Научная статья на тему 'Сущность и значение балансоведения при реорганизации предприятия'

Сущность и значение балансоведения при реорганизации предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
578
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАЛАНСОВЕДЕНИЕ / БАЛАНС / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / СТРУКТУРА БАЛАНСА / СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / BALANCE MANAGEMENT / BALANCE / ACTIVITY ASSESSMENT / METHODS / INDICATORS / STRUCTURE OF BALANCE / SUBJECT OF MANAGING / REQUIREMENT OF THE LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коростелев Александр Алексеевич, Понедельчук Татьяна Васильевна, Шнайдер Ольга Владимировна

Вопрос формирования финансовой отчетности на протяжении многих столетий является актуальным. Это обуславливается тем, что меняются формы, методы, подходы, принципы ведения бухгалтерского учета. Научная сторона балансоведения заключается в построении бухгалтерского баланса. На его основе с использованием экономических приемов и методов исследуется финансово-хозяйственная деятельность субъекта хозяйствования. На современном этапе экономических отношений значение балансоведения и его основные принципы обуславливаются ведением бизнеса в целом. Информация, содержащаяся в балансе и других формах отчетности, дает возможность оценить финансово-хозяйственную деятельность экономических субъектов. Одной из самых главных и динамично развивающихся отраслей современной экономики является предпринимательство. Даже при высоком уровне развития многие из предприятий оказываются не в состоянии вести свою деятельность и становятся банкротами. Оценка деятельности проводится по составу и структуре данных баланса. Развитие науки о балансе выявило две позиции в отношении балансоведения и его месте в системе счетоводства. Первая позиция связана с тем, что балансоведение это составная часть счетоведения. Вторая позиция выделяет балансоведение в самостоятельную дисциплину. Предметом в балансоведении является бухгалтерский баланс. Бухгалтерский баланс выступает главным источником о финансовом и имущественном состоянии организации для заинтересованных пользователей. Данные бухгалтерского баланса свидетельствуют о возможности организации в ближайшее время рассчитаться по своим долгам, выполнить свои обязательства перед кредиторами и инвесторами. Также бухгалтерский баланс содержит информацию о том, находится ли организация на гране банкротства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND SIGNIFICANCE OF THE SCIENCE OF BALANCE IN CASE OF REORGANIZATION OF THE ENTERPRISE

The question of financial reporting for many centuries, is relevant. This is because the change of forms, methods, approaches, principles of accounting. The scientific side of the science of balance is to build the balance sheet. Based on it, using economic methods and techniques examines financial and economic activities of the entity. At the present stage of economic relations, the importance of the science of balance and its basic principles stem from the conduct of the business as a whole. The information contained in the balance sheet, and other forms of reporting provides an opportunity to assess the financial and economic activities of economic entities. One of the most important and dynamic sectors of the modern economy is entrepreneurship. Even at high level of development, many of the businesses are not able to conduct its activities and go bankrupt. Evaluation of the activities carried out on the composition and structure of the balance data. The development of the science of the balance sheet revealed two positions in respect of the balance science and its place in the system of accounting. The first position is associated with the fact that balance science is an integral part of scutobegonia. The second position highlights the balance science as its own discipline. The subject is in the balance science balance sheet. The balance sheet is the main source of financial and property status of the organization to interested users. Balance sheet data indicate the possibility of the organization in the near future to pay its debts, meet its obligations to creditors and investors. As the balance sheet contain information about whether the organization is on the brink of bankruptcy.

Текст научной работы на тему «Сущность и значение балансоведения при реорганизации предприятия»

08.00.12 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СТАТИСТИКА

08.00.12 УДК 372.881.1

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ БАЛАНСОВЕДЕНИЯ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

© 2016

Коростелев Александр Алексеевич, доктор педагогических наук, директор центра научных журналов Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) Понедельчук Татьяна Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и истории Белоцерковский национальный аграрный университет, Белая Церковь (Украина) Шнайдер Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Вопрос формирования финансовой отчетности на протяжении многих столетий является актуальным. Это обуславливается тем, что меняются формы, методы, подходы, принципы ведения бухгалтерского учета. Научная сторона балансоведения заключается в построении бухгалтерского баланса. На его основе с использованием экономических приемов и методов исследуется финансово-хозяйственная деятельность субъекта хозяйствования. На современном этапе экономических отношений значение балансоведения и его основные принципы обуславливаются ведением бизнеса в целом. Информация, содержащаяся в балансе и других формах отчетности, дает возможность оценить финансово-хозяйственную деятельность экономических субъектов. Одной из самых главных и динамично развивающихся отраслей современной экономики является предпринимательство. Даже при высоком уровне развития многие из предприятий оказываются не в состоянии вести свою деятельность и становятся банкротами. Оценка деятельности проводится по составу и структуре данных баланса.

Развитие науки о балансе выявило две позиции в отношении балансоведения и его месте в системе счетоводства. Первая позиция связана с тем, что балансоведение - это составная часть счетоведения. Вторая позиция выделяет балансоведение в самостоятельную дисциплину. Предметом в балансоведении является бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс выступает главным источником о финансовом и имущественном состоянии организации для заинтересованных пользователей. Данные бухгалтерского баланса свидетельствуют о возможности организации в ближайшее время рассчитаться по своим долгам, выполнить свои обязательства перед кредиторами и инвесторами. Также бухгалтерский баланс содержит информацию о том, находится ли организация на гране банкротства.

Ключевые слова: балансоведение, баланс, оценка деятельности, методы, показатели, структура баланса, субъект хозяйствования, требования законодательства.

THE NATURE AND SIGNIFICANCE OF THE SCIENCE OF BALANCE IN CASE OF REORGANIZATION

OF THE ENTERPRISE

© 2016

Korostelev Alexander Alekseevich, doctor of pedagogical sciences, Director of the Center of scientific journals

Togliatti State University, Togliatti (Russia) Ponedelchuk Tatiana Vasilevna, PhD, Associate Professor of Economic Theory and History Belotserkovsky National Agrarian University, White Church (Ukraine) Schneider Olga Vladimirovna, candidate of economic Sciences, Professor of Department «Accounting, analysis and audit» Tolyatti state University, Tolyatti (Russia)

Abstract. The question of financial reporting for many centuries, is relevant. This is because the change of forms, methods, approaches, principles of accounting. The scientific side of the science of balance is to build the balance sheet. Based on it, using economic methods and techniques examines financial and economic activities of the entity. At the present stage of economic relations, the importance of the science of balance and its basic principles stem from the conduct of the business as a whole. The information contained in the balance sheet, and other forms of report-

ing provides an opportunity to assess the financial and economic activities of economic entities. One of the most important and dynamic sectors of the modern economy is entrepreneurship. Even at high level of development, many of the businesses are not able to conduct its activities and go bankrupt. Evaluation of the activities carried out on the composition and structure of the balance data.

The development of the science of the balance sheet revealed two positions in respect of the balance science and its place in the system of accounting. The first position is associated with the fact that balance science is an integral part of scutobegonia. The second position highlights the balance science as its own discipline. The subject is in the balance science balance sheet.

The balance sheet is the main source of financial and property status of the organization to interested users. Balance sheet data indicate the possibility of the organization in the near future to pay its debts, meet its obligations to creditors and investors. As the balance sheet contain information about whether the organization is on the brink of bankruptcy.

Keywords: balance management, balance, activity assessment, methods, indicators, structure of balance, subject of managing, requirement of the legislation.

Введение

Бухгалтерский баланс содержит основные имущественные показатели и значение показателей, отражающих обязательства субъекта хозяйствования.

Материалы и методы

К основным методам балансоведения относятся. Метод формирования балансовых отчетов. Метод общего анализа баланса. Метод тематического анализа данных бухгалтерского баланса. Методическое направление в принятии управленческих решений. Метод балансового моделирования.

Принципами балансоведения являются:

- точность, зависящая от закона и целей, стоящих перед экономическим субъектом;

- ясность для понимания всеми специалистами и заинтересованными лицами;

- правдивость, то есть составление баланса должно учитывать требования законодательства;

- преемственность в части сохранения внешней структуры показателей баланса и внутренней;

- единства: консолидированный баланс должен включать балансы филиалов и подразделений экономического субъекта.

Во избежание банкротства руководство организаций вынуждено прибегать к соответствующим мерам. Реорганизация экономического субъекта является как раз такой мерой. Реорганизация экономических субъектов - неотъемлемая составляющая современной экономики, так как это прекращение его деятельности с помощью правопреемства, в результате которого образуется одно или несколько юридических лиц.

Результаты

Под реорганизацией подразумевается процесс завершения деятельности экономического субъекта, характеризующейся правопреемством. Последствие реорганизации экономического субъекта - это создание одного или нескольких субъектов, являющихся зависимыми по отношению к экономическому субъекту, который прекратил свое существование.

В некоторых случаях реорганизация является необходимой мерой. Она направлена на избежание неблагоприятных последствий кризиса, а в частности

ликвидации или банкротства экономического субъекта.

В статье 57-60 Гражданского кодекса Российской Федерации способ создания или ликвидации юридического лица определяется как реорганизация [1].

Реорганизация - это способ создания системы управления организацией. Данная система позволяет направить деятельность организации на экономическое, финансовое развитие и повышение конкурентоспособности.

В России существует пять форм реорганизации предприятий: присоединение, слияние, выделение, разделение, преобразование. При слиянии каждая из объединяющихся организаций прекращает деятельность, ее права и обязанности переходят к вновь образованной организации.

Слияние можно описать формулой А+В = С, то есть другими словами, из двух маленьких субъектов хозяйствования образуется новый, более крупный, устойчивый и конкурентоспособный экономический субъект.

Присоединение подразумевает, что один экономический субъект заканчивает деятельность и права и обязанности переходят к другому, уже существующему субъекту хозяйствования. Его статус не изменяется, для данного субъекта решение о реорганизации означает согласие принять обязательства присоединяемого экономического субъекта и внесение соответствующих изменений в устав.

Присоединение можно описать следующей формулой А+В = А. Другими словами, в состав существующей организации включается еще одна организация для усиления финансовой устойчивости и платежеспособности объединившейся и укрепившейся организации.

Отличие процедуры присоединения от процедуры слияния заключается в том, что государственной регистрации в случае присоединения подлежит не само акционерное общество, а изменения и дополнения к его учредительному документу.

Обсуждение

Необходимо отметить, что экономические

субъекты при осуществлении своей деятельности должны сдавать отчетность о деятельности организации в налоговые органы. Одной из самых важных форм такой отчетности является бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс составляется на определенную дату и группирует в себе имущество по источникам его образования, составу и структуре. Данные бухгалтерского баланса выражаются в денежной форме. Бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая состоит из двух основных частей: актива и пассива.

В активе отражается и раскрывается информация по имуществу предприятия - его составу и размещению. В пассиве баланса отражается информация по источникам формирования имущества, его целевого назначения и сроков погашения.

Бухгалтерский баланс содержит в себе информацию, необходимую руководству организации для анализа и принятия управленческих решений и ориентации в дальнейшем развитии фирмы.

Информация, содержащаяся в бухгалтерском балансе, дает представление о конкурентоспособности экономического субъекта, правильности выбранного стратегического курса, эффективности использования ресурсов и принятии решений по его управлению.

По данным бухгалтерского баланса можно оценить: рентабельность, платёжеспособность организации, ликвидность, кредитоспособность, финансовую независимость. Данные бухгалтерского баланса используются для статистических сводок, сопоставлений, а также для взаимоотношений с бюджетом. А своевременное и полноценное выявление финансовых недочетов экономического субъекта позволяет принять комплекс мер, предотвращающих возможное его банкротство.

Баланс, который составляется при реорганизации экономического субъекта в форме слияния или присоединения, называется объединительным балансом. Такой баланс содержит общие показатели по обязательствам и имуществу всех субъектов хозяйствования, подвергнутых реорганизации.

Объединительный баланс составляется при объединении нескольких маленьких субъектов хозяйствования в один крупный субъект или при присоединении одного или нескольких структурных подразделений к данному субъекту хозяйствования.

Бухгалтера организации при формировании объединительного баланса при реорганизации вне зависимости от формы, в которой происходит реорганизация, должны руководствоваться Методическими указаниями. Данные рекомендации по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации экономического субъекта прописаны в приказе Минфина России от 20 мая 2003 года № 44 н [2].

В Методических указаниях указаны правила формирования в бухгалтерской отчетности информа-

ции об осуществлении реорганизации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под порядком составления бухгалтерского объединительного баланса понимают совокупность всех необходимых учетных работ, которые проходят в несколько этапов.

Принятие решения о реорганизации и оформление необходимых документов. На первом этапе после принятия решения о реорганизации наступает момент оформления всех необходимых документов для реорганизации и составления соответствующей отчетности. На данном этапе происходит утверждение и оформление всех необходимых для реорганизации документов:

- выписка из решения собрания учредителей по реорганизации;

- выписка из решения уполномоченных государственных органов;

- договора о слиянии или присоединении организаций.

Вопрос о реорганизации в акционерных обществах решается на общем собрании акционеров. Подобные вопросы в обществе с ограниченной ответственностью решаются на общем собрании участников. На собрании определяются основные условия и порядок реорганизации, подготавливаются и утверждаются соответствующие документы высшим органом управления [3; 4].

В случае реорганизации путем слияния высший орган управления каждой реорганизуемой фирмы должен утвердить:

- передаточный акт;

- заявление о регистрации компании, созданной путем слияния;

- решение руководства организации о реорганизации;

- документ об уплате государственной пошлины.

Вторым этапом при реорганизации является составление передаточного акта. Документ, в котором указан весь объем обязательств реорганизуемой организации, возникших у нее перед должниками и кредиторами, которые должны быть включены во вновь создаваемую организацию, называется передаточным актом. В передаточный акт включаются в обязательном порядке и обязательства, по которым есть вопросы и разногласия между организациями.

Передаточный акт оставляет каждый экономический субъект, принимающий участие в слиянии. Передаточный акт обычно разделяют на две основные части. В первой части передаточного акта указывается справочная информация об организации. В эту информацию входят данные о наименовании организаций, раскрывается организационно-правовая форма; вид, дата, по которой было принято решение о реорганизации; перечисление всех прилагаемых форм отчетности и другие.

При реорганизации данные об обязательствах, собственном капитале и имуществе реорганизуемого

экономического субъекта фиксируются во второй части передаточного акта, которая представляет собой бухгалтерский баланс. В передаточном акте должны быть указаны все положения о правопреемстве - это сведения о суммах дебиторской и кредиторской задолженности, а также об имуществе, переходящем к новой создаваемой организации.

Стоимость имущества по данному акту может быть остаточной, рыночной, первоначальной либо фактической стоимостью себестоимости материально-производственных запасов. В форме передаточного акта никаких ограничений нет, обычно его оформляют в виде обыкновенного бухгалтерского баланса и прикладывают расшифровки по каждой из строк.

Перед реорганизацией в форме присоединения должен быть утвержден договор о присоединении нескольких или одной фирмы к новой, основной организации. Данный договор утверждает высший орган управления.

В передаточном акте должен содержаться весь объем передаваемых обязанностей и прав, в виде отражения актива реорганизуемой организации и его составляющих, а также пассива и его составляющих. Должна быть указана общая сумма активов и пассивов. Так же можно расшифровать активы и пассивы по каждому наименованию имущества, кредиторской и дебиторской задолженности в приложении к передаточному акту.

Целью данного действия является то, чтобы в дальнейшем не возникло споров по наличию прав на имущество или прав требования на взыскание задолженности у принимающей организации. Передаточный акт составляется только в определенных формах реорганизации, во всех случаях реорганизации данный акт составлять нет необходимости. При присоединении передаточный акт создает только присоединяемая организация.

Процесс слияния отличается от присоединения тем, что при слиянии передаточный акт составляет каждая организация, которая принимает участие в реорганизации [5; 6; 7]. Передаточный акт является таким документом, который создается организациями в форме слияния и присоединения теми организациями, которые передают или по-другому отдают свое имущество, права, обязательства вновь возникшей организации.

Бухгалтерский баланс - это неотъемлемая часть и главная составляющая в передаточном акте. В нем должны быть раскрыты только данные по состоянию организации на день реорганизации, а не на последнюю отчетную дату [8; 9; 10]. Показатели, которые числятся на начало отчетного года указывать не нужно.

При слиянии организации должны составлять бухгалтерскую отчетность с учетом следующих указаний.

Первое указание - в соответствии с методическими указаниями в составе заключительной бухгалтерской отчетности организаций, завершивших свою

деятельность в результате слияния, подлежат раскрытию следующие расходы:

- произведение расчетов с кредиторами;

- начисление заработной платы работникам, осуществление расчетов по налогам и сборам с бюджетом;

- продажа товарно- материальных ценностей;

- начисление амортизации по переходящему имуществу;

- расходы, возникшие в связи с реорганизацией, произведенные в период с даты утверждения передаточного акта;

- списание расходов будущих периодов, не подлежащих включению в передаточный акт.

Второе указание по составлению бухгалтерской отчетности при слиянии - все указанные выше расходы фиксируются должным образом в бухгалтерском учете организаций, которые заканчивают свою деятельность в связи с реорганизацией в форме слияния. Расходы должны быть отражены и раскрыты в заключительной бухгалтерской отчетности.

Третье указание - передаточный акт является основанием, в котором суммируются числовые показатели заключительной бухгалтерской отчетности каждой организации, и создается единая вступительная бухгалтерская отчетность.

И наконец, четвертое указание - полученные в результате реорганизации различные активы отражаются во вступительной бухгалтерской отчетности нового экономического субъекта. Учет осуществляется в той оценке, в которой они отражены в передаточном акте с учетом числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемых субъектов хозяйствования.

Во вступительной бухгалтерской отчетности экономического субъекта, образовавшейся в результате слияния, данные об уставном капитале формируются в соответствии с договором о слиянии. В договоре фиксируются решения учредителей о порядке конвертации акций экономического субъекта в акции возникшего субъекта хозяйствования.

При составлении данных по разделу «Капитал и резервы» вступительного баланса организации, которая возникла в результате реорганизации, бухгалтер должен проверить величину чистых активов и размер уставного капитала.

Если стоимость чистых активов вновь организованного субъекта хозяйствования, окажется отличной от величины уставного капитала, то возникшая разница подлежит раскрытию во вступительном бухгалтерском балансе [11; 12; 13]. Данная информация представляется в разделе «Нераспределенная прибыль».

При слиянии вступительный баланс вновь созданной организации создается без отражения каких-либо записей в бухгалтерском учете. При осуществлении реорганизации в форме слияния в момент формирования бухгалтерской отчетности необходимо обратить особое внимание на следующие факторы:

- при реорганизации в виде слияния на день все реорганизуемые организации, прекращающие свою деятельность, создают заключительную бухгалтерскую отчетность с закрытием счетов учета прибылей и убытков;

- до момента внесения в реестр сведений о вновь возникшей организации при реорганизации в виде слияния все операции, связанные с текущей деятельностью, необходимо указать в бухгалтерском учете организации прекращающей деятельность.

Также расходы, возникшие вследствие реорганизации, произведенные в период после даты подтверждения передаточного акта, отражаются в бухгалтерском учете организаций, прекращающих свою деятельность.

Все указанные выше расходы должны быть отражены в заключительной бухгалтерской отчетности экономических субъектов, прекращающих свою деятельность в связи с реорганизацией в форме слияния. Данные об основных средствах и нематериальных активах, полученных при реорганизации, вновь возникший субъект при составлении вступительной бухгалтерской отчетности заполняет в оценке, по которой они отражены в передаточном акте.

В договоре о слиянии при конвертации акций по решению учредителей реорганизуемых экономических субъектов в акции вновь созданного субъекта хозяйствования во вступительном балансе отражается вновь сформированный уставный капитал.

При увеличении уставного капитала, созданного экономического субъекта, данный факт увеличения отражается в договоре о слиянии и во вступительной бухгалтерской финансовой отчетности.

При слиянии или присоединении организаций необходимо обратить внимание на изменение в уставном капитале. В случае уменьшения уставного капитала по отношению к сумме уставного капитала во вступительной бухгалтерской отчетности вновь созданного субъекта указывается объем уставного капитала, определенный договором о слиянии. Стоит отметить, что различие между уставным капиталом, в данном случае регулируется во вступительном бухгалтерском балансе принимающим субъектом хозяйствования. Отражаются значения в разделе «Капитал и резервы» показателем «Нераспределенная прибыль или непокрытый убыток».

При присоединении экономические субъекты должны составлять бухгалтерскую отчетность с учетом определенных требований. Отчетность составляется в предшествующий день внесения в государственный реестр записи о прекращении финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

В случае присоединения происходит закрытие счетов прибылей и убытков и распределение суммы чистой прибыли того экономического субъекта, который присоединился. Все, что относится к бухгалтерской отчетности экономических субъектов, которые подлежат слиянию, относится и к субъектам

подлежащих присоединению.

Все расходы экономических субъектов, которые подлежат присоединению, в том числе на процедуру реорганизации, должны быть раскрыты в их заключительной отчетности [12; 14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующим требованием процедуры присоединения является обстоятельство, при котором у присоединяющихся экономических субъектов изменяется только объем имущества и обязательств. Стоит отметить, что текущий отчетный год не прерывается и как следствие закрытие счетов прибылей и убытков в бухгалтерской отчетности не производится.

На дату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемых экономических субъектов заключительная бухгалтерская отчетность не составляется. Субъект хозяйствования, являющийся правопреемником, составляет бухгалтерскую отчетность на дату внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, далее ЕГРЮЛ, записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных субъектов.

Далее разберем порядок формирования данных раздела «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса присоединяющегося юридического лица. Если в договоре присоединения указано увеличение уставного капитала экономического субъекта, который принимает в себя новый субъект хозяйствования, то в его бухгалтерской отчетности фиксируется показатель уставного капитала. Показатель уставного капитала прописывается в договоре.

Заключительным требованием этапа объединения является составление заключительной бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Необходимо отметить, что при процедуре слияния формирование заключительной бухгалтерской отчетности проводится за период с начала отчетного года до внесения в ЕГРЮЛ записи о вновь созданном экономическом субъекте. При реализации процедуры присоединения на день, предшествующий записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных экономических субъектов.

Процедура присоединения сопряжена с закрытием счета учета прибылей и убытков и отражением цели использования чистой прибыли, в соответствии с договором учредителей. Расходы, которые возникли в связи с реорганизацией, а в частности присоединением, признаются экономическими субъектами, участвующими в реорганизации, в качестве прочих расходов соответствующего периода. Такие расходы отражаются в бухгалтерском учете экономического субъекта, который осуществил расходы, и в его заключительной бухгалтерской отчетности.

Между датой передаточного акта и датой внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о возникших экономических субъектах может пройти достаточно много времени. В этот период реорганизуемый экономический субъект продолжает вести текущую деятельность. При этом доходы и расходы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью, должны

быть отражены в заключительной отчетности реорганизуемого, а не нового экономического субъекта.

В связи с этим данные передаточного акта отличаются от показателей заключительной отчетности, в пояснительной записке или уточнениях к передаточному акту можно дать пояснения и расшифровки по этому поводу. При реорганизации экономического субъекта учредители определяют величину уставных капиталов создаваемых субъектов хозяйствования.

В зависимости от этого нужно скорректировать соответствующие показатели вступительной бухгалтерской отчетности, корректировка выглядит одинаково для всех субъектов объединительного баланса. Порядок раскрытия отчетности отражен в методических указаниях. Завершающим этапом составления объединительного баланса является составление вступительной отчетности, которая формируется на основании заключительной бухгалтерской отчетности.

Объединительный баланс, или, другими словами, вступительная бухгалтерская отчетность, формируется на основании созданного передаточного акта, а также данных заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных субъектов хозяйствования [15-20]. При запуске процедуры присоединения оформляются типичные данной процедуре документы.

В соответствии с положениями нормативных актов и требованиями в учетной политике, созданный субъект хозяйствования должен принять к учету переданные ему обязательства [21]. В этой связи есть необходимость в составлении учетного регистра для перевода принимаемых прав и обязательств, в противном случае возникает несопоставимость заключительного, вступительного балансов и передаточного акта.

Заключение

Составление объединительного бухгалтерского баланса является очень важной и ответственной частью при реорганизации экономических субъектов. Следует учесть, что вне зависимости от того, что это реорганизация в форме слияния или присоединения, верное составление данного документа будет основой ведения учета вновь созданного субъекта хозяйствования.

От того, насколько грамотно, верно и достоверно будет оформлен объединительный бухгалтерский баланс, зависит дальнейшее развитие экономического субъекта. Как известно, грамотное ведение учета, отражение доходов и расходов - следствие отсутствия проблем с налоговыми органами.

Бухгалтерский баланс является одной из форм бухгалтерской отчетности, которая характеризует финансовое и имущественное состояние экономического субъекта на конкретную дату. Показатели бухгалтерского баланса предоставляют заинтересованным пользователям необходимую информацию для принятия управленческих решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 23.05.2016 № 146-ФЗ ).

2. Приказ от 20 мая 2003 г. № 44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» (в ред. Приказов Минфина РФ от 04.08.2008 «№ 73н», от 25.10.2010 «№ 132н»).

3. Суглобов А. Е., Жарылгасова Б. Т., Савин В. Ю. Бухгалтерский учет и аудит. Учебник. М. : ТИТАН ЭФФЕКТ, 2012. 520 с.

4. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. 4-е изд., пере-раб. и доп. М. : Издательство «Дело и Сервис». 2001. 304 с.

5. Бариленко В., Ефимова О., Никифорова Е., Сергеева Г. Информационно-аналитическое обеспечение механизма устойчивого развития экономических субъектов // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2015. № 2. С. 128-135.

6. Никифорова Е. В., Шнайдер О. В. Отчетность об устойчивом развитии экономического субъекта: принципы, этапы подготовки // Вопросы региональной экономики. 2015. Т. 25. № 4. С. 161-166.

7. Фролова В. А., Горлова Л. А., Шнайдер В. В. Оптимизация источников финансирования предпринимательской деятельности // Вестник СамГУПС. 2016. № 1 (31). С. 90-97.

8. Понедельчук Т. В., Козъяков А. Ю. Развитие методики анализа несостоятельности бухгалтерского баланса // Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С. 29-33.

9. Михайлова Д. В. К вопросу об аналитических возможностях бухгалтерской отчетности // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 125-127.

10. Алтухова Н. В. Бухгалтерский учет на предприятии как сложная система // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 10-12.

11. Путихин Ю. Е., Шнайдер В. В. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения основных средств в современных условиях ведения бизнеса // Вестник НГИЭИ. 2016. № 3 (58). С. 106-112.

12. Гогина Г. Н., Шнайдер В. В. Теоретические вопросы бизнес-анализа и его значение в финансово-хозяйственной деятельности // Вестник СамГУПС. 2015. № 1 (27). С. 54-57.

13. Васильчук О. И., Васильева Е. А., Волкова А. А., Гуськова Т. Н., Крупина И. Г., Медведева Е. В., Насакина Л. А., Парамонова Л. А., Рома-неева Е. В., Соколова И. А., Юрина В. С. Учетно-аналитические подходы к управлению стоимостью бизнеса. Москва, 2014.

14. Медведева Е. В. Процедура трансформации отчетности с помощью корректирующих проводок // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 3 (35). С. 105-107.

15. Хачатурова Т. О. Интегрированная отчетность: понятие, история возникновения и развития, применение на современном этапе // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 103-104.

16. Девятаева Н. В., Свешникова О. Н. Генезис бухгалтерского баланса современной России // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 6 (32). С. 9-14.

17. Тремасова Е. А., Боровицкая М. В. Использование внутренней отчетности в рамках стратегического управленческого учета // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 69-72.

18. Киченина Т. Н. Интеграция принципов бухгалтерского учета для негосударственного и государственного секторов управления // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 78-83.

19. Кузнецов А. А. Сущность значение денежных потоков хозяйствующего субъекта на современном этапе развития экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С.20-21.

20. Свешникова О. Н., Ельмеева И. Г. Проблемы стандартизации бухгалтерского учета и отчетности российского малого бизнеса // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 3 (35). С. 124-130.

21. Тарасов Д. И. Учет затрат как инструмент повышения производительности [Электронный ресурс] // ИТпортал, 2014. № 3 (3). Режим доступа: http://itportal.ru/science/economy/uchet-zatrat-kak-instrument-povyshe/

REFERENCES

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (GK RF), 30 nojabrja 1994 goda № 51-FZ (s izmenenijami i dopolnenijami ot 23.05.2016 № 146-FZ ).

2. Prikaz ot 20 maja 2003 g. № 44n «Ob utver-zhdenii metodicheskih ukazanij po formirovaniju buhgal-terskoj otchetnosti pri osushhestvlenii reorganizacii orga-nizacij» (v red. Prikazov Minfina RF ot 04.08.2008 «№ 73n», ot 25.10.2010 «№ 132n»).

3. Suglobov A. E., Zharylgasova B. T., Savin V. Ju. Buhgalterskij uchet i audit, Uchebnik (Accounting and audit. Textbook), M., TITAN JeFFEKT, 2012, pp. 520.

4. Doncova L. V., Nikiforova N. A. Kompleksnyj analiz buhgalterskoj otchetnosti (Complex analysis of accounting reports), 4-e izd., pererab. i dop., M., Izda-tel'stvo «Delo i Servis», 2001, pp. 304.

5. Barilenko V., Efimova O., Nikiforova E., Sergeeva G. Informacionno-analiticheskoe obespechenie mehanizma ustojchivogo razvitija jekonomicheskih sub#ektov (Information and analytical providing mechanism of sustainable development of economic subjects), RISK: Resursy, informacija, snabzhenie, konkurencija. 2015, No. 2, pp. 128-135.

6. Nikiforova E. V., Shnajder O. V. Otchetnost' ob ustojchivom razvitii jekonomicheskogo sub#ekta: princi-

py, jetapy podgotovki (Reporting on sustainable development of the economic subject: principles, preparation stages), Voprosy regional'noj jekonomiki, 2015, T. 25, No. 4, pp. 161-166.

7. Frolova V. A., Gorlova L. A., Shnajder V. V. Optimizacija istochnikov finansirovanija predprinima-tel'skoj dejatel'nosti (Optimization of sources of financing of an entrepreneurial activity), Vestnik SamGUPS, 2016, No. 1 (31), pp. 90-97.

8. Ponedel'chuk T. V., Koz#jakov A. Ju. Razvitie metodiki analiza nesostojatel'nosti buhgalterskogo balan-sa (Development of a technique of the analysis of insolvency of the balance sheet). Karel'skij nauchnyj zhurnal. 2015, No 4 (13), pp. 29-33.

9. Mihajlova D. V. K voprosu ob analiticheskih vozmozhnostjah buhgalterskoj otchetnosti (To a question of analytical opportunities of accounting reports), Karel'skij nauchnyj zhurnal, 2014, No. 4, pp. 125-127.

10. Altuhova N. V. Buhgalterskij uchet na predpri-jatii kak slozhnaja sistema (Accounting at the enterprise as difficult system), Azimut nauchnyh issledovanij: jeko-nomika i upravlenie, 2015, No. 1 (10), pp. 10-12.

11. Putihin Ju. E., Shnajder V. V. Osobennosti buhgalterskogo ucheta i nalogooblozhenija osnovnyh sredstv v sovremennyh uslovijah vedenija biznesa (Features of accounting and the taxation of fixed assets in modern conditions of business), Vestnik NGIJeI, 2016, No. 3 (58), pp. 106-112.

12. Gogina G. N., Shnajder V. V. Teoreticheskie voprosy biznes-analiza i ego znachenie v finansovo-hozjajstvennoj dejatel'nosti (Theoretical questions of the business analysis and its value in financial and economic activity), Vestnik SamGUPS, 2015, No. 1 (27), pp. 54-57.

13. Vasil'chuk O. I., Vasil'eva E. A., Volkova A. A., Gus'kova T. N., Krupina I. G., Medvede-va E. V., Nasakina L. A., Paramonova L. A., Romaneeva E. V., Sokolova I. A., Jurina V. S. Uchetno-analiticheskie podhody k upravleniju stoimost'ju biznesa (Registration and analytical approaches to management of business cost), Moskva, 2014.

14. Medvedeva E. V. Procedura transformacii otc-hetnosti s pomoshh'ju korrektirujushhih provodok (The p rocedure of transformation of the reporting by means of the correcting conductings), Vestnik Povolzhskogo gosu-darstvennogo universiteta servisa. Serija: Jekonomika, 2014, No. 3 (35), pp. 105-107.

15. Hachaturova T. O. Integrirovannaja otchet-nost': ponjatie, istorija vozniknovenija i razvitija, prime-nenie na sovremennom jetape (The integrated reporting: a concept, history of emergence and development, application at the present stage), Karel'skij nauchnyj zhurnal, 2014, No. 3, pp. 103-104.

16. Devjataeva N. V., Sveshnikova O. N. Genezis buhgalterskogo balansa sovremennoj Rossii (Genesis of the balance sheet of modern Russia), Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Serija: Jekonomika, 2013, No. 6 (32), pp. 9-14.

17. Tremasova E. A., Borovickaja M. V. Ispol'zo-vanie vnutrennej otchetnosti v ramkah strategicheskogo

upravlencheskogo ucheta (Use of the internal reporting within strategic management accounting), Azimut nauch-nyh issledovanij: jekonomika i upravlenie, 2015, No. 2, pp. 69-72.

18. Kichenina T. N. Integracija principov buhgal-terskogo ucheta dlja negosudarstvennogo i gosudarstven-nogo sektorov upravlenija (Integration of the principles of accounting for non-state and state sectors of management), Aktual'nye problemy jekonomiki i prava, 2015, No. 3, pp. 78-83.

19. Kuznecov A. A. Sushhnost' znachenie denezh-nyh potokov hozjajstvujushhego sub#ekta na sovremen-nom jetape razvitija jekonomiki (Essence value of cash flows of economic entity at the present stage of development of economy), Azimut nauchnyh issledovanij: jeko-nomika i upravlenie, 2013, No. 4, pp. 20-21.

20. Sveshnikova O. N., El'meeva I. G. Problemy standartizacii buhgalterskogo ucheta i otchetnosti rossij s-kogo malogo biznesa (Problems of standardization of accounting and reporting of the Russian small business), Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Serija: Jekonomika, 2014, No. 3 (35), pp.124-130.

21. Tarasov D. I. Uchet zatrat kak instrument po-vyshenija proizvoditel'nosti (Accounting of expenses as instrument of increase in productivity) [Jelektronnyj resurs], ITportal, 2014, № 3 (3), Rezhim dostupa: http://itportal.ru/science/economy/uchet-zatrat-kak-instrument-povyshe/

Дата поступления статьи в редакцию 24.06.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.