ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2018. № 9-2(84)
УДК 331.108
О.М. Михалева
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КАТЕГОРИИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ»
В статье рассмотрены подходы разных авторов к трактовке категории «человеческий капитал», выделены основные структурные компоненты человеческого капитала и представлена классификация человеческого капитала.
Ключевые слова: человеческий капитал, структура человеческого капитала, классификация человеческого капитала, инвестиции в человеческий капитал.
Развитие в России инновационной экономики, связанные с этим стратегические изменения в социальной, экономической и политической сфере актуализируют потребность в накоплении человеческого капитала. Для развитых стран человеческий капитал играет ключевую роль в обеспечении улучшения качественных и количественных характеристик функционирования страны, повышения ее конкурентоспособности. Поскольку проблема формирования, развития и управления человеческим капиталом в настоящее время является актуальной, то вызывают интерес ученых-экономистов разных стран мира. Рост роли человеческого капитала в производство в условиях научно-технического развития способствовало формированию и развитию в 60-х годах XX века теории человеческого капитала. Впервые понятие человеческого капитала появилось в 1961 г. в работе американского ученого-экономиста Теодора Шуль-ца «Теория человеческого капитала» и его последователя Гэри Беккера «Человеческий капитал: теоретические и эмпирический анализ» в 1964 году. За создание основ теории человеческого капитала Т. Шуль-цу и Г. Бэккеру были присуждены Нобелевские премии по экономике в 1979 г. и 1992 г., соответственно.
Человеческий капитал в качестве запаса способностей, знаний, навыков, используемых в хозяйственной деятельности, рассматривают такие исследователи, как Дж. С. Уолш, Л.С. Тороу, У. Боуэн, В.Н. Костюк, Т.Е. Дрок, Ю.П. Бойко и др. С позиции Дж.С. Уолша в качестве капитала выступает не сам индивид, а его способности к труду, образование и квалификация, унаследованные им либо приобретенные. Согласно Л.С. Тороу человеческий капитал может быть представлен способностью человека к производству продукции, его производственные знания и способности.
Человеческий капитал в качестве всеобщей конкретной формы человеческой жизнедеятельности определяли М.М. Критский и Л.Г. Симкина.
Исследователи Смирнов В.Т. и Скоблякова И.В. разделяют человеческий капитал на индивидуальном уровне, на уровне фирмы, на национальном уровне. Эффективное развитие индивидуального, корпоративного и национального человеческого капиталов способствует появлению значительный си-нергетического эффекта, который выражается в росте человеческого капитала как отдельных субъектов экономики, так и нации в целом, а, следовательно, экономическому росту.
И.В. Ильинский выделяет классификацию человеческого капитала по видам инвестиций в человеческий капитал. Так к основным составляющим человеческого капитала относит капитал образования, здоровья и культуры.
А. Маршалла рассматривает образование как необходимость инвестирования в человеческий капитал.
По мере развития теории человеческого капитала, образование определяется в качестве эффективного способа изменения экономического статуса отдельных субъектов экономики и как фактор экономического роста. Согласно Т. Шульцу необходимо инвестировать в науку и образование, в связи с тем, что данного рода инвестиции являются экономически более эффективными и перспективными, нежели строительство новых заводов и фабрик, поскольку именно развитые способности индивидов позволяют решать социальных проблем и обеспечивают национальное экономическое развитие.
Отечественными учеными В.И. Марцинкевичем, И.В. Ильинским, С.А. Дятловым, Д. Нестеровой, К. Сабирьяновой, Г.В. Борисовым и многими другими образование рассматривается с позиций окупаемости затрат на образование и науку, индивидуальной и общественной отдачи от образования, оценки запаса образования, выбора сферы приложения образования и науки и т.д. В результате оценки вклада человеческого капитала в экономический рост В.И. Марцинкевич выявил, что затраты на получение среднего образования окупаются приростом заработной платы за 5 лет работы, а с учетом прироста прибыли - за 2-2,5 года.
© Михалева О.М., 2018.
Вестник магистратуры. 2018. № 9-2(84)
ISSN 2223-4047
В исследованиях Д. Нестеровой и К. Сабирьяновой рассматривается проблема влияния «инвестиций в человеческий капитал на дифференциацию заработков индивидов и возможности их занятости» в условиях переходной экономики и выявляются причины низкой отдачи инвестиций в образование.
Таким образом, следует отметить, что ключевыми компонентами человеческого капитала выступают здоровья, культура и образование. Поэтому определяющими факторами формирования человеческого капитала являются эффективно организованная система образования и здравоохранения.
Библиографический список
1.Михалева О.М. Человеческий капитал как фактор развития современной экономики России [Текст] / Михалева О.М., Матюшкина И.А. // Путеводитель предпринимателя. - 2016. - № 31. - С. 107-113
2.Шапиро, С.А. Управление интеллектуальным трудом : учебное пособие / С.А. Шапиро. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 263 с.
МИХАЛЕВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА - магистрант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Россия.