Научная статья на тему 'Сущность и структура физической готовности членов казачьих организаций РФ к защите Отечества'

Сущность и структура физической готовности членов казачьих организаций РФ к защите Отечества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
133
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура физической готовности членов казачьих организаций РФ к защите Отечества»

Проблема многообразия предметной и следующей за ней композиционной подготовок тренеры решается, путем распределения этих видов подготовки по разным дням недельного цикла. Аналогичным образом поступают с разными вариантами разминки и специальной физической подготовкой. Базовую беспредметную подготовку осуществляют поурочно, но разносят её фрагменты по разным частям урока, либо же делают акценты на те или иные фрагменты, уделяя им больше времени и располагая их в наиболее выгодных частях учебно-тренировочных занятий. Так, в частности, шагово-танцевальный фрагмент не нуждается в предварительной разминке и может осуществляться в начале урока, а акробатическая подготовка может служить тем же целям, что и специально-физическая, т.е. проводиться в конце тренировки. Специфическая (волно-взмаховая) подготовка - прекрасное средство релаксации при условии хорошего освоения техники этих движений и также может «кочевать» по разным частям учебно-тренировочных занятий. А вот порядок равновесновращательной и прыжковой подготовок целесообразно регулярно менять местами. Музыкально-двигательную и психолого-тактическую подготовки достаточно планировать в соответствующий период подготовки гимнасток. Например, один раз в неделю или блоками по несколько занятий подряд.

Подытоживая всё выше сказанное, отметим, что ключевыми аспектами успешной работы специалистов в современной художественной гимнастике являются следующие:

1. Фрагментарная организация учебно-тренировочной работы. Т.е. логически выстроенная в рамках основных разделов технической, физической и психолого-тактической подготовок.

2. Осознание и воплощение не только текущего (оперативного), но, главным образом, перспективного назначения большинства фрагментов учебно-тренировочной работы.

3. Проведение, если не всех, то большинства разделов учебнотренировочных работы под музыку и, как следствие, выполнение большой и ответственной «домашней» работы по подбору музыки и составлению музыкальных фонограмм для фрагментов урока.

4. Вдумчивое планирование и организация недельного цикла тренировочной работы с точки зрения «полного охвата» и рационального распределения учебно-тренировочных разделов спортивной подготовки гимнасток.

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЧЛЕНОВ КАЗАЧЬИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РФ К ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА

В.М. Князев, П.И. Заев, В.В. Черноус

ВВЕДЕНИЕ

Казачьи организации РФ имеют свою историю и особенности. Считается, что название казаки происходит от тюркского слова козак - «степной охотник». В казаки попадали люди из всех общественных слоев (крестьян, мещан, дворян).

Казачьи организации в России представляли (и представляют) многочисленное население, во-вторых, они являлись (и являются) подразделением, находящимся в постоянной готовности к защите Отечества боевыми методами с «благими намерениями», в-третьих, в научной литературе отсутствуют ка-

кие-либо данные о сущности и структуре физической готовности казаков, обеспечивающей успешность их боевых действий.

В этой связи целью нашего исследования являлась конкретизация сущности и структуры физической готовности членов казачьих организаций РФ к защите Отечества.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Вопрос конкретизации сущности и структуры физической готовности членов казачьих организаций РФ к защите Отечества предполагает необходимость: во-первых, анализа и обобщения современных научных представлений о «готовности к деятельности»; во-вторых, уточнения места и роли физического состояния казаков в структуре их общей готовности к защите Отечества; в-третьих, выделение структурно-функционального состава физического состояния казаков.

Под термином «готовность» обычно понимается состояние человека, определяемое его способностью к успешному выполнению какой-либо деятельности и связанное с сознательной направленностью на эту деятельность. В данном случае речь идет не о готовности вообще, а непременно о готовности к конкретному виду деятельности, например, о готовности к труду. Рассматриваемое понятие может относиться как к коллективу, так и к отдельному человеку. Оно характеризуется рядом компонентов на разных иерархических уровнях (направленность, функциональные резервы, обученность и др.).

Структурная организация человека является предметом исследования многих ученых, однако авторы преимущественно изучают его с социальной или биологической стороны. Так, нейрофизиологические основы состояния готовности человека исследованы Н.А. Бернштейном (1966) и др. Авторы рассмотрели механизмы доминанты акцептора действия, многоуровневого построения движения. Одни физиологи рассматривают готовность к той или иной деятельности как «готовность к повторной мышечной работе», ориентируясь преимущественно на параметры функционального состояния организма человека при повторной работе, а особенно показателей сердечно-сосудистой системы энергетического обмена, следовых сдвигов динамометрии, время повторных упражнений и т. д.; другие - как проблему врабатываемости.

С психологической точки зрения, Л.Г. Нерсесян и В.Н. Пушкин (1969) в готовности человека обособляют готовность к действиям в экстремальных условиях и выделяют (как ее показатель) наличие у субъекта образа структуры действия, особое функциональное и психологическое состояние (бдительность), направленность сознания на выполнение необходимого действия. Аналогичную концепцию представляет и мобилизационная готовность.

Особое место в понимании феномена готовности занимают, на наш взгляд, представления о психологической установке и доминанте как нейроди-намической ее основе (А.А. Ухтомский, 1951 и др.). Авторы понимают установку как упорядоченное единство всех биологических и психологических функций. Представление об этом дает возможность оценивать состояние готовности как многомерную, многокомпонентную и разноуровневую систему, объединяемую в некоторое единство общим системообразующим фактором.

Наиболее перспективным, на наш взгляд, является направление исследований, которое трактует категорию «готовность» как целостное состояние

личности, соотнося данное состояние с требованиями конкретной деятельности и выделяя в нем определенную иерархическую структуру.

Комплексное обоснование структуры боевой готовности и исследование конкретных путей ее формирования представлены в работах многих специалистов, большинство из которых в структуре боеготовности (боеспособности) воинов выделяют четыре компонента (стороны), отражающие духовные, морально-нравственные качества, профессиональную обученность, состояние психики и различные их физические свойства.

В.А. Шейченко (1979), развивая системный подход к понятию «готовность к деятельности», впервые попытался определить сущность и структуру общей готовности военнослужащих разведывательных подразделений. Индивидуальную военно-профессиональную готовность военнослужащих автор представил как системную совокупность нескольких компонентов, расположенных на разных уровнях. Из них он условно выделил те, которые, определяют морально-политическую готовность, отображают профессиональный опыт (специальную готовность), отражают готовность психики (психическую готовность), а также характеризуют физическую готовность военнослужащих.

Мы полагаем, что данный вывод вполне может относиться и к готовности членов казачьих организаций РФ к защите Отечества. Он позволяет в значительной мере преодолеть разноречивость мнений различных специалистов по проблеме готовности человека к деятельности, рассматривающих те или иные стороны этого явления в определенной обособленности в соответствии со своими научными интересами, задачами и возможностями.

Вместе с тем выделение различных сторон военно-профессиональной готовности казаков в отдельные компоненты носит, с нашей точки зрения условный характер, так как готовность казаков к профессиональной деятельности является целостным многомерным и многоуровневым состоянием, образующим систему и характеризующимся оптимальной взаимосвязью и взаимообусловленностью всех своих сторон. Однако конкретизация отдельных компонентов позволяет более ясно представить значение различных факторов в обеспечении боевой готовности казаков к специфической деятельности, а также более четко определить цель и задачи системы их боевого совершенствования.

Специфичность исследуемого нами контингента вызывает необходимость детального рассмотрения сущности и структуры такого важного компонента готовности казаков к защите Отечества - физическую готовность.

Практически во всех публикациях, затрагивающих проблему структуры боевой готовности человека, в качестве одного из слагаемых выделяется компонент, отражающий его физические параметры. В связи со сказанным значительный интерес представляют исследования, в которых одним из структурных элементов общей готовности защиты Отечества выделяется их физическая готовность.

Следует подчеркнуть, что термин «физическая готовность» сравнительно недавно начал использоваться в специальной литературе.

В изученных нами литературных источниках по вопросам теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной физической культуры и физической подготовки войск единого мнения о сущности физической готовности и ее структуре долгое время не было. Для на-

именования физической готовности использовались такие термины, как «физическая подготовка», «физическая выносливость», «физические качества», «физическая подготовленность», «физическая закалка», «физическая организация человека» и др., которые не вполне соответствовали сущности данного явления.

Понятие «физическая готовность» и ее аналоги («функциональная готовность», «двигательная готовность», «физиологическая готовность», «моторная готовность») стали наиболее широко использоваться в отечественной литературе с конца 50-х годов прошлого столетия.

Существенные изменения в научном обосновании физической готовности человека к деятельности произошли в 70-е годы.

В работах Н.И. Пономарева (1971 и др.) физическая культура была выражена через деятельность и ее результаты по обеспечению физической готовности людей к жизни. В частности, в одной из статей (1971) автор впервые наиболее полно охарактеризовал понятие «физическая готовность», которое было представлено конкретным физическим состоянием. В качестве наиболее важных результатов физической культуры были выделены следующие элементы: здоровье (соответствие показателей жизнедеятельности норме); степень устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды; телосложение; состояние физиологических функций (в том числе двигательных), обеспечивающих определенный уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений.

Аналогичная трактовка «физической готовности» была дана в ходе работы Всемирного научного конгресса «Спорт в современном обществе» (1974). В сборнике статей и тезисов докладов, изданном к конгрессу, было дано конкретное определение физической готовности человека к трудовой деятельности. В частности, под физической готовностью к труду подразумевалось такое состояние организма человека, которое необходимо ему для успешной трудовой деятельности (Г. Карповский, В.Жолдак, Л. Нифонтова, Л. Бурачев-ский, В. Сургучев, А. Якубовская, 1974).

Наиболее насыщенное содержание в определение понятия «физическая готовность» было внесено Б.В. Евстафьевым и Р.Н. Макаровым (1977). По мнению авторов, физическая готовность объединяет в свою структуру и широкий круг двигательных навыков, и оптимальный уровень развития физических качеств, и функциональные возможности различных систем организма военнослужащих, которые в совокупности составляют материальную основу специфической рабочей силы и обеспечивают успешность военнопрофессиональной деятельности. Данный подход к понятию «физическая готовность» казаков к защите Отечества, на наш взгляд, наиболее приемлем.

ВЫВОДЫ

Таким образом, на основании проведенного исследования следует заключить, что, во-первых, физическую готовность членов казачьих организаций РФ к защите Отечества целесообразно определить как физическое и психическое состояние, соответствующее требованиям военных действий и преимущественно включающее уровень их физической подготовленности, а также дееспособности функций организма; во-вторых, структуру физической готовности казаков к защите Отечества преимущественно составляют такие элемен-

ты, как гетерогенные прикладные двигательные навыки, эмоциональноволевая устойчивость, психофизиологические качества, общая работоспособность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн, Н.А. На путях к биологии активности // Вопросы философии. - 1966. - № 10. - С. 65-78.

2. Евстафьев, Б.В. Активный отдых и специальная направленность занятий физической подготовкой - основное условие укрепление здоровья и совершенствования специальных навыков летного состава / Б. В. Евстафьев, Р. Н. Макаров // Боевая готовность Вооруженных Сил и физическая подготовка войск : (опыт системного анализа). - М. : [б.и.], 1977. - С. 210.

3. Научно-техническая революция и физическая готовность к труду / Г. Карповский, В. Жолдак, Л. Нифонтова, Бурачевский, В. Сургучев, А. Якубовский // Спорт в современном обществе : сб. науч. материалов Всемирн. науч. конгресса. - М. : [б.и.], 1974. - С. 74.

4. Нерсесян, Л.Г. Психологическая структура готовности оператора к экстренному действию / Л.Г. Нерсесян, В.Н. Пушкин // Вопросы психологии. -1969. - № 5 - С. 25-31.

5. Пономарев, Н.И. Физическая культура как потребность общественного развития // Теория и практика физ. культуры. - 1971. - № 10. - С. 2-4.

6. Ухтомский, А.А. Физиологический покой и лабильность как биологические факторы // Собр. соч. - Л. : [б.и.], 1951. - Т. 2. - С. 127-129.

7. Шейченко, В.А. Некоторые вопросы отбора военнослужащих в десантируемые подразделения // Тез. науч. конф. адъюнктов института. - Л. : Изд-во ВДКИФК, 1979. - С. 18-20.

ВОСПИТАНИЕ КОРЕННОГО СИБИРЯКА ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ ТРА ДИЦИОННЫХ ИГР И СОСТЯЗАНИЙ

В.П. Красильников

О значении традиционных игр и состязаний, их роли в сохранении этнического своеобразия, передачи духовных ценностей новым поколениям, накопленных коренными народами Сибири в течение тысячелетий писали многие исследователи культуры Сибири (Г.Ш. Абсалямов, Е.М. Аг-оол и Л.С. Дорми-донтова, А.Г. Базанов, И.Вениаминов, В.Ф. Зуев, В.П. Кочнев, М. Кривошап-кин, Х.Д-Н. Ооржак, Л.В. Певгова, Г.В Роббек и Н.К. Шамаев, Г. Спасский, Л.И. Шренк, И.Н. Шухов, К. Элиашевич и др.) [1, 2, 3, 4, 11, 12, 13, 16, 18, 19, 20, 21, 24, 25, 26]. Но в тоже время они указывают на недостаток исследований социального феномена традиционных игр и состязаний сибирских этносов.

В этих целях нами были предприняты 15 экспедиций на Север Сибири. В результате проведенных полевых этнопедагогических исследований в 19902004 г.г., (в местах компактного проживания коренных народов) была выявлена самобытная система традиционных игр и состязаний [14,15].

При выполнении работы использовались следующие методы исследования: общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, классификация, аналогия); теоретический анализ работ отечественных и зарубежных педагогов, ученых, путешественников, содержащих сведения о традици-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.