Научная статья на тему 'О сущности понятия духовный потенциал'

О сущности понятия духовный потенциал Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
231
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРУКТУРА ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА / ДУХОВНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / SOCIAL POTENTIAL / SELF-ACTUALIZATION / SPIRITUALITY / SPIRITUAL POTENTIAL / STRUCTURE OF SPIRITUAL POTENTIAL / SPIRITUAL REPRODUCTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Файзуллин Тагир Фанилевич, Галеев Рустем Юрьевич

В статье раскрывается содержание понятия духовный потенциал и структура его категории. Духовный потенциал является составной частью социального потенциала, сущность которого определяется как феномен. Присущая материально-духовным системам совокупность факторов обусловливает наличие у этих систем определенных возможностей, способностей, ресурсов и т.д. для реализации тех или иных усилий, направленных на самосохранение и самодвижение, а также на преобразование условий и характеристик социальной среды. Исходя из этого, духовный потенциал рассматривается как система элементов, непосредственно формирующих духовную деятельность и возможности получения истинных духовных благ населения. Духовный потенциал непосредственно формирует социальную активность и возможности получения социально значимых результатов в различных сферах общественного бытия, конкретного административно-территориального образования, имеющего свои особенности. На основе данного видения разрабатывается структура духовного потенциала и его роль в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Essence of the Category Spiritual Potential

The article analyses and reveals the main concepts and categories in the structure of the spiritual potential. Spiritual potential is an integral part of social capital, and its essence is aimed at the social potential which is defined as the phenomenon inherent to the material and spiritual systems, the combination of factors contributing to the presence in these systems of certain capacities, abilities, resources, etc. for implementation of various efforts aimed at self-preservation and self-movement and the transformation of conditions and characteristics of a social environment. Based on this opinion the spiritual potential is considered as the system of elements, directly forming the spiritual activities and opportunities for true spiritual wealth of a population. Spiritual potential directly shapes social activity and the possibility of obtaining socially significant results in various spheres of social life, being specific administrativeterritorial entity with its own characteristics. On the basis of this vision the structure of the spiritual potential and its role in modern society are developed.

Текст научной работы на тему «О сущности понятия духовный потенциал»

a Sourcc for Studying Cosmogonical Views of Ancient Bashkirs]. Problemy vostokovedeniya The Problems of Oriental Studies Journal, 2012, no 2 (56), p. 90-94 (In Russ.).

8. Valcev, D.Zh. Istoriya bashkirskoy filosof-skoy i obshchtstvenno-politicheskoy mysli. Osnov-nyye tendentsii razvitiya [The History of Bashkir Philosophical and Political Thought. The Main Development Trends]. Ufa, Kitap Publ., 2001, 352 p. (In Russ).

9. Khusainov, A.R. Gerakl i Ural-batyr kak istochnik po izucheniyu kosmogoniches-kikh vozzreniy drevnikh bashkir [Hercules and Ural Batyr as a Source for the Study of the Cosmological Beliefs of Ancient Bashkirs |.

lstoki - Sources, 2015, no 46, p. 90-94 pp. (In Russ).

10. Khaziev, V.S. Kosmos i khcios v epose bashkir «Ural-batyr» [Cosmos and Chaos in the Bashkir Epic Ural-batyr}. In: Istoriya, ftlo-sofiya, antropologiya i pedagogika islamskogo ob-razovaniya novoy Rossii [History, Philosophy, Anthropology and Pedagogies of Islamic Education of the New Russia], Ufa, 2013, p. 250-281 (In Russ).

11. Vakhitov, R.Sh. Chto obshchego mezhdu eposom «Ural-batyr» i mifami Drevney Gretsii? [What is Common between the Epic Ural-Batyr and Ancient Greek Myths? |. Problemy vostokovedeniya Problems of Oriental Studies Journal, 2012, no 2, p. 96-103 (In Russ).

Т. Ф. Файзуллин, Р.Ю. Галеев УДК 101.2

О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация

В статье раскрывается содержание понятия духовный потенцией и структура его категории.

Духовный потенциал является составной частью социального потенциала, сущность которого определяется как феномен. Присущая материально-духовным системам совокупность факторов обусловливает наличие у этих систем определенных возможностей, способностей, ресурсов и т.д. для реализации тех или иных усилий, направленных на самосохранение и самодвижение, а также на преобразование условий и характеристик социальной среды. Исходя из этого, духовный потенциал рассматривается как система элементов, непосредственно формирующих духовную деятельность и возможности получения истинных духовных благ населения. Духовный потенциал непосредственно формирует социальную активность и возможности получения социально значимых результатов в различных сферах общественного бытия, конкретного административно-территориального образования, имеющего свои особенности. На основе данного видения разрабатывается структура духовного потенциала и его роль в современном обществе.

Ключевые слова: социальный потенциал, самореализация, духовность, духовный потенциал, структура духовного потенциала, духовное воспроизводство

Файзуллин Тагир Фанилевич, кандидат социологических наук, заместитель директора филиала Российского государственного социального университета (Уфа), e-mail: fayzullin@rgsu.net

Галеев Рустам Юрьевич, аспирант кафедры философии Уфимского государственного авиационного технического университета (Уфа), e-mail: yu.rustem@yandex.ru

Taghir F. Fayzullin, Cand. Sc. (Sociological Sciences), Deputy Director of the Branch of Russian State Social University (Ufa), e-mail: fayzullin@rgsu.net

Rustem U. Galeyev, Post-graduate Student, Ufa State Aviation Technical University (Ufa), e-mail: yu. rustem@yandex. ru

Taghir F. Fayzullin, Rustem U. Galeyev

THE ESSENCE OF THE CATEGORY SPIRITUAL POTENTIAL

Abstract

The article analyses and reveals the main concepts and categories in the structure of the spiritual potential. Spiritual potential is an integral part of social capital, and its essence is aimed at the social potential which is defined as the phenomenon inherent to the material and spiritual systems, the combination of factors contributing to the presence in these systems of certain capacities, abilities, resources, etc. for implementation of various efforts aimed at self-preservation and self-movement and the transformation of conditions and characteristics of a social environment. Based on this opinion the spiritual potential is considered as the system of elements, directly forming the spiritual activities and opportunities for true spiritual wealth of a population. Spiritual potential directly shapes social activity and the possibility of obtaining socially significant results in various spheres of social life, being specific administrative-territorial entity with its own characteristics. On the basis of this vision the structure of the spiritual potential and its role in modern society are developed.

Key words: social potential, self-actualization, spirituality, spiritual potential, structure of spiritual potential, spiritual reproduction

Сегодняшнее развитие общества характеризуется особыми противоречиями между материальной и духовной сферами жизни страны, которые требуют своего разрешения. Подобная несбалансированность указывает на забвение прогресса духовной жизни и нравственных отношений населения, что обусловливает отсутствие существенных позитивных сдвигов не только в духовной, но и во многих других смежных сферах общественного бытия.

Потеря истинных духовных ориентиров, пропаганда рыночных ценностей, снижение качества и уровня жизни населения, чрезмерное воздействие массовой культуры на сознание, снижение уровня образованности и общепринятых канонов вызывают диссонанс и переориентацию многих аспектов истинного бытия человека. Подобные дсстабилизационныс процессы губительны для современного общества и являются мотивом к укореняющемуся процессу нарастающей бездуховности.

Однако в отечественной литературе, посвященной анализу проблем формирования и развития духовного потенциала общества, отсутствует единый методологический подход к определению и интерпретации его сущности и содержания.

Рассмотрим этимологию и сущность понятия потенциал. В переводе с латинского «роК:ппа» означает силу, в «Толковом словаре» - «совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-либо» [1, с. 543], в словаре Д.Н. Ушакова - «совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддер-

жания, сохранения и реализации внутренних сил» [2, с. 784]. Потенциал представляет собой возможности, источники, запасы, средства, которые могут быть приведены в действие или использованы для достижения определённой цели. В широком смысле под этим понятием следует понимать взаимодействие внутренних сил, направленность которых может отразиться на духовной жизни общества.

Однако, под воздействием различных внешних причин возможности могут не всегда являться средством реализации потенциала. Не все возможности, свойственные определенной системе, являются потенциальными - не каждый способен реализовать свои внутренние резервы. Совокупность способностей не определяет формирование самого потенциала, а лишь означает его наличие.

В целом, различают два вида потенциала -формальный и реальный. Формальный потенциал - понятие, обозначающее систему сил, наличие и действие которых признается на уровне формального понимания и толкования действительности, но не обнаруживается в реальной, практической сфере бытия. Реальный потенциал - понятие, обозначающее систему сил, существующих и уже действующих или же имеющих возможность существовать и действовать в случае возникновения или создания определенных дополнительных условий.

В научной литературе в большей степени рассматривается изучение различного рода потенциалов: социальный, научно-образоватсль-ный, кадровый и технический. Наиболее раз-

работанной областью является социальный потенциал, под которым понимаются востребованные социальные ресурсы, поддерживаемые постоянным воспроизводством материальных, социальных и духовных условий их существования и развития.

В литературе преимущественно используется категория «социально-экономический потенциал», т.к. социальный потенциал и экономический потенциал тесно взаимосвязаны и взаимно обуславливают друг друга и поэтому их необходимо исследовать в диалектической взаимосвязи. Но вместе с тем, как нам представляется, необходимо их и разводить.

Необходимо подчеркнуть и то, что отождествление в научной литературе категорий возможность, способность и ресурсы с понятием потенциал распространяется и на понятие социальный потенциал. В «Социологической энциклопедии», например, данное понятие определяется как «интегральное понятие, характеризующее возможности государства, фирм, общественных организаций, объединений, личности, групп населения, отраслей хозяйства, регионов, различных сфер жизнедеятельности и общества в целом в решении перспективных задач социального развития» [3, с. 236J. Г.И. Плясуля предлагает рассматривать со-циальный потенциал как способность системы к самоорганизации [4, с. 16J; по мнению A.A. Дре-гало и В.И. Ульяновского, это понятие представляет «совокупность имеющихся ресурсов общества для достижения поставленной или заданной цели» [5, с. 86]; по мнению Ф.С. Файзуллина, это «присущая материально-духовным системам совокупность факторов, обусловливающих наличие у этих систем определенных возможностей, способностей, ресурсов и т.д. для реализации тех или иных усилий, направленных на самосохранение и самодвижение, а также на преобразование условий и характеристик социальной среды» [6, с. 25J.

На наш взгляд, его следует рассматривать как систему элементов, непосредственно формирующих социальную активность и возможности в получении социально значимых результатов в различных сферах общественного бытия. Его также нельзя отождествлять с категориями «социальный ресурс», «социальные возможности», «система способностей» и т.д.

Социальный потенциал состоит из общест-

венных, политических и иных институтов, аккумулирующих потенции населения и реализующих их общественную функцию. По мнению О.М. Прокопало, в структуре социального потенциала выделяют следующие субпотенциалы: инновационно-творческий (способность индивида ставить и решать новые творческие задачи, проявлять инициативу и предприимчивость); профсссионально-кватфикацион-ный (навыки и умения, необходимые для выполнения производственных функций); духовно-нравственный (ценности и нормы, обусловливающие поведенческие мотивации); интеллектуальный (способности, таланты, знания); психосоматический (воля, характер, здоровье, сила и пр.) [7].

Все структурные элементы социального потенциала находятся в органической взаимосвязи и взаимообусловленности. Возникающий в результате взаимосвязи различных потенциалов синергстичсский эффект, во-первых, способствует усилению социального потенциала региона и его отдельных элементов, во-вторых, формирует особенности потенциала региона в целом.

Являясь составной частью социального потенциала, духовно-нравственный делится, в свою очередь, на: морально-этический, нравственный и духовный. Так, среди современных ученых-исследователей стоит выделить труды М.А. Христенко, которая рассматривает уровни духовного потенциала (аутентичный, эмпирический, чувственный), а также изучает проблемы актуализации духовного потенциала личности 18]. Л.Г. Ситнова в своих работах изучает социологическую специфику структуры духовного потенциала [9, с. 56].

Духовный потенциал сродни понятиям духовный капитал, человеческий капитал и относится к функциям социальных организаций, таких как нормы и устои общества, социальное доверие, которые способствуют координации и сотрудничеству для взаимной выгоды и достижению общенациональных целей развития страны в целом.

H.A. Трофимова в своей работе пишет об акмеологической концепции устойчивого развития духовного потенциала личности [10, с. 14]. У духовного потенциала, по се мнению, существует своя динамическая система, для которой характерны тенденции, основанные на нравственных характеристиках личности. Ю.А. Попов

рассматривает определение влияния государственно-патриотической идеи на развитие духовного потенциала Вооружённых Сил РФ. Однако, в работе автора внимание в большей степени уделено формированию прочных патриотических убеждений воинов армии и флота, направленных на обеспечение национальной безопасности страны [11]. М.П. Насонов рассматривает духовный потенциал с точки зрения исторической и культурной атмосферы в российском обществе.

Обобщая имеющиеся точки зрения и труды, стоит отмстить, что главной особенностью в области изучаемого явления выступает особая внутренняя движимая сила в пространственной форме в ходе внутренних и личностных противоречий. Понятие силы в обобщенном виде сводится к физической величине и интенсивности воздействия на данное тело другими телами. Внутренняя сила в данном случае сеть мыслящая энергия, изначальная единая совокупность энергии, которая напрямую связана с сознанием и подчиняется человеческому духу.

В сущности развития духовной составляющей в обществе находится качественное определение духовных, моральных и культурных убеждений, а также их практическое проявление в повседневной действительности, которые реализуются в форме понимания и коммуникативном действии путем обогащения внутреннего духовного мира.

Главная задача духовного потенциала -«выход» из собственной ограниченности и самопоглощенности, преодоления эгоцентризма. Необходимо различать понятия: «духовный потенциал человека» и «духовный потенциал общества». Суть первого - это богатство мыслей, силы чувств и убеждений конкретной личности. Здесь очень важны источники знаний человека о самом себе, его духовный опыт. Человек может узнавать себя, свое лицо в других, он транслирует содержащую для него истину, а само знание может находиться в мыслях и воображении человека как предчувствие, интуитивное приближение к своей сущности и реализации внутренней духовной силы. Суть второго - объединяющее начало, которое выражается в виде моральных ценностей, а также в традициях, культуре, этнических особенностях, воспитательно-образовательной деятельности [12]. Общественный уровень ох-

ватывает государство, нацию, семью, культуру и цивилизацию, т.е. дух объективируется и переходит в подобные образования. Духовный потенциал общества охватывает совокупность произведенных в обществе истинных духовных благ в процессе воспроизводства, кроме того, в его ведении - учреждения образования и науки, средства массовой информации, а также функционирование библиотек, музеев, театров, клубных учреждений, их влияние на общественность. Его сущность есть связь времён, преемственность поколений, совокупность духовных ценностей и особых социальных институтов. Духовный потенциал общества, в отличие от индивидуального, является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» (нормы, ценности, устои, традиции), где имеется глубокий слой, за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые смыслы.

Уровни духовного потенциала позволяют раскрыть его сущностную структуру на основе различных критериев. Структура духовного потенциала населения представляет собой сложное социальное явление. Каждый элемент в данной структуре выполняет свою роль и особые функции, присущие данному типу общества.

Духовный потенциал общества охватывает национально-территориальные, исторические, культурные, социально-политические, этнические, географические и иные специфические особенности в области развития изучаемого явления [13, с. 179]. Если построение освоения духовной модели развития вначале опирается на самоуглубление, замыкание на себе, что вполне возможно, то его дальнейший процесс связан с выходом к абсолютным ценностям, т.е. выходом из своего «я» в сферу общественного.

Структура духовного потенциала включает в себя: уровни реализации (общественный и индивидуальный); когнитивную составляющую; духовную деятельность (духовная практика, духовные знания, духовные убеждения); социальный аспект реализации; процесс духовного воспроизводства. Таким образом, дух объективируется и выражается «вовне», в бытии для другого. Все духовное идет изнутри и отражается во внешнем.

Гармоничное сочетание определенных механизмов стимулирования может обеспечить высокую продуктивность общественных духовных потенций, способствовать инвестиционным вложениям. Неэффективная государственная система управления путем процессов бюрократизации создает немало препятствий для развития и обогащения истинной духовности и накопления ее потенциала.

Перспективы развития духовного потенциала кроются в фундаментальных основах осознания своей духовной сущности в контексте целенаправленного развития общества и его активности на данном этапе. Грамотное использование и развитие духовного потенциала при помощи мыслей, идей и поступков может привести к гармонизации общественной жизни.

Ныне в обществе создаются не совсем благоприятные условия для реализации духовного потенциала: это навязываемые теории материального обогащения, отсутствие единого механизма в области реализации духовных благ, проблема финансирования социальных институтов, способствующих росту духовности и отдельных реализаторов духовных благ, проблемы ценностного ориентирования в области личностного и общественного взаимодействия, а также мировоззренческого характера (на индивидуальном уровне).

Надо особо отметить, что уровень поддержки развития духовного потенциала не соответствует мощному производственному потенциалу и духовным возможностям населения. Здесь сохраняются противоречия между расширяющимися и обогащающимися духовными потребностями граждан и организационной базой.

Управление развитием духовного потенциала должно осуществляться, в первую очередь, на макроуровне. На фоне развития общественных отношений и их укорененности в сторону материального обеспечения стоит создать организационно-управленческую политику, способствующую эффективному использованию и реализации духовного потенциала. Прозрачность и краткосрочность поставленных целей и мер по их реализации могут выступать в качестве основных условий успешной реализации управленческого фактора в данной политике. Основой подобной реализации духовного потенциала послужит стратегия предприятий, учреждений и институтов духовной

сферы общества, которая заключается в утверждении курса действий на основе процесса воспроизводства развития и реализации истинной духовности населения. Роль организа-ционно-управлснчсских структур будет заключаться в раскрытии и созидательном использовании духовного потенциала, творческих возможностей населения. От того, как они справятся с этой функцией, зависит не только рост и обогащение духовных потенций, но и возможность дальнейшего духовного роста личности, но и всего общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. -4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. -944 с.

2. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: ACT, 2008. - 1054 с.

3. Социологическая энциклопедия в двух томах / Руководитель проекта Семигин Г.Ю.; главный редактор Иванов В.Н. Т. 2. - М.: Мысль, 2003.-236 с.

4. Плясуля Г.И. Потенциал социальной системы. Сущность, проблемы выявления и развития: автореф. дис. ... канд. филос. наук. -М„ 1992,- 19 с.

5. Дрегало A.A., Ульяновский H.H. и др. Социальный потенциал региона как фактор развития северных территорий.-Архангельск: СГМУ, 2008. - 400 с.

6. Файзуллин Ф.С. Социальный потенциал как фактор формирования инноваций в социально-экономическом развитии общества // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России-Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. - С. 25-31.

7. Прокопало О.М. Социально-экономический потенциал субъектов федерации Дальнего Востока. - Хабаровск, 1999. - 145 с.

8. Христенко М.А. Духовный потенциал личности: Проблемы актуализации: дис. ... канд. филос. наук. - Волгоград, 2003. - 137 с.

9. Ситнова Л.Г. Специфика социологического смысла духовного потенциала // Аспирантский вестник Поволжья. - 2009. - № 5 (6) -С. 169.

10. Трофимова H.A. Акмеологическая кон-

цспция развития духовного потенциала старшего школьника: автореф. ... дис. докт. психол. наук. - Тамбов, 2009 - С. 12-15.

11. Попов Ю.А. Духовность, религия и мораль: взаимодействие в современных условиях // Общественные науки и современность. -1999. -№3._ С. 21-24.

12. Williamson Т. Spiritual realization. Ohio St. publishing, 2013. - p. 23.

13. Хабибуллин K.H. Этническое самосознание в современных национальных движениях России / Этничность. Национальные отношения. Социальная практика: сб. статей. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995.-С. 178-193.

14. Бердяев И.А. Дух и реальность. -М.: Мысль, 1997.-246 с.

REFERENCES

1. Ozhcgov, S.I., Shvcdova, N.Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazhenij [Explanatory Dictionary of the Russian Language: 80, 000 Words and Idiomatic Expressions] / The Russian Academy of Sciences. The V.V. Vinogradov Institute of the Russian language. 4,h ed. Enlarged and Supplemented. Reprint Edition. Moscow, Azbukovnik, 1999, 944 p. (In Russ.)

2. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Explanatory Dictionary of the Russian Language], Ed. D.N. Ushakov. Reprint Edition. Moscow, AST, 2008, 1054 p. (In Russ.)

3. Sotsiologicheskaja entsiklopedija v dvukh tomakh [Sociological Encyclopacdia in Two Volu-mesj. Project Leader Semigin G.Yu., Chief Editor Ivanov V.N. Vol. 2. Moscow, My si', 2003, 236 p. (In Russ.)

4. Pljasulja, G.I. Potentsial sotsial'noj sislemy. Sushchnosf', problemy vyjavlenija i razvitija: avto-ref. diss. ... kand. filos. n. [The Potential of the Social System. The Esscncc, the Problem of Identifying and Developing. Abstract of Ph.D Thesis]. Moscow, 1992. 19 p. (In Russ.)

5. Dregalo, A.A., Ul'janovskij, V.N. i dr. Sot-si a I'nyj potentsial region а как faktor razvitija severnykh territory [Social Potential of a Region as Forming Factor in the Development of the Northern Territories]. Arkhangelsk. SGMU Publishing, 2008, 400 p. (In Russ.)

6. Fayzullin, F.S. Sotsial'nyj potentsial как faktor formirovanija innovatsij v sotsial'no-eko-nomicheskom razvitii obshchestva [Social Poten-

tial as Forming Factor of Innovation in the So-cio-Economic Development in Society], In: In-novatsionnye tekhnologii upravleniya sotsial' noekonomicheskim razvitiem regionov Rossii [Innovation Technologies in Managing Socio-Economic Development in Russian Regions]. Ufa, the Institute for Socio-Economic Research, the RAS Ufa Science Center, 2016, pp. 25-31. (In Russ.)

7. Prokopalo, O.M. Sotsial'no-ekonomicheskij potentsial sub 'ektov federatsii Dal'nego Vostoka [The Socio-Economic Potential of the Federation's Far East Members]. Khabarovsk, 1999, 145 p. (In Russ.).

8. Khristenko, M.A. Dukhovnyiy potentsial lichnosti: Problemy aktualizatsii: dis. ... kand. filos. nauk. [Spiritual Potential of the Individual: Problems of Actualization. Ph.D Thesis]. Volgograd, 2003, p. 137. (In Russ.).

9. Sitnova, L.G. Spetsifika sotsiologicheskogo smysla dukhovnogo potentsiala [Specificity of the Sociological Sense of the Spiritual Potential]. Aspirantskiy vestnik Povolj 'ya Postgraduate Bulletin of the Volga Region, 2009. no 5 (6), p. 169 (In Russ.).

10. Trofimova, N.A. Akmeologicheskaja kont-septsija razvitija dukhovnogo potentsiala stars-hego shkol'nika: avtoref ... diss. dokt. psikholog. nauk [Acmcological Conception in the Development of Spiritual Potential of Senior Schoolboys |. Tambov, 2009, pp. 12-15 (In Russ.).

11. Popov, Ju.A. Dukhovnost', religija i moral': vzaimodejstvie v sovremennykh uslovijakh [Spirituality, Religion and Morality: the Interaction Under Modern Conditions]. In: Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social Sciences and Modernity]. 1999, no 3, pp. 21-24 (In Russ.).

12. Williamson, T. Spiritual Realization. Ohio St. Publishing House, 2013, p. 23.

13. Khabibullin, K.N. Etnicheskoe samo-soznanie v sovremennykh natsional'nykh dvizhe-nijakh Rossii [Ethnic Identity in the Modern National Movements in Russia]. In: Etnichnost'. Natsional 'nye otnosheniya. Sotsial 'naya praktika: sb. statej [Ethnicity. National Relations. Social Practice: Collection of Articles]. Saint Petersburg, "Petropolis" Ltd., 1995, pp. 178-193 (In Russ.).

14. Bcrdjaev, N.A. Dukh i real'nos/' [Spirit and Reality], Moscow, Mysl' Publishing House, 1997, 246 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.