Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная работа по формированию этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения'

Опытно-экспериментальная работа по формированию этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
727
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / STUDENT'S YOUTH / FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE / INTERCULTURAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Елена Сергеевна

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения, описаны ее этапы, включающие констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазарева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE OF STUDENT'S YOUTH DURING INTERCULTURAL DIALOGUE

In clause the results of experimental work on formation of ethnic tolerance of student's youth are presented during intercultural dialogue, its stages including ascertaining, forming and control experiments are described.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная работа по формированию этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения»

УДК 378.180

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ

© Елена Сергеевна ЛАЗАРЕВА

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности,

e-mail: [email protected]

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения, описаны ее этапы, включающие констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Ключевые слова: формирование этнической толерантности; студенческая молодежь; межкуль-турное общение.

В настоящее время в мировом образовательном процессе возникает и активизируется новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуальноличностного развития. Включение высших учебных заведений России в Болонский процесс ведет к интенсификации межнациональных контактов, из чего следует, что формирование толерантных установок соз-

нания является крайне актуальной задачей на современном этапе мирового развития.

Важность процесса формирования толерантности определяется тем, что «взаимопонимание» выступает в качестве социальной и личностной ценности, поскольку позволяет обеспечить необходимое для поддержания и развития жизни общества «взаимодействие» между его членами. Отсутствие взаимопонимания ведет к невозможности взаимодействия, что, в свою очередь, может привести к разрушению целостности общественных свя-

зей и, как следствие, к саморазрушению личности. Наличие взаимодействия, основанного на взаимопонимании, напротив, способствует выработке у индивида чувства безопасности, уверенности в собственных действиях и, как следствие, развитию ценностных установок личности.

Формирование этнической толерантности молодежи позволяет достичь мира и согласия между народами; установления паритета между национальными, общенациональными и общечеловеческими ценностями, способствует повышению интеллектуального, духовно-нравственного потенциала народов; открытости; преодолению замкнутости, изолированности; повышению гуманитарного и культуротворческого потенциала общества.

Одной их основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности, способной познавать и творить культуру путем диалогичного общения, что требует от всех участников коммуникативного процесса высокого уровня сформи-рованности этнической толерантности.

Целью опытно-экспериментальной работы являлось определение эффективности разработанного комплекса социально-культурных условий формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения: осуществление межкультурного общения происходит в гуманистической атмосфере взаимодействия; построение воспитательного процесса на основе модельного представления; методическое обеспечение педагогического процесса: педагогическая

программа формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения, критериальный аппарат, позволяющий оценить эффективность педагогической работы; использование тренингов, игровых форм и приемов обучения и воспитания, приучающих к толерантному поведению; обеспечение подготовки педагогов к осуществлению деятельности по формированию этнической толерантности.

Поставленная цель обусловила соответствующую организацию экспериментальной работы, которая состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов и проводилась с 2010 по 2012 гг.

В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 279 человек, из которых 140 человек участвовали в социологическом опросе и 139 человек (122 студента и 9 педагогов) в экспериментальной работе.

Опытно-экспериментальными базами

являлись: ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» и ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени Петра I».

На этапе констатирующего эксперимента необходимо было изучить первоначальный уровень сформированности этнической толерантности студенческой молодежи. Для этого были поставлены следующие задачи: разработать соответствующие методики, адекватные задачам исследования; провести анкетирование студентов с целью изучения этнической толерантности; проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.

Проведенный нами констатирующий эксперимент соответствовал выдвинутым задачам.

Разработанная нами анкета носила комплексный характер и содержала вопросы, составленные на основе разработанных нами критериев и показателей сформированности этнической толерантности студенческой молодежи.

Нами были выделены следующие критерии сформированности этнической толерантности студенческой молодежи: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Определены показатели сформирован-ности этнической толерантности студенческой молодежи:

- наличие знаний о многообразии культур нашего мира, умение генерировать мысли, структурировать информацию и представлять возможные исходы различных ситуаций; наличие интереса к традициям своего народа, обычаям и культуре различных этносов;

- отношение к другому человеку как к свободной, равнодостойной личности, отсутствие чувства неприятия, вызванного определенными свойствами человека: внешними (расовые, национальные особенности) и

внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения);

- конструктивное взаимодействие с представителями других этносов, настроенность на диалог и понимание другого человека, отказ от привилегии первого лица, признание и уважение собственного права на отличие, позитивное отношение к другим людям и социальным реалиям, которые оцениваются как допустимые, несмотря на их «инаковость».

На основе разработанных критериев были выделены три уровня сформированности этнической толерантности студенческой молодежи: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень сформированности этнической толерантности студенческой молодежи (интолерантный) характеризуется: отсутствием знаний о многообразии культур нашего мира, неумением генерировать мысли, структурировать информацию и прогнозировать возможные исходы различных ситуаций; отсутствием знаний о традициях своего народа, обычаях и культуре различных этносов; неприязненным, а порой и агрессивным отношением к представителям других этносов, имеющих другие свойства: внешние (расовые, национальные особенности) и внутренние (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения); неумением конструктивно взаимодействовать с представителями других этносов, отсутствием умения вести диалог и понимать другого человека, негативным отношением к представителям других этносов.

Средний уровень сформированности этнической толерантности студенческой молодежи (нейтральный) характеризуется: недостаточными знаниями о различных культурах и традициях своего народа, наличием некоторых знаний о культуре других народов; нейтральным отношением к представителям других этносов, отсутствием желания взаимодействовать с представителями других этносов, отсутствием настроенности на диалог и понимание другого человека, нейтральное безинициативное отношение к представителям других национальностей.

Высокий уровень сформированности этнической толерантности студенческой молодежи (толерантный) характеризуется наличием знаний о многообразии культур нашего

мира, умением генерировать мысли, структурировать информацию и представлять возможные исходы различных ситуаций; наличием интереса к традициям своего народа, обычаям и культуре различных этносов; отношением к другому человеку как к свободной, равнодостойной личности, отсутствием чувства неприятия, вызванного определенными свойствами человека: внешними (расовые, национальные особенности) и внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения); конструктивным взаимодействием с представителями других этносов, настроенностью на диалог и понимание другого человека, отказом от привилегии первого лица, признанием и уважением собственного права на отличие, позитивным отношением к другим людям и социальным реалиям, которые оцениваются как допустимые, несмотря на их «инаковость».

В анкетировании приняли участие студенты 2-3 курсов ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени Петра I» в количестве 54 человек, составившие экспериментальную группу, и студенты 2-3 курсов ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» в количестве 68 человек, которые составили контрольную группу.

Обобщив полученные в результате констатирующего эксперимента данные, нами были получены следующие результаты: в экспериментальной группе студенты распределились следующим образом (рис. 1).

В контрольной группе (студенты Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина) испытуемые распределились на группы следующим образом (рис. 2).

Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента отражен в диаграмме (рис. 3).

Таким образом, проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что в экспериментальной и контрольной группах полученные результаты отличаются незначительно - уровень сформированности этнической толерантности у студентов недостаточен. В связи с этим, по результатам первого этапа опытно-экспериментальной работы были сделаны выводы и определены дальнейшие направления работы.

Рис. 1. Условное распределение студентов экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности этнической толерантности (констатирующий эксперимент)

средний уровень 57%

Рис. 2. Условное распределение студентов контрольной группы в соответствии с уровнями сформированности этнической толерантности (констатирующий эксперимент)

70%

6Q%

5Q%

40%

30%

2Q%

10%

Q%

5%

8%

I

63%

57%

32%

35%

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

□ Экспериментальная группа на этапе констатирующего эксперимента

Контрольная группа на этапе

констатирующего

эксперимента

Рис. 3. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая условное распределение студентов экспериментальной и контрольной групп в соответствии с выявленными уровнями сформированности этнической толерантности (данные констатирующего эксперимента)

Далее наша исследовательская работа заключалась в проведении формирующего эксперимента (2011-2012 учебный год), участниками которого являлись студенты Воронежского государственного аграрного университета имени Петра I (экспериментальная группа) в количестве 54 человек. Студенты Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина в количестве 68 человек составили контрольную группу.

Задачи формирующего эксперимента заключались в следующем:

- разработать и апробировать педагогическую программу, направленную на формирование этнической толерантности студентов в процессе межкультурного иноязычного общения;

- провести повторное экспериментальное изучение сформированности этнической толерантности студентов с целью оценки эффективности авторской программы.

На первом этапе формирующего эксперимента мы приступили к разработке авторской педагогической программы «Жить в Мире», направленной на формирование этнической толерантности студентов в процессе межкультурного иноязычного общения.

Задачами программы являлись:

- формирование мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения; воспитание культуры толерантности и межнационального согласия; умения приобретать необходимые знания о многообразии культур нашего мира, самостоятельно творчески мыслить и быть способными их генерировать, принимать и понимать; структурировать информацию и представлять возможные исходы ситуаций; формирование интереса к собственным традициям, обычаям и культуре различных этносов;

- формирование позитивного отношение к человеку, основанного на видении в каждом положительной сущности, заложенной в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях; уважения к различным культурам нашего мира,

- формирование умения вести диалог и общаться с представителями других культур; признавать их точку зрения; выслушивать и тактично выражать свои взгляды, права и

потребности; пользоваться моделями конструктивного и демократического разрешения конфликтов, не навязывая никому чужих взглядов, ценностей и норм; умения управлять собственными эмоциями.

Педагогическая работа со студентами экспериментальной группы проводилась в течение 2011-2012 учебного года.

После проведения педагогической работы по разработанной нами программе «Жить в Мире» с целью выявления ее результативности нами было проведено повторное изучение этнической толерантности студентов по анкете, которая использовалась в констатирующем эксперименте.

Проведя анонимное анкетирование студентов, вошедших в экспериментальную группу, мы получили данные, в соответствии с которыми студенты Воронежского государственного аграрного университета имени Петра I были распределены на следующие группы (рис. 4).

Кроме того, студенты Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, вошедшие в контрольную группу (с которыми не проводилась работа по авторской программе), также были проанкетированы и в соответствии с выявленными уровнями этнической толерантности условно распределены на следующие группы (рис. 5).

Далее мы провели сравнительный анализ полученных данных (контрольный эксперимент). Прежде всего, нами был проведен сравнительный анализ данных, полученных в экспериментальной группе до и после проведения педагогической работы с использованием авторской программы «Жить в Мире». Наглядно данные сравнительного анализа представлены на рис. 6.

Кроме того, сравнив результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах, мы убедились, что они значительно отличаются (рис. 7).

Таким образом, анализируя данные, полученные в ходе контрольного эксперимента, можно сделать выводы о том, что в экспериментальной группе значительно увеличилось число студентов, имеющих высокий уровень сформированности этнической толерантности, что позволяет оценить авторскую программу «Жить в Мире» как эффективную.

Рис. 4. Условное распределение студентов экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности этнической толерантности (данные формирующего эксперимента)

Рис. 5. Условное распределение студентов контрольной группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности этнической толерантности (целенаправленная работа по авторской программе с этой группой не проводилась)

7Q%

6Q%

5Q%

4Q%

30%

2Q%

10%

Q%

46%

5%

I

63%

5Q%

32%

4%

1

□ Экспериментальная группа -констатирующий этап эксперимента

Экспериментальная группа -формирующий этап эксперимента

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рис. б. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая динамику сформированности этнической толерантности у студентов экспериментальной группы (контрольный эксперимент)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

46%

16,00%

60,00%

50,00%

24%

4,00%

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

□ Экспериментальная группа -контрольный эксперимент

] Контрольная группа -контрольный эксперимент

Рис. 7. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая условное распределение студентов экспериментальной и контрольной групп в соответствии с выявленными уровнями сформированности этнической толерантности (данные контрольного эксперимента)

Выявленная положительная динамика позволяет оценить разработанные социальнокультурные условия как эффективные, позволяющие успешно формировать этническую толерантность студенческой молодежи

в процессе межкультурного иноязычного общения.

Поступила в редакцию 25.04.2012 г.

UDC 378.180

EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE OF STUDENT’S YOUTH DURING IN-TERCULTURAL DIALOGUE

Elena Sergeyevna LAZAREVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-Graduate Student, Socio-Cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

In clause the results of experimental work on formation of ethnic tolerance of student’s youth are presented during in-tercultural dialogue, its stages including ascertaining, forming and control experiments are described.

Key words: formation of ethnic tolerance; student’s youth; intercultural dialogue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.