Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ HORECA'

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ HORECA Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / АВТОМАТИЗАЦИЯ КАФЕ / РЕСТОРАН / БАР / HORECA / R-KEEPER / TILLYPAD / IIKO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зверева А.М.

В статье рассматривается особенности процесса автоматизации управления коммерческой деятельностью предприятия сферы HoReCa, приводятся примеры актуальных программных продуктов по автоматизации, представленных на российском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ HORECA»

системы и разрушению, превращая человека в машину для выполнения приказов. С другой стороны, преобладание неформального управления, означает потерю контроля, безответственность и конфликтность. За этим так же следует кризис и как следствие развал системы.

Большинство руководителей формальных организаций относятся отрицательно к неформальному управлению, считая его результатом плохого руководства. Но неформальные отношения - это явление естественное и от качества общего управления не зависят. К тому же из неформальных связей часто вырастает чувство коллективизма во всей организации. Достойным примером может послужить корпорация «Microsoft». Ключом к успеху данной компании является способность сохранять чувство общности среди сотрудников, достигаемое с помощью неформального руководства [2].

Подводя итог, можно сказать, что одним из важнейших факторов, от которого зависит сочетание формального и неформального управления, является искусство управления. Именно в сочетании формального и неформального управления наиболее ярко и зримо проявляется то, что называется искусством управления [4].

Использованные источники:

1. Зайкина, К.А. Коуч-менеджмент как эффективное средство управления организацией [Текст] / К.А. Зайкина, В.Ф. Юнусбаева // Наука и образование в XXI веке: сб. науч. труд. по мат-лам Международной науч-практич. конф-ции 30 сент. 2013 г.: в 34 частях. Часть 28: М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - С. 55-56

2. Конанов, В. И. Microsoft: Путь к успеху [Текст]: учеб. пособие / В.И. Конанов. - М.: Изд-во «Арфа», 2001

3. Лебедев, О.Т. и др. Основы менеджмента [Текст] учеб. пособие / О.Т. Лебедев, А.Р. Каньковская. - СПб.: Нева-Н, 2005. - 345с.

4. Менеджмент: теория и практика в России [Текс]: учеб. под ред. А.Г. Порш-нева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 528 с.

Зверева А.М. студент 5 курса Экономический факультет ГОУ ВПО МГУПИ Россия, г. Москва

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ

HORECA

Аннотация: в статье рассматривается особенности процесса автоматизации управления коммерческой деятельностью предприятия сферы

HoReCa, приводятся примеры актуальных программных продуктов по автоматизации, представленных на российском рынке.

Abstract: this article describes the management automation process of commercial activity of HoReCa companies and actual software for automation on Russian market.

Ключевые слова: управление, автоматизация кафе, ресторан, бар, HoReCa, R-keeper, TillyPad, iiko.

Keywords: management, automation, café, restaurant, bar, HoReCa, R-keeper, TillyPad, iiko.

На текущий момент сфера HoReCa является одной из наиболее перспективных и прибыльных сфер современного бизнеса, о чем свидетельствует ежегодный рост предприятий, входящих в состав отрасли (кафе, рестораны, бары, кейтеринговые компании).

Современное предприятие сферы HoReCa это сложный бизнес объект, многофункциональный бизнес-центр, который отличается многообразием сложных бизнес процессов управления закупочно-логистической деятельностью, производством, маркетингом, продажами, финансами и т. п. Эффективность деятельность такого предприятия существенно зависит от того насколько четко и ясно работники организации представляют себе миссию и цель организации, т.к. большинство организаций этой сферы занимаются контактным обслуживанием клиентов, соответственно на первое место среди факторов конкурентоспособности выходит уровень квалификации персонала.

Высокий спрос на услуги и товары данной сферы ставит перед организациями объективную задачу повышения продуктивности за счет более быстрого и качественного обслуживания клиентов, что несомненно приводит к проблеме выбора наилучшей системы автоматизации предприятия на основе коммерческих программных продуктов представленных на рынке.

Актуальность систем автоматизации организаций сферы HoReCa выражается в решении следующих основных управленческих задач:

1. Минимизация возможностей злоупотребления со стороны персонала.

Современные автоматизированные системы управления позволяют исключить технические ошибки персонала в работе с первичной документацией, а также злонамеренные действия сотрудников. Это достигается за счет перекрытия большинства каналов для злоупотребления персонала, увеличения скорости получения управленческой информации, оптимизации бизнес-процессов. Встроенные в программное решение системы видеонаблюдения, имеют возможность связать видеозапись с конкретными событиями в системе, что позволяет управляющему найти нужный фрагмент по названию операции, имени сотрудника, номеру чека и т.д.

2. Снижение постоянных управленческих издержек.

Это достигается за счет сокращения автоматизированной системой внутренних потерь, так, например, автоматически планируя и контролируя складские запасы, снижаются затраты на продукты, а управляя взаимоотношениями с поставщиками - закупочные цены, что позволяет уменьшить себестоимость блюд. В зависимости от показателей загрузки зала автоматически планируется рабочее время и количество необходимого обслуживающего персонала, таким образом, без потери качества обслуживания происходит экономия затрат на фонд оплаты труда.

3. Проведение сравнительного анализа экономических показателей с целью оценки выполнения плановых показателей.

Предприятиям необходимо проводить систематический анализ, который бы позволил определить сильные и слабые стороны предприятия, изменения рынка, уметь своевременно адаптироваться к ним, выявлять проблемы, предупреждать их возникновение или устранять их до того, как они нанесут материальный ущерб.

Системы учета и контроля позволяют оценивать как ключевые, так и произвольные показатели, параметры которых пользователь может вводить самостоятельно, используя вариантные формы отчетов - финансовые, аналитические, складские, производственные.

В данного рода системах, можно группировать информацию по предприятию в целом, по отдельным подразделениям, по ассортиментным позициям, создавая наиболее удобную форму отчета, в том числе и в графическом виде. Также возможен и обратный процесс детализации данных по необходимым параметрам при помощи фильтров. Таким образом, руководители различных подразделений могут меньше времени тратить на получение и обработку информации, занимаясь непосредственно анализом данных.

Такая возможность должна реализовываться как для текущего состояния бизнеса, так и за абсолютный период (от конкретной до конкретной даты), а также за относительный период (так например, за прошедшую неделю, независимо от даты ее начала). Во всех этих режимах наблюдаются величины и анализируются тенденции изменения любых финансовых и нефинансовых показателей, характеризующих деятельность ресторана.

4. Повышение оборачиваемости денежных средств.

Снижение оборачиваемости денежных средств часто возникает при отсутствии оперативной информации о наличии остатков тех или иных продуктов и напитков. Автоматизированные системы устанавливают максимальный и минимальный уровень складских запасов по группам и номенклатурам продуктов, после чего автоматически контролирует их состояние и вовремя указывает на необходимость их пополнения. Это позволяет минимизировать средства в складских запасах, избежать порчи

продуктов, а также не допустить их отсутствия.

5. Ведение полноценного управленческого анализа.

Постатейное структурирование переменных и постоянных расходов, учитываемое системой позволяет решать задачи по оптимальному использованию оборотных средств заведения.

6. Проведение маркетинговых исследований и контроль над реализацией программ стимулирования лояльности гостей.

Системы позволяют контролировать ряд маркетинговых параметров в сравнении с финансовыми результатами, таких как:

- проходимость заведения и количество чеков за период (показатель, обеспечивающий проведение исследований и определения уровня оборачиваемости столов, роста среднего чека и др);

- количество постоянных гостей (показатель, позволяющий оценить функционирование системы поддержки лояльности гостей);

- величину среднего счета на заказ (позволяет определить эффективность работы официанта);

- величину среднего чека (позволяет оценить целевую аудиторию гостей по уровню доходов, степени восприимчивости к акциям и эвент-менеджменту заведения).

7. Оперативное реагирование на срочные проблемы.

В случае возникновения внештатной ситуации, грамотно настроенная автоматизированная система позволяет оперативно принять правильное решение, основываясь на достоверных данных.

8. Контроль системы мотивации персонала и ее постоянное совершенствование.

Обеспечение эффективности схем мотивации возможно при наличии единой автоматизированной системы, отслеживающей результаты деятельности персонала заведения. Кроме того системы автоматически начисляют премии и штрафы и оперативно отражают эту информацию в персональном отчете. Также позволяет выстроить систему мотивации официантов (кросс-селлинг, ап-селлинг и др.) и увеличить продажи на 3050%.

Современные системы учета и контроля адаптированы к различным форматам предприятий. Они учитывают особенности ночных и специализированных клубов, боулинг-клубов, бильярдных клубов, кафе, ресторанов, баров, бистро, столовых, аквапарков, театров, дискотек, гостиниц и других предприятий сферы HoReCa.

Новые программные продукты предоставляют возможность видеть реальный управленческий баланс предприятия спустя 3-5 секунд после осуществления операции, например списания продуктов со склада или внесения официантом платы за заказ. Такая скорость обеспечивается за счет современных технологических платформ, позволяющих объединить все бизнес-процессы в едином информационном пространстве.

Как правило, программа учета и контроля представляет собой набор нескольких модулей, одновременная работа которых позволяет автоматизировать все участки коммерческой деятельности. Например, модуль для точек Front Office позволит автоматизировать процесс обслуживания клиентов, что, в свою очередь, служит повышению оперативности и качества работы обслуживающего персонала. Происходит формирование заказа и одновременно передача его на производство и в бар. Таким образом, использование данного модуля позволяет значительно сократить время обслуживания и обеспечить индивидуальный подход к каждому клиенту за счет использования различных форм расчетов, систем скидок и др.

В модуле Back Office после осуществления заказа происходит списание потраченных продуктов и учет остатков на складе. Кроме того, учитывается перемещение продукции со склада, отражается поступление продукции на склад.

Однако здесь существуют и свои недостатки. Так, недостатком является то, что при выходе из строя какого-либо отдельного модуля или всех программы работа предприятия может быть полностью парализована. Вследствие чего, предприятию при заключении контракта на установку системы необходимо обратить внимание на качественное сервисное обслуживание.

На российском рынке по состоянию на 2014 г. представлено более 20 решений для автоматизации процесса управления предприятием сферы HoReCa, основные из них:

1. Система R-Keeper V7.

2. Система TillyPad.

3. Система iiko.

Система R-Keeper

Система R-Keeper V7 - программно-аппаратный комплекс для автоматизации предприятий общественного питания, разработка московской фирмы UCS, которая работает на рынке с 1992 года.

Более 32000 ресторанов в 36 странах мира выбрали систему R-Keeper в качестве системы автоматизации бизнеса. Это гибкое и масштабируемое решение, которое позволяет удовлетворить потребности ресторана любого формата, от небольшого кафе до крупной сети.

Задумана система R-Keeper как мощный инструмент для контроля зала, складского учета и учета рабочего времени.

Особенностью системы является ее модульность, что позволяет предлагать каждому клиенту индивидуальное решение, соответствующее потребностям и стратегии развития его бизнеса, ее внедрение можно производить поэтапно, поскольку часто владельцу предприятия сферы HoReCa не нужна вся система целиком. Хранение данных осуществляется распределенным образом, что позволяет различному персоналу быстро

обращаться к интересующей информации, а в случае технических сбоев в сети - оперативно восстановить информацию. В зависимости от размера самого предприятия применимы различные конфигурации его ИТ-инфраструктуры.

Система R-Keeper наиболее ощутимые результаты дает по следующим позициям:

• максимальная простота и высокая скорость работы персонала во время обслуживании клиентов при минимальных затратах времени на оформление заказа;

• ошибки в расчетах полностью исключены и поддерживается документальность всех операций на всех уровнях;

• осуществляются статистические отчеты по продажам;

• создается база данных, которую могут использовать программы учета движения продуктов на производстве или расчета зарплаты персонала.

Система R-Keeper позволяет:

1. Вести учет по нескольким юридическим лицам в рамках одного программного продукта.

2. С помощью системы StoreHouse формируются унифицированные, оперативные и аналитические отчеты, необходимые на любом этапе информационно-анлитического обеспечения управления коммерческой деятельностью (ведомость остатков, движение товара, расширенная оборотная ведомость, товарный отчет, ABC-XYZ-анализ продаж, бухгалтерские отчеты).

3. Получать аналитику по движению алкогольной продукции: формировать декларации розничной продажи алкогольной продукции.

4. Вести учет рабочего времени.

5. Использовать формулы или полнофункциональные скрипты для расчета цен, вознаграждения и бонусов.

Система TillyPad

Система TillyPad - это комплекс автоматизации, предназначенный для клубов, ресторанов, баров и прочих предприятий сферы HoReCa. История компании Tillypad началась в Санкт-Петербурге в 1995 году.

Глобальное маркетинговое исследование послужило толчком к появлению компании Tillypad, для того, чтобы создать идеальный продукт, соответствующий современным требованиям рынка и способный стать действенным инструментом в решении основных задач, с которыми сталкиваются владельцы предприятий сферы HoReCa. Проанализировав сложившуюся ситуацию в данном сегменте, специалисты создали такую систему, которая отвечает как всем задачам стоящим перед владельцами бизнеса, так и решает такие проблемы как пресечение злоупотреблений

персонала, возможность ведения широкой системы скидок, планирование акций, управление в реальном времени и др.

Благодаря возможности использования TillyPad на всех уровнях работы (как фронт-офис, так и бэк-офис), исключается ошибки интеграции с другими системами по управлению коммерческой деятельностью.

Система Tillypad уникальна тем, что она не скопирована с зарубежных аналогов, а с начала и до конца разработана российскими специалистами, которые учитывали при разработке специфику российского ведения бизнеса.

В систему заложены механизмы, которые позволяют оперативно реагировать на изменения, постоянно возникающие по мере развития бизнеса. Специалисты компании постоянно совершенствуют программное обеспечение, обновляют в систему новые функции и технологические решения.

С данным комплексом управленческий персонал работает в режиме реального времени, таким образом в любой момент времени отслеживая движение товаров и финансов, отследить показатель прибыли, остатки и несостыковки в работе.

Базовая лицензия системы Tillypad стоит от 100 000 руб., однако эта цена увеличивается в зависимости от конфигурации, в среднем автоматизация небольшого кафе оценивается в 150 000 - 200 000 руб..

Tillypad обеспечивает эффективное управление всеми бизнес-процессами как одного предприятия, так и сети ресторанов вне зависимости от их формата и месторасположения, а именно:

• имеет удобный, легко настраиваемый, интуитивно понятный интерфейс Front Office;

• Back office системы позволяет реализовывать все задачи, необходимые для эффективного управления предприятием;

• позволяет вести совершенный складской учет;

• позволяет вести интеллектуальное видеонаблюдение с удобным поиском и без ограничений по времени;

• надежный протокол изменений данных обеспечивает полный контроль над всеми изменениями в системе;

• система доступа в Tillypad позволяет распределить права пользователей, обеспечив всех сотрудников данными, которые нужны именно им, и исключает возможность несанкционированного доступа.

На сегодняшний день системе Tillypad доверили свой бизнес более 9000 рестораторов России (в том числе в сети ресторанов «Две палочки» и «Probeshka», суши-бар «Тайхео», бар Centre и кафе «Бистро»), стран СНГ и Европы. Более 90 компаний являются официальными партнерами и предоставляют услуги по внедрению и сопровождению системы автоматизации Tillypad.

Система iiko

Компания «Iiko» специализируется на разработке инновационных

систем управления для предприятий сферы гостеприимства. Проект разработки системы iiko был инициирован в августе 2005 г. Давидом Яном и Максимом Нальским, в феврале 2007 г. была создана отдельная компания.

Отличительной особенностью iikoRMS является уникальная интегрированность всех бизнес-процессов в режиме реального времени. От кассовых и официантских терминалов до склада и кухни, от финансового анализа и отчетности для акционеров до управления музыкой и системой видео-безопасности в заведении, от планирования банкетов и предварительного резервирования столов до системы лояльности гостей. iikoRMS предоставляет владельцу или управляющему ресторана полную картину бизнеса, исторические данные и статистику, что позволяет заблаговременно получать информацию о важных проблемах, ситуациях и событиях. Дополнительные возможности (доставка готовых блюд, бонусно-депозитная система, автоматический ввод накладных, управление музыкой в зале и управление инфраструктурой заведения) реализованы в специальных решениях iiko. Заведения, автоматизированные с помощью решения iikoRMS, могут быть объединены в сеть с помощью решения iikoChain.

Автоматизированная система iiko позволяет:

- производить точечную инвентаризацию он-лайн без остановки продаж;

- предоставляет актуальный отчет о прибылях и убытках в любое время;

- обеспечить автоматический ввод накладных в систему через сканер;

- вести автоматический учет рабочего времени, позволяя планировать расписание в соответствии с выручкой по дням;

- рассчитывать заработную плату на основании точного учета рабочего времени, автоматически начисляемых премий, процентов с продаж, а также начислять штрафы;

- хранит не только информацию о заказах, гостях и их пожеланиях, но и позволяет увеличивать оборачиваемость столов минимум в два раза;

- хранить данные на защищенном сервере;

- поддерживать банковские терминалы.

В настоящее время iiko успешно используется во многих ресторанах и ресторанных сетях России и 20 других стран. Количество ресторанов, выбравших iiko, превысило 5500. Это такие заведения, как «Кофе Хауз», «Dunkin Donuts», «Сбарро», «Елки-Палки», «Жан-Жак» и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результатом автоматизации процесса управления предприятия сферы HoReCa может стать оптимизация учета по следующим сегментам: учет закупок; оперативный складской учет; производственный учет; учет взаиморасчетов с поставщиками; учет реализации; учет банковских и кассовых операций; учет прочих активов (одежда, посуда, основные средства). Также может наладить работу по календарному планированию, управленческому учету по доходам и расходам, позволяют высвободить

большое количество времени, необходимое не только для решения ежедневных оперативных задач, но и для стратегического планирования. Автоматизация позволяет создать прозрачную систему для учета реализации продукции, организовать производственный, оперативный и другие виды учета, которые раньше приходилось поручать ненадежным сотрудникам или делать самому управляющему заведением.

Использованные источники:

1. Кучер Л. С., Шкуратова Л. М., Ефимов С. Л., Голубева Т. Н. Ресторанный бизнес в России: технология успеха - М.: Транслит, 2011

2. Лазерсон И., Сокирянский Ф. Как привлечь гостей в ресторан, 2-е изд -М.: Альприна Бизнес Букс, 2013

3. Логинова Е. Ю., Прянина О.Д. Искусство управления в малом бизнесе. Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство «Дашков и Ко», 2014

4. Никулина Н. Н. Организация коммерческой деятельности предприятий. По отраслям и сферам применения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Торговое дело» - М.: Юнити-Дана, 2012

5. Памбухчиянц О.В. Основы коммерческой деятельности - М.:Издательство «Дашков и Ко», 2013

Ибрагимов У.Ф., к.с.н.

доцент

кафедра социологии труда и экономики предпринимательства Ефимова А.С. студент 5 курса Институт экономики, финансов и бизнеса Башкирский Государственный Университет

РФ, г. Уфа

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Труд является необходимым условием человеческого существования. Процесс труда нуждается в правильной организации, которая необходима не только для получения экономического эффекта, но и для развития человека.

В современных условиях рациональная организация труда необходима не только на предприятиях со сложной технологией и большим количеством персонала, но и в сравнительно небольших организациях. [1, с.107]

Современный этап реформирования Государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций России (ГПС МЧС России) характеризуется увеличением количества задач, выдвигаемых перед пожарными подразделениями, увеличением спектра выполняемых работ и совершенствованием методов их осуществления, в том числе за счет мобильности специалистов и повышения, качества выполняемых работ. Также необходимо учитывать условия современного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.