са) ориентировано по сторонам света, что позволяет сделать вывод, что, как и многие другие мегалитические сооружения, этот комплекс являлся древней обсерваторией [4].
Горный Алтай, в котором расположен Сайлюгемский парк, относится к тем регионам Сибири, в которых в последние годы активно развивается туристская сфера. Разнообразие природных комплексов, собственная историческая уникальность каждого кластера парка позволяют развивать на его территории самые разнообразные виды туризма: прежде всего, экологический, активный и познавательный, паломнический, приключенческий и лечебно-оздоровительный.
Библиографический список
1. Биржаков, М. Б. Введение в туризм: учебник. — Издание 7-е, переработанное и дополненное. — СПб.: «Невский дом Герда», 2004.
2. Кусков А. С. Туристское ресурсоведение/ А. С. Кусков. — М.: Изд-во «Академия», 2008. — 208 с.
3. Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. // Сборник руководящих документов по заповедному делу. М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2000. С. 14-34.
Национальный парк Сайлюгемский [Электронный ресурс] // Электрон. текст. дан. — [Б. м.], 2016. — URL: http://www.sailugem.ru/ (дата обращения 19.05.2016).
Сайлюгемский национальный парк [Электронный ресурс] // Электрон. текст. дан. — [Б. м.], 2016. — URL: http://http://www.ecotravel.ru/regions/reserves/1/6/193/ (дата обращения 19.05.2016).
УДК: 65.011.56
АВТОМАТИЗАЦИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
Н. Г. Прудникова, А. Н. Панасенко
Алтайский государственный университет, Барнаул
Аннотация. Проанализированы существующие автоматизированные системы управления гостиничными предприятиями, проведено сравнение с используемыми в гостиницах г. Барнаула. Ключевые слова: Информационные технологии, автоматизированные системы управления, бизнес-анализ.
AUTOMATION OF HOTEL BUSINESS
N. G. Prudnikova, A. N. Panasenko
Altai State University, Barnaul
Abstract. The existing automated control systems for hotel enterprises have
been analyzed, compared to those used in hotels in Barnaul.
Key words: Information technology, automated control systems, business analysis.
Требования к гостиницам постоянно возрастают, что совершенно неизбежно в условиях свободной конкуренции. Поэтому, для успешного ведения гостиничного бизнеса на текущий момент не обойтись без качественной автоматизации отеля или гостиницы. Рынок информационных технологий развивается очень активно. Идет постоянная работа по созданию программно-аппаратных комплексов, решающих задачи гостиничного бизнеса. Годовые затраты отелей на автоматизацию из года в год повышаются. Реальная отдача от проекта возможна лишь при условии, что система не просто решает отдельные производственные задачи, а является комплексной системой, специализированной для гостиничного бизнеса.
Выстраивание эффективной системы управления гостиничным бизнесом и персоналом — дело непростое и занимающее довольно длительное время. Отследить все эти процессы без специализированных программ учета и сбора статистики на сегодняшний день практически невозможно. В ответ на возросший спрос со стороны отельного сектора несколько IT-компаний разработали программы автоматизации гостиниц.
Автоматизация систем управления (АСУ) гостиницы — это специализированный пакет программ, обеспечивающий работу гостиничного персонала на своих рабочих местах и оперативное принятие решений на всех этапах технологического цикла, от резервирования мест до получения отчета по деятельности гостиницы [1].
Нами были проанализированы системы АСУ гостиниц, которые представлены в мире и России:
1. Корпорацией «MAI/Hotel Information Systems» (США) — разработчик системы «Lodging Touch». Система «Лоджинг Тач» используется в сотнях отелей по всему миру, включая такие известные сети, как «Choice Hotels», «Holiday Inn», «Oriental Express», «Gruppo Sol» и др. Используется в российских гостиницах разного класса и размера — столичные отели «Катерина», «Савой», «Домодедово Аэроотель», «Космос»; гостиница «Октябрьская» (Санкт-Петербург).
2. Компанией «Micros-Fidelio» разработаны системы управления гостиничными комплексами Fidelio, которые являются корпоративным стандартом для 70 крупнейших международных цепей, охватывающих 8500 гостиниц в 107 странах [3].
3. ООО «Либра Интернейшнл» (Libra International) — ведущий поставщик информационных технологий для гостиничной индустрии России и стран СНГ — Libra Hospitality. Libra International является официальным партнером и дистрибьютером корпорации Hotel Information Systems, крупнейшего мирового разработчика решений автоматизации для международной индустрии гостеприимства с опытом более 4000 установок в 83 странах мира. Libra International работает на рынках стран СНГ и Балтии с 1998 года [2].
4. Компания UCS разработала систему управления гостиницей «UCS-Shelter», которая помогает в организации эффективной работы отеля, санатория или пансионата. Это новая разработка UCS, принципиально отличающаяся от других программных продуктов фирмы, поскольку здесь автоматизированы такие процессы как бронирование, поселение, выселение, работа со счетами гостей и т. д. Все программы связаны между собой, то есть передача данных производится автоматически. Совместно c другими программными продуктами UCS: Keeper — автоматизация ресторана, кафе и бара, и UCS: StoreHouse — автоматизация складского хозяйства, платформа Shelter позволяет построить полноценную систему управления гостиницей.
5. Конкуренцию мировым разработчикам составило предложение от компании Эделинк, реализующей софт для автоматизации гостиниц АСУ «Эдельвейс», которая с 1998 года занимается автоматизацией гостиниц и гостиничных цепочек. За это время более 300 гостиниц, бизнес-отелей и загородных комплексов с номерным фондом от 6 до 1000 номеров были подключены к автоматизированной системе управления гостиницей «Эдельвейс», которая позволяет автоматизировать все функции службы приема и размещения, бухгалтерскую и управленческую отчетность, консолидировать информацию и предоставлять данные из смежных систем при комплексной автоматизации. Также в системе представлено интернет-бронирование Web-booking.ru, которое дает возможность гостинице представить актуальную информацию по наличию номеров для бронирования в Интернет, предоставляет гостям возможность бронировать номера, обрабатывает поступившие бронирования в любое время [4].
6. PMS «Intellect Style» — «Отель» — представляет собой многофункциональную гостиничную программу с полным набором основных модулей, необходимых для автоматизации управления гостиницей, предназначена для автоматизации гостиницы, мини-отеля, сети отелей, санатория и пансионата. Гибкость настроек позволяет построить систему автоматизации гостиницы или отеля в соответствии с нуждами конкретного объекта внедрения, его размерами и требованиями. Программный комплекс «Intellect Style» — «Отель», впитал в себя весь многолетний (с 1990 года) опыт работы фирмы на Российском рынке, все «know how» реализованные в предыдущей разработке программного обеспечение для отеля, совершенно новые идеи, а также последние мировые достижения в области Интернет и компьютерных технологий [5].
7. Программный продукт «БИТ.Отель 8» — это комплексное и простое в использовании решение для автоматизации предприятий сферы гостиничного бизнеса в соответствии с российским за-
конодательством. БИТ.Отель 8 выбрали уже более 400 гостиничных предприятий в разных регионах России: от Краснодара до Владивостока. БИТ.Отель 8 упрощает работу с booking.com и 101hotels.ru. В программе БИТ.Отель 8 можно управлять номерным фондом отеля на таких порталах онлайн-бро-нирования как booking.com, expedia.com и 101hotels.ru.
8. «SmartHotel 2.0» — новое поколение программ автоматизации гостиниц и санаториев, мощная система управления отелем. Программа реализует все необходимые функции автоматизации гостиниц.
9. «1С-Рарус: Управление отелем» — программа по управлению гостиничным бизнесом. Крупный отель, санаторий, дом отдыха, небольшая гостиница, пансионат, как и любое предприятие в идеале должны приносить прибыль своему владельцу. Когда номера обставлены, персонал обучен и бар полон напитков, казалось бы, заведение готово к приему гостей. Программный эксплуатируется в 18000 самых разных предприятиях сферы гостеприимства и награжден дипломом за первое место в номинации «Отраслевое программное обеспечение» по итогам конкурса «Продукт года 2009».
10. Научно-техническая фирма «ТриСофт» разработала программный продукт для автоматизации и управлению гостиницей Microsoft Navision. В Microsoft Navision настроены модули системы, обеспечивающие работу финансового подразделения компании, отдела закупок, кадровой службы и склада. Доработки, внесенные в стандартный функционал системы, позволяют вести эффективный учет товарно-материальных ценностей и контролировать расход денежных средств. Были разработаны решения для автоматизации периодических закупок продуктов и предметов хозяйственного назначения в соответствии с установленными стандартами наличия ассортимента на складах.
11. Система автоматизации гостиничного бизнеса «КредОтель 2.0» предназначена для автоматизации учета и управления гостиниц, домов отдыха, пансионатов, санаториев и т. д. Позволяет вести учет состояния номерного фонда в разрезе номеров и мест, управлять взаимоотношениями с гостями и контрагентами, регулировать загрузку номеров, анализировать и планировать денежные потоки. Основные функции системы: автоматизация работы службы размещения, автоматизация работы службы бронирования.
12. Компания Интеллект-Сервис предлагает автоматизированную систему — ИС-ПРО, которая работает на рынках Украины, России, Беларуси, Молдовы с 1994 года. Функциональные возможности подсистемы позволяют формировать наличные и безналичные счета по тарифам гостиницы за предоставленные услуги, производить регистрацию, поселение, формировать заказы на поселение (бронирование номеров), вести контроль оказанных гостям услуг и их оплаты, автоматизировать учет телефонных переговоров, а также формировать и распечатывать необходимые оперативные и бухгалтерские отчеты.
13. Программный комплекс для управления гостиницами — Inn был создан для автоматизации процесса резервирования, поселения и учета проживания гостей в гостиницах, санаториях, пансионатах и любых других учреждениях подобного типа. Программа Inn разрабатывалась прежде всего для небольших гостиниц и по замыслу разработчиков должна стать полезным и удобным помощником в работе администраторов, управляющих, директоров гостиниц, санаториев, домов отдыха и других подобных учреждений.
14. «Невский портье» — компьютерная система для автоматизации гостиниц, разработана в г. Санкт-Петербурге в 2001 г. При создании системы был обобщен многолетний опыт работы авторов по развитию и внедрению гостиничной системы «Актис — отель», она сопровождается и модифицируется в соответствии с запросами клиентов и требованиями Российского законодательства, легко вписывается в технологию работы с гостем, устойчиво работает, проста в сопровождении и хорошо принимается персоналом гостиниц. Предназначена для автоматизации работы служб размещения в гостиницах, пансионатах и домах отдыха с общим количеством номеров от одного до 10000 и количеством корпусов от одного до 10. Систему «Невский портье» удобно устанавливать в цепочках отелей, в ведомственных гостиницах и пансионатах, управляемых и контролируемых из одного центра. При этом, в связи со структурированностью информации и единой технологией работы с гостем, центральная организация, получая оперативные отчеты с мест, может более эффективно решать свои задачи.
15. Программа «ШТРИХ — М: Гостиница» — удобный масштабируемый инструмент для управления как малыми и средними отелями, так и крупными (многокорпусными) гостиничными комплек-
сами с развитой структурой дополнительных услуг. Программа «ШТРИХ — М: Гостиница» позволяет вести оперативный учет и контроль использования номерного фонда (загрузка номеров на любую дату и период) и дополнительных услуг, получать данные об истории бронирования номеров и о состоянии взаиморасчетов с клиентами.
В настоящее время на рынке гостиничных услуг мира самыми популярными системами являются Fidelio, Libra Hospitality, Lodging Touch. Они установлены более чем в 120 странах мира и в 90 крупнейших международных цепей, охватывающих 27500 гостиниц.
Наиболее распространенными системами автоматизации гостиниц в России можно назвать: Эдельвейс, 1С-Рарус: Управление отелем, Отель, UCS-Shelter и другие [4; 5]. Очень показательно то, что по мере развития индустрии гостеприимства в России, все более распространенным становится использование многофункциональных комплексных систем автоматизации даже небольшими гостиницами, отельно-ресторанными комплексами или мотелями, расположенными за сотни километров от областных центров. Это значит, что даже небольшой бизнес уже «созрел» к тому, чтобы оценить все преимущества пользования современными технологиями управления гостиничным и ресторанным бизнесом.
В большинстве гостиниц Алтайского края, Р. Алтай и г. Барнаула установлена система управления гостиницей 1С Отель: 2011 г. — база отдыха «Турсиб»; 2012 г. — туристический комплекс «Три медведя», эко-отель «Алтика», туристическая база «Узнезя»; 2013 г. — парк-отель «Ая»; 2014 г. — ре-сторанно-гостиничный комплекс «На старом месте», санаторий «Эдем» (Белокуриха) [6].
о н-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
1996 1999 2001 2004 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рисунок 1. Динамика количества гостиниц Алтайского края подключенных к системам автоматизации
В Барнауле по программе «1С Отель» работают гостиница «Колос», «Алтай» и «Турист», с 2012 г. к системе «Эдельвейс» подключилась гостиница «Барнаул», а также «Улитка» работает в системе «Libra Hospitality».
Но большая часть гостиниц работают по-старинке в Excel, Word и других.
Таким образом, можно сделать вывод, что автоматизация гостиничного бизнеса в Барнауле и крае находится на низком уровне, но с 2000 года отели стали более активно подключаться к системам автоматизации гостиниц и динамика идет положительная.
Все больше гостиниц, санаториев, домов отдыха и гостиничных комплексов приходят к тому, то гораздо удобнее и экономически выгоднее установить комплексную систему автоматизации. Как правило, 90% гостиниц имеют рестораны, кафе и дополнительные услуги, поэтому вслед за организацией учета в гостинице встает вопрос автоматизации и всего остального. К тому же расширение объема услуг, предоставляемых гостиницей, позволит получить дополнительную прибыль и повысить имидж.
Выявление закономерностей спроса на различные услуги гостиницы с использованием инструментов бизнес-анализа позволяет оптимизировать ассортимент услуг и составлять пользующиеся спросом предложения для каждой категории гостей. Технологии помогают более гибко и своевременно реагировать на изменяющиеся условия рынка.
■ Excel НС Отель ■ Эдельвейс ■ Libra Hospitality
Рисунок 2. Системы автоматизации гостиниц г. Барнаула
Библиографический список
1. Автоматизации гостиниц // Турбизнес, 14 апреля, 2014. — № 12 (64).
2. Libra Hospitality — программное обеспечение для гостиничной индустрии [Электронный ресурс]. — LIBRA HOSPITALITY — 2014. — Режим доступа: www.librahospitality.com.
3. Fidelio V8 — новое поколение систем управления для гостиниц [Электронный ресурс]. — FIDELIO — 2014. — Режим доступа: http://www.hrs.ru/prodsols/hotels/fidelio_8.php.
4. Система управления гостиницей «Эдельвейс» [Электронный ресурс]. — Автоматизация гостиниц — 2014. — Режим доступа: http://edelink.ru/products/edelweiss/preview.
5. Программный комплекс «Отель». [Электронный ресурс]. — Автоматизация гостиниц и ресторанов — 2014. — Режим доступа: http://all-hotels.ru/technology/index.ru.html?expi=123.
6. 1С: Отель 8 — система управления для автоматизации гостиниц [Электронный ресурс]. — Гостиницы: система автоматизации — 2014. — Режим доступа: http://rssib.ru/1s_ franchajzing/programmnye_produkty_1s/1s_otel/.