Научная статья на тему 'Сущность и содержания готовности учителя к саморазвитию в процессе профессиональной деятельности'

Сущность и содержания готовности учителя к саморазвитию в процессе профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
707
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ / PERSONALITY / TEACHER / SELF-DEVELOPMENT / SELF-IMPROVEMENT / FORMATION OF READINESS / READINESS FOR SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюнина Анастасия Сергеевна

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования проблемы готовности учителя к саморазвитию. В общем и целом, саморазвитие является осознанным процессом, который реализуется без внешней поддержки, при использовании уже имеющихся ресурсов. Показано, что готовность это активно-действенное состояние личности, направленное на выполнение определенной задачи. Готовность учителя к саморазвитию представляет собой совокупность структурных компонентов, образующих целостную систему, направленную на регуляцию процесса самостоятельного развития своей личности. В статье приводится теоретическая модель готовности учителя к саморазвитию, которая содержит в себе компоненты структуры и их содержание. Данная структура включает в себя три компонента: когнитивный, мотивационно смысловой и деятельностный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND CONTENT OF THE TEACHER''S READINESS FOR THE SELF-DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

The article presents the results of theoretical and empirical studies of the problem of readiness of the teacher to self-development. In general, self-development is a conscious process, which is being implemented without external support, using existing resources. It is shown that the readiness is active-effective state of the individual, aimed at performing a specific task. Teacher’s readiness to self-development is a set of structural components that form a holistic system aimed at the regulation of the process of self-development of teacher’s personality. The article provides a theoretical model of readiness of the teacher to self-development, which contains the components of structure and their content. This structure consists of three components: cognitive, motivational semantic and activity.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержания готовности учителя к саморазвитию в процессе профессиональной деятельности»

УДК 378

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К САМОРАЗВИТИЮ

В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.С. Сюнина

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования проблемы готовности учителя к саморазвитию. В общем и целом, саморазвитие является осознанным процессом, который реализуется без внешней поддержки, при использовании уже имеющихся ресурсов. Показано, что готовность - это активно-действенное состояние личности, направленное на выполнение определенной задачи. Готовность учителя к саморазвитию представляет собой совокупность структурных компонентов, образующих целостную систему, направленную на регуляцию процесса самостоятельного развития своей личности. В статье приводится теоретическая модель готовности учителя к саморазвитию, которая содержит в себе компоненты структуры и их содержание. Данная структура включает в себя три компонента: когнитивный, мотивационно -смысловой и деятельностный.

Ключевые слова: личность, учитель, саморазвитие, самосовершенствование, формирование готовности, готовность к саморазвитию.

THE ESSENCE AND CONTENT OF THE TEACHER'S READINESS FOR

THE SELF-DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

A. Syunina

Abstract. The article presents the results of theoretical and empirical studies of the problem of readiness of the teacher to self-development. In general, self-development is a conscious process, which is being implemented without external support, using existing resources. It is shown that the readiness is active-effective state of the individual, aimed at performing a specific task. Teacher's readiness to self-development is a set of structural components that form a holistic system aimed at the regulation of the process of self-development of teacher's personality. The article provides a theoretical model of readiness of the teacher to self-development, which contains the components of structure and their content. This structure consists of three components: cognitive, motivational - semantic and activity.

Keywords: personality, teacher, self-development, self-improvement, formation of readiness, readiness for self-development.

Процесс развития личности начинается с момента ее рождения. Данный процесс протекает под влиянием природных и социальных факторов. По мере взросления человека, процесс развития начинает принимать характер саморазвития, где человек становится полноправным субъектом своего развития. Саморазвитие является важной ценностью для человека, с помощью которого личность определяет путь своей жизнедеятельности, основываясь на своих потребностях и ценностях. Проявление личностной активности в осуществление планов по саморазвитию характеризуют готовность личности к саморазвитию.

Изначально, проблема саморазвития стала изучаться такой наукой как философия. Впервые о данной проблеме заговорил Сократ. Философ изучал проблему саморазвития через призму добра и зла: «Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать самого себя». [7, с.105].

Саморазвитием, с точки зрения зарубежных философов таких, как И. Кант И.Г. Гербер, является самообразование

личности, а именно «духовно-творческая деятельность». [5, с.205], [3, ^132].

Г. Спенсер рассматривал саморазвитие как «активно-дейтельностное взаимодействие личности с окружающей средой». [11, ^142] Таким образом, в основном процесс саморазвития, с философской точки зрения, представляет собой «самообразование», «познание самого себя».

В педагогике и психологии также есть работы, посвящённые проблеме саморазвития. Так, с точки зрения педагога В.А. Сухомлинского, основой саморазвития является внутренняя природа человека, его желание становится лучше, совершенствовать свою личность. Кроме того, по мнению педагога, процесс саморазвития представляет собой духовную сущность, обращенную к сердцу и чувствам. По мнению ученого-психолога В. Франкла, саморазвитие - это процесс творения самого себя. «Именно в способности самостоятельно формировать свои цели и определять пути их достижения, на основе самоконтроля и волевого усилия, и

выражается подлинная природа человека как творца самого себя» [10, с.31]

Саморазвитие личности является активным, целенаправленным процессом постепенного самостоятельного изменения личности. В процессе саморазвития происходит повышение личностного потенциала в результате чего возникает новое качественное состояние личности и ее деятельности, которое характеризуется особой устойчивостью и продуктивностью. Саморазвивающаяся личность отличается от остальных глубоким интересом к жизни, не только своей, но и окружающих людей, увлеченностью делами, высокой

продуктивностью, стремлением быть частью общества. Такая личность способна не только самосовершенствоваться, но и делиться полученными знаниями, опытом,

приобретенными качествами. Именно такая личность должна быть присуща учителю в силу особой специфики педагогической профессии. Одной из основных составляющих профессии учителя является саморазвитие, так как постоянно существует потребность в обновлении знаний, совершенствовании методик, изучении психологических основ личности, а также совершенствовании личностных качеств.

Общество предъявляет к учительской профессии самые высокие требования. Учитель должен не только обучать учащихся, оказывать влияние на их интеллектуальное развитие, но и воспитывать подопечных, способствовать развитию их личностных качеств. От степени готовности учителя к такой многогранной деятельности зависит качество организуемого им образовательно-воспитательного процесса. Соответственно уровень профессионально-личностной

готовности учителя к осуществляемой педагогической деятельности должен непрерывно расти. Таким образом, профессионально-личностное саморазвитие учителя является обязательным условием его деятельности.

Готовность учителя к саморазвитию представляет собой «мобилизацию всех психофизиологических систем личности, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий». [8, с.147]. Формирование данной готовности

представляет собой цепь последовательных действий, которая включает в себя:

- осознание потребности, требований современного общества;

- осознание цели; постановка задач и способы их решения помогут постепенно достичь желаемого результата;

- оценка условий и собственных возможностей на пути достижения поставленной цели;

- привлечение определенных ресурсов, знаний, опыта;

- прогнозирование желаемого результата.

Успех учителя в его профессиональной деятельности невозможен без готовности к саморазвитию, которая способствует самоорганизации, самореализации,

самоконтролю и самоуправлению. При отсутствии готовности к саморазвитию учитель теряет свою способность к развитию и конкурентности в современном мире. Готовность учителя к саморазвитию выступает как «целостное проявление внутренней активности личности в процессе преодоления личностных и профессиональных

противоречий и творческой реализации планов» [4, с. 84]

Готовность к саморазвитию

рассматривается многими учеными как неотъемлемая часть структуры, которая включает в себя различные компоненты. Данная структура представляет собой целостное единство личности, которое выступает как «совокупность побудительной и исполнительной регуляции, единство волевых и интеллектуальных качеств, единство личностно-побудительного и профессионально исполнительского компонента» [2, с.378]. Изучение различных точек зрения на проблему готовности личности к саморазвитию в общем, и готовности будущего учителя к саморазвитию в частности, позволила нам выделить три основных компонента структуры готовности учителя к саморазвитию: когнитивный, мотивационно-смысловой,

деятельностный.

Фундаментальным компонентом

готовности учителя к саморазвитию является когнитивный компонент. Он включает в себя знание закономерностей, принципов, барьеров саморазвития. Среди закономерностей саморазвития личности учителя можно выделить следующие:

- Движение к определенной цели осуществляется при помощи определенных средств. Идея данной закономерности заключается в том, что учитель должен ставить перед собой конкретные цели и использовать для достижения этих целей определенные средства.

- Самостоятельный контроль поведения способствует саморазвитию личности учителя. При постоянном самоконтроле, педагог начинает отслеживать результаты своего совершенствования, выявлять свои сильные и слабые стороны.

- Интеграция личностей. Саморазвитие совершенствующейся личности будет осуществляться активнее и успешнее в случае поддержки ею другой более слабой и менее защищенной личности.

Исходя из закономерностей саморазвития, можно выделить следующие принципы:

- соответствия используемых средств поставленным целям;

- самоконтроля действий и поступков;

- консолидации.

В процессе саморазвития учитель может сталкиваться с некоторыми трудностями (барьерами) а именно: отсутствие мотивации, целей саморазвития, определенных знаний и навыков, необходимых для саморазвития. К когнитивному компоненту готовности учителя к саморазвитию относится также способность к выбору различных методов и средств, необходимых для личностного и профессионального саморазвития. В процессе саморазвития учитель должен осуществлять отбор необходимых методов и средств, способствующих его самосовершенствованию. Кроме того, ему необходимо осуществлять постоянный самоанализ, диагностируя имеющиеся недостатки и возможные перспективы дальнейшего

самосовершенствования.

Следующим компонентом структуры готовности учителя к саморазвитию является мотивационно-смысловой компонент. В общем и целом, данный компонент представляет собой отражение

положительного отношения учителя к определенной деятельности через потребность, мотив, личностное отношение. Мотивационно-смысловой компонент готовности к саморазвитию включает в себя убеждения в постоянной работе над собой, над своими личностными и профессиональными качествами. Эти убеждения являются ведущей движущей силой, которая побуждает и придает направленность деятельности по саморазвитию. Убеждения в необходимости саморазвития являются мотивом, который характеризуется готовностью

совершенствовать личность учителя. Ценностное отношение к процессу саморазвития и осознания его как смысла своей жизнедеятельности является следующей

составляющей мотивационно-смыслового компонента. Ценностное отношение учителя к процессу саморазвития характеризуется устойчивой и осознанной позицией к самосовершенствованию, которая

расценивается как важная составляющая профессионального становления. Кроме того, учитель должен стремиться к тому, чтобы процесс его самосовершенствования протекал непрерывно, так как процесс саморазвития является самостоятельной, ценностно-ориентированной деятельностью по непрерывному самоизменению.

Заключительным компонентом структуры саморазвития учителя является

деятельностный. Содержание данного компонента включает в себя способность к постановке целей и задач по саморазвитию, планирование определенной деятельности по самосовершенствованию. Указанные

способности представляют собой особую значимость, так как через постановку целей учитель может четко представлять то, что ему необходимо достичь. Правильно поставленные задачи определяют путь достижения целей. Способность учителя к постановке целей и задач по своему самосовершенствованию является важным условием реализации его деятельности по саморазвитию, так как именно способность правильно поставить цели и определить задачи по саморазвитию выступают как начальный этап деятельностного компонента. Еще одной составляющей деятельностного компонента является способность учителя к активным действиям по своему самосовершенствованию. Саморазвитие является целенаправленным процессом активного, последовательного самоизменения личности, которое влечет за собой новое качественное состояние личности и ее деятельности. Без активных действий, направленных на самосовершенствование своей личности, саморазвитие невозможно. Завершающим элементом деятельностного компонента является способность к корректировке процесса саморазвития. Сущность данного этапа заключается в сопоставление желаемого результата с действительным, что является

дополнительным стимулом и возможностью исправить то, что не получилось реализовать.

Подводя итоги, следует отметить, что готовность учителя к саморазвитию является сложным процессом, который представляет собой переход в новое качественное состояние личности и его профессиональной деятельности. Ранее описанные компоненты,

когнитивный и мотивационно-смысловой, обеспечивают готовность к саморазвитию через деятельный компонент, а именно

происходит практическое осуществление когнитивного и мотивационно-смыслового компонентов.

Литература:

1. Арон И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению Вестник КГУ им. Некрасова. - 2010. - №1. - С. 233-237.

2. Блинова В.Л. Особенности жизнестойкости и копинг-поведение личности при разных типах готовности к саморазвитию ВЕСТНИК ТГГПУ. - 2011. - №4 (26). - С. 378-383.

3. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., Наука, 1997. - 465 с.

4. Дергач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. - М.: НПО МОДЭК, 2006. - 496 с.

5. Кант И. Собрание сочинений. - В 6 т., Т.4., ч. 1. - М., 1994. - 613 с.

6. Каргина Е.М. «Формирование готовности субъектной основы образовательного процесса к деятельности в условиях профилизации образовательной среды»: монография, М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Пензенский

гос. ун-т архитектуры и строительства» (ПГУАС) Пенза: ПГУАС , 2015. - 219 с.

7. Кессиди Ф.Х. Сократ. - СПб.: Алетейя, 2001. - 352 с.

8. Мещерекова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008. - 857 с.

9. Плотницкая М.Р., Фризен М.А., Шучковская Е.С. Психологическая готовность личности к саморазвитию: осмысление и исследование Вестник челябинского государственного педагогического университета. -№ 9, - 2015. - С. 136-141.

10. Разуваев С.И. Профессионально-творческое саморазвитие педагога в условиях инновационной деятельности учреждения начального профессионального образования: диссертация канд. Пед наук. Москва, 2010. - 154 с.

11. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. Спб.: Тип. «Труд и польза», 1906. - 228 с.

Сведения об авторе:

Сюнина Анастасия Сергеевна (г. Казань, Россия), аспирант Казанского (Приволжского) Федерального Университета, e-mail: sunina_nastya@mail.ru

Data about the author:

A. Syunina (Kazan, Russia), post-graduate student of Kazan (Volgaa Region) Federal University, e-mail: sunina_nastya@mail .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.