УДК 378.180
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ
© Елена Сергеевна ЛАЗАРЕВА
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности,
e-mail: [email protected]
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения, описаны ее этапы, включающие констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Ключевые слова: формирование этнической толерантности; студенческая молодежь; межкуль-турное общение.
В настоящее время в мировом образовательном процессе возникает и активизируется новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуальноличностного развития. Включение высших учебных заведений России в Болонский процесс ведет к интенсификации межнациональных контактов, из чего следует, что формирование толерантных установок соз-
нания является крайне актуальной задачей на современном этапе мирового развития.
Важность процесса формирования толерантности определяется тем, что «взаимопонимание» выступает в качестве социальной и личностной ценности, поскольку позволяет обеспечить необходимое для поддержания и развития жизни общества «взаимодействие» между его членами. Отсутствие взаимопонимания ведет к невозможности взаимодействия, что, в свою очередь, может привести к разрушению целостности общественных свя-
зей и, как следствие, к саморазрушению личности. Наличие взаимодействия, основанного на взаимопонимании, напротив, способствует выработке у индивида чувства безопасности, уверенности в собственных действиях и, как следствие, развитию ценностных установок личности.
Формирование этнической толерантности молодежи позволяет достичь мира и согласия между народами; установления паритета между национальными, общенациональными и общечеловеческими ценностями, способствует повышению интеллектуального, духовно-нравственного потенциала народов; открытости; преодолению замкнутости, изолированности; повышению гуманитарного и культуротворческого потенциала общества.
Одной их основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности, способной познавать и творить культуру путем диалогичного общения, что требует от всех участников коммуникативного процесса высокого уровня сформи-рованности этнической толерантности.
Целью опытно-экспериментальной работы являлось определение эффективности разработанного комплекса социально-культурных условий формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения: осуществление межкультурного общения происходит в гуманистической атмосфере взаимодействия; построение воспитательного процесса на основе модельного представления; методическое обеспечение педагогического процесса: педагогическая
программа формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения, критериальный аппарат, позволяющий оценить эффективность педагогической работы; использование тренингов, игровых форм и приемов обучения и воспитания, приучающих к толерантному поведению; обеспечение подготовки педагогов к осуществлению деятельности по формированию этнической толерантности.
Поставленная цель обусловила соответствующую организацию экспериментальной работы, которая состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов и проводилась с 2010 по 2012 гг.
В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 279 человек, из которых 140 человек участвовали в социологическом опросе и 139 человек (122 студента и 9 педагогов) в экспериментальной работе.
Опытно-экспериментальными базами
являлись: ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» и ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени Петра I».
На этапе констатирующего эксперимента необходимо было изучить первоначальный уровень сформированности этнической толерантности студенческой молодежи. Для этого были поставлены следующие задачи: разработать соответствующие методики, адекватные задачам исследования; провести анкетирование студентов с целью изучения этнической толерантности; проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Проведенный нами констатирующий эксперимент соответствовал выдвинутым задачам.
Разработанная нами анкета носила комплексный характер и содержала вопросы, составленные на основе разработанных нами критериев и показателей сформированности этнической толерантности студенческой молодежи.
Нами были выделены следующие критерии сформированности этнической толерантности студенческой молодежи: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.
Определены показатели сформирован-ности этнической толерантности студенческой молодежи:
- наличие знаний о многообразии культур нашего мира, умение генерировать мысли, структурировать информацию и представлять возможные исходы различных ситуаций; наличие интереса к традициям своего народа, обычаям и культуре различных этносов;
- отношение к другому человеку как к свободной, равнодостойной личности, отсутствие чувства неприятия, вызванного определенными свойствами человека: внешними (расовые, национальные особенности) и
внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения);
- конструктивное взаимодействие с представителями других этносов, настроенность на диалог и понимание другого человека, отказ от привилегии первого лица, признание и уважение собственного права на отличие, позитивное отношение к другим людям и социальным реалиям, которые оцениваются как допустимые, несмотря на их «инаковость».
На основе разработанных критериев были выделены три уровня сформированности этнической толерантности студенческой молодежи: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень сформированности этнической толерантности студенческой молодежи (интолерантный) характеризуется: отсутствием знаний о многообразии культур нашего мира, неумением генерировать мысли, структурировать информацию и прогнозировать возможные исходы различных ситуаций; отсутствием знаний о традициях своего народа, обычаях и культуре различных этносов; неприязненным, а порой и агрессивным отношением к представителям других этносов, имеющих другие свойства: внешние (расовые, национальные особенности) и внутренние (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения); неумением конструктивно взаимодействовать с представителями других этносов, отсутствием умения вести диалог и понимать другого человека, негативным отношением к представителям других этносов.
Средний уровень сформированности этнической толерантности студенческой молодежи (нейтральный) характеризуется: недостаточными знаниями о различных культурах и традициях своего народа, наличием некоторых знаний о культуре других народов; нейтральным отношением к представителям других этносов, отсутствием желания взаимодействовать с представителями других этносов, отсутствием настроенности на диалог и понимание другого человека, нейтральное безинициативное отношение к представителям других национальностей.
Высокий уровень сформированности этнической толерантности студенческой молодежи (толерантный) характеризуется наличием знаний о многообразии культур нашего
мира, умением генерировать мысли, структурировать информацию и представлять возможные исходы различных ситуаций; наличием интереса к традициям своего народа, обычаям и культуре различных этносов; отношением к другому человеку как к свободной, равнодостойной личности, отсутствием чувства неприятия, вызванного определенными свойствами человека: внешними (расовые, национальные особенности) и внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения); конструктивным взаимодействием с представителями других этносов, настроенностью на диалог и понимание другого человека, отказом от привилегии первого лица, признанием и уважением собственного права на отличие, позитивным отношением к другим людям и социальным реалиям, которые оцениваются как допустимые, несмотря на их «инаковость».
В анкетировании приняли участие студенты 2-3 курсов ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени Петра I» в количестве 54 человек, составившие экспериментальную группу, и студенты 2-3 курсов ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» в количестве 68 человек, которые составили контрольную группу.
Обобщив полученные в результате констатирующего эксперимента данные, нами были получены следующие результаты: в экспериментальной группе студенты распределились следующим образом (рис. 1).
В контрольной группе (студенты Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина) испытуемые распределились на группы следующим образом (рис. 2).
Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента отражен в диаграмме (рис. 3).
Таким образом, проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что в экспериментальной и контрольной группах полученные результаты отличаются незначительно - уровень сформированности этнической толерантности у студентов недостаточен. В связи с этим, по результатам первого этапа опытно-экспериментальной работы были сделаны выводы и определены дальнейшие направления работы.
Рис. 1. Условное распределение студентов экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности этнической толерантности (констатирующий эксперимент)
средний уровень 57%
Рис. 2. Условное распределение студентов контрольной группы в соответствии с уровнями сформированности этнической толерантности (констатирующий эксперимент)
70%
6Q%
5Q%
40%
30%
2Q%
10%
Q%
5%
8%
I
63%
57%
32%
35%
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
□ Экспериментальная группа на этапе констатирующего эксперимента
Контрольная группа на этапе
констатирующего
эксперимента
Рис. 3. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая условное распределение студентов экспериментальной и контрольной групп в соответствии с выявленными уровнями сформированности этнической толерантности (данные констатирующего эксперимента)
Далее наша исследовательская работа заключалась в проведении формирующего эксперимента (2011-2012 учебный год), участниками которого являлись студенты Воронежского государственного аграрного университета имени Петра I (экспериментальная группа) в количестве 54 человек. Студенты Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина в количестве 68 человек составили контрольную группу.
Задачи формирующего эксперимента заключались в следующем:
- разработать и апробировать педагогическую программу, направленную на формирование этнической толерантности студентов в процессе межкультурного иноязычного общения;
- провести повторное экспериментальное изучение сформированности этнической толерантности студентов с целью оценки эффективности авторской программы.
На первом этапе формирующего эксперимента мы приступили к разработке авторской педагогической программы «Жить в Мире», направленной на формирование этнической толерантности студентов в процессе межкультурного иноязычного общения.
Задачами программы являлись:
- формирование мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения; воспитание культуры толерантности и межнационального согласия; умения приобретать необходимые знания о многообразии культур нашего мира, самостоятельно творчески мыслить и быть способными их генерировать, принимать и понимать; структурировать информацию и представлять возможные исходы ситуаций; формирование интереса к собственным традициям, обычаям и культуре различных этносов;
- формирование позитивного отношение к человеку, основанного на видении в каждом положительной сущности, заложенной в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях; уважения к различным культурам нашего мира,
- формирование умения вести диалог и общаться с представителями других культур; признавать их точку зрения; выслушивать и тактично выражать свои взгляды, права и
потребности; пользоваться моделями конструктивного и демократического разрешения конфликтов, не навязывая никому чужих взглядов, ценностей и норм; умения управлять собственными эмоциями.
Педагогическая работа со студентами экспериментальной группы проводилась в течение 2011-2012 учебного года.
После проведения педагогической работы по разработанной нами программе «Жить в Мире» с целью выявления ее результативности нами было проведено повторное изучение этнической толерантности студентов по анкете, которая использовалась в констатирующем эксперименте.
Проведя анонимное анкетирование студентов, вошедших в экспериментальную группу, мы получили данные, в соответствии с которыми студенты Воронежского государственного аграрного университета имени Петра I были распределены на следующие группы (рис. 4).
Кроме того, студенты Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, вошедшие в контрольную группу (с которыми не проводилась работа по авторской программе), также были проанкетированы и в соответствии с выявленными уровнями этнической толерантности условно распределены на следующие группы (рис. 5).
Далее мы провели сравнительный анализ полученных данных (контрольный эксперимент). Прежде всего, нами был проведен сравнительный анализ данных, полученных в экспериментальной группе до и после проведения педагогической работы с использованием авторской программы «Жить в Мире». Наглядно данные сравнительного анализа представлены на рис. 6.
Кроме того, сравнив результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах, мы убедились, что они значительно отличаются (рис. 7).
Таким образом, анализируя данные, полученные в ходе контрольного эксперимента, можно сделать выводы о том, что в экспериментальной группе значительно увеличилось число студентов, имеющих высокий уровень сформированности этнической толерантности, что позволяет оценить авторскую программу «Жить в Мире» как эффективную.
Рис. 4. Условное распределение студентов экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности этнической толерантности (данные формирующего эксперимента)
Рис. 5. Условное распределение студентов контрольной группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности этнической толерантности (целенаправленная работа по авторской программе с этой группой не проводилась)
7Q%
6Q%
5Q%
4Q%
30%
2Q%
10%
Q%
46%
5%
I
63%
5Q%
32%
4%
1
□ Экспериментальная группа -констатирующий этап эксперимента
Экспериментальная группа -формирующий этап эксперимента
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Рис. б. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая динамику сформированности этнической толерантности у студентов экспериментальной группы (контрольный эксперимент)
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
46%
16,00%
60,00%
50,00%
24%
4,00%
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
□ Экспериментальная группа -контрольный эксперимент
] Контрольная группа -контрольный эксперимент
Рис. 7. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая условное распределение студентов экспериментальной и контрольной групп в соответствии с выявленными уровнями сформированности этнической толерантности (данные контрольного эксперимента)
Выявленная положительная динамика позволяет оценить разработанные социальнокультурные условия как эффективные, позволяющие успешно формировать этническую толерантность студенческой молодежи
в процессе межкультурного иноязычного общения.
Поступила в редакцию 25.04.2012 г.
UDC 378.180
EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE OF STUDENT’S YOUTH DURING IN-TERCULTURAL DIALOGUE
Elena Sergeyevna LAZAREVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-Graduate Student, Socio-Cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
In clause the results of experimental work on formation of ethnic tolerance of student’s youth are presented during in-tercultural dialogue, its stages including ascertaining, forming and control experiments are described.
Key words: formation of ethnic tolerance; student’s youth; intercultural dialogue.