Научная статья на тему 'Сущность и виды организаций в контексте повышения эффективности управления в интегрированных корпоративных структурах'

Сущность и виды организаций в контексте повышения эффективности управления в интегрированных корпоративных структурах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА / ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ / КОРПОРАЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ КОРПОРАТИВНАЯ СТРУКТУРА / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ORGANIZATION STRUCTURE / TYPES OF ORGANIZATIONS / CORPORATION / INTEGRATED CORPORATE STRUCTURE / CORPORATE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусейнов Шамиль Эхтибар Оглы, Глазов Р. В.

В статье рассматривается сущность организации в разрезе ее признаков. Также осуществляется классификация организаций по различным критериям, применяемым современной научной мыслью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусейнов Шамиль Эхтибар Оглы, Глазов Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND TYPES OF ORGANIZATIONS IN THE CONTEXT OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF MANAGEMENT IN THE INTEGRATED CORPORATE STRUCTURES

The article deals with the essence of the organization in terms of its features. Also carried out classification by different criteria, apply modern scientific thought.

Текст научной работы на тему «Сущность и виды организаций в контексте повышения эффективности управления в интегрированных корпоративных структурах»

УДК 336

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ

СТРУКТУРАХ

Гусейнов Шамиль Эхтибар оглы, аспирант, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Глазов Р.В., к.э.н., доцент, Международной академии бизнеса

В статье рассматривается сущность организации в разрезе ее признаков. Также осуществляется классификация организаций по различным критериям, применяемым современной научной мыслью.

Ключевые слова: организация, структура, виды организаций, корпорация, интегрированная корпоративная структура, корпоративное управление.

ESSENCE AND TYPES OF ORGANIZATIONS IN THE CONTEXT OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF MANAGEMENT IN THE INTEGRATED CORPORATE

STRUCTURES

Guseinov Sh., the post-graduate student, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics» Glazov R., Ph.D., associate professor, International Academy of business

The article deals with the essence of the organization in terms of its features. Also carried out classification by different criteria, apply modern scientific thought.

Keywords: organization structure, types of organizations, corporation, integrated corporate structure, corporate management.

Современные интегрированные корпоративные структуры -корпорации - действуют в условиях жесткой конкурентной среды. Менеджмент корпораций вынужден принимать управленческие решения в условиях дефицита времени и информации, что часто приводит к стратегическим ошибкам и снижению эффективности деятельности. На наш взгляд, в современных условиях необходимо повышать качество управления не только всей интегрированной корпоративной структуры, но и ее отдельных структурных элементов. Это, в свою очередь, требует повышение качества менеджмента на местах, умения указанных руководителей разбираться в организационных вопросах и принимать необходимые решения по инициации реорганизационных процедур [1].

Как показывает практика, в механизмах корпоративного управления современных интегрированных структур находится достаточно большое число слабых звеньев именно на уровне среднего менеджмента. На этом уровне руководители плохо ориентируются в основах организации, возглавляемые ими структурные подразделения дублируют функционал, характеризуются избыточным персоналом, неэффективной отчетностью. Поэтому, прежде чем реализовывать организационные нововведения на уровне всей корпорации, необходимо повысить качество управления на местах, что требует тщательного анализа основ организации [2].

В научной литературе под организацией понимается институционализированная группа лиц (физических и юридических), которые взаимодействуют с помощью экономических, правовых и материальных инструментов и ресурсов для достижения определенных целевых показателей [3]. Отсюда вытекает основная функция организации, реализуя которую она преобразует на основе соответствующих технологий ресурсы (материальные, трудовые, информационные) в требуемый конечный результат. Поэтому мы можем считать, что организация, прежде всего, является социальным институтом, который может рассматриваться и как средство деятельности, и как субъект.

С другой стороны, организацию можно также считать процессом систематизации набора разобщенных элементов (людей, объектов и т.д.), интегрируя их в одно целое. Отсюда организация будет являться и неким состоянием упорядоченности указанных элементов, характеристикой их взаимосвязей и взаимного расположения в рамках интегрированного целого.

Являясь социальной системой, организация зависит от внешней среды, поэтому с точки зрения системного подхода она представляет собой открытую систему. Любая интегрированная корпоративная структура является организацией, и ее можно охарактеризовать такими основными категориями, как внешняя и внутренняя среда, структура, цели, стратегии, технология, персонал, потенциал [4].

Под структурой организации понимается упорядоченная со-

вокупность ее элементов, которые взаимосвязаны между собой. Структура организации может быть технической, социальной, со-циотехнической, нормативно-правовой.

Базисом технической структуры выступают материальные объекты и процессы (помещения и их планировка, оборудование, условия труда, потоки сырья, энергии и проч.). Так как изменение этих элементов в короткие сроки затруднено, то подобные структуры называют «жесткими». Следует отметить, что на производственных предприятиях техническая структура определяет профессионализм и квалификацию кадров, содержание и особенности трудовых функций, функциональные связи между сотрудниками предприятия, влияет на межличностные отношения в коллективе.

Социальная структура организации представляет собой совокупность людей и их коммуникаций, которые образуются в процессе совместной работы. Социальная структура включает в себя формальные и неформальные группы, ценности, интересы, полномочия, каналы их распределения и т.д. Все эти элементы организационной структуры являются «мягкими» [5].

Одной из важнейших характеристик социальной структуры организации является ее потенциал, который можно представить, как набор следующих элементов:

- потенциал менеджмента предприятия. Он может быть описан уровнем его знаний и понимания ситуации, навыками выявления и решения проблем, готовностью к риску и т.д.

- психологический потенциал. Представляет собой текущее состояние морально-психологического климата, стабильности отношений, лояльности сотрудников.

- творческий потенциал. Он характеризует способности сотрудников к изменениям, к поиску альтернатив, предприимчивость, использование прогрессивных методов работы.

Социотехническая структура формируется как система рабочих мест, которая интегрирует сотрудников как функционально, так и пространственно. Таким образом, он объединяет жесткую техническую и мягкую социальную структуры.

Нормативно-правовая структура организации - это совокупность юридических норм, правил, требований, стандартов, необходимых для осуществления функций организации [6].

Рассмотрим основные признаки организации, которые выделяют ее в отдельную научную категорию (см. рис.1) [7].

Базовый признак организации - это цель ее деятельности. Цель придает смысл существованию и функционированию организации, придает конкретное направление работе людей, образующих организацию. Феномен цели как инструмента объединения и сплочения участников организации раскрывается в том, что ее достижение обеспечивает и достижение индивидуальных целей. Поэтому участники организации соглашаются терять свою свободу и подчиняются ее

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2016 | 7

Рис.1. Признаки организации

требованиям. Отсюда вытекает и такая особенность: достижение целей организации возможно только при наличии некоторого необходимого и достаточного числа участников, объединивших свои навыки и умения. Также нужно иметь в виду, что роль целей для различных организаций неодинакова. В одном случае цели официально формулируются, а поэтому их достижение является мотивируемым процессом. В другом случае цель выступает как общий смысл существования организации, и ориентации участников на конкретные действия не происходит.

Второй признак организации - это обособленность, которая выражается в наличии границ, отделяющих ее от внешней среды. Эти границы могут быть как материальными (забор, стена и т.д.), так и нематериальными (стандарты, нормы, правила и т.д.). Также обособленность проявляется во внутренних процессах, которые образуют замкнутый контур.

Третьим признаком организации является наличие связей между ее элементами, с помощью которых они функционируют и оказывают друг на друга воздействие. Связи могут быть экономическими, технологическими, административными, социальными, информационными и т.д.

Четвертый признак организации - это наличие управляющей подсистемы, которая определяет ее самостоятельность в решении вопросов внутреннего функционирования, а также - в вопросах взаимодействия с внешней средой. В крупных организациях возможно наличие нескольких подобных подсистем, регулирующих разные стороны деятельности.

Пятым признаком организации является наличие специфических, свойственных только конкретной организации ценностей, правил, норм поведения, локальных нормативных актов и т.п., которые представляют собой организационную культуру. Организационная

культура влияет на отношения между участниками организации и направляет их поведение.

Шестой признак организации - это устойчивость, или способность организации работать и изменяться в условиях внешних и внутренних помех и вопреки им; возвращаться в прежнее, либо переходить в качественно более устойчивое состояние. Этот признак относится как к структуре, так и к функциям организации. В то же время, устойчивость структуры является первичной, так как позволяет организации восстанавливать свои функции при нарушениях [8].

Достижение устойчивости структуры организации достигается с помощью:

- простоты структуры;

- достаточности ресурсного потенциала;

- стабилизации состава элементов и их взаимосвязей;

- введения механизмов саморегулирования, основанных на самостоятельности отдельных элементов или подсистем организации, их готовности к различным изменениям.

Седьмой признак организации - это ее сложность. Наличие этого признака обусловлено масштабами организации, количеством и автономностью элементов, разнообразием функций и свойств организаций, связей между ними.

Одним из важных подходов к рассмотрению интегрированной корпоративной структуры с организационной точки зрения является концепция жизненного цикла организации, которая подразделяет ее функционирование на пять отдельных периодов, называемых фазами. По результатам систематизации ряда исследований, нами была составлена следующая таблица, описывающая фазы жизненного цикла организации (табл.1).

Функционирование любой организации идет по определенным

Таблица 1 - Характеристики фаз жизненного цикла организации [9].

Характеристики Стадия становления Стадия накопления Стадия зрелости Стадия диверсификации Стадия упадка

Возраст Молодая Молодая Зрелая Старше Любой возраст

Размер Небольшая Средняя Крупная Самая крупная Уменьшение размера

Рост Несоответствующий Быстрый, положительный Медленный рост Быстрый, положительный Снижение роста

Структурная форма Простая, недифференцированная Департаментализи-рованная, функциональная Департаментализи-рованная, функциональная Дивизиональная В основном функциональная

Формализация Очень неформальная, персональная, гибкая Формальная структура начинает появляться Формальная, бюрократическая, появляются системы планирования и контроля Формальная, бюрократическая Чрезвычайно бюрократизированная

Централизация Высокая централизация на основателе Централизация, ограниченное деле- Умеренная централизация Децентрализованная Умеренно централизованная

гирование

Бизнес-задачи Выявление ниши, приобретение ресурсов, построение прототипов, установление структуры Объем производства и дистрибуции, возможности расширения, установление операционных Контроль издержек, достижение прибыльности бизнеса, формирование системы менеджмента Расширение границ товарного рынка, диверсификация Возрождение, переопределение миссии и стратегии

задач систем

8 ТЯЛШРОЯТ БШТКЕЗЗ Ш ЯШБТЛ | 6 2016 |

законам. Основной закон - это закон синергии, который постулирует превышение потенциала интегрированной структуры над потенциалами отдельных элементов за счет формирования взаимосвязей. Таким образом, объединение в организацию дает участникам реальный эффект [10].

Закон применения противоположно направленных процессов и функций (дифференциации и интеграции, децентрализации и централизации и т.п.) позволяет извлекать одновременно выгоды и из тех и из других, а, следовательно, существенно увеличить общие организационные возможности.

Закон структуры говорит о том, что выявление и поддержание оптимальных пропорций между организацией и ее элементами в любой ситуации приводит к максимальной реализации потенциала.

Закон композиции говорит том, что функционирование всех без исключения организационных элементов подчиняется общей цели, а цели каждого из них ее конкретизируют, являются по отношению к ней подцелями.

Закон самосохранения гласит, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремится сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий.

Закон информированности утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать адекватные решения.

Закон необходимого разнообразия элементов и связей обеспечивает устойчивость и гибкость организации, возможность компенсировать негативные последствия внутренних и внешних потрясений.

Подводя итоги, мы можем определить организацию как систему априорно заданных отношений и официально установленную совокупность норм, правил и стандартов, которая является неотъемлемой характеристикой любого социального института, вне зависимости от его назначения, и отражает существующую при любых условиях необходимость упорядочения совместной деятельности индивидов.

Исходя из вышесказанного, можно считать, что любая интегрированная корпоративная структура, вне зависимости от эффективности ее организации, функционирует в соответствии с перечисленными нами выше законами, которые тоже можно исследовать как отдельные признаки. В то же время, если эти признаки для каждой корпорации конкретизируются, то законы носят общий характер и не меняются в зависимости от вида корпоративной структуры и механизмов корпоративного управления, присущих ей.

Как и любой объект управления, организация может быть классифицирована на основе различных критериев. Например, по происхождению организации классифицируются на естественные и созданные искусственным путем.

Естественные организации появляются сами по себе, они базируются на добровольном объединении участников, которые таким образом стремятся реализовать свои собственные интересы. Далее это объединение постепенно получает официальный статус, формирует правила функционирования, материальные условия своей деятельности, то есть превращается в институт. У естественных организаций нет специально заданных из внешней среды целей, и они работают для решения проблем их создателей.

Подобный вид организаций не зависит ни от кого, не подчиняется структурам более высокого порядка. Естественные организации обладают высокой гибкостью и устойчивостью, что проявляется в их способности быстро адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды. Эти свойства достигаются за счет внутренней подвижности элементов и преобладающих процессов самоорганизации. Примером такого вида организаций служат коммерческие интегрированные корпоративные структуры, созданные частными лицами в целях получения максимальной прибыли [11].

Образование искусственных организаций происходит на основе специального плана и за счет ресурсов структуры более высокого порядка, чем они (например, государства). Поэтому их самостоятельность относительна, и они ориентируются на те целевые ориентиры, которые заданы структурой более высокого порядка. Структура такой организации строится в соответствии с заданными целями и, как правило, включает в себя только необходимое и достаточное число определенных элементов (подразделений, должностей, ресурсов и т.д.).

Искусственная организация предполагает жесткое разделение труда и узкую специализацию участников, рациональную структуру, централизованный аппарат управления. В результате она оказывается недостаточно гибкой и не успевает адаптироваться к

изменениям внешней и внутренней среды, что может привести к нежизнеспособности. Примером искусственной организации служат государственные корпорации [12].

Любая организация предполагает наличие как формальных (заранее предписанных и оформленных), так и неформальных связей. Формализация способствует прогнозируемости, стабильности деятельности организации, более эффективному решению ее задач. Это достигается за счет ограничения разнообразия форм деятельности, планирования, регламентации, координации работ единой управляющей подсистемой.

Однако здесь мы можем отметить, что формализация может принести и вред организации. Это связано с тем, что ее логика не может быть полностью рациональной, и она имеет объективные и субъективные пределы. Поэтому по мере формализации эффективность организации растет в одном направлении, но уменьшается в другом; или сначала растет, а затем начинает в целом падать. Этим и обуславливается наличие так называемых неформальных организаций - групп лиц, объединенных неформальными связями. Со временем искусственные формальные организации начинают жить своей жизнью и самостоятельно эволюционировать, отдаляясь от плана, по которому были созданы, и в результате превращаются в полуформальные. Этот процесс, как показывает практика, свойственен всем интегрированным корпоративным структурам и требует модернизации систем корпоративного управления.

Соотношение интересов и целей организации и ее участников является основой для классификации по моделям: унитарная организация и плюралистическая.

Унитарная организация рассматривает своих участников как инструментарий для достижения собственных целей; она проявляется как независимая внешняя данность. От участников требуется фактическое игнорирование собственных интересов, безусловная лояльность, подчинение, четкое соблюдение стандартов и норм поведения, показное единомыслие. Как следствие, в организации унитарной модели преобладающими являются жесткие вертикальные связи, которые четко ограничивают права и свободы участников, подавляют инакомыслие на основе силовых или идеологических методов. Личность полностью игнорируется.

Таким образом, унитарная организация господствует над участниками, наделяет их правами, возлагает обязанности, поэтому по отношению к ним является первичной. Наглядным примером унитарной модели организации является армия.

Плюралистическая организация подчиняется ее создателям, которые определяют нормы и стандарты, которым они готовы подчиниться для достижения своих собственных целей (которые формально выступают как цели организации). Участники наделяют организацию необходимыми ресурсами, правами и обязанностями, поэтому она является вторичной по отношению к ним. Такая организация может существовать как корпоративная и ассоциативная.

В корпоративную организацию участники входят на определенный срок, жертвуя своим суверенитетом. Это позволяет корпоративной организации действовать в общих интересах (при этом интересы отдельных субъектов могут игнорироваться).

Ассоциативная организация формируется участниками для регулярной координации своей деятельности, при этом суверенитет участниками не теряется (пример - ООН). Взаимодействие участников базируется на договорах, и решения принимаются только при условии всеобщего согласия. Сама организация не может им ничего диктовать даже временно.

Исходя из особенностей взаимодействия элементов организации подразделяются на механистические и органические.

В механистических организациях четко определены границы, структура и связи, система управления централизована, повсеместно применяются регламенты и жесткое программирование функционала; должностные права и обязанности имеют четкую спецификацию, а оценка эффективности происходит по точности выполнения стандартов, норм и предписаний. Таким образом, модель напоминает технические устройства и может быть эффективной в условиях стабильной, предсказуемой внешней среды, а также - для решения простых регулярных задач. Если же изменения стремительны, то с ними механистические организация справляться не успевают.

Современные условия хозяйствования, характеризующиеся неустойчивостью экономической конъюнктуры, постоянными сменами целей, задач, требуют построения органических организаций. Эти организации характеризуются размытыми границами, нечеткой иерархией, свободой выбора направлений деятельности,

ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №6 2016 | 9

конкуренцией между внутренними элементами, оценкой результатов на основе реального рыночного эффекта, преобладанием неформальных отношений, способностью легко трансформироваться. Поэтому органические организации более гибки, чем механистические, а также дают своим участникам дополнительные стимулы к труду. Организации такого типа сегодня чаще всего связаны с научными исследованиями, опытно-конструкторскими разработками, внедрением их результатов в практику.

Итак, нами были рассмотрены основные виды организаций. Классификация может происходить по различным признакам, что дает возможность для характеристики любой интегрированной корпоративной структуры в разных плоскостях. На наш взгляд, применение нескольких классификационных критериев в комплексе позволит хорошо проанализировать организационные связи корпорации, понять особенности работы механизмов ее корпоративного управления. Без этого невозможно разрабатывать и воплощать в жизнь различные мероприятия и инновации, служащие повышению эффективности деятельности корпорации.

Литература:

1. Орехов, С.А., Селезнев, В.А., Тихомирова, Н.В. Корпоративный менеджмент. / С.А. Орехов, В.А. Селезнев, Н.В. Тихомирова. -М.: Дашков и Ко, 2012.

2. Орехов, С.А., Семенова, С.В. Проблемы оценки эффективности интеграционных преобразований. / С.А. Орехов, С.В. Семенова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

3. Попова, Е.П., Решетникова, К.В. Теория организации. Учебник и практику [Текст] / Е.П. Попова, К.В. Решетникова - М.: Юрайт, 2015 - 338 с.

4. Бородин, А.И., Кочугуева, М.Н. Сравнительная характеристика современных моделей развития корпораций [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2013/01/12/1303378953/Срав-нительная%20характеристика%20современных%20моделей%20 развития%20корпораций^£

5. Социальная сфера: краткий словарь-справочник. Казань, 2014

6. Экономика, управление и право: словарь-справочник. Под общей редакцией Л.П. Куракова. Москва, 2014

7. Угрюмова, Н.В., Блинов, А.О. Теория организации и организационное поведение [Текст] / Н.В. Угрюмова, А.О. Блинов - СПб.: Питер, 2015 - 288 с.

8. О функциональном развитии менеджмента. Егоров А.Ю. Инновационная экономика и современный менеджмент. 2016. №1(8).С.28-35.

9. Широкова Г.В. Жизненный цикл организации: эмпирические исследования и теоретические подходы [Электронный ресурс] / Российский журнал менеджмента - Режим доступа: http://ecsocman. hse.ru/data/479/631/1219/Shirokova_life-cycles.pdf

10. Самочкин, В.Н., Барахов, В.И., Кузнецов, В.П. Гибкое развитие предприятия и корпорации. / В.Н. Самочкин, В.И. Барахов,

B.П. Кузнецов. - М.: Дело и Сервис, 2014. - 320 с.

11. Жданов, Д.А., Данилов, И.Н. Организационная эволюция корпораций. / Д.А. Жданов, И.Н. Данилов. - М.: Дело АНХ, 2011. -272 с.

12. Бизнес-процессы как основа эффективного функционирования предприятия в условиях неполной информации. Лукьянов А.А., Сафронова А.А. Транспортное дело России. 2012. № 6-3.

C. 21-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 656.078

ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Соколов Ю.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Финансы и кредит», ФГОБУ ВО «Московский государственный университет

путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ) Кожевников Р.А., д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит», ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей

сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ) Межох З.П., д.э.н., профессор, первый заместитель директора Института экономики и финансов, ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ)

Рассмотрены современные проблемы управления экономической безопасностью железнодорожного транспорта во взаимосвязи с обеспечением национальной экономической безопасности Российской Федерации.

Актуальность темы статьи обусловлена ролью железнодорожного транспорта в отечественной экономике, а также нестабильной финансовой ситуацией в отрасли и национальной экономике в целом.

В статье проанализированы основные тенденции развития железнодорожного транспорта, а также проблемы, существующие в отрасли.

Предложена система и классификация индикаторов экономической безопасности по сферам деятельности транспортных компаний (перевозочная, социальная, финансовая), предложена схема мониторинга экономической безопасности транспортных организаций.

Ключевые слова: экономическая безопасность, железнодорожный транспорт, транспортная компания, пороговые значения, мониторинг.

IMPORTANCE OF TRANSPORT IN THE NATIONAL ECONOMIC SECURITY

Sokolov Y., Doctor of Economics, Professor, head of the Finance and Credit chair, FSEIHE «Moscow State University of Railway Engineering

under the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT) Kozhevnikov R., Doctor of Economics, Professor, Finance and Credit chair, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under

the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT)

Mezhokh Z., Doctor of Economics, Professor, head deputy director of the Institute of Economics and Finance, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT)

The modern problems of economic security of railway transportation management software in conjunction with the national economic security of the Russian Federation.

The relevance of the article topic due to the role of rail transport in the domestic economy, as well as the unstable financial situation in the industry and the national economy as a whole.

The article analyzes the main trends in the development of railway transport, as well as the problems that exist in the industry.

The system of classification, and economic security indicators in the spheres of activity of transport companies (transport, social, financial) is proposed monitoring scheme of the economic security of transport organizations.

Keywords: economic security, railway transport, transport company, thresholds, monitoring.

Экономическую безопасность принято определять как состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором оно способно обеспечивать поступательное

развитие общества, его экономическую и социально-политическую стабильность в условиях наличия неблагоприятных внешних и внутренних факторов [1].

10 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | 6 2016 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.