Научная статья на тему 'Swot-анализ ГУП «Московский метрополитен»'

Swot-анализ ГУП «Московский метрополитен» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4301
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ КОМПАНИИ / СЛАБЫЕ СТОРОНЫ КОМПАНИИ / ВОЗМОЖНОСТИ / УГРОЗЫ / ВНЕШНИЙ АУДИТ СРЕДЫ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ КОМПАНИИ / FINANCIAL STABILITY / STRENGTHS OF THE COMPANY / WEAKNESSES OF THE COMPANY / OPPORTUNITIES / THREATS / EXTERNAL AUDIT OF THE ENVIRONMENT / INTERNAL AUDIT OF THE COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотова Н.В., Костакова Н.Г.

В статье рассматриваются контроль возможностей и угроз модернизации и расширению ГУПа «Московский метрополитен»,анализ привлекательности рынка и его заданных условий. Также производится анализ потенциала ГУПа, SWOT-анализ как метод стратегического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федотова Н.В., Костакова Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWOT-ANALYSIS OF SUE «MOSCOW METROPOLITAN»

The article examines the control of the opportunities and threats of modernization and expansion of the Moscow Metro, the analysis of the attractiveness of the market and its conditions. The analysis of the potential of SUE, SWOT-analysis as a method of strategic research is also carried out.

Текст научной работы на тему «Swot-анализ ГУП «Московский метрополитен»»

УДК 33

SWOT-АНАЛИЗ ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН»

Федотова Н.В., к.э.н., доцент, профессор кафедры «Экономика, финансы и управление на транспорте», ФГОБУВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ), Российская открытая академия

транспорта

Костакова Н.Г., магистр экономики, ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая

II» (МГУПС (МИИТ), Российская открытая академия транспорта

В статье рассматриваются контроль возможностей и угроз модернизации и расширению ГУПа «Московский метрополитен»,анализ привлекательности рынка и его заданных условий. Также производится анализ потенциала ГУПа, SWOT-анализ как метод стратегического исследования.

Ключевые слова: финансовая устойчивость, сильные стороны компании, слабые стороны компании, возможности, угрозы, внешний аудит среды, внутренний аудит компании.

SWOT-ANALYSIS OF SUE «MOSCOW METROPOLITAN»

Fedotova N., Ph.D., assistant professor, professor of the Economics, Finance and Transport Management chair, FSEIHE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT), Russian Open Transport Academy Kostakova N., magister of the Economics, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II»

(MGUPS (MIIT), Russian Open Transport Academy

The article examines the control of the opportunities and threats ofmodernization and expansion of the Moscow Metro, the analysis of the attractiveness of the market and its conditions. The analysis of the potential of SUE, SWOT-analysis as a method of strategic research is also carried out.

Keywords: financial stability, strengths of the company, weaknesses of the company, opportunities, threats, external audit of the environment, internal audit of the company.

Степень финансовой устойчивости компании определяется ее способностью реагировать на различные воздействия изнутри или извне. Анализ внутренней и внешней ситуации должен включать в себя факторы наиболее существенные в данный период времени. Рассмотрение этих факторов во взаимосвязи с возможностями компании позволяет решать возникающие проблемы. При принятии решений необходимо также представлять, поддаются ли критические факторы контролю со стороны компании или нет. Являются ли они внутренними или внешними, поддающимися изменениям усилиями компании или это внешние факторы, на которые компания влиять не в состоянии. Для оценки подобных факторов существует специальная методика, рассматривающая в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании. Эта методика называется SWOT-анализ.

SWOT-анализ является необходимым элементом исследования, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании.

Аббревиатура SWOT означает:

Strengths - сильные стороны

Weakness - слабые стороны

Opportunities - возможности

Threats - угрозы

Иначе говоря, SWOT- анализ - это анализ сильных и слабых сторон компании а также возможностей и угроз со стороны внешней среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации.

По результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли компания внутренними людскими силами и материальными ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.

Основные параметры SWOT-анализа.

Неотъемлемыми частями SWOT-анализа можно назвать внутренний аудит компании и аудит внешней среды.

Внешний аудит или анализ угроз и благоприятных возможностей внешней среды.

В процессе проведения внешнего аудита оценивается привлекательность рынка и другие возможности и угрозы внешней среды.

Оценивая привлекательность рынка, следует обратить внимание на следующее:

• Тенденции рынка. Целью анализа тенденций рынка является описание развития спроса в каждом из сегментов рынка;

• Поведение покупателей. Необходимо оценить поведение

покупателя при покупке, использовании и владении товаром, покупательские привычки, факторы, влияющие на процесс совершения покупки, анализ имиджа торговой марки или компании;

• Структура сбыта. Оценка ожидаемого состояния сети дис-трибьюции, ожидания и мотивацию партнеров кампании;

• Конкурентная среда. Оценка четырех конкурентных сил Портера, рыночную силу потребителей и поставщиков, угрозу товаров субститутов (заменителей), барьеры входа на рынок.

Кроме того, важное влияние на успешность компании могут оказывать следующие факторы внешней макросреды, на которые, как правило, компания влиять не может:

• Законодательство и политическая среда, ожидаемые или возможные его изменения. Законодательные акты и другие нормативные документы, которые могут повлиять на работу компании. Например, для многих торговых и производственных компаний критически важными являются изменения в таможенном законодательстве, особенно для малого и среднего бизнеса. Даже изменение таможенных пошлин, если не быть готовым к таковому, может превратить вполне успешную небольшую компанию в банкрота.

• Экономическое положение страны, региона. Изменение ВВП, возможные крупные измененияв экономике, которые могут повлиять на компанию, ожидаемая инфляция и ее влияние на бизнес. Правильная оценка возможностей и угроз экономической ситуации позволит, например, своевременно внести жизненно важные изменения в ассортиментную и ценовую политику компании;

• Социально-демографические факторы;

• Изменение технологий. Также бывает критическим, особенно если на рынке ожидается появление товаров-субститутов, которые могут превратить товар компании в «устаревший хлам»;

• Международная среда оказывает влияние на многие, но не на все компании, в меньшей степени на малый бизнес;

• Экологическая среда также должна учитываться некоторыми компаниями.

Затем принимаются во внимание все тенденции, которые компания может использовать и продумываются меры по нейтрализации угроз.

Внутренний аудит, анализ сильных и слабых сторон компании.

В процессе проведения внутреннего аудита компании оцениваются ее ресурсы, бизнес процессы, конкурентоспособность. В процессе проведения анализа подтверждается или изменяется формулировка устойчивых конкурентных преимуществ компании.

Ключевые факторы анализа

• Менеджемент. Оценивается потенциал сотрудников компании высшего и среднего уровня, их квалификация, мотивация, лояльность.

50 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2017 |

Таблица 1. SWOT-анализ ГУП «Московский метрополитен»

Сильные стороны: • Одно из главнейших транспортных предприятий Москвы • Серьезная технологическая база • Мощная инфраструктура • Высокий кадровый потенциал • Хорошая обеспеченность финансовыми средствами • Поддержка городскими органами власти • Безопасность движения пассажиров - на первом месте • Постоянная оптимизация организационной структуры • Строгое регламентирование и контролирование деятельности метрополитена государственными органами • Отсутствие пробок и соблюдение графика движения поездов Возможности: • Открытие новых станций и линий в отдаленных районах Москвы • Введение новых сервисов и услуг для пассажиров • Повышение пропускной способности линий • Интеграция метро с городским наземным пассажирским транспортом

Слабые стороны: • Высокая стоимость поездки пассажира • Устаревший подвижной состав • Необходимость обновления путевого хозяйства • Недостаточный охват спальных районов на окраинах Москвы • Сильная перегруженность • Адаптационный период в связи с переходом на 44-ФЗ для унитарных предприятий Угрозы: • Угроза террористического акта и безопасности пассажиров

• Маркетинг, включая анализ коммуникационной программы (реклама, личные продажи, РЯ), сравнение рекламной активности своей и конкурентов, эффективность собственных маркетинговых усилий;

• Персонал, особенно торговый, уровень квалификации и заинтересованности, соответствие мотивационных программ целям и задачам организации, а также анализ контактов, новых потребителей, стоимости содержания торгового персонала;

• Анализ системы сбыта компании, потребностей и запросов торговых партнеров, распределения объемов продаж по членам сети дистрибьюции, типам посредников (опт, розница), аудит дистрибьюторов, выделение приоритетных дилеров и т.д;

• Анализ продуктового портфеля . Оценка текущих и ожидаемых объемов продаж, доля рынка, прибыльность по каждому из продуктов или продуктовой группе, качество, имидж марки;

• Анализируются приоритетные конкуренты, их доля рынка, возможные преимущества по издержкам, цене, имидж их товаров, их конкурентное поведение текущее и возможное, их основные слабости;

• Наличие устойчивого конкурентного преимущества, например, ресурсной базы, недоступной ближайшим конкурентам или патентованных технологий;

• Анализ ценовой политики, ценовой эластичности спроса, возможных максимально приемлемых цен для товаров компании. Сравнение с ценами конкурентов, политика скидок и других программ стимулирования сбыта.

Перечисленные факторы не являются исчерпывающими. В зависимости от специфики бизнеса и рынка могут выявиться и другие факторы, требующие тщательного анализа. В тоже время не следует скрупулезно анализировать в любых ситуациях все вышеперечисленные параметры. На данном этапе важно не только объективно оценить параметры, но и выбрать среди их множества ограниченный ряд существенно важные для выживаемости, развития, роста и при-

быльности бизнеса.

Ниже приведена SWOT-матрица для Московского метрополитена (см. табл.1).

Исходя из данных анализа, можно сделать следующие выводы. Метрополитен - это ключевое транспортное пассажирское предприятие города Москвы, главной задачей которого является обеспечение безопасности пассажиров. Метрополитен получает всестороннюю государственную поддержку. Вместе с этой поддержкой деятельность метрополитена жестко контролируется властями города, в том числе контролируется расходование денежных средств. Правительство города ставит задачи расширения метро в отдаленные спальные районы Москвы и оказывает помощь в их решении. Внедряются новые сервисы, происходит интеграция метро с городским наземным пассажирским транспортом.

Вместе с тем метрополитен - это предприятие с очень затратной эксплуатацией, требует постоянного вливания денежных средств в обновление инфраструктуры. Рост пассажиропотока опережает рост числа вагонов в поезде и числа станций и переходов. В сфере закупок переход государственных унитарных предприятий на 44 Федеральный закон может негативно сказаться на объемах закупаемых материалов в переходный адаптационный период.

Литература:

1. Роберт Грант. Современный стратегический анализ. СПб: Питер, 2012.-537 с.

2. Современный стратегический анализ. Под ред. П.В. Иванова. Ростов на-Дону, «Феникс», 2014.-590 с.

3. Кэмпбел Д. Стратегический менеджмент. М., ООО «Издательство Проспект», 2003.- 336 с.

4. Ларионов И. К. Антикризисное управление. М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.- 380 с.

5. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под ред. Грязновой А. Г. М., Финансы и статистика», 2002.- 338 с.

ТКАШРОЯТ BUSINESS Ш RUSSIA | №1 2017 | 51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.