Научная статья на тему 'Сущность и специфика инокультурного пространства, сформированного средствами хореографического искусства'

Сущность и специфика инокультурного пространства, сформированного средствами хореографического искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1835
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЯЗЫК ТАНЦА (ЛЕКСИКА) / РИСУНОК ТАНЦА / КОМПОЗИЦИЯ ТАНЦА / EXPRESSIVE MEANS OF CHOREOGRAPHIC ART: LANGUAGE OF DANCE (LEXICON) / ANOTHER CULTURE SPACE / PATTERN OF DANCE / DANCE COMPOSITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Радченко Ирина Владимировна

В статье раскрывается сущность и специфика инокультурного пространства, сформированного средствами хореографического искусства, рассматриваются пространственновременные характеристики искусства вообще и хореографического искусства в частности. Описываются выразительные средства хореографического искусства, на основе которых оно подразделяется на многочисленные направления или стили танца, излагается идея диалектической взаимосвязи и взаимодополнения направлений хореографического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND SPECIFICITY OF ANOTHER CULTURE SPACE GENERATED BY MEANS OF CHOREOGRAPHIC ART

In article the essence and specificity of another culture space generated by means of choreographic art are revealed. Existential characteristics of art in general and choreographic art in particular are considered. Expressive means of choreographic art on which basis it is subdivided into numerous directions or styles of dance are described, the idea of dialectic interrelation and complementarity of directions of choreographic art is stated

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика инокультурного пространства, сформированного средствами хореографического искусства»

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ИНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА, СФОРМИРОВАННОГО СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО

ИСКУССТВА

И. В. РАДЧЕНКО

В статье раскрывается сущность и специфика инокультурного пространства, сформированного средствами хореографического искусства, рассматриваются пространственновременные характеристики искусства вообще и хореографического искусства в частности. Описываются выразительные средства хореографического искусства, на основе которых оно подразделяется на многочисленные направления или стили танца, излагается идея диалектической взаимосвязи и взаимодополнения направлений хореографического искусства.

Ключевые слова инокультурное пространство, язык танца (лексика), рисунок танца, композиция танца.

В современном обществе приоритетными являются вопросы социализации личности посредством приобщения к культурным ценностям, создания определенного культурного пространства, способствующего развитию творческой активности и ориентирующего на будущее. Однако в условиях современного социума, характеризуемого как поликультурное пространство, без взаимодействия с которым невозможно становление человека как социокультурной личности, не в полной мере используются педагогический и культуротворческий потенциал, заключенный в художественной культуре и искусстве.

Словосочетания «культурное пространство», «социальное пространство», «образовательное

пространство» являются приемлемыми и привычными, однако явления, обозначенные соединением этих понятий, до сих пор не принадлежит к числу изученных. В педагогике социальнокультурной деятельности феномен культурного пространства обладает дискуссионным характером, так как имеет сложное структурное содержание, а также обусловлен влиянием соответствующих событий на культурное пространство и наоборот.

Рассматривая культурное пространство в целом, отметим, что это явление уникальное, при анализе которого необходимо учитывать целостность и множественность его проявлений, выявлять причины порождения культурного многообразия.

Локальные характеристики культурного пространства включают в себя множество разделов

(геокультура, распространение и функционирование культурной информации, организацию культурного ландшафта и т. д.). Одним из обширнейших разделов является художественная культура, в процессе функционирования которой создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Искусство, как сфера духовнопрактической деятельности людей, направлено на художественное постижение и освоение мира и призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.

Мир искусства очень разнообразен, это музыка, изобразительное искусство, хореография и т. д. Как составная часть сферы культуры, искусство существует в мире относительно самостоятельно и относительно объективно от любого действующего субъекта, и разворачивается во времени и пространстве. П. А. Флоренский, размышляя о пространственно-временных отношениях в искусстве, специально останавливается на том, что все ощущения, «различные мистические переживания, мысли, и даже чувства имеют пространственные характеристики и взаимную координацию, что заставляет утверждать их тоже и в пространстве» [5].

Ученый считает, что искусство во многих своих видах и формах имеет пространственные ориентиры, т. е. обладает протяженностью и структурностью, и что структурность как признак пространства, обладающий взаимодействующими

и сосуществующими элементами, является свойством практически любого явления действительности. Структура присутствует и в научной теории, и в религиозном воззрении, и в стихотворении, и в хореографической композиции и т. д.

Основываясь на изложенных пространственно-временных характеристиках искусства, мы можем предположить, что конкретный вид искусства обладает специфическими пространственновременными характеристиками, позволяющими сформировать культурное пространство, имеющее отличительные, иные характеристики, что позволяет считать культурное пространство, сформированное средствами конкретного вида искусства, инокультурным пространством. Рассмотрим феномен «инокультурного пространства».

Определение сущности и специфики ино-культурного пространства позволит повысить эффективность социально-культурных процессов, ориентировать создаваемое инокультурное пространство на поощрение творческой, просветительской и иной познавательной активности личности не только в отношении профессиональных, но и социально-культурных знаний, умений и навыков.

Установим, что инокультурное пространство может быть сформировано средствами различных видов искусств: музыки, театра, живописи, хореографии и т. д. Наряду с общими для всей социально-культурной сферы чертами и характеристиками, инокультурное пространство, сформированное конкретным видом искусства, обладает отличительными характеристиками, определенными для конкретного вида искусства. Наше исследование связано с формированием инокуль-турного пространства средствами хореографического искусства, и для определения сущности и содержания данного инокультурного пространства нам необходимо рассмотреть социальный потенциал хореографического искусства, определить, какой вклад оно может внести и реально вносит в развитие современной личности, каковы специфические особенности хореографии по сравнению с другими видами искусства.

В ряду искусств хореография занимает особое место, так как сочетает в себе выразительные средства почти всех существующих художественных культур, от древнейших - музыки, живописи, до новейших - фотографии и кинематографа. Хореографическое искусство соединяет в себе зрительные и слуховые ощущения, пластику человеческого тела, музыкальный ритм движений, декорированный, изобразительный фон организованного действия.

Произведения любого вида искусств по-разному воспринимаются и осмысливаются людьми, произведения исполнительских искусств еще по-разному и воспроизводятся. Специфической особенность хореографического искусства является отсутствие в нем слова, что несколько ограничивает возможности хореографии в прямом изображении событий, но вместе с тем благодаря отсутствию слова пластическая выразительность движений человеческого тела развивается в специфический танцевально-хореографический язык.

Балетмейстер Н. И. Заикин, исследуя выразительные средства хореографического искусства, отмечает, что «хореография это определенная целостная сущность, имеющая свои конкретные формы проявления и закономерности бытования» [3]. Классификацию хореографического искусства на основе его социальных проявлений проводили балетоведы: А. И. Тургенев, М. Каган, Ю. Кондратенко, П. Карп. Обобщая проведенные ими исследования А. А. Меланьин, при классификации хореографического искусства, с точки зрения социальных проявлений, предлагает использовать следующие критерии: род, жанр, стиль и система танцев [3, с. 16-17].

Определяющим в данных критериях являются выразительные средства хореографического искусства, к которым относятся:

- собственно хореография - движения, жесты, позы, рисунок танца;

- музыка;

- художественное оформление костюма и сцены.

Выразительные средства хореографии сформировались в ходе исторического развития: отбор движений, оттачивание их пластической формы, организация эстетически и этнически обусловленной общности способствовали постепенной кристаллизации искусства танца. Составляя один из существенных элементов фольклора, танец поначалу выступал в синкретическом единстве со словом, напевом, но со временем обособился в самостоятельный вид искусства, которое сейчас имеет многочисленные разветвления, отвечающие определенным целям.

К формальным составляющим собственно хореографии относятся:

- язык танца (лексика) - определенный набор движений и поз;

- рисунок танца - траектория движений, их направление и перемещения по сцене;

- композиция танца - композиция мизансцен и сюжетная линия танца.

№ lO (0Э2), 20ll

На основе перечисленных выразительных средств хореографическое искусство подразделяется на многочисленные направления или стили танца, которые А. А. Меланьин определяет как традиционный способ комбинирования определенных танцевальных движений и манеры их исполнения [3, с. 16-17].

К основным направлениям хореографического искусства относятся: классический, народный, современный, бальный танец. Каждое из этих направлений представляет собой крупные течения, включающие ряд ответвлений и разделов, которые могут быть рассмотрены как субкультурные объединения. Проведем краткую характеристику основных направлений хореографического искусства:

1. Классический танец (балет) является высшей ступенью развития хореографии, прошедшей многогранную сценическую обработку. «Классический танец - писал М. Фокин - это средство физического и духовного самосовершенствования человека. Это одна из самых больших радостей, ощущение гармонии, красоты в своем теле и, наконец, это прекраснейшее обращение между людьми» [3, с. 170]. Классический танец можно представить как мировой порядок, организованный космос, противопоставление хаосу, символика классического танца связана с самыми высокими и светлыми идеалами и соответствующими им категориями.

Классический танец, как никакой другой вид искусства, богат выразительными средствами, со времен первых придворных балетов он, отдавая приоритет эстетическим ценностям, шел путем совершенствования формальных компонентов и в своих лучших творениях достиг таких высот символической образности, что ему стали доступны не только сферы реального, но и трансцендентного. Уходя от бытовой и национальной конкретности, классический танец расширил рамки своих возможностей до беспредельных: высокие чувства и низменные страсти, философские рефлексии и житейские драмы, явления природы и события истории - все доступно ему. Искусствовед Г. Лебедева отмечает: «... его синкретический язык легко адаптируется к любому стилю, жанру, созвучен любой эпохе» [2].

В нашем исследовании мы можем рассматривать классический танец как элитарное направление хореографического искусства, требующее для своего исполнения и восприятия определенной подготовки.

2. Народный танец, является самым распространенным видом хореографического искусства на земном шаре. Нет ни одной народности, какой

бы малочисленной она ни была, которая не имела бы присущей только ей движенческой культуры, имеющей большее, чем только бытовое предназначение. И. Моисеев очень точно определил различия между двумя основными видами танца: «... Я назвал бы классический танец танцем надземным, а народный танец танцем земным» [3, с. 165]. Безусловно, оценка этих движенческих культур для самих народов и в истории человечества различна.

Необходимо особенно отметить роль народного танца в формировании культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности и социума. Изучение и исполнение народного танца позволяет развивать в личности с одной стороны - национальное самосознание, с другой - чувство интернационализма.

Однако выражать современный мир можно только современным языком, современными выразительными средствами. И в настоящее время народный танец развивается, взаимодействуя с современными направлениями хореографического искусства.

3. Современный танец - один из самых обширных разделов хореографического искусства. Обширный потому, что велико количество его подразделов и количество противоречий и споров вокруг него. Судя по названию, современный танец моложе других видов танцевального искусства, хотя это не совсем так. Джаз-танец, модерн, contemporary и другие, более мелкие виды и течения, которые, то возникают, то исчезают, являются, скорее, разновидностями и видоизменениями вышеупомянутых направлений современного танца.

Нашу жизнь пронизывают абсолютно новые ритмы, новые движения, новые выражения душевного состояния и поэтому в деле воспитания пластической культуры современного человека уже не приемлемы старые формы, застывшие схемы и каноны.

Современные направления хореографического искусства развиваются и меняются под влиянием атмосферы и процессов, происходящих в мире искусства, смешение направлений и стилей в хореографии становится импульсом для пересмотра старых подходов и способствует развитию выразительных средств и форм современного танца.

4. Бальный танец - совершенно самостоятельный вид хореографического искусства, представляющий собой синтез спорта и хореографии. Бальный танец образован от смешения джаз-танца, историко-бытового и социальных танцев.

Перечисленные направления хореографического искусства содержат множественные ответвления и существуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи и взаимодополнении, что объясняется тенденциями развития социально-культурной сферы в современном обществе. Разнообразие популярных стилей и видов танцев позволяет утверждать, что хореография может удовлетворить интересы людей разного возраста и социального статуса.

Одной из актуальных задач инокультурного пространства, сформированного средствами хореографического искусства, является идея диалектической взаимосвязи и взаимодополнения направлений хореографического искусства, сочетание всех находок прошлого с языком современности. Процессы взаимосвязи и взаимодополнения могут осуществляться на разных этапах деятельности в сфере хореографического искусства: в процессе восприятия произведений хореографического искусства (просмотры спектаклей, концертов, фестивалей, конкурсов и т. д.), в процессе исполнительской деятельности в хореографическом коллективе и в процессе балетмейстерской работы, связанной с созданием хореографических произведений.

Решение проблемы взаимосвязи и взатмодо-полнения направлений хореографического искусства позволит сохранить лучшие культурные традиции и способствовать дальнейшему развитию выразительных средств и форм современной хореографии.

Выразительные средства хореографического искусства (танцевальной миниатюры или балетного спектакля) в целом есть система, все элементы которой составляют иерархическую структуру. И как отмечает Г. Д. Лебедева, исследуя семантику и архитектонику хореографического искусства, в этой системе действует принцип подобия: часть подобна целому, иначе общая композиция (структура) разрушится. Из определенного сочетания движений, элементов, вариаций возникает образ, несущий идею и драматическое содержание [2, с. 99].

Рассматривая следующую составляющую выразительных средств хореографического искусства - музыку, отметим, что хореография и музыка имеют глубокое внутреннее родство, социальная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка усиливает выразительность танцевальной пластики, дает ей эмоциональную и ритмическую основу, в свою очередь, пластическое решение музыкального образа дополняет социальное звучание художественного образа.

Следующее, отмеченное нами составляющее выразительных средств хореографического искусства, необходимое при формировании ино-культурного пространства, является художественное оформление костюма и сцены. На восприятие хореографического искусства оказывают влияние декорации, свет и костюмы исполнителей, которые определяют такой важный социальный аспект как зрелищность хореографического искусства.

Отметим, что хореография является наиболее эффектным видом искусства и, учитывая современные тенденции развития «мира зрелищ» в культуре современного общества, необходимо знать социальную природу данного явления. Исследуя социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики, Н. А. Хренов отмечает, что танцевальные шоу занимают лидирующее место по зрелищности среди других направлений культуры [6]. Особенно яркими и выразительными в этом плане являются хореографические концерты, фестивали, шоу и т. д.

Концертные выступления всегда предельно насыщенные в эмоциональном отношении и, как правило, связаны не только с установленными правилами, но и с выдумкой, изобретательностью, с творческим началом, непосредственно выражающим индивидуальные способности личности. Все это определяет широкий диапазон творческой реализации в хореографическом искусстве.

Как подчеркивают исследователи творческой деятельности, наиболее ярко способности проявляются там, «где перейдена грань стандарта, механичности, где разорваны путы обычного, где возникает неудержимость людского стремления к совершенству и целесообразности» [5]. В хореографическом искусстве заложены огромные возможности для творческого проявления сил и способностей человека, для выхода за привычные рамки, скажем, в определении тактики и стратегии хореографического номера, в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и семинаров и т. д. Наличие условий для проявления творческих способностей - один из главных источников самореализации в процессе хореографической деятельности. Возможность применения новых, нестандартных, оригинальных стилей в хореографическом искусстве предоставляют личности широкие возможности для выбора и воплощения самых разных технико-вариационных исполнений.

Выразительными средствами хореографии определяются многочисленные функции, которые выполняет хореографическое искусство в социокультурной сфере, это - мировоззренческая, развивающая, информационно-просветительная, со-

циально-воспитательная, культуротворческая,

экспрессивная, релаксационная, коммуникативная, ценностно-гедонистическая, адаптационная и оздоровительная функции.

Рассмотрев выразительные средства хореографии, отметим, что хореографическое искусство обладает исторически сложившейся системой выразительных средств и норм, определяющих его специфические черты и право на самостоятельность в мире искусств и позволяющих рассматривать хореографическое искусство как сложное социокультурное явление, формирующее инокультурное пространство.

Специфика инокультурного пространства, сформированного средствами хореографического искусства, обусловлена особенностями хореографии по сравнению с другими видами искусства, особыми художественными средствами, методами и технологиями, которые позволяют включить субъект в социально-культурную среду и создавать условия для реализации его творческого потенциала, формировать социально значимые навыки и интересы.

Литература

1. Кудин В. О. Эстетика и творчество. К., 1977.

2. Лебедева Г. Д. Балет: семантика и архитектоника. СПб., 2007. С. 27.

3. Меланьин А. А. Теоретические аспекты изучения хореографического искусства. М., 2010. С. 149.

4. Смирнов И. В. Искусство балетмейстера: учеб. пособие. М., 1986.

5. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях М., 1993. С. 51.

6. Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М., 1981. С. 41.

* * *

ESSENCE AND SPECIFICITY OF ANOTHER CULTURE SPACE GENERATED BY MEANS OF CHOREOGRAPHIC ART

I. V. Radchenko

In article the essence and specificity of another culture space generated by means of choreographic art are revealed. Existential characteristics of art in general and choreographic art in particular are considered. Expressive means of choreographic art on which basis it is subdivided into numerous directions or styles of dance are described, the idea of dialectic interrelation and complementarity of directions of choreographic art is stated.

Key words: another culture space, expressive means of choreographic art: language of dance (lexicon), pattern of dance, dance composition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.