Научная статья на тему 'Сущность и значение налогового контроля'

Сущность и значение налогового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2200
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
TAXPAYERS / TAX CONTROL / TAXES / TAXATION / TAX CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / FORMS OF TAX CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седунова Дарья Борисовна, Бойко Н.Н.

В представленной статье рассматривается понятие и значение налогового контроля. Рассматриваются основные его функции и формы. Также обозначены некоторые особенности реализации определенных видов налогового контроля уполномоченными органами.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the present article the concept and meaning of tax control is considered. Its main functions and forms are considered. Some features of the implementation of certain types of tax control by authorized bodies are also indicated.

Текст научной работы на тему «Сущность и значение налогового контроля»

УДК 34

Юридические науки

Седунова Дарья Борисовна, студент 3 курса юридического факультета

СФ БашГУ г. Стерлитамак. Российская Федерация Бойко Н. Н., научный руководитель, старший преподаватель Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация: в представленной статье рассматривается понятие и значение налогового контроля. Рассматриваются основные его функции и формы. Также обозначены некоторые особенности реализации определенных видов налогового контроля уполномоченными органами.

Ключевые слова: налогоплательщики, налоговый контроль, налоги, налогообложение, Налоговый кодекс РФ, формы налогового контроля.

Annotation: in the present article the concept and meaning of tax control is considered. Its main functions and forms are considered. Some features of the implementation of certain types of tax control by authorized bodies are also indicated.

Keywords: taxpayers, tax control, taxes, taxation, Tax Code of the Russian Federation, forms of tax control.

В настоящее время осуществляется непрерывный процесс реформирования налогового законодательства, в особенности идет процесс ужесточения налогового контроля. Зачастую новшества остаются незамеченными для руководителей организаций, предпринимателей, а также бухгалтеров.

Принятие и функционирование огромного числа нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере обложения налогами, частые их изменения, неоднозначность толкования их норм являются предпосылками возникновения многочисленных проблем в практической деятельности, как для субъектов налогообложения, так и для контролирующих органов.

Налоговый контроль в широком смысле трактуется как комплекс мероприятий, реализуемых государством для гарантии финансовой безопасности. В узком смысле налоговый контроль подразумевает меры борьбы с индивидуальными предпринимателями, которые уклоняются от уплаты налогов. Такие меры дают возможность не только обеспечивать законность в системе налогообложения, но и способны контролировать хозяйственную деятельность индивидуальных предпринимателей на различных этапах [1, с. 45].

В научной литературе налоговый контроль рассматривается в аспекте ключевой функции управленческой деятельности. Так, согласно исследованию К. В. Новоселова налоговый контроль выступает как составной элемент создаваемого государством организационно-правовой системы управления. Автор подчеркивает, что налоговый контроль является особым видом деятельности специально уполномоченных органов власти, посредством которой обеспечивается исполнение регламентированных нормами налогового законодательства обязанностей лиц в сфере налогообложения, анализ и определение оснований для применения к ним принудительных налоговых санкций, а также определение оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Согласно п. 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ «налоговым контролем признается деятельность специализированных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов правовых актов о налогах и сборах в порядке, определенном Налоговым кодексом Российской Федерации» [2, с. 46].

В результате исследования основных определений и трактовок налогового контроля можно сформулировать вывод, что налоговый контроль рассматривается авторами в трех направлениях, а именно как:

- особый вид деятельности уполномоченных государственных органов власти по обеспечению соблюдения предписаний правовых актов по налогам и сборам;

- механизм действий, приемов, операций и способов проверки соблюдения правовых актов по налогам и сборам;

- система организационных, методических, технических аспектов.

Функции налогового контроля наиболее полно определяют его сущность.

Среди ключевых функций можно обозначить следующие:

- фискальная функция;

- конституционная функция;

- координирующая функция;

- правовая функция;

- межотраслевая функция;

- внешнеэкономическая функция [4, с. 37].

Помимо обозначенных функций, можно выделить также защитную функцию налогового контроля. При реализации данной функции осуществляется защита доходной части бюджета государства и прав граждан. Так, при помощи налогового контроля имеется возможность установить факты нарушения законодательства и предписаний правовых актов по налогам и сборам некоторыми работодателями, что в последующем способствует увеличению сумм оплаты труда сотрудникам организации за счет обнаруженных механизмов выплаты так называемой «серой» заработной платы и, соответственно, росту пенсионных отчислений.

Налоговый контроль реализуется при помощи различных форм для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач. Форма налогового контроля отражает содержание контрольного процесса. Выбор определенной формы реализации контроля во многом зависит от уровня

развития налоговой системы и организации налогового контроля, а также от решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей контрольной работы.

На основе анализа Налогового кодекса РФ можно обозначить следующие формы налогового контроля: учет предприятий и физических лиц (ст. ст.83-86 НК РФ); осуществление камеральных налоговых проверок (ст.82 НК РФ); реализация выездных налоговых проверок (ст.82 НК РФ); получение объяснений от плательщиков налогов и сборов (ст.82 НК РФ). Именно через перечисленные три формы налогового контроля и осуществляется вся налогово-контрольная деятельность.

Согласно ст. 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет налогоплательщиков осуществляется в целях налогового контроля. В частности, учет налогоплательщиков дает возможность государству получать информацию и реализовывать мониторинг поступающих налогов. Информация об общем количестве плательщиков налогов и их налоговых обязательствах дает возможность прогнозировать размеры налоговых поступлений; сведения о видах хозяйственной деятельности и налогах, вносимых предприятиями в бюджет, могут применяться при разработке налоговой политики государства, анализе ее эффективности.

Следующей основной формой налогового контроля выступают налоговые проверки (камеральные и выездные). Осуществление подобных проверок финансово-хозяйственных операций налогоплательщиков выступает ключевой составляющей деятельности налоговых органов, регламентированных ст. 31 НК РФ и ст.7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации». Налоговые проверки представляют собой действующий механизм процессуальных действий специализированных органов по контролю за соблюдением предписаний паровых актов о налогах и сборах, а также процедуру выявления нарушений законодательства при помощи сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

В качестве разновидностей налоговых проверок выступают камеральные и выездные проверки. Выездные проверки, выступая одной из форм налогового контроля, осуществляются по месту нахождения организации с использованием документации первичного бухгалтерского и налогового учета и прочих учетных данных, которые подтверждают получение прибыли или дохода, обоснованность списания издержек, полноту выплаченных налогов и сборов и пр. Камеральные же проверки осуществляются по месту нахождения налогового органа на основании документации, предоставленной налогоплательщиком. Данный вид проверки подразумевает сопоставление заявленных в налоговой отчетности и декларации данных с материалами о деятельности налогоплательщика при представлении их в налоговый орган [3, с. 134].

Таким образом, налоговый контроль - это, прежде всего, забота об экономической безопасности страны, которая проявляется в проверке данных, предоставленных налогоплательщиками о собственном финансовом положении. Участниками налогового контроля являются - налоговые службы, чьи права прописаны в НК РФ.

Библиографический список:

1. Бойко Н.Н., Шавалдина А.С. Проблемы налогового контроля в РФ // Экономика и социум». - №12(31). - 2016. - С. 45-49.

2. Брызгалин А. В., Ильиных Д. А. Налоговый контроль // Налоги и финансовое право. - 2016. - № 5. - С. 46 - 58.

3. Кучеров И. И., Судаков О. Ю., Орешкин И. А. Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства. - М.: Норма, 2015. - 342 с.

4. Челпанова М. М. Перспективы и пути совершенствования налогового контроля в Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 окт. 2016 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 37-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.