Научная статья на тему 'Сущность и структура конкурентоспособности специалистов'

Сущность и структура конкурентоспособности специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ / COMPETITIVENESS OF PROFESSIONALS / EDUCATION LEVEL / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КУЛЬТУРА / CULTURE / ОБРАЗОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мялкина Е. В.

В статье рассматривается понятие и сущность категории конкурентоспособности специалистов в вузе. Выделены структурные компоненты конкурентоспособности специалистов: образованность, профессиональная компетентность, культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND STRUCTURE OF FUTURE PROFESSIONALS COMPETITIVENESS

The article discusses the concept and essence of the category of competitive professionals at university level. The author singles out structural components of professionals competitiveness: education level, professional competence, and general culture.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура конкурентоспособности специалистов»

$

родном организме, овладевших начальными философскими, социокультурными, экологическими понятиями. Успешности усвоения материала модулей способствуют ведущие психологические особенности подросткового возраста: рефлексивное самосознание, направленное на осознание себя в личностных качествах и характеристиках, увлечение философскими построениями, потребность в решении проблем, целеполагающий характер интеллектуальной и практической деятельности. Модульная программа «Мир человека - человек в мире» включает модули:

• «Формирование родовых признаков человека»;

• «Самоорганизация человека»;

• «Здоровье как интегральная характеристика человека»;

• «Человечество как большая система»;

• «Антропологический подход к возникновению глобальных проблем и созданию концепции устойчивого развития».

Все модули данной программы имеют общие черты в рамках единой концептуальной идеи. Каждый из модулей раскрывает единство внешней и внутренней сторон индивидуального и родового человека средствами философского, естественно-научного, гумнитарного, а также вненауч-ного - художественного - познания; обобщен в опорной логической схеме (модели), позволяющей охватить единым взором совокупность отдельных элементов содержания, установить связи между ними; включает как теоретические вопросы, так и практикум, направленный на самопознание. Этот практикум играет важнейшую роль: «Прямая дорога к верному самоопределению идет через самого человека. Чем глубже он познает свою природу, свой темперамент, свою конституцию, свои потребности и устремления, тем легче, естественнее будет решена им проблема ценностного выбора» [5]. Вместе с тем, в каждом модуле человек рассматривается под своим - особенным - углом зрения, благодаря чему модули выступают самостоятель-

ным целым, то есть могут изучаться как в совокупности с другими модулями, так и отдельно от них.

Место модульной программы «Мир человека - человек в мире» мы определили на основании утвержденной Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 г.). В соответствии с Концепцией данная программа может занять место в базовом уровне - в рамках интегрированного курса обществознания (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей) или естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей); в профильном уровне - составить основу одного из элективных курсов и поддерживать изучение предметов гуманитарного и естественно-математического профиля.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Моисеев Н. Н. Быть или не быть... человечеству? - М., 1999.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: Проект Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2009.

3. Морен Э. Образование в будущем: семь неотложных задач // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс-традиция, 2007.

4. Фролов И. Т., Борзенков В. Г. Познание человека: комплексный подход и гуманистические (этико-правовые) регулятивы // Многомерный образ человека. - М.: Наука, 2001.

5. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. А. М. Талдыдаевой / Науч. ред., вступ. ст. и коммент. Н. Н. Акулиной. СПб., 1997.

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ESSENCE AND STRUCTURE OF FUTURE PROFESSIONALS' COMPETITIVENESS

Е. В. Мялкина

В статье рассматривается понятие и сущность категории конкурентоспособности специалистов в вузе. Выделены структурные компоненты конкурентоспособности специалистов: образованность, профессиональная компетентность, культура.

E. V. Mjalkina

The article discusses the concept and essence of the category of competitive professionals at university level. The author singles out structural components of professionals' competitiveness: education level, professional competence, and general culture.

Ключевые слова: конкурентоспособность специалистов, образованность, профессиональная компетентность, культура.

Keywords: competitiveness of professionals, education level, professional competence, culture.

114

Переход к рыночным отношениям способствовал возрастанию социальной роли личности, развитию процессов демократизации и гуманизации общества, интеллектуализации труда и человеческой деятельности, что в свою очередь потребовало внести существенные коррективы в процесс подготовки будущих специалистов. Объективной потребностью общества является подготовка социально развитой личности, способной к различным видам профессиональной деятельности, обладающей высокой конкурентоспособностью в условиях рыночной экономики.

Сегодня рынок, кроме высокого профессионализма, требует от молодого специалиста еще и особой ответственности, психологической готовности к различным сложным ситуациям. Значительную роль при этом играет способность постоянно совершенствоваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Важно не только обладать знаниями, но и уметь управлять ими, создавать информационное поле.

Анализ работ, посвященных вопросам сущности, содержания, факторов конкурентоспособности, конкретизация и структурирование результатов этих исследований позволили нам выделить основные черты конкурентоспособности:

• конкурентоспособность представляет собой способность выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам, характеризующуюся активной направленностью и успешностью в профессиональной деятельности;

• конкурентоспособность есть одна из характеристик личности: она не может существовать вне личности;

• конкурентоспособность предполагает наличие у специалиста общих и профессиональных специальных знаний, умений, навыков, широкого кругозора. Совершенствование профессионализма специалиста может распространяться как в сторону расширения и углубления имеющихся знаний и навыков, так и в сторону быстрого усвоения новых, необходимых в профессиональной деятельности;

• конкурентоспособность предполагает направленность личности на творческую самореализацию. Субъект реализует на практике свои профессиональные способности, пытаясь соответствовать возлагаемым на него требованиям в связи с его профессиональной деятельностью;

• конкурентоспособность определяет качество услуг, представляемых субъектом на рынке труда. Чем выше качество выполняемой работы, тем активнее происходит процесс самореализации;

• конкурентоспособность подразумевает умение ориентироваться в быстро меняющемся экономическом пространстве, адаптироваться, обучаться, развиваться, обладать способностью к саморефлексии;

• конкурентоспособность проявляется в успешной динамике профессиональной деятельности и поведенческой активности в трудовом процессе [1; 2].

Под конкурентоспособностью специалиста-профессионала понимается «комплекс содержательных, профессиональных и культурных качеств, обеспечивающих престижность личности в определенной сфере деятельности

и формирующихся в условиях оптимального образования, воспитания и развития, сочетания различных видов деятельности, предполагающих профессиональный рост, устойчивость на рынке труда, в социальных сферах жизнедеятельности, возможности трудоустройства и занятости» [3]. Понятие конкурентоспособности как интегральное качество личности синтезирует умственные и физические способности человека, интересы и устремления в предметных областях деятельности, социальные и профессиональные установки, духовные потребности, профессионализм деятельности, высший уровень общего и культурного развития, волевые качества, профессиональную устойчивость и адаптивность.

В условиях негарантированного трудоустройства, когда вступают в действие рыночные механизмы отбора работников, особое значение приобретают социально-профессиональные и личностные характеристики будущего специалиста. В этой связи конкурентоспособность рассматривается как социально-профессиональная и психологическая характеристика работника, включающая интеграцию различных его качеств и свойств.

Актуализируются такие свойства личности обучающегося, как способность к ориентации в новых социально-политических и экономических условиях, социально-профессиональная активность, повышение чувства субъективности, свобода выбора и в связи с этим вариативность поведения, опора на свои собственные силы, профессиональная самостоятельность, правовая и нравственная ответственность за свои поступки и результаты деятельности, мобильность, быстрота реакции на различные социальные изменения.

Возрастает «удельный вес» профессиональных характеристик, таких как мастерство, профессиональная зрелость, профессионализм, уровень развития профессионального мировоззрения, профессионально-трудовых умений, уровень овладения профессиональной этикой, степенью сформированности индивидуального стиля деятельности, возрастает значимость профессиональной направленности личности, ее интересов, склонностей, намерений, притязаний.

Конкурентоспособность формируется в процессе всей жизни человека, но особо важное значение имеет период обучения будущих специалистов в профессиональном учебном заведении.

Понятие конкурентоспособности специалиста рассматривается в одном ряду с такими понятиями, как «образованность», «профессиональная компетентность», «культура».

Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Профессионально ориентированная образованность предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества, профессиональной деятельности.

Известно, что профессиональная компетентность определяется, главным образом, уровнем профессионального образования, индивидуальными способностями, опытом, мотивацией к труду, профессии, к непрерыв-

115

#

ному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу. Поэтому конкурентоспособность определяется личностными характеристиками человека (профессионализм, ответственность за себя и других, настойчивость, мобильность, стремление к приобретению новых знаний, умений и навыков, владение несколькими профессиями, культурное поведение, эстетическое восприятие действительности и др.) и уровнем образованности, воспитанности, развитости человека.

Необходимым компонентом конкурентоспособности является овладение общественной и профессиональной культурой. В профессиональной сфере деятельности особенно важно осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, развитие способностей к творческому восприятию, пониманию и преобразованию окружающей действительности.

Таким образом, конкурентоспособность специалиста включает в себя общую и профессиональную образован-

ность, компетентность, культурный уровень, уровень

профессионального мастерства, делового общения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колобкова Н. Н. Формирование конкурентоспособности студентов экономического профиля: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2004.

2. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002.

3. Беляева А. П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного образования. -СПб.: Ин-т профобразования РАО, 2002.

4. Емельянова Л.А. Психология конкуренции и конкурентоспособности (на примере производственных организаций): Моногр. - М.: Изд.- во МГОУ, 2008.

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

DEVELOPING STUDENTS' MEANING-OF-LIFE ORIENTATIONS IN CHILDREN'S SUPPLEMENTARY EDUCATION

С. И. Раманаускайте

В современном обществе проблема формирования смысложизненных ориентаций личности приобретает особую актуальность. Перспективной с точки зрения формирования смысложизненных ориентаций личности подростка является сфера дополнительного образования.

S. I. Ramanauskaite

In modern society the issue of developing meaning-of-life orientations becomes more and more important. The author argues that supplementary education has a lot of potential in developing teenagers' meaning-of-life orientations.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации личности, система ценностей личности, самовоспитание, самореализация, самоопределение.

Keywords: meaning-of-life orientations, value system, self-education, self-realization, self-determination.

В контексте глобальных мировоззренческих и методологических преобразований, происходящих сегодня в сфере отечественного образования, особую актуальность приобретают смысложизненные вопросы, стоящие перед подрастающим поколением. Научный анализ означенной проблемы позволяет инициировать поиск новой модели взаимодействия человека с его социокультурным окружением.

Одной из перспективных с точки зрения формирования смысложизненных ориентаций личности мы считаем сферу дополнительного образования. Опыт педагогической работы в областном Дворце творчества де-

116

тей и молодежи им. В. П. Поляничко г. Оренбурга (далее по тексту - Дворец) показал, что при взаимодействии воспитанника с произведениями литературы и искусства проявляются способы его мышления, эстетические и нравственные идеалы. Литература и искусство являются сложнейшей системой накопления человеческого опыта и «точкой отсчета» в развитии ценностных ориентиров и образцов высочайшего качества. Знакомясь с основами художественного творчества при помощи взрослых, ребенок имеет шанс овладеть навыками искусства и при этом личностно развиться. Но для большинства подростков общение с литературой и искус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.