Т. А. Питере ков а
ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНТРА ДИДАКТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЗЕМЛЕ БАДЕН-ВЮРТЕМБЕРГ
Работа представлена кафедрой педагогики и психологии высшей школы Пензенской государственной технологической академии.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент С. В. Сергеева i
i
Статья посвящена истории высшей школы Германии. Целью исследования является изуче- I
ние предпосылок становления центра дидактики высшей школы в федеральной земле Баден-Вюртемберг. Автор описывает ситуацию, стожившуюся в Баден-Вюртемберге в 90-х гг. XX в., и пока- |
зывает, что основание центра дидактики высшей школы было необходимым условием для улучшения качества обучения в вузе. !
|
The article is devoted to the history of German higher school. The aim of the research is to study the !
premises for establishment of the center of higher school didactic in the federal land Baden-Wuertemberg. !
The author describes the situation in Baden-Wuertemberg in the 1990-s and argues that founding the center of higher school didactic was a prerequisite for improving the quality of higher schooling.
Рассматривая любое историко-педагогическое явление, принципиально важным представляется выявить предпосылки его становления и развития. Согласно определению, данному в словаре русского языка С. И. Ожегова, предпосылка - это предварительное условие чего-либо . Для возникновения, становления и развития системы переподготовки научно-педагогических кадров в центре дидактики высшей школы в федеральной земле Баден-Вюртемберг сложились определенные условия. Среди них можно выделить исторические и педагогические предпосылки, оказавшие, на наш взгляд, наиболее существенное влияние на процесс становления системы профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава в Баден-Вюртемберге.
К историческим предпосылкам считаем правомерным отнести:
1) политические:
• реализация основных направлений Болонского процесса;
• организация подготовки квалифицированных специалистов с целью обеспечения стране ведущих позиций на основных рынках будущего;
• следование мировым тенденциям глобализации образования Германии как члена ООН и др.
2) экономические:
• необходимость перестройки экономики в объединенной Германии после падения стены в ноябре 1989 г.;
• перспектива занять, утвердить и расширить лидирующие позиции Германии в мире, подтверждая знак качества «made in Germany»;
• необходимость сохранения конкурентоспособной промышленности в условиях растущей мировой конкуренции и др.
По нашему убеждению, педагогическими предпосылками становления системы профессиональной переподготовки преподавателей университетов Баден-Вюртемберга явились:
1) деятельность Министерства образования и исследований Германии по организации эффективной системы повышения квалификации научно-педагогических кадров;
2) формирование нормативно-правовой базы документов, регулирующих и регламентирующих процесс создания на местах системы подготовки научно-педагогических кадров;
3) наличие структур, в которых велась переподготовка педагогических кадров;
4) следование мировым тенденциям глобализации образования;
5) педагогические идеи в области дидактики высшей школы;
6) опыт подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы за рубежом.
Остановимся на каждой из перечисленных предпосылок более подробно.
Не подлежит сомнению тот факт, что основным фактором, определяющим путь развития любой страны и оказывающим влияние на все сферы жизни общества, является политика. Поэтому целесообразным считаем начать с политических предпосылок, обусловивших возникновение, становление и развитие системы переподготовки преподавателей высшей школы в федеральной земле Баден-Вюртемберг.
Основной политической предпосылкой можно обозначить, на наш взгляд, присоединение Германии к Болонскому процессу. Болонский процесс - это глубокая структурная реформа высшего образования Европы. Его истоком стала Сорбон-ская Декларация министров образования Великобритании, Германии, Франции и Италии «О гармонизации Европейского пространства высшего образования», принятая 25 мая 1998 года. 19 июня 1999 года министры образования 29 европейских стран (в их числе Германия) подписали Болонскую декларацию, которая имеет своей целью создание единого европейского образовательного пространства и обеспечение подготовки конкурентоспособных спе-2
циалистов .
Следует подчеркнуть, что основным фактором конкурентоспособности и привлекательности европейского высшего образования является качество образования. Для достижения поставленных целей системами высшего образования стран ЕС выработана политика в отношении управления и контроля качества образования, предполагающие учреждение аккредитаци-
онных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций, установление стандартов транснационального образования. Контроль качества образования в рамках Болонского процесса охватывает различные аспекты академической деятельности, в том числе качество профессорско-преподавательского состава. Поэтому перед вузами Германии стояла задача - организация повышения педагогической квалификации преподавателей высшей школы.
Чтобы обеспечить стране ведущие позиции на основных рынках будущего, укрепив тем самым авторитет ФРГ на международной арене, федеральное правительство Германии проводит инновационную политику. Ее результаты говорят сами за себя. Немецкие специалисты играют важную роль в ведущих коллективах мира по приоритетным направлениям будущего, таким, как оптические технологии, нейронауки биотехнологии, разработка микросистем. В Европе регистрируется более 13 ООО немецких изобретений. Таким образом, почти четверть всех европейских патентов базируется на разработках немецких ученых с тенденцией к увеличению этих показателей. В этой связи логично предположить, что этому способствует также система переподготовки кадров высшей педагогической квалификации в государстве и, как следствие, появление квалифицированных специалистов в области передовых технологий, например нанотехнологий.
К историческим предпосылкам возникновения, становления и развития системы повышения квалификации преподавателей вузов Баден-Вюртемберга относятся также экономические предпосылки. Обращаясь к истории Германии, следует отметить, что крупнейшим вызовом германской экономике стало воссоединение страны после падения стены в ноябре 1989 г. Как совершенно справедливо, на наш взгляд, утверждает специалист в области финансов профессор Р. Хиккель из Бременского университета,
одной из важнейших задач правительства объединенной Германии являлось достижение одинаковых жизненных условий на востоке и западе страны за счет подъема экономики Восточной Германии для укрепле-„ „ 3
ния рыночной экономики единой страны .
Без помощи Запада (федеральная земля Баден-Вюртемберг расположена на западе Германии) Восток не мог стать экономически жизнеспособным. Для решения этой задачи необходимо было укреплять систему профессиональной подготовки в области высоких технологий и менеджмента, а также науку и вузы. В этих условиях вузы и федеральные земли начали снова задумываться о качестве высшего профессионального образования как составляющей системы профессиональной подготовки, которое во многом зависит от компетентности научно-педагогических кадров.
Вторым вызовом германской экономике стала глобализация. По мере открытия границ для товаров и капитала складывается новая форма всемирной конкуренции. Как отмечает федеральный министр экономики В. Клемент, решающим ресурсом, делающим Германию конкурентоспособной на международной арене, являются люди:
ученые, исследователи, инженеры и квали-
4
фицированные рабочие . В них нуждается государство и для решения основных задач «Повестки дня на 2010 г.»: Болонской и Лиссабонской деклараций. А их подготовка возможна только при условии наличия грамотных научно-педагогических работников. Фактором, определяющим степень конкурентоспособности и динамичности развития экономики страны и фактором соперничества на глобальном рынке труда, является образование.
Как отмечалось выше, на становление системы повышения квалификации преподавателей высшей школы федеральной земли Баден-Вюртемберг существенное влияние наряду с историческими оказали также педагогические предпосылки. Прежде всего следует назвать нормативно-
правовые. К ним относятся нормативные документы, принятые Министерством образования и исследований Германии (Bundesministerium fu'r Bildung und Forschung), решения конференции ректоров в Германии (Hochschulrektorenkonferenz), приказы министров культуры земель ФРГ (Kultusministerkonferenz), доклады Министра образования и исследования Германии, отчеты о деятельности вузов и др.
Необходимо отметить, что образование в Германии децентрализовано. По Конституции Германии образование относится к компетенции каждой из ее 16 земель. В основе нормативной базы высшего образования ФРГ лежит общий закон о высшем образовании (с изменениями от 12 апреля 2007 г.) (das Hochschulrahmengesetz - HRG), в соответствии с которым каждой земле принимается федеральный закон о высшем образовании (das Landeshochschulgesetz - LHG).
Согласно § 2 п. 3 общего закона о высшем образовании (с изменениями от 12 апреля 2007 г.), одной из задач высшей школы является организация повышения квалификации работников высших учебных заведений как научно-педагогического (профессорско-преподавательского состава
и научных работников) состава, так и дру-
5
гого персонала .
Учитывая особенности условий работы и институциональные рамки высшей школы рекомендуется организовывать курсы повышения квалификации работников на местах, иными словами, немецкие высшие учебные заведения имеют заказ на обеспечение развития дидактики высшей школы и принятие для этого необходимых мер.
Одной из педагогических предпосылок становления системы повышения квалификации преподавателей высшей школы Баден-Вюртемберга является, на наш взгляд, наличие структур, в которых велась переподготовка преподавателей вузов в стране в других федеральных землях. Центр дидактики высшей школы в федеральной земле Баден-Вюртемберг был основан по принци-
пу организации данных образовательных учреждений в стране: ZLW - центр учебного и научного менеджмента г. Аахен, WBZ -центр повышения квалификации университета г. Бохума, региональное объединение дидактики высшей школы университетов г. Гейдельберга и г. Мангейма, ЛГИ - центр дидактики высшей школы технического университета г. Брауншвейга, междисциплинарный центр дидактики высшей школы г. Билефельда (основан в 1973 г.) и г. Гамбурга, центр повышения квалификации в области дидактики высшей школы свободного университета г. Берлина и др.
К педагогическим предпосылкам становления системы повышения квалификации преподавателей высшей школы Баден-Вюртемберга можно отнести наличие зарубежного опыта: программы, в которых молодые преподаватели высшей школы готовятся к выполнению своих задач, связанных с преподаванием и проведением экзаменов, в течение последних лет быстро развивались (Австралия, Канада, Великобритания, Скандинавия, Нидерланды). Первоначально это был ряд не связанных друг с другом семинаров-мастерских. В Великобритании уже с 1970-х гг. имеются целые послевузовские учебные курсы и наряду с этим связные программы в объеме 200-240 аудиторных часов. Основываясь на данных немецких исследователей непрерывного профессионального образования преподавателей высшей школы Э. Этминан и Р. Сэлл, для нашего исследования интересным является тот факт, что центры дидактики высшей школы в Германии были основаны по образцу системы повышения квалификации в области высшей школы в англоязычных странах. Более того, немецкие центры дидактики высшей школы ориентируют свою
работу на положительный опыт решения
“ к 6
данной проблемы в этих странах .
Кроме этого в ряде стран существуют специальные образовательные программы, которые предназначены для преподавателей технических высших учебных заведе-
ний. В Европе сформировано общество по инженерной педагогике IGIP, реализующее образовательную программу «Инженерная педагогика», родоначальником которой является профессор Университета Клаген-фурт Адольф Мелецинек. Оно было основано в 1972 г. в Клагенфурте (Австрия). С момента основания значение и известность IGIP непрерывно возрастают. В настоящее время членами IGIP являются представители 72 стран. Организация обладает консультативным статусом при UNESCO и UNIDO. IGIP регулярно издает сборники трудов по инженерной педагогике, уже издано более сорока томов. Важнейшей составляющей деятельности IGIP является организация и проведение ежегодных международных симпозиумов по инженерной педагогике в разных городах Европы. Главным направлением в деятельности IGIP является подготовка преподавателя инженерного вуза. Участники международного симпозиума IGIP 1988 г. сформулировали тезис, который остается актуальным по настоящий день: «Нобелевские премии и результаты исследований точно отражают престиж образовательных технических учреждений, однако качество образования определяется деятельностью профессорско-преподавательского состава».
Мировые тенденции глобализации образования предъявляют новые требования к личности преподавателя. Согласно «Рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений» 29-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (Париж, 1997 г.), высшее образование и исследовательская деятельность играют ведущую роль в поиске, углублении и передаче знаний и представляют собой исключительно ценное культурное и научное достояние . Исходя из этого, доступ к профессиональной деятельности в сфере высшего образования должен основываться на соответствующей академической квалификации, компетентности и опыте. Для овладения преподавателями компетентностью в
дидактике высшей школы необходимо создание системности знаний по дидактике высшей школы и передача ее молодым научно-преподавательским кадрам.
Немаловажную роль для развития дидактики высшей школы в Германии сыграло понимание обществом роли научно-педагогических кадров, важности и значимости воспроизводства кадров высшей квалификации для повышения конкурентоспособности экономики страны. Именно поэтому вопросам повышения педагогического мастерства всех преподавателей, а в связи с этим и развитию педагогики высшей школы уделяется очень большое внимание.
Об этом свидетельствуют передовые идеи немецких педагогов. Многие авторитетные немецкие ученые-преподаватели, например профессор доктор Д. Валь из Вай-нхаймского педагогического университета, высказываются в пользу создания автономных организаций и структур, занимающихся исключительно подготовкой и повыше-
1 „ 8 нием квалификации преподавателей вузов .
Решающее значение в истории университетов Баден-Вюртемберга имеет решение Министерства науки и искусства федераль-
ной земли Баден-Вюртемберг от 15.05.2001 г. «Концепт основания дидактического центра» с целью профессионализации преподавания для улучшения качества обучения в
9 <вузе . Согласно программе повышения квалификации центра дидактики высшей школы федеральной земли Баден-Вюртемберг ее реализации служит развитие профессиональной компетентности в области дидактики высшей школы профессорско-препо-
10
давательского состава .
В рамках реализации программы «Объединение для обучения» («Bündnis für Lehre») Министерство науки и искусства федеральной земли Баден-Вюртемберг в согласовании с федеральной конференцией ректоров и девятью федеральными университетами учредило 01.10.2001 г. центр дидактики высшей школы в данной федеральной земле" .
Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующий вывод: в федеральной земле Баден-Вюртемберг в 90-е гг. XX в. сложились предпосылки для возникновения и развития собственной системы научно-педагогических кадров, среди которых можно выделить исторические и педагогические.
ПРИМЕЧАНИЯ
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2006. С. 581.
Болонская декларация: Европейское пространство высшего образования: Совместное заявление европейских министров образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 года // Вестн. Рос. филос. о-ва. 2005. № 1 (33). С. 74-77.
}Hickel R. 10 Jahre Einheit: der Aufschwung // Deutschland. 2000. N 4 (August / September). S. 46.
"Interview mit Wirtschaftsminister W. Clement «Gute Noten fur den Standort Deutschland» // Deutschland. 2004. N 6 (Dezember / Januar). S. 60.
'Hochschulrahmengesetz (HRG) in der Fassung der Bekanntmachung vom 19. Januar 1999 (BGB1.1 S. 18), zuletzt geändert durch Artikel 2 des Gesetzes vom 12. April 2007 (BGBI. IS. 506). Berlin, 2007. S. 3.
Etminan E., Sell R. Zielsetzungen und Verwirklichung hochschuldidaktischer Aus- und Weiterbildung // Angewandte Hochschuldidaktik - Kozeption, Praxis, Bewertung. Weinheim, Basel, Beltz, 1984. S. 3.
Рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений // По результатам 29-й сессии Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, ЮНЕСКО, Париж, 21 октября - 12 ноября 1997 г.
Wahl D., Wdhling W., Rapp G., Heger D. Erwachsenenbildung konkret. Mehrphasiges Dozententraining. Eine neue Form erwachsenendidaktischer Ausbildung von Referenten und Dozenten. Weinheim: Deutscher Studien Verlag, 1993. S. 76.
'Konzept zur Einrichtung eines Didaktikzentrums vom 15.05.2001. Stuttgart: Ministerium fUr Wissenschaft und Kunst, 2001. S. 2.
Jahresprogramm 2004. Stuttgart: Regionalverbunde Hochschuldidaktik der Universitaten des Landes Baden-Wllrttemberg, 2003. S. 5.
' Qualifizierungsprogramm des HDZ: Konzept - Programm - Umsetzung. Stuttgart: Regionalverbunde Hochschuldidaktik der Universitaten des Landes Baden-WUrttemberg, 2003. S. 3.