следующие: в плане организационных аспектов - активное использование мастер-классов как

организационной формы проведения курсов и семинаров; внедрение практико-

ориентированных методов работы;

использование современных технических и мультимедиа-средств. В плане содержательных аспектов - модульное построение содержательного контента; приоритетное внимание психолого-педагогической

составляющей; построение содержания курсов на основе принципа междисциплинарности; учет потребностей слушателей в разработке содержания курса. В плане информационного аспекта - разработка порталов, образовательных веб-ресурсов по дидактике высшей школы. Необходимо также активно развивать международное сотрудничество с целью обмена современными методическими и дидактическими материалами.

Литература:

1. Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы / А.Ю. Андреев. -М.: Знак, 2009. - 640 с.

2. Бершадский М. Информационная компетентность / М. Бершадский // Народное образование. - 2009. - № 4. - С. 139-144.

3. Иванов В.Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки

преподавателя высшей технической школы: дис ... докт. пед. наук: 13.00.08 / В.Г. Иванов. - Казань, 1997. -341 с.

4. Питерскова Т.А. Становление и развитие центров дидактики высшей школы Германии: дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.А. Питерскова. - Пенза, 2010. - 207 с.

5. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования:

учеб. пособие для студенов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.

6. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://base.garant.ru/182563/

7. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 г. № 424 «Концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/докуменгы/3420/файл/2235/13.0 5.21 -Постановление_424-ФЦП^

8. Borchard Christiane. Hochschuldidaktische Weiterbildung - Akzeptanz und Wirkung: eine Analyse am Beispiel des Bausteinprogramms WindH - Weiterbildung in der Hochschullehre, seiner Konzeption und Evaluation. Lit Verlag Münster, 2002. - 187 s.

9. Schulmeister Rolf. Didaktische Qualifikation für den wissenschaftlichen Nachwuchs. In: Gerlach/ HebbelSeeger (Hrsg.): Ze-phir, JG.12. dvs-Kommission Wissenschaftlicher Nachwuchs: Hamburg 2005, S. 13-18.

10. Wildt Johannes. Ein hochschuldidaktischer Blick auf Lehren und Lernen. Eine kurze Einführung in die Hochschuldidaktik. In: Neues Handbuch Hochschullehre. Lehren und Lernen effizient gestalten. Herausgeber: Brigitte Berendt, Hans-Peter Voss, 2. Auflage, Grundwerk 2006.

Сведения об авторах:

Маркина Татьяна Анатольевна (г. Пенза, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и методика преподавания иностранных языков», Пензенский государственный университет, e-mail: tanja_p84@mail.ru

Разуваева Татьяна Александровна (г. Пенза, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Иностранные языки и методика преподавания иностранных языков», Пензенский государственный университет, e-mail: rastan12@mail.ru

Васин Сергей Михайлович (г. Пенза, Россия), доктор экономических наук, профессор, проректор по международной деятельности, Пензенский государственный университет, e-mail: pspu-met@mail.ru

Data about the authors:

T. Markina (Penza, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department «Foreign Languages and FLT Methodology» of Penza State University, e-mail: tanja_p84@mail.ru

T. Razuvaeva (Penza, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department «Foreign Languages and FLT Methodology» of Penza State University, e-mail: rastan12@mail.ru

S. Vasin (Penza, Russia), Doctor of Economic Sciences, professor, vice-rector for international affairs, Penza State University, e-mail: pspu-met@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.