Научная статья на тему 'Сущность и структурные компоненты гражданской позиции личности'

Сущность и структурные компоненты гражданской позиции личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2638
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и структурные компоненты гражданской позиции личности»

3. Туристская анимация, будучи фактором социальной активности людей, выступает как метод и форма изучения сложившейся практики, требующей профессионально подготовленных специалистов данного направления туристской деятельности.

В связи со всем этим мы считаем необходимым создание анимационных отделов, служб центров в туристских предприятиях, в задачи которых будет входить разработка интересных программ отдыха: туристских, спортивно-оздоровительных, зрелищно-развлекательных, обучающих и др.

Примечания

1. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.: Профиздат, 2002. 288 с.

2. Жарков А. Д Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. М.: МГУКИ, 2003. 188 с.

З.Зорин И., Квартальнов В. Толковый словарь туристских терминов. М.; Афины: INFOGROUP, 1994. 408 с.

4. Кусков А. С., Голубева В. Л., Одинцова Т. Н. Рекреационная география. М.: Флинта, МПСИ, 2005. 496 с.

5. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1986.

6. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга. М.: МГУКИ, 2002. 184 с.

7. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е. И. Тамм. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 607 с.

А.А. Соколова

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ

Экономические, социальные, политические и идеологические реалии российского общества последнихдесятилетий показывают, что необходимымусловием становления полноценного гражданского общества является наличие гражданской позиции у каждого члена этого общества.Актуальность формирования гражданской позиции закреплена в Конституции Российской Федерации и других законодательных актах. Для определения сущности и структурных компонентов гражданской позиции необходиморассмотреть генезис понятия «позиция».

Термин «позиция личности» в научной литературе встречается в разных значениях и имеет различные смысловые оттенки. Позиция (от лат. position - положение) - это «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе, отношение к чему-либо, а также действие, поведение, обусловленные этим отношением» (С.И. Ожегов). В научный оборот данное понятие одним из первых было введено А. Адлером. В современной науке позиция, будучи междисциплинарным понятием, исследуется на философском, социологическом, психологическом, педагогическом уровнях. Отметим наиболее существенные характеристики понятия «позиция», которые предлагают ученые.

В философской науке категория «позиция» рассматривается как целостное, системное, духовно-практическое образование личности, характеризующее формы и способы её включения в жизнедеятельность (Л.Б. Волченко, В.В. Поляхова). Философы представляют «позицию» в качестве целостной характеристики конкретного человека как личности и индивидуальности.

Мировая и отечественная социология использует термин «позиция» как тождественный термину «статус». Так, статусно-ролевая структура личности описана в ролевой теории Ч. Кули, Дж. Мида, Р. Линтона, Т. Сабина и функционализме Т. Парсонса, Р. Парка, Р. Мертона. Под статусом в социологии понимается, как правило, определенный круг прав и обязанностей, привилегий и свобод, которыми располагает личность в данной социальной системе независимо от ее субъективных устремлений. Статус определяет место индивида в обществе, его взаимоположение с другими людьми.

В психологических исследованиях понятие «позиция» рассматривается как позиция личности. Так, Б.Г. Ананьев определял позицию личности как ее положение в обществе

(экономическое, правовое и т.д.), как общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи. В представлении Б.Г. Ананьева позиция - это деятельностное выражение социального статуса, осмысление прав и обязанностей, которое раскрывает положение человека обществе, в классе, группе.

Позиция, по мнению ученых-психологов, всегда осознанна, индивидуальна, избирательна и динамична, а также имеет регулятивный характер для личности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович и т.д.). Позиции присущи такие черты, как устойчивость и ценностный характер (Н.Ф. Радионова).

В педагогике «позиция» рассматривается как устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующих поведении и поступках (В.В. Игнатова, Т.Н. Мальковская, Г.И. Румынина, Т.А. Сливинская); как сложная интегративная характеристика, отражающая активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение личности к себе, к своей деятельности, к миру и жизни в целом (Т.М. Абрамян, Г.И. Аксенова, Н.П. Капустин); видение своего места, своих функций, что проявляется в убеждениях личности (М.Т. Громкова); социально значимое поведение человека, являющееся результатом сформированности его мировоззрения, убеждений, мотивов деятельности и поведения (Б.Т. Лихачев).

Обобщая приведенные точки зрения можно вывести следующее определение позиции. Позиция - это целостная система, выражающаяся в осознанной деятельности и представляющая собой совокупность чувств, мыслей, взглядов, ценностных установок индивида, обладающего определенным набором прав и обязанностей.

В категории «гражданская позиция» индивид, обладающий определенным набором прав и обязанностей, это гражданин. Гражданин - лицо, принадлежащее постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. (С. И. Ожегов).

В гражданской сфере деятельность индивида-гражданина осуществляется по отношению к таким предметам, как государство, общество, Родина. Совокупность чувств, мыслей, взглядов, ценностных установок гражданина относительно этих предметов определяет его гражданскую позицию, которая в свою очередь носит регулятивный характер для его общественной, гражданской деятельности.

Таким образом, гражданская позиция представляет собой совокупность чувств, мыслей, взглядов, ценностных установок гражданина, выражающуюся в осознанной деятельности по реализации своих прав и обязанностей перед законом, обществом и другими гражданами.

Во многих научных трудах рассматривались понятия, близкие к сущности понятия гражданской позиции - такие, как гражданское воспитание и образование, гражданственность, социальная активность, гражданская активность. Еще с античных времен идея воспитания достойных граждан высказывалась Платоном, Аристотелем. Развитие идей гражданского воспитания в отечественной науке связано с именами таких ученых и общественных деятелей, как А.Н. Радищев, Д.И. Писарев, В.Г.Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А.Добролюбов, А.И. Герцен. К.Д. Ушинский, Н.К.Крупская, А.В. Луначарский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.Л. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова. Но исследования, непосредственно посвященные феномену гражданской позиции, появились только в последние десятилетия.

Исследователи в зависимости от того, как проблема формирования гражданской позиции вписана в кругих научныхинтересов, выбирают различные аспекты ее рассмотрения: раскрываются возможности гражданского образования в формировании гражданской позиции (И.В. Суколенов, Г.Т. Суколенова, И.Д. Фрумин и др.); обосновывается влияние социальных и политических условий на становление гражданина (А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.); определяется взаимозависимость гражданской культуры и гражданской позиции личности (В. Крысяк, А.Ф. Шамич); раскрываются противоречия процесса развития гражданской позиции старшеклассников (Т.Н. Османкина); выделяются педагогические условия данного процесса (С.Н. Митросенко, Э.П. Стрельцова, И.Л.Судакова); доказывается возможность формирования гражданской позиции средствами рефлексии (Н.Ф. Крицкая); обсуждается проблема становления различных аспектов гражданской позиции (Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелика, А.Ю. Лазебниковой, В.И. Купцова, И.Л. Судаковой, Я.В. Соколова, Г.Н. Филонова, Л.Л. Хоружей); обосновываются способы формирования гражданской позиции личности в контексте гуманитарного образования в общей системе образования (Г. П. Давыдова, Э. Б. Мельниковой); раскрывается гуманистический подход в формировании гражданской позиции подростков (ГЯ. Гревцевой, В.И. Кожокарь, Н. И. Элиасберг).

Особо следует отметить исследования, определяющие пути формирования гражданской позиции школьников в процессе изучения общественно-политическихдисциплин и предметов гуманитарного цикла (НЯ. Мещерякова, В.И. Попов), в процессе приобщения к культурно-историческим ценностям региона (О.Н. Прокопец, И.В. Молодцова), в процессе трудовой подготовки (Т.Г. Веремеенко), в процессе поисковой деятельности по увековечению памяти павших в годы войны (И.Л. Судакова), в рамках деятельности общественной организации (О.В. Солодова, Л.Н. Щербакова), в тренингах и деловых играх (А.С. Прутченков).

На основе этих исследований, пользуясь выведенным определением гражданской позиции как отправной точкой наших рассуждений, выделим следующие структурные компоненты гражданской позиции.

Интеллектуальный компонент включает в себя знание своих прав и обязанностей, знание Конституции РФ, нормативных актов; знание истории России; знание важнейших связей и отношений, политических и правовых средств регулирования жизни людей; знание и понимание политических и общественных процессов, происходящих на современном этапе развития общества.

Деятельностный компонент предполагает умение личности реализовывать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других; законопослушание; способность к диалогу с властными структурами, межличностному диалогу; участие в различных видах общественной деятельности на разных уровнях.

Эмоционально-чувственный компонент состоит из восприятия особенностей культуры своего Отечества, восприятия тождественности со своим Отечеством, восприятия общности со своим государством.

Интересна взаимосвязь этих компонентов и их влияние на виды гражданской позиции и ее направленность.

Базовымдля нас является интеллектуальный компонент, наличие или отсутствие которого позволяет говорить о наличии или отсутствии гражданской позиции. Элементарные знания об обществе, истории своей страны, современных политических и общественных тенденциях являются непременной составляющей гражданской позиции личности. Эти знания являются основой для формирования взглядов, мнений и ценностных установок индивида.

Деятельностный компонент гражданской позиции личности определяет вид ее гражданской позиции. Условно можно выделить три вида гражданской позиции личности: пассивная, ситуативная и активная.

Пассивная гражданская позиция характеризуется бездеятельностью индивида по реализации своих прав и обязанностей, равнодушнымотношением к общественным и политическим процессам, слабымили средним знаниемистории России, основ ее конституционного строя, основ построения общества. Наблюдается осознанное дистанцирование себя от власти и другихполитичес-ких и общественных структур, приспособленчество, отстаивание своих прав только в условиях острого кризиса. Отсутствуетэмоционально-чувственная привязанностьксвоей стране.

Ситуативная гражданская позиция предполагаетналичие базовых знаний истории России, ее конституционного строя, характеризуясь, однако, недостаточным пониманием процессов, происходящих в обществе, минимальнымучастием в общественных и политических процессах, умениемреализовывать свои права и свободы в бытовой сфере, навыками правового поведения, любовью к Отечеству в благоприятных экономико-политических условиях. Ситуативная гражданская позиция ярко проявляется во время спортивных достижений страны.

Активная гражданская позиция характеризуется, в первую очередь, осознанной активной деятельностью по реализации своих прав и свобод. Именно в этом виде гражданской позиции наиболее ярко выражено влияние эмоционально-чувственного компонента, который определяет направленность гражданской позиции личности.

Мы выделили три вида направленности гражданской позиции: космополитическая, экстремистская и патриотическая.

Космополитическая направленность гражданской позиции предполагает наличие системы знаний о гражданском обществе, об истории России, ее современном политическом строе, процессах, происходящих в общественной и политической жизни, а также умение реализовывать свои права и свободы в любой сфере политической и общественной жизни, строгое следование букве закона, ведение диалога с властными и другими общественно-политическими структурами. Индивид с такой гражданской позицией не отождествляет себя со своей страной, может жить в любой другой стране в условиях демократического правового строя, и именно это отсутствие отождествления себя с Отечеством и определяет космополитическую направленность его гражданской позиции.

Патриотическая направленность гражданской позиции, так же как и космополитическая, характеризуется наличием системы знаний и активной осознанной деятельностью, но немыслима без остро переживаемого своего единения с Отечеством, отождествления своей судьбы с судьбой России, глубокого чувства любви к Отечеству и малой Родине.

Экстремистская направленность гражданской позиции также характеризуется любовью к Отечеству, но при этом Родина противопоставляется государственной системе, поэтому активная деятельность по реализации своих прав и свобод происходит в социально неодобряемых формах, идет осознанное противопоставления себя властным структурам. При этом интеллектуальный структурный компонент гражданской позиции такой направленности может варьироваться от самого низкого до самого высокого уровней.

Представленные компоненты, уровни и направленности гражданской позиции позволяют разработать методику оценки гражданской позиции личности и определить дифференцированные подходы к формированию гражданской позиции патриотической направленности, что на современном этапе развития общества является основной задачей системы образования и воспитания.

Примечания

1. Крицкая Н. Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин: Дис. ... канд. пед. н. Киров, 2005.

2. Молодцова И. В. Становление гражданской позиции старших подростков: Дис. ... канд. пед. н. Красноярск, 2007.

3.Педагогика: Большая современная энциклопедия. Минск, 2005.

4. Плохов С. Н. Формирование гражданской позиции у студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа: Дис. ... канд. пед. н. Уфа, 2007.

5.Стрельникова Э. П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы: Дис. ... канд. пед. н. Липецк, 2001.

6. Суколенов И. В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России: историко-педагогические аспекты: Дис. ... д-ра пед. н. М., 2001.

7. Толковый словарь русского языка / Сост. С.И. Ожегов. - 25 изд. М., 2007.

8. Фрумин И. Д. Теория и практика демократического образования: Дис. ... д-ра пед. н. СПб., 2001.

Е.Н. Тарасова

МОДЕЛЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА В ДЕТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Актуальность нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях определяется социальной значимостью вопросов гуманизации, важностью задач развития нравственной личности, способной к саморазвитию и нравственному самосовершенствованию.

Анализ философских, искусствоведческих и культурологических концепций нравственного развития личности средствами искусства (Л.Я. Рубина, О.П. Умурзакова, Ю.У. Фохт-Бабушкин, М.С. Каган, В.М. Пивоев, А.И.Буров, Б.А. Эренгросс, Ю.Б. Бо-рев, А.Я. Зись и др.) показал, что средства искусства призваны формировать нравственно-эстетическую культуру личности в качестве одного из условий обогащения нравственности общества в целом. Взаимодействие искусства и морали в нравственном воспитании личности подростка основывается на идее передачи средствами высокохудожественных произведений искусства опыта эмоционально-ценностного отношения к миру с целью формирования нравственного сознания личности, ее нравственных чувств, качеств, ценностных ориентаций, нравственных отношений, моральной регуляции поведения.

В работах А.С. Каргина, Н.В. Кротовой, Р.Г. Салахутдинова, В.Н. Иванченко, Л.Н. Буйловой, В.И. Смирновой, Ю.А. Стрельцова, П.П. Терехова, В.Е. Триодина, М.А. Ари-арского и др. подчеркивается, что в основе деятельности детских творческихобъединений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.