Научная статья на тему 'Сущность информационно-образовательной среды школы'

Сущность информационно-образовательной среды школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3547
559
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ / КАЧЕСТВО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SCHOOL INFORMATIZATION / THE QUALITY OF SCHOOL EDUCATION / INFORMATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Светлана Викторовна

В статье раскрывается содержание и структура информационно-образовательной среды. Обоснованы ведущие подходы к определению понятия информационно-образовательной среды в педагогической науке. Выявлены особенности создания данной среды в общеобразовательной школе. Автор приходит к выводу о том, что создание информационно-образовательной среды выступает одним из важнейших показателей качества школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of the information-educational school environment

The content and structure of the information-educational environment are discussed. The leading approaches to the definition of information-educational environment in teaching science are substantiated. The features of the creation of the environment in a comprehensive school are determined. It is concluded that the creation of information-educational environment is one of the most important indicators of the quality of school education.

Текст научной работы на тему «Сущность информационно-образовательной среды школы»

УДК 371 ББК 74.00

С.В. Журавлева

сущность информационно-образовательной

среды школы

В статье раскрывается содержание и структура информационно-образовательной среды. Обоснованы ведущие подходы к определению понятия информационно-образовательной среды в педагогической науке. Выявлены особенности создания данной среды в общеобразовательной школе. Автор приходит к выводу о том, что создание информационно-образовательной среды выступает одним из важнейших показателей качества школьного образования.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, информатизация школы, качество школьного образования, информационная компетентность.

S.V. Zhuravleva

the essence of the information-educational

school environment

The content and structure of the information-educational environment are discussed. The leading approaches to the definition of information-educational environment in teaching science are substantiated. The features of the creation of the environment in a comprehensive school are determined. It is concluded that the creation of information-educational environment is one of the most important indicators of the quality of school education.

Key words: information-educational environment, school informatization, the quality of school education, information competence.

Образовательная среда школы -это совокупность организационно-педагогических условий успешного обучения, воспитания и развития личности обучающегося. Современное информационное пространство оказывает значительное влияние на образовательный процесс школы. Возникает необходимость в учете возможностей данного пространства при организации образовательной среды школы в соотношении «информационное пространство - информационно-образовательная среда школы».

Информационное пространство представляет собой форму существования информации, которая представлена совокупностью материальных и идеальных объектов: устройства передачи информации, ее носители, информационные потоки и поля. В этой связи информационно-образовательное пространство определяет требование к использованию информации в образовательных целях. Поэтому значение

информационно-образовательной среды школы трудно переоценить, так как ее качество определяет эффективность образовательных результатов обучающихся.

Модернизация отечественного образования выделила информатизацию как одно из приоритетных направлений развития школьного образования, что обусловило приведение образовательной среды школы в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества. При этом главной задачей информатизация ставит создание информационно-образовательной среды школы в контексте повышения качества общего образования [4].

Информатизация школы - это процесс изменения содержания, методов и форм образовательного процесса при переходе школы к работе в условиях информационного пространства. Обеспечение школьного образования методологией и практикой реализации современных информационно-коммуникационных

го

m

ф

^

ш го

£ od с.)

технологий в образовательном процессе открывает новые перспективы развития школы в целом: происходят изменения дидактических средств, методов и форм обучения, воспитания и развития личности обучающегося, преобразуется традиционная образовательная среда в качественно новую - информационно-образовательную среду школы. Концепция информатизации общего образования регламентирует создание единой информационной среды, отвечающей требованиям опережающего образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Современное понимание сущности информационно-образовательной среды в педагогической литературе многообразно и разнопланово. А.А. Андреев понимает под информационно-образовательной средой педагогическую систему, включающую в себя материально-техническое, нормативное и маркетинговое обеспечение. Информационно-коммуникационную предметную среду рассматривает Н.Н. Курова, отмечая при этом важность обеспечения компьютерной поддержкой процесса обучения в школе. В контексте эффективной организации познавательной деятельности обучающихся в школе В.А. Красильникова предлагает создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие доступ к информационным образовательным ресурсам обучающимся на основе информационных технологий. Информационную образовательную среду И.Г. Захарова называет открытой системой, объединяющей интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы. Исследователи Б.С. Ахметов и Е.Ы. Бидайбеков рассматривают многокомпонентный комплекс образовательных ресурсов, которые обеспечивают информатизацию и автоматизацию образовательной деятельности современного учебного заведения. О.А. Ильченко обосновывает организационно-педагогические условия создания информационно-образовательной среды школы как совокупность информационного, техни-

ческого, учебно-методического обеспечения субъект-субъектного взаимодействия в образовании.

Общепринятым определением информационно-образовательной среды на сегодняшний день выступает трактовка данного понятия Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования: «это система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основного образовательной программы образовательного учреждения» [5].

Информационно-образовательная среда школы призвана обеспечить:

• методическую, ресурсную поддержку образовательного процесса школы;

• автоматизацию мониторинга образовательных результатов с возможностью фиксации хода образовательного процесса;

• информационно-коммуникационное, дистанционное взаимодействие субъектов образовательного процесса (педагогов, обучающихся, их законных представителей);

• создание, сбор, анализ, обработку и хранение образовательной информации [3].

Информационно-образовательная среда обеспечивается информацией в различных аспектах: сведения о сотрудниках школы, обучающихся и их законных представителях, учебные планы, электронные журналы (дневники), расписание занятий, отчеты о самообследовании (о работе за год). Данная среда рассматривается Л.Н. Кечиевым, Г.П. Путиловым, С.Р. Тумковским как эффективная образовательная система, позволяющая дифференцировать обучение, повышать мотивацию субъектов образовательно-воспитательного процесса к самостоятельному поиску и производству новой информации и знаний, обеспечить наглядность учебного материала. Такое представление об исследуемом феномене позволяет отметить необходимость перечисленных факторов при достижении нового качества школьного образования в условиях информационно-образовательной среды.

Эффективность работы в информационно-образовательной среде школы во многом определяется наличием информационной компетентности ее участников, связанной с умением решать профессиональные, учебные, образовательные задачи с использованием ИКТ. Поэтому представляется, что информационно-образовательная среда школы включает в себя, с одной стороны, программно-технический комплекс, а с другой стороны - это педагогическая система.

В результате теоретического анализа научной литературы (В.А. Вла-сенко, В.В. Малева, О.А. Савельева, Е.В. Якушина) по основной категории информационно-образовательная среда школы было выявлено, что компонентами данной среды выступают следующие:

1. Организационный компонент представляет собой совокупность условий, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в школе (О.Н. Арефьев, И.М. Бочаров), управлением процессом информатизации (Н.Н. Курова, S. Ken-nisnet).

2. Программный компонент включает в себя процессы изменения образовательных программ в соответствии с возможностями ИКТ, проектирования образовательно-воспиаттельного про-цессавинформационно-образовательной среде школы, а также разработки программ дополнительного образования для обучающихся и педагогов школы в данной среде (Л.Л. Босова, С.В. Зенки-на, А.А. Кузнецов, И.Ш. Мухаметзянов, И.В. Роберт, R.B. Kozma).

3. Методический компонент представлен методиками преподавания с применением информационно-коммуникационных технологий (В.В. Лаптев, Е.С. Полат), влиянием использования ИКТ на образовательные результаты, формированием ИКТ-компетентности субъектов образовательного процесса (Д.Н. Адамчук, В.С. Леднев, Т.Н. Суворова, М.Г. Победоносцева), внедрение в образовательную систему школы дистанционного образования (В.И. Солдаткин, В.М. Филиппов).

4. Кадровый компонент обеспечивает развитие информационной культуры педагогических кадров, ИКТ-компетентности педагогов школы (Т.В. Добудько, С.В. Тадевосян, Е.В. Ха-мидулина).

5. Ресурсный компонент - это техническое и технологическое обеспечение образовательной системы школы (рабочих мест, учебных мест), создание электронных (цифровых) образовательных ресурсов, виртуальной образовательной среды (В.П. Граб, А.В. Осин, Е.А. Ракитина).

Все компоненты информационно-образовательной среды взаимосвязаны между собой, поэтому изменение в одном из них ведет к изменениям в других. Так, педагоги Голландии считают, что информационно-коммуникационные технологии более успешны, если ее основные компоненты уравновешены [1].

Информационно-образовательная среда выступает, с одной стороны, результатом информатизации образования в целом, а с другой стороны - это сам по себе процесс информатизации в школе. Научно-методическое обеспечение создания информационно-образовательной среды основывается на нормативно-правовых документах школы (Устав школы, образовательные программы, учебники и пособия). Важнейшим условием открытости информационно-образовательной среды школы выступает представление всех материалов на сайте школы, в библиотеке, в электронных библиотеках, доступ к которым представлен всем участникам образовательно-воспитательного процесса школы.

Создание информационно-образовательной среды на основе выявленных сущностных характеристик выступает предметом исследования в работах С.Г. Григорьева, А.А. Кузнецова, С.В. Па-нюковой, И.В. Роберта, Н.А. Сизинце-вой. По мнению авторов, школе необходимо создавать собственную модель информатизации, соответствующую информационному пространству региона, что актуализирует проблему подготовки коллектива к работе в условиях информационно-образовательной сре-

.0 с; о

3

Z

4 ф

^

о >s о

X .0

I-

го са о

п

го ^

ю о

о

X X

о

го ^

о -&

X

.0 I-

о о

X

о

ды. В данном контексте задачами создания информационно-образовательной среды в школе становятся: определение информационных потоков в образовательных целях, включение участников информационной среды в образовательный процесс, выявление степени их заинтересованности и эффективных форм взаимодействия внутри и за пределами информационного поля школы.

Наиболее распространенными и успешными формами взаимодействия в условиях информационно-образовательной среды школы выступают консультации педагогов по электронной почте, виртуальные круглые столы и ве-бинары, проведение телеконференции (видеоконференции) с использованием программы Skype, участие в чатах и форумах на тематических сайтах (или сайтах учителей) [2]. Применение данных форм в образовательно-воспитательных целях требует соответствующей компетентности, обеспечивающей профессионализм педагога в организации информационно-образовательной среды и работе в ней. Представить возможности информационно-образовательной среды в школе можно по трем уровням:

• репродуктивный уровень информационно-образовательной среды включает в себя использование средств ИКТ на уроках. Взаимодействие педагога и обучающегося, а также учеников между собой в условиях информационно-образовательной среды на данном уровне не предусмотрено. Так, педагог лишь частично включает аудиторию в ИОС школы через использование мультимедийных презентаций, видео- и аудиоматериала, дает задание для работы с персональным компьютером или смартфоном. Среди инновационных способов создания информационно-образовательной среды здесь можно выделить виртуальную экскурсию;

• продуктивный уровень предполагает частичное взаимодействие участников образовательного процесса в информационно-образовательной среде школы. Так, педагоги школы могут создать свои личные блоги, на платформе которых представлены учебная информация, полезные ресурсы, задания (упражнения) для самостоятельной и исследовательской работы, а также интересные материалы по предмету или определенной теме;

• творческий уровень информационно-образовательной среды в школе обеспечивается за счет непрерывного взаимодействия в режиме он-лайн и оф-лайн всех участников образовательно-воспитательного процесса. Сегодня многие школы имеют образовательные порталы, в которых создаются форумы для обсуждения различных тем, как педагогами, так и родителями и учениками. Популярность набирают социальные сети, которые обладают возможностью информационно-образовательного взаимодействия, как на уроке, так во внеурочное время.

Таким образом, информационное пространство школы сегодня требует обеспечения эффективного информационно-образовательного взаимодействия,

которое, по мнению ученых, представляется возможным лишь при условии наличия в школе информационно-образовательной среды. Модельные представления информационно-образовательной среды школы должны включать в себя выявленные в ходе анализа компоненты и их сущностные характеристики. При этом каждый уровень данной среды уникален за счет применения разнообразных инновационных информационно-коммуникационных технологий, которые способствуют успешному информационно-образовательному взаимодействию в школе.

Библиографический список

1. Власенко, В.А. Взаимосвязь компонентов информационно-образовательной среды школы [Текст] / В.А. Власенко, Е.В. Якушина // Народное образование. - 2012. - №5. - С. 124-128.

2. Красильникова, В.А. Электронные компоненты информационно-образовательной среды [Текст] / В.А. Красильникова, П.В. Веденеев, А.С. Заврихин, Т.Н. Казарина // Открытое и дистанционное образование. - 2002. - Выпуск 4(8). - С. 54-56.

3. Основы открытого образования [Текст]: в 2 т. Т. 1 / отв. ред. В.И. Солдаткин. - Российский государственный институт открытого образования. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - 680 с.

4. Семенов, А.Л. Качество информатизации школьного образования [Текст] / А.Л. Семенов // Вопросы образования: научно-образовательный журнал. - 2005. - № 3. - С. 248-270.

5. ФГОС ООО Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / ФГОС ООО. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

Referents

1. Vlasenko V.A., Yakushina E.V. Interconnection components informational and educational environment of school. Narodnoe obrazovanie, 2012. №5. P. 124-128 [in Russian].

2. Krasilnikova V.A., Vedeneev P.V., Zavrikhin A.S., Kazarina T.N. Electronic Components educational environment. Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie, 2002. Vypusk 4(8). P.54-56. [in Russian].

3. Fundamentals of Open Education. Ed. V.I. Soldatkin. In 2 t. T. 1 Rossiiskii gosudarstvennyi institut otkry-togo obrazovaniya. M.: NIIC RAO, 2002. P. 680. [in Russian].

4. Semenov A.L. Quality of School Informatization. Voprosy obrazovaniya: nauncho-obrazovatelnyi zhurnal, 2005. № 3. P. 248-270. [in Russian].

5. FGOS OOO [Federal state educational standard of general education]. M.: Prosveshchenie, 2011. P. 48. [in Russian].

Сведения об авторах: Журавлева Светлана Викторовна,

аспирант кафедры педагогики высшей школы, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. E-mail: oren69school2009@yandex.ru

Information about the authors: Zhuravleva Svetlana Viktorovna,

Post graduate student,

Department of Pedagogy of Higher School, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia.

E-mail: oren69school2009@yandex.ru

.û о 3 z

Ф о >s о

X .0

I-

ro ca о

to

ro

ю о

о

X X

о

s ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го s

Œ

о

X s .0 I-

o о

X

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.