Научная статья на тему 'Сущность и специфика формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения'

Сущность и специфика формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / STUDENT'S YOUTH / INTERCULTURAL COMMUNICATION / ETHNIC TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Елена Сергеевна

В статье представлена сущностная характеристика процесса формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения. Представлены различные трактовки понятия межкультурной коммуникации, этнической толерантности, даны определения сущности и социально-культурных условий формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазарева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND SPECIFITY OF FORMATION OF ETHNICAL TOLERANCE OF STUDENTS YOUTH IN PROCESS OF INTERCULTURAL FOREIGN COMMUNICATION

The article presents the intrinsic characteristic of formation process of ethnic tolerance of student's youth during intercultural dialogue. The various treatments of concept of the intercultural communications, ethnic tolerance are submitted, the definitions of essence and welfare conditions of formation of ethnic tolerance of student's youth during intercultural dialogue are given.

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения»

УДК 378.180

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ

© Елена Сергеевна ЛАЗАРЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,

e-mail: lazer_helen@mail.ru

В статье представлена сущностная характеристика процесса формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения. Представлены различные трактовки понятия межкультурной коммуникации, этнической толерантности, даны определения сущности и социально-культурных условий формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация; студенческая молодежь; этническая толерантность.

В настоящее время одной из основных педагогических проблем является формирование личности нового человека как носителя гуманистических толерантных идей в системе межкультурных этнических отношений.

Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивается одна из важнейших задач - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих це-

лях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой -привить ему уважение к другим культурам.

С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у молодых людей этнической толерантности в процессе межкультурного иноязычного общения.

Крупный американский специалист по межкультурной коммуникации Э. Холл утверждает, что культура - это коммуникация, а коммуникация - это культура. Исходя из этого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся, прежде всего, в общении с другими людьми.

Понятие «межкультурная коммуникация» впервые было сформулировано в 1954 г. в работе Г. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа». Исследователи этого феномена достаточно продвинулись в его изучении, добились значительного прогресса в выделении основных компонентов процесса межкультурной коммуникации. Учеными сформулированы основные функции коммуникации (информационная, социальная, экспрессивная, прагматическая, интерпретативная), перечислены основные виды (информативная, аффективно-оценочная, ритуальная и т. д.), предложена классификация основных типов межкультурной коммуникации (межэтническая, контркультурная, региональная и др.). В работе представлены выявленные факторы, определяющие поведение людей в процессе межкультурной коммуникации (механизм инкультурации, «культурные очки», влияние окружающей обстановки и обстоятельств коммуникации и т. д.), предложены методы изучения меж-культурной коммуникации, под которой понимается совокупность разнообразных форм отношений между индивидами и группой, принадлежащими к разным культурам.

Наиболее полно в науке изучены процессы межличностной коммуникации, в которых общение и коммуникация различаются с точки зрения способов, характера и методов проявления в обществе (С.Г. Батищев, Л.П. Буева, Е.Г. Злобина, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.В. Куницина, Ю.Д. При-люк, Е.П. Савруцкая, В.В. Сильвестров и др.).

Основные идеи культурного релятивизма были сформулированы американским социологом У. Самнером, а затем обобщены в работах Р. Бенедикт и др. Главная идея культурного релятивизма - признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Последователи

данного направления утверждают, что не существует элитарных или неполноценных культур, каждая культура по-своему неповторима и уникальна, поэтому не следует их сравнивать и сопоставлять между собой по принципу «хорошо - у нас, а плохо - у них».

Межкультурная коммуникация, основанная на принципе культурного релятивизма, не является легким и доступным механизмом взаимодействия в межкультурных контактах. На этом пути неминуемо встречаются проблемы и препятствия. Так, например, Барна выделил шесть основных трудностей, возникающих в процессе меж-культурной коммуникации. Среди перечисленных препятствий автором отмечаются следующие: допущение сходства, языковые различия, ошибочные невербальные интерпретации, предубеждения и стереотипы, стремление оценивать, повышенная тревога или напряжение [1].

Игнорирование национально-культурных особенностей представителей другой культуры, специфика вербального и невербального этнического поведения, этноцентризм и стереотипизация в образе суждения неизбежно ведут к негативным эмоциональным проявлениям, этническим конфликтам.

Современная практика взаимодействия с представителями другой культуры ставит перед учеными ряд задач, одной из которых является поиск средств формирования этнической толерантности молодежи.

В жизни отдельной личности толерантность проявляется в готовности прислушаться к мнению идеологических противников, в стремлении переубедить их с помощью логических аргументов, в признании их позиции.

Объяснить появление в человеке эгоцентризма, агрессивности, нетерпимости по отношению к другим можно наличием естественных инстинктов самосохранения, необходимостью борьбы за ресурсы, потребностями в превосходстве и т. д.

Процесс становления толерантности личности - это проистекающий из человеческой свободы процесс творения самого себя, преодоления собственных культурных предрассудков, стереотипов, своего эго- и этноцентризма [2].

Отечественный подход к проблеме отличен от подхода к толерантности, сложившегося в рамках западной философской тради-

ции в целом. Здесь смысловой акцент категории толерантности делается на идее меры, границы, до которой можно терпеть другого. Русская культурная традиция представляет модель «человека понимающего», в основе которой лежит идея диалога взаимодействующих субъектов, их взаимообогащения и взаимодополнения экзистенциальным опытом друг друга.

Особый интерес представляет собой спектр значений перевода термина «толерантность» с английского - это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь; с французского: «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; с китайского: позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других; в арабском - это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение расположенность к другим»; в персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению» [2].

В историко-эволюционном процессе толерантность выступает как норма устойчивости, определяющая диапазон сохранения различий популяций и общностей в изменяющейся действительности.

В этническом плане толерантность выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на от-личность, непохожесть, инаковость.

В эволюционно-биологическом плане толерантность может рассматриваться в контексте допустимого диапазона варианта реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.

Представляется правомерным анализ толерантности, проведенный В.А. Лекторским, который рассматривает четыре возможных способа ее понимания:

- толерантность как безразличие к существованию различных взглядов и практик, т. к. последнее рассматривается в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество;

- толерантность как невозможность взаимопонимания, т. е. уважения к другому человеку, которого я не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать;

- толерантность как снисхождение к слабостям других, сочетающееся с некоторой долей презрения к ним;

- толерантность как расширение собственного опыта. Толерантность при этом выступает как уважение к чужой позиции, что сочетается с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога.

Такое понимание толерантности и плюрализма В.А. Лекторский считает плодотворным в той ситуации, с которой столкнулась современная цивилизация в целом и наша страна, в частности [3].

Важным свойством толерантности является принятие, уважение и утверждение культурных различий - толерантность предполагает осознание того, что мир является многомерным, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

Толерантность, отмечает М.С. Мирима-нова, - это социальный фактор, направляющий межличностные отношения в обществе к сотрудничеству, связывающему индивидов между собой, а также с традициями, нормами, культурой и т. д.» [4].

Социальные показатели толерантности выделяются Г.У. Солдатовой:

- равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным, экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо группе);

- равные возможности для участия в политической жизни общества;

- сотрудничество и солидарность всех людей, стран, народов в решении общих проблем;

- взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпение отношений к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);

- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе, в т. ч. сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

- свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношении между полами [5].

Таким образом, работы ученых позволяют выделить критерии толерантного человека: 1) умение вести диалог и общаться; 2) способность сочувственно выслушивать другого и выражать свои взгляды, права и потребности таким образом, чтобы другая сторона могла их понять; 3) умение взглянуть на вопрос в истинном виде и признать точку зрения другого; 4) умение пользоваться моделями конструктивного и демократического разрешения конфликтов.

Проведенный анализ теоретических исследований показал, что требование толерантности в отношениях между людьми, социальными группами и государствами, признается некой общечеловеческой нормой, следовать которой необходимо для самосохранения отдельного человека и всего человечества.

В обществе, уставшем от агрессии и напряжения, возникла потребность в новой философии безопасности, основой которой являются толерантные принципы, базирующиеся не на силе, а на гармонии интересов, проявлениях нравственности и духовности.

Обратим внимание на следующие принципы толерантности, которые представляются нам важными и выражают ее сущность: каждый человек имеет право голоса (заслуживает того, чтобы его выслушали); никто не может знать конечных истин; не бывает безвыходных ситуаций; человек должен постоянно самосовершенствоваться.

Таким образом, под толерантностью мы будем понимать позицию человека, которая способна примерить разные точки зрения, опираясь на психологию человека, не навязывая никому чужих взглядов, ценностей и норм.

Толерантность подразумевает уважительное отношение к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других. Интолерантность в полиэтническом, поликофессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушениям прав, насилию и вооруженным конфликтам.

Формирование толерантной культуры молодежи, воспитание толерантного созна-

ния остается на сегодняшний день важнейшей задачей, возможность решения которой во многом видится нам в использовании потенциала социально-культурной деятельности [6, 7].

На основе анализа вышеизложенного нами была определена сущность формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения, которая представляет собой целенаправленный педагогический процесс передачи молодому поколению совокупного человеческого опыта, направленный на выработку у студенческой молодежи уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности на основе принципов согласия, уважения и взаимной свободы, включающий умение вести диалог и общаться с представителями других культур; признавать их точку зрения; умение выслушивать других и тактично выражать свои взгляды, права и потребности; пользоваться моделями конструктивного и демократического разрешения конфликтов.

Эффективность формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения, на наш взгляд, обеспечивается соблюдением совокупности социально-культурных условий:

- осуществление межкультурного общения происходит в гуманистической атмосфере взаимодействия;

- построение воспитательного процесса на основе модельного представления;

- методическое обеспечение педагогического процесса, в частности, педагогической программой формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения, а также критериальным аппаратом, позволяющим оценить эффективность педагогической работы;

- использование тренингов, игровых форм и приемов обучения и воспитания, приучающих к толерантному поведению;

- обеспечение подготовки педагогов к осуществлению деятельности по формированию этнической толерантности.

14S

1. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. М., 2003.

2. Чудинова И.М. Социально-политические ценности современного российского общества: проблемы их обновления и усвоения // Социально'-гуманитарные знания. 2003. № 5. С. 3-20.

3. Лекторский В.А. О толерантности // Философские науки. 1997. № 3-4.

4. Мириманова М.С., Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаи-

модействие // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М., 2001. С. 88-99.

5. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

6. Степанов П.В. Феномен толерантности // Народное образование. 2004. № 3. С. 5-14.

7. Асмолов А. Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. 2001. № 11, 12.

Поступила в редакцию 20.03.2012 г.

UDC 378.180

ESSENCE AND SPECIFITY OF FORMATION OF ETHNICAL TOLERANCE OF STUDENTS YOUTH IN PROCESS OF INTERCULTURAL FOREIGN COMMUNICATION

Elena Sergeyevna LAZAREVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: lazer_helen@mail.ru

The article presents the intrinsic characteristic of formation process of ethnic tolerance of student’s youth during intercultural dialogue. The various treatments of concept of the intercultural communications, ethnic tolerance are submitted, the definitions of essence and welfare conditions of formation of ethnic tolerance of student’s youth during intercultural dialogue are given.

Key words: intercultural communication; student’s youth; ethnic tolerance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.