УДК 378.2
Молчанова Елена Владимировна
кандидат педагогических наук [email protected]
Сердюк Ирина Ивановна
кандидат психологических наук [email protected]
Проблемы
ВОСТРЕБОВАННОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Elena V. Molchanova
the candidate of pedagogical sciences [email protected]
Irina I. Serdyuk
candidate of psychological sciences [email protected]
Problems uptake
AND COMPETITIVENESS SPECIALISTS
Аннотация. В статье анализируются проблемы востребованности и конкурентоспособности специалистов. Рассматриваются различные пути повышения подготовки специалистов, способных применять знания, умения и навыки в условиях профессиональной деятельности и востребованных на рынке труда. Дается характеристика современного состояния, роли, места, значения, перспектив развития профессионального образования в России, значимости системы профессионального образования и конкурентоспособности специалистов на рынке труда.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная компетентность, конкурентоспособность, деятельность, обучение, способности.
Annotation. The article analyzes the problems of demand and competitiveness of specialists. Discusses various ways to improve the training of professionals able to apply knowledge, skills in professional activity and demand in the labour market. The characteristic of the modern state, the role, place value, prospects for the development of vocational education in Russia, the importance of vocational education and competitive professionals in the labor market.
Keywords: professional self-determination, professional competence, competitiveness, activity, training, ability.
У спешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается подготовкой специалиста.
В современном мире образование все больше рассматривается как один из существенных факторов эффективного общественного развития. Постоянно изменяющееся образовательное пространство выдвигает каждый раз новые требования к качеству образования [1].
Важной особенностью в развитии личности является профессиональное самоопределение и самоактуализация, проявляющиеся в виде длительного процесса развития отношения человека к своей будущей или реальной профессии и к самому себе как потенциальному или реальному субъекту профессиональной деятельности или профессионалу, и которые осуществляются на протяжении всего профессионального и жизненного пути. При этом, актуальна активная роль
самого человека при выборе профессии, прохождении периода профессионального обучения, построении профессиональной карьеры. Политическая позиция молодого человека является продуктом множества факторов, среди которых важное место занимают формы жизненного самоопределения, в частности, жизненные цели и ценности как элементы ментальности [2].
Структура отраслей региональной экономики оказывает определяющее влияние на потребности рынка труда. Процесс регионализации образования активизировал социально-инновационную деятельность в образовательной сфере, а также поиск новых форм и методов управления образования, которые должны быть присущи новому субъекту управления для выполнения своих социальных функций [3].
Вместе с тем, учебные заведения при подготовке специалистов в наименьшей степени учитывают эти потребности, исходя из собственных интересов, ориентируясь либо на финансируемые из государственного бюджета средства, либо на коммерчески выгодные, популярные у абитуриентов и их родителей специальности. Выстраиваемая индивидуальная образовательная траектория должна учитывать профессио-
209
нальную востребованность личности, основываясь на планируемом карьерном росте и перспективах трудоустройства по специальности [4].
Если под качеством профессионального образования понимать востребованность выпускников на рынке труда, то ориентация образовательного учреждения на запросы и ожидания работодателей рассматривается как обязательный сущностный признак профессионального образования. Возникает необходимость согласования направлений деятельности образовательного учреждения с реальными потребностями сферы труда и занятости, для подготовки востребованных в соответствующих профессиональных отраслях специалистов.
Процедура лицензирования образовательной деятельности достаточно сложна и требует значительных временных затрат, что мешает оперативному внедрению необходимых рынку труда специальностей или вызывает переизбыток специалистов отдельных направлений подготовки кадров.
Важной методологической проблемой, осложняющей процессы в сфере профессионального образования, является отсутствие концептуальных подходов, условий и методики расчета динамики потребностей рынка труда в кадрах конкретной квалификации. Нестабильность экономики, трудно прогнозируемые тенденции ее развития, быстрая смена профессиональных требований, сравнительно длительные сроки обучения приводят к тому, что образовательная система работает с отставанием от текущих потребностей рынка.
Остроту проблемы несколько сглаживает взаимозаменяемость специалистов, обусловленная фундаментальностью отечественного образования, интеллектуальным потенциалом, социальной активностью личности и ее стремлением к повышению профессионального уровня. Сейчас особенно актуальны вопросы о современном состоянии, роли, месте, значении, перспективах развития профессионального образования в России, поскольку в настоящее время имеются различные точки зрения и предпринимаются действия, ослабляющие и принижающие значи-
Литература:
1. Молчанова Е.В. К вопросу об оценке качества образования высшей школы. Социально-гуманитарные и психологические науки: теоретикометодологические и прикладные аспекты // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2015.
2. Молчанова Е.В. Политическая позиция и жизненные планы молодежи // Теория и практика современной науки. 2015. № 3 (3).
3. Михайленко О.Б. Система качества образовательных услуг в рамках болонских соглашений /
О.Б. Михайленко, Е.В. Молчанова // Экономика и социум. 2014. № 2-5 (11).
мость системы профессионального образования и конкурентоспособности специалистов на рынке труда.
Система высшего образования развивается в настоящее время в контексте рыночных преобразований, вследствие чего становится возможным все более успешно учитывать требования экономических категорий к ее функционированию. К таким категориям относятся спрос и предложение, конкуренция и конкурентоспособность [5].
Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности [6].
Конкурентоспособность предполагает наличие лидерских способностей. Настоящее лидерство создает такие управленческие команды, которые координируют сотрудников на увеличение вклада в общее дело. Лидеры знают сильные и слабые стороны других людей и используют мудрость при распределении их по разным командам [7].
Благополучие и процветание общества в определяющей степени зависит от профессионализма самых разных специалистов, поскольку эффективность их труда обеспечивает прогрессивное развитие профессиональной сферы (содержания,
средств деятельности, трудовых операций и т.д.), повышение качества результатов деятельности и т.д. Профессионалом можно стать только в процессе профессиональной деятельности, с обретением профессионального опыта. Повышение профессионализма пропорционально опыту профессиональной деятельности; чтобы накопить профессиональный опыт, специалист должен быть востребован на рынке труда.
Востребованность специалиста - наличие спроса на его труд - есть наиболее яркое внешнее проявление конкурентоспособности работника, ее зримый результат, обеспечивающий профессиональное становление личности.
Literature:
1. Molchanova E.V. To the issue of assessing the quality of education in higher education. Humanities and Social and psychological science: theoretical, methodological and applied aspects: Materials of all-Russian scientific-practical conference. 2015.
2. Molchanova E.V. Political position and life prospects of youth // Theory and practice of modern science. 2015. № 3 (3).
3. Mikhailenko O.B. the System of quality of educational services in the framework of the Bologna agreements / O.B. Mikhailenko, E.V. Molchanova // Economy and society. 2014. № 2-5 (11).
210
4. Понарина Н.Н. Развитие современного российского общества как фактора глобализации // Социальные науки. 2015. Т. 1. № 5-1 (8). С. 41-46.
5. Сердюк И.И. Проблемы конкурентоспособности специалистов. Концепт. 2015. Т. 13.
6. Сердюк И.И. Теоретико-методологические основы развития способностей в отечественной и зарубежной психологии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 5-1.
7. Сердюк И.И. Проблемы повышения качества профессионального образования // Концепт. 2014. Современные научные исследования. Выпуск 2.
4. Ponarina N.N. The development of modern Russian society as a factor of globalization. Social Sciences. 2015. T. 1. № 5-1 (8). Р. 41-46.
5. Serdyuk I.I. Problems of competitiveness of specialists. Concept. 2015. Vol. 13.
6. Serdyuk I.I. Teoretiko-methodological basis of development of abilities in domestic and foreign psychology // Humanitarian, socio-economic and social Sciences. 2014. № . 5-1.
7. Serdyuk I.I. the problem of improving the quality of vocational education // Concept. 2014. Modern scientific studies. Issue 2.
211