Научная статья на тему 'Сущность и структура социального потенциала общества'

Сущность и структура социального потенциала общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
996
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / POTENTIAL / SOCIAL POTENTIAL / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / THE STRUCTURE OF SOCIAL POTENTIAL / SOCIO-ECONOMIC STABILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шагиева Л.А.

В статье рассматривается значимость изучения феномена социального потенциала для социально-экономического развития современного российского общества. Содержание статьи раскрывает основные характеристики категории «социальный потенциал» и его структурных элементов, таких как: трудовой, интеллектуальный, научный, образовательный, культурный потенциал. Важным является выявление взаимосвязи данных элементов в структуре социального потенциала. Основной идеей статьи является обоснование необходимости изучения содержания, характеристик и оценок эффективности социального потенциала для разработки методов стимулирования его развития, создания условий для активного применения технологий реализации социального потенциала на практике. В содержании статьи рассматриваются также методологические недостатки изучения феномена социального потенциала, связанные, прежде всего, с отсутствием единого, общепринятого подхода к его толкованию и интерпретации. Выводы, сделанные в статье, приводят к обоснованию необходимости создания единой методологической основы изучения социального потенциала и способов его реализации посредством активизации деятельности институтов образования и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND STRUCTURE OF THE SOCIAL POTENTIAL OF THE SOCIETY

In the article the importance of studying the phenomenon of social potential for the socio-economic development of modern Russian society is considered. The content of the article discloses the basic characteristics of “social potential” category and its structural elements such as labor, intellectual, scientific, educational, cultural potential. It is important to reveal the interconnection of these elements in the structure of social potential. The main idea of the article is the substantiation of necessity of studying the contents, characteristics and performance evaluation of social potential for the elaboration of methods to stimulate its development, to create conditions for the active use of the implementation technologies of the social potential in practice. In the content of the article the methodological shortcomings of the studying the phenomenon of social potential related primarily to the lack of a unified, commonly accepted approach to its explanation and interpretation are considered. In conclusions, the justification of a need to create a unified methodological foundation for the studying of social potential is given and the ways of its realization through the revitalization of institutions of education and science are suggested.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура социального потенциала общества»

УДК 316.32

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА

© Л. А. Шагиева

Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН Россия, Республика Башкортостан, 450054 г. Уфа, пр. Октября, 71.

Тел.: +7 (347) 235 55 11.

Email: ljudmila-shagieva@rambler. ru

В статье рассматривается значимость изучения феномена социального потенциала для социально-экономического развития современного российского общества. Содержание статьи раскрывает основные характеристики категории «социальный потенциал» и его структурных элементов, таких как: трудовой, интеллектуальный, научный, образовательный, культурный потенциал. Важным является выявление взаимосвязи данных элементов в структуре социального потенциала. Основной идеей статьи является обоснование необходимости изучения содержания, характеристик и оценок эффективности социального потенциала для разработки методов стимулирования его развития, создания условий для активного применения технологий реализации социального потенциала на практике. В содержании статьи рассматриваются также методологические недостатки изучения феномена социального потенциала, связанные, прежде всего, с отсутствием единого, общепринятого подхода к его толкованию и интерпретации. Выводы, сделанные в статье, приводят к обоснованию необходимости создания единой методологической основы изучения социального потенциала и способов его реализации посредством активизации деятельности институтов образования и науки.

Ключевые слова: потенциал, социальный потенциал, социально-экономическое развитие, структура социального потенциала, социально-экономическая стабильность.

Характерной чертой современного российского общества, стоящего на пороге масштабных социально-экономических перемен, является его противоречивость, изменчивость, зависимость и подвластность различного рода рискам в области международных отношений, геополитической стабильности, укрепления позиций на мировом рынке. При этом объективный взгляд на сложившуюся ситуацию позволяет сделать вывод о том, что общество риска, в котором продолжают жить российские граждане на сегодняшний день, не только не сможет преодолеть существующие социальные проблемы (такие как бедность, безработица, коррупция, различного рода социальные патологии и т.д.), но и столкнется с рисками, имеющими характер не локального, а глобального масштаба. Нарастание данных угроз влечет за собой усиление негативного воздействия не только на культурное и социально-экономическое развитие, но и неблагоприятно сказывается на укреплении позиций России на мировом рынке, способствует усилению зависимости экономики страны от сбыта сырьевых ресурсов. Подобного рода негативные факторы, влияющие на благополучие общества, говорят об острой необходимости выбора новой стратегии социально-экономического развития, способной устранить диспропорциональное несоответствие воспроизводимых материальных и духовных благ потребностям населения, ослабить обострение социальной напряженности, снизить рост числа различных форм девиаций. Выбор данной стратегии должен быть ориентирован на сглаживание, а в перспективе, и решение вышеперечисленных проблем посредством реализации социального потенциала, активизации деятельности институтов образования и науки, способных обеспечить рынок труда высококвалифицированными и перспективными кадрами. Создав условия для самореализации и достойного существования своих граждан, Российское государство сможет возродить культурные ценности, снизить до минимума обострившиеся социальные проблемы, обеспечить научно-техническое процветание и экономическую стабильность. Актуальность изучения проблемы реализации социального потенциала является на сегодняшний день неоспоримой, но, тем не менее, в современной социологической науке нет не только грамотно продуманной концепции, способной обеспечить изу-

чение и возможность применения методов реализации социального потенциала на практике, но и единого мнения в ответе на вопрос, «что представляет собой социальный потенциал»?

По мнению А. М. Мухамедьярова, в современной научно-философской литературе, посвященной проблемам формирования и развития разного рода потенциала, прежде всего, привлекает внимание то обстоятельство, что даже на уровне использования и толкования понятия «потенциал», не говоря уж о дефинициях производных от него понятий (таких как «человеческий потенциал», «научный потенциал», «научно-технический потенциал», «научно-образовательный потенциал», «духовно-образовательный потенциал», и т.д.), мы сталкиваемся с отсутствием какого-либо единого методологического подхода и, более того, обнаруживаем наличие множества противоречивых интерпретаций этого понятия [1, с. 19-22].

В научной литературе на сегодняшний день под потенциалом обычно понимаются либо возможности, либо способности, либо ресурсы. Однако возможности, способности и ресурсы, даже вместе взятые, не исчерпывают содержания понятия «потенциал».

Более точным является утверждение, что «потенциал» - это присущая материально-духовным системам (человеку, социальному институту образования, социальным группам, региону, школе, науке и т.д.) совокупность (энергетического рода) параметров, обусловливающих (обеспечивающих) наличие у этих систем определенных возможностей, способностей, ресурсов и т. д. для реализации (осуществления) ими тех или иных усилий, направленных на самосохранение и самодвижение, а также на преобразование условий и характеристик среды [2, с. 10].

К определению структуры социального потенциала также еще не достигнут единый подход. При исследовании структуры потенциала в отечественной науке в основном анализу подвергается структура ресурсов. При этом варианты структуризации ресурсов подразделяются на две группы. Одни исследователи утверждают, что структурными составляющими потенциала как совокупности ресурсов являются кадры, информационное оснащение, материально-техническое и организационное обеспечение. По мнению других, в составе потенциала (ресурсов), нужно выделить

1392

ФИЛОСОФИЯ и СОЦИОЛОГИЯ

еще духовные ресурсы, управленческие и финансовые возможности и т.п. Потенциал общества как система складывается из естественно-природных, социально-демографических, экономико-инвестиционных, организационно-политических, производственно-технических, духовно-идеологических и научно-образовательных элементов, которые органически взаимосвязаны и дополняют друг друга [3, с. 7]. Кроме того, в его составе возможно выделение таких содержательных срезов, которые значимы конкретно лишь для той или иной социальной сферы, области: трудовой потенциал, производственный, интеллектуальный, научный, образовательный, научно-образовательный, духовный, творческий и прочие потенциалы [2, с. 19].

Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать содержание и сущность социального потенциала рассмотрим некоторые элементы его структуры:

1. Трудовой потенциал. Под трудовым потенциалом подразумеваются располагаемые в настоящее время и предвидимые в будущем трудовые возможности, характеризуемые количеством трудоспособного населения, его профессионально-образовательным уровнем и другими качественными характеристиками [4].

Трудовой потенциал, как структурный элемент социального потенциала может быть понят, с одной стороны, как сумма социальных факторов, характеризующих условия жизнедеятельности (в т.ч. и трудовой) индивида, которые так или иначе определяют его отношение к труду, с другой - как ценностно-нормативное отношение личности к труду на всех уровнях его организации. Необходимо отметить, что трудовой потенциал коллектива, производственной организации и отдельной личности, являясь составной частью социального потенциала, не может носить безнравственный и асоциальный характер. Более того, он должен соответствовать принципам гуманизма и социальной солидарности, иначе его нельзя причислять к структурным элементам социального потенциала.

2. Интеллектуальный потенциал. Представляет собой комплексную оценку уровня развития интеллектуальных, творческих возможностей, ресурсов страны, отрасли, личности. Интеллектуальный потенциал определяется уровнем развития общества, системы образования, науки, культуры, генетическим фондом общества [5, с. 3-14]. Характеризуется он суммой наличных знаний, которыми располагает общество, а также удельным весом работников умственного труда в структуре населения [6].

Под интеллектуальным потенциалом общества понимается совокупность человеческих, материальных и финансовых ресурсов, которые задействованы в двух тесно связанных меду собой ключевых областях интеллектуальной жизни общества (науке и образовании), и измеренная величина которых показывает созданную и накопленную в обществе способность к творческому созданию новых знаний, технологий продуктов [7].

3. Научный потенциал. Представляет собой совокупность ресурсов (комплекс параметров) для научно-технической деятельности и освоения ее результатов [8, с. 39]. Одной из важнейших составляющих научного потенциала является научно-образовательный потенциал. Специфика данного вида социального потенциала заключена в том, что он ориентирован не только на получение и усвоение новых знаний, но и на их приращение (воспроизводство), что в первую очередь показы-

вает его неразрывную связь с системой образования и заключенным в образовательных структурах потенциалом, направленным (ориентированным) на формирование образа и развития науки, научного знания и научно-исследовательских работ [2, с. 38].

4. Образовательный потенциал. Образование, так же как и науку, можно рассматривать в трёх аспектах: это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности; целенаправленное обучение личности, формирование у нее определенных знаний и навыков; а также система социальных институтов, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение [9].

Понимая под образованием процесс воспитания и обучения, а под образованностью - уровень знаний, умений и навыков общественных индивидов, образовательный потенциал узкосоциологически определяют либо как ресурсы, необходимые для функционирования социального института образования и осуществления образовательной деятельности, либо как образовательный уровень наличного населения [8, с. 93].

5. Культурный потенциал включает в себя накопление материальных и духовных ценностей, передаваемых из поколения в поколение. Именно посредством данной преемственности осуществляется эволюция общественных систем и взаимоотношений, происходит приращение новых знаний, обогащение и развитие мировой цивилизации. По мнению С. В. Криклиной, культурным потенциалом является совокупность норм, ценностей, смыслов человеческой деятельности, от которых зависит успешность и эффективность развития общества, наличие духовных и материальных средств, интеллектуальной базы и ее ресурсов, душевного и физического здоровья членов общества, их воли, настойчивости и последовательности в выполнении определенных задач [10, с. 17]. Культурный потенциал определяет во многом характер общественных взаимоотношений, обеспечивает регулирование деятельности индивидов посредством моральных и нравственных норм. Любое, даже очень развитое в материальном и научно-техническом отношении общество, обречено на гибель, если в нем не будет реализован культурный потенциал и придут в упадок ценности культуры.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что на сегодняшний день в современной социологической науке отсутствует единый подход к интерпретации понятия «социальный потенциал». Многообразие его трактовок можно свести к двум основным формам проявления содержательной стороны социального потенциала: материально-производственной и духовной. По характеру проявления социальный потенциал может развиваться в различных направлениях и реализо-вываться в форме трудового, научного, интеллектуального, культурного и других видах потенциала, которые, находясь в неразрывной взаимосвязи, дополняют друг друга, обеспечивают функционирование всех структурных элементов общества.

Значимость изучения процесса формирования и развития социального потенциала обусловливается тем, что разработка методов его реализации во многом сможет определить характер общественного прогресса, сыграть решающую роль в интеграции и накоплении научных знаний. Кроме того, социальный потенциал,

обладая разноплановой направленностью, способствует сближению и объединению ресурсов, заложенных в различных макросистемах, с его помощью, социально-экономические, культурные и духовно-нравственные системы способны аккумулировать свой потенциал для дальнейшего процветания и продуктивного развития общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мухамедьяров А. М. Научный потенциал республики: формирование, структура, динамика и оценка. Уфа: изд-во УГАТУ, 2000. 217 с.

2. Шафиков М. Т. Методология исследования научно-образовательного потенциала. Уфа: Гилем, 2003. 231 с.

3. Файзуллин Ф. С., Шафиков М. Т., Файзуллин Т. Ф., Тими-рова Л. Н. Научно-образовательный потенциал региона. Уфа: ЗАО «Ак Идель Пресс», 2014. 156 с.

4. Словарь экономических терминов. Трудовой потенциал (страны, региона, предприятия). URL : http://www.fin-all.ru

5. Журавлев В. А. Интеллектуальный потенциал креативного общества - элементы и характеристика // Креативная экономика. №8 (32). 2009. С. 3-14.

6. Портал научно-технической информации. 2007. URL: http://www.ngpedia.ru/index.html

7. Левашов В. К. Интеллектуальный потенциал общества: Социологическое измерение и прогнозирование // Мониторинг общественного мнения №3 (87), 2008. С. 17-30.

8. Проблемы развития научно-образовательного потенциала: Сб. ст. / АН СССР, Сиб. Отд., ин-т истории, философии; отв. ред. Е. В. Семенов, А. Ф. Фелингер. Новосибирск: Наука, 1987. 223 с.

9. Энциклопедия экономиста. 2014. URL: http://www.grandars.ru

10. Криклина С. В. Сохранение и развитие культурного потенциала малых городов: дис. ... канд. культурол. наук. СПб, 2000. 170 с.

11. Подберезкин А. И. Национальный человеческий капитал. Т. III: Идеология русского социализма. Кн. 2: Идеология русского социализма и стратегия национального развития. М., 2011. 620 с.

12. Файзуллин Ф. С., Шафиков М. Т. О содержании категории потенциал // Проблемы и перспективы развития человеческого потенциала в современном обществе. Сб. статей межрегиональной школы-семинара молодых ученых (Уфа - Юматово, 11 июня 2014 г.). Уфа: Восточная печать, 2014. 177 с.

13. Финансовый словарь. 2000-2014 г. URL: http://dic.acade-mic.ru/dic.nsf/fin_enc/30648

14. Шафиков М. Т. Научно-образовательный потенциал региона: сущность, состояние и динамика. Уфа: Гилем, 2002. 106 с.

Поступила в редакцию 31.03.2015 г.

1394

®Hnoœ®HM h œumnoratf

THE ESSENCE AND STRUCTURE OF THE SOCIAL POTENTIAL OF THE SOCIETY

© L. A. Shagieva

Institute of Social and Economic Research, Ufa Scientific Center ofRussian Academy of Sciences 71 Oktyabrya Ave., 450054 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 235 55 11.

Email: isei@anrb.ru

In the article the importance of studying the phenomenon of social potential for the socio-economic development of modern Russian society is considered. The content of the article discloses the basic characteristics of "social potential" category and its structural elements such as labor, intellectual, scientific, educational, cultural potential. It is important to reveal the interconnection of these elements in the structure of social potential. The main idea of the article is the substantiation of necessity of studying the contents, characteristics and performance evaluation of social potential for the elaboration of methods to stimulate its development, to create conditions for the active use of the implementation technologies of the social potential in practice. In the content of the article the methodological shortcomings of the studying the phenomenon of social potential related primarily to the lack of a unified, commonly accepted approach to its explanation and interpretation are considered. In conclusions, the justification of a need to create a unified methodological foundation for the studying of social potential is given and the ways of its realization through the revitalization of institutions of education and science are suggested.

Keywords: potential, social potential, socio-economic development, the structure of social potential, socio-economic stability.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Mukhamed'yarov A. M. Nauchnyi potentsial respubliki: formirovanie, struktura, dinamika i otsenka [The scientific potential of the Republic: formation, structure, dynamics and evaluation]. Ufa: izd-vo UGATU, 2000.

2. Shafikov M. T. Metodologiya issledovaniya nauchno-obrazovatel'nogo potentsiala [The research methodology of scientific-educational potential]. Ufa: Gilem, 2003.

3. Faizullin F. S., Shafikov M. T., Faizullin T. F., Timirova L. N. Nauchno-obrazovatel'nyi potentsial regiona [Scientific-educational potential of the region]. Ufa: ZAO «Ak Idel' Press», 2014.

4. Slovar' ekonomicheskikh terminov. Trudovoi potentsial (strany, regiona, predpriyatiya). URL : http://www.fin-all.ru

5. Zhuravlev V. A. Kreativnaya ekonomika. No. 8 (32). 2009. Pp. 3-14.

6. Portal nauchno-tekhnicheskoi informatsii. 2007. URL: http://www.ngpedia.ru/index.html

7. Levashov V. K. Monitoring obshchestvennogo mneniya No. 3 (87), 2008. Pp. 17-30.

8. Problemy razvitiya nauchno-obrazovatel'nogo potentsiala: Sb. st. / AN SSSR, Sib. Otd., in-t istorii, filosofii; otv. red. E. V. Semenov, A. F. Felinger. Novosibirsk: Nauka, 1987.

9. Entsiklopediya ekonomista. 2014. URL: http://www.grandars.ru

10. Kriklina S. V. Sokhranenie i razvitie kul'turnogo potentsiala malykh gorodov: dis. ... kand. kul'turol. nauk. Saint Petersburg, 2000.

11. Podberezkin A. I. Natsional'nyi chelovecheskii kapital. T. III: Ideologiya russkogo sotsializma. Kn. 2: Ideologiya russkogo sotsializma i strategiya natsional'nogo razvitiya [National human capital. Vol. 3: The ideology of Russian socialism. Book 2: Russian ideology of socialism and the national development strategy]. Moscow, 2011.

12. Faizullin F. S., Shafikov M. T. Problemy i perspektivy razvitiya chelovecheskogo potentsiala v sovremennom obshchestve. Sb. statei mezhregional'noi shkoly-seminara molodykh uchenykh (Ufa - Yumatovo, 11 iyunya 2014 g.). Ufa: Vostochnaya pechat', 2014.

13. Finansovyi slovar'. 2000-2014 g. URL: http://dic.acade-mic.ru/dic.nsf/fin_enc/30648

14. Shafikov M. T. Nauchno-obrazovatel'nyi potentsial regiona: sushchnost', sostoyanie i dinamika [Scientific-educational potential of the region: the nature, condition and dynamics]. Ufa: Gilem, 2002.

Received 31.03.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.