Научная статья на тему 'Тенденции развития информационных технологий в сфере услуг общественного питания'

Тенденции развития информационных технологий в сфере услуг общественного питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1542
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азарова С.П.

В статье определены основные тенденции развития информационных технологий в сфере услуг общественного питания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития информационных технологий в сфере услуг общественного питания»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

© Азарова С.П.*

Тольятгинский филиал Московского государственного университета пищевых производств, г. Тольятти

В статье определены основные тенденции развития информационных технологий в сфере услуг общественного питания

Информационная технология - это представленное в проектной форме (в формализованном виде, пригодном для практического использования) концентрированное выражение научных знаний, сведений и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс [1].

Любые управленческие информационные процессы включают в себя процедуры регистрации, сбора, передачи, хранения, обработки, выдачи информации и принятия управленческих решений.

Информационные технологии представляют собой те средства и методы, с помощью которых реализуются эти процедуры в различных информационных системах.

В системах организационного управления наиболее распространены автоматизированные информационные технологии, в которых выработка управляющего воздействия возложена на человека - лицо, принимающее решение. К таким системам относятся практически все информационные системы, используемые в сфере услуг общественного питания.

Основное назначение информационной системы управления предприятием общественного питания - это возможность существенно повысить эффективность его работы за счет оптимизации и стандартизации всех бизнес-процессов, улучшения качества предоставляемых услуг, придание прозрачности всем процессам его функционирования, а также уменьшения сроков выполнения заказов за счет контроля исполнения.

В настоящее время рынок информационных технологий развивается очень активно, идет постоянная работа по созданию программно-аппаратных комплексов, решающих задачи предприятий общественного питания.

Наличие в современном предприятии питания информационной системы, позволяющей сделать внутренние бизнес-процессы оптимальными, снизить себестоимость продукции и повысить привлекательность предпри-

* Старший преподаватель кафедры «Технология продуктов питания и технологическое оборудование пищевых предприятий».

ягия для инвесторов, является значимой составляющей успеха в конкурентной борьбе и важным условием увеличения стоимости ресторанного бизнеса.

В настоящее время на рынке систем автоматизации предприятий общественного питания предлагается несколько автоматизированных систем управления (АСУ), представленных в виде табл. 1.

Таблица 1

Программные средства автоматизации управления ресторанами

№ п/п Наименование АСУ Краткое описание Сайт

1. Я-Кеерег Лидер рынка автоматизации заведений сферы общепита и развлечений. Разработчик компания UCS. Текущая версия программы - 6. Находится на рынке автоматизации с 1992 г. Основные программные продукты: R-Keeper (АСУ для ресторанов), Store House (складская программа, часто back end), Pool Jet (АСУ для учета работы бильярда), Shelter (комплекс для автоматизации гостиниц), UCS Премьера (АСУ для кинотеатров). www.ucs.ru, www.r-keeper.ru

2. Эксперт Разработчик - Аверс Технолоджис. На рынке автоматизации 5 лет (вышли на рынок в марте 1999 г.). www.averstech.ru

3. ТШуРа<1 Разработчик - компания КОМПЛИТ. На рынке автоматизации ресторанов с 1991 г. До 2000 г. TillyPad носит название «Комплекс ReeF». В АСУ представлены решения для ресторанов, казино, кинотеатров, гостиниц, санаториев. Возможна только стандартная реализация (standalone и сетевая концепция не представлены). www.tillypad.ru

4. г-СавЬ Разработчик - компания Z-Lab Tech. Молодой продукт (сейчас проходит тестирование новая версия). В АСУ представлены решения только для ресторанов. Система построена на Интранет-технологиях. Возможны как стандартная реализация, так и stand-alone и сетевая концепция. www.z-cash.ru

5. Эдельвейс Разработчик - компания Reksoft. На рынке автоматизации 5 лет. С 2004 г. название будет изменено на Медальон. Комплекс автоматизации гостиниц. Совместим со следующими АСУ: TillyPad, Магия, R-Keeper. Кроме того имеет собственную АСУ Medallion POS. www.reksoft.ru

6. Магия-Ресторан Разработчик - компания ИВС (г. Москва). На рынке автоматизации с 1996 г. Комплекс автоматизации управления и учета на предприятиях общепита. Пользователи -свыше 500 предприятий России и Украины. www.magicsoft. ru, www.ivs-company. ru

7. Астор Система построена на базе 1С. Разработчик - Астор ВЦ. Предлагаются решения для многих видов торговли. Для сферы общепита предлагаются решения: АСТОР Общепит, АСТОР Ресторан. Система представляет собой комплекс бухгалтерского и складского учета. Возможна только стандартная реализация (stand-alone и сетевая концепция не представлены). www. 1 c-astor.ru

8. РСТъ На рынке автоматизации 3 года. Разработчик - «Руденко, Смирнов и Товарищи». Возможна стандартная реализация, а новая версия поддерживает и сетевую концепцию (stand-alone не представлена). www.pct.ru

Продолжение табл. 1

№ п/п Наименование АСУ Краткое описание Сайт

9. X-POS Разработчик - компания ИНКОМСОФТ. Отсутствуют варианты реализации stand-alone и сетевой концепции. Малораспространенная АСУ www.xpos.ru

10. ALOHA POS Разработчик - компания Aloha Technologies (США), официальный представитель в России - Сервис Плюс. На рынке автоматизации с 1992 г. Основная деятельность -крупнейший системный интегратор, разработчик ПО и поставщик оборудования (по данным РосБизнесКонсалтинг). Пользователи ALOHA POS - свыше 30000 ресторанов в 30 странах мира, среди них: Burger King, TGI Fridays, Baskin Robins, KFC. Отсутствие собственной системы Back Office (предлагается разработка компании Сервис Плюс «Супер Босс»). www.servplus.ru

11. B52 Ресторан Разработка компании Студия ПЛЮС (Украина). На рынке автоматизации с 1995 г. Работает под управлением СУБД Interbase 5.0 или Firebird 1.0. www.studioplus. com.ua

Высокая конкуренция, существующая в сфере услуг общественного пита -ния, становится хорошим стимулом для руководителей, что обязывает их постоянно совершенствовать свой бизнес. Борьба за рынок выходит как на уровень идей и концепций, так и в область наиболее эффективного управления.

Необходимо обеспечивать высокий уровень обслуживания и эффективное управление рестораном изначально требовалось установить в нем надежную систему автоматизации. На рынке информационных технологий наиболее эффективным программным продуктом является «1С-Рарус: Ресторан + Бар + Кафе» и «1С-Рарус: Общепит». Внедрение данной системы позволяет: автоматизировать процесс обслуживания гостей, контроль работы персонала, складской, производственный, бухгалтерский и оперативный учет, а также операции по формированию аналитической и унифицированной отчетности.

На базе современных компьютерных технологий создана инновационная система управления ресторанным бизнесом пко позволяет в реальном времени получать информацию со всех участков бизнеса, обеспечивая существенное увеличение прибыли и снижение издержек.

В комплекс решений для автоматизации ресторанного бизнеса ико входят решение для автоматизации ресторанов пкоРМЕ и решения для автоматизации ресторанных сетей икоСИаш и пкоСРМ. икоСЬат - это решение, которое позволяет обеспечить единую политику управления финансами, персоналом и закупками в ресторанах сети, опираясь на консолидированную информацию и отчетность. Решение пкоСРМ расширяет традиционные возможности дисконтных систем, предоставляя богатый инструментарий для повышения лояльности гостей.

Преимущества использования системы iiko позволяет увеличить выручку, обеспечивая:

- быстрое и точное обслуживание гостей благодаря удобному вводу и обработке заказов;

- прозрачный управленческий и финансовый учет, предоставление отчетности для акционеров нажатием одной кнопки;

- управление реальной кассовой книгой и планом счетов МСФО;

- предоставление статистических данных для управления маркетингом;

- управление банкетами, контроль за предоплатой, предварительными заказами;

- единую политику управления ресторанными сетями.

В настоящее время управление цепями поставок как концепция SCM является одним из эффективных способов увеличения прибыли и доли рынка и активно внедряется в экономике промышленно развитых стран. Многие крупные компании, в том числе и российские, внедряют принципы Supply Chain Management как новую идеологию бизнеса. Управление цепями поставок (Supply Chain Management (SCM)) - это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам.

Управление цепями поставок позволит интегрировать основные бизнес-процессы:

1. управление взаимоотношениями с потребителями;

2. обслуживание потребителей;

3. управлениеспросом;

4. управление выполнением заказов;

5. управление производством / операциями;

6. управление снабжением;

7. разработка продукта и доведение его до коммерческого использования;

8. управление возвратными материальными потоками.

Внедрение программного продукта SAP Business Suite обеспечит единую

интегрированную среду, охватывающей все бизнес-процессы предприятия.

Решение «Управление цепями поставок» позволяет сократить затраты благодаря сокращению запасов в рамках логистических цепочек предприятия и повышение оборачиваемости запаса. Внедрение решения «Управление цепями поставок» открывает новые возможности для получения прибыли за счет: повышения уровня обслуживания клиентов и сокращения числа ситуаций дефицита запаса; повышения доступности информации и более оперативного реагирования на неожиданные изменения спроса. Решение «Управление цепями поставок» помогает ускорить возврат

инвестиций благодаря: сокращению инвестиций в запасы путем увеличения оборачиваемости запасов на производстве и складах; повышению показателя выполнения заказов в процентах и росту рентабельности продуктов.

Необходимо отметить основные преимущества и выгоды от процесса интегрирования в масштабах всей цепи поставок, которые выделяет Д. Уо-терс: кооперация ме^ду всеми частями цепи поставок; более низкие затраты; сокращение запасов; повышение показателей работы благодаря более точным прогнозам; совершенствование материального потока; более качественное обслуживание потребителей; более высокая гибкость, позволяющая организациям быстрее реагировать на изменяющиеся условия; использование стандартизированных процедур; стабильность показателей качества продукции и меньшее число его проверок как результат реализации программ интегрированного управления качеством [2].

Таким образом, внедрение современных информационных технологий позволяет предприятию сервиса обеспечивать стратегическое и тактическое управление, контролировать оборот денежных средств и снижать издержки, оптимизировать технологию обслуживания клиентов, оптимизировать процессы закупки и хранение сырья, соответственно сводить к минимуму вероятность ошибки при формировании заказа, поэтому качество обслуживания повышается.

Список литературы:

1. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Солохин С.С., Балуян Ю.В. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. - Таганрог: Изд-во ТРТХ 2003. - 107 с.

2. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 503 с.

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

© Потапова И.И.*, Никулина Т.П.4

Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

Статья посвящена основным проблемам информационного обеспечения управления предприятием, а так же возможным вариантам их решения. Ведь информация по своей сути является основой управле-ния, невозможно опираться только на интуицию, на свой жизненный и

* Доцент кафедры «Экономическая теория», кандидат экономических наук.

* Студентка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.