УДК 151.8 ББК 88.37
М.Р. Плотницкая, М.А. Фризен, Е.С. Шучковская
психологическая готовность личности К саморазвитию: ОСМыСлЕниЕ и исследование
В статье рассматривается феномен психологической готовности к саморазвитию в трех аспектах: когнитивная, аффективная, поведенческая готовность, анализируются подходы к эмпирическому исследованию каждого из аспектов. Указывается, что значимыми личностными параметрами исследования готовности к саморазвитию выступают специфика временной перспективы, толерантность к неопределенности, рефлексивность, мировоззренческая активность, ценность саморазвития, направленность личности на него, автономность, самодетерминация, локус контроля, опыт осуществления саморазвития и его осмысления.
Ключевые слова: саморазвитие, психологическая готовность к саморазвитию.
M. R.Plotnitskaya, M.A.Frizen, E.S.Shuchkovskaya
PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE INDIVIDUAL TO SELF-DEVELOPMENT: CONCEPTULIZATION
AND RESEARCH
The phenomenon of psychological readiness for self-development in three aspects: cognitive, affective, behavioral readiness, analyzes approaches to the empirical study of each aspect is discussed. It is indicated that important personal parameters of the study of readiness for self-development are the specifics of temporal perspective, tolerance for uncertainty, reflexivity, philosophical activity, the value of self-development, personal orientation, autonomy, and self-determination, locus of control, experience of implementation of self-development and reflection.
Key words: self-development, psychological readiness to self-development.
В условиях современного общества, характеризующегося нарастающим темпом изменений и отсутствием четких ценностно-смысловых, социокультурных ориентиров, продуктивное функционирование личности требует специфических внутренних ресурсов, при этом не существует универсальной формулы оптимального жизнеосуществления человека. Исследователи (Е.П. Белинская [3], В.П. Зинченко [7], В.Е. Клочко [8], Т.В. Корнилова [9], Е.Г. Луковицкая [14], А.Н. Поддъяков [16] и др.) выделяют, как минимум, две стратегии построения жизни в условиях неопределенности. Первая в целом основывается на стремлении снять эту неопределенность и может быть реализована разными средствами: задействованием психологических защит, опорой на адаптивные тенденции, конформ-
ной логикой поведения и мн.др. Вторая стратегия предполагает принятие ситуации неопределенности и осмысление ее как внешнего ресурса для выстраивания жизненного пути в соответствии с собственными ценностями и смыслами -осуществляется в плане самореализации, саморазвития. Каждый человек уникальным для него образом сочетает эти стратегии в тех или иных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем как справедливо указывает Д.А. Леонтьев [11], на этапе взрослости личность вполне осознанно или не прикладывает усилий для собственного развития, когда иные его движущие силы минимизируются, или начинает выступать фактором собственного развития - в данном случае можно говорить об осознанном и целенаправленном саморазвитии. Не пытаясь давать оценку
тому или иному личностному выбору, отметим, что личностное саморазвитие, безусловно, может выступать значимым контекстом продуктивного жизнеосу-ществления человека. Одним из аспектов данной проблематики выступает описание готовности личности к саморазвитию. Осознанное и целенаправленное саморазвитие предполагает личностную зрелость на уровне рефлексии и целе-полагания, однако его психологическая основа формируется на этапе довзросло-сти, именно поэтому важно исследовать разные параметры готовности к саморазвитию личности на этапе ее формирования, чтобы эффективно конструировать деятельностные контексты саморазвития в психолого-педагогической практике.
Обращаясь к понятию психологической готовности, отметим, что достаточно часто она рассматривается либо в аспекте вступления в новые отношения, новую группу (например, психологическая готовность к браку, см. Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубов-ская [2] и др.; либо в аспекте включения в ту или иную деятельность (психологическая готовность к школьному обучению, см. Л.И. Божович [по 6], Н.И. Гуткина [6] и др., готовность к действию в рамках профессиональной деятельности, см. А.А. Деркач [1], О.М. Краснорядцева [10] и др.), готовность к деятельности в экстремальных условиях, см. О.Ю. Литвинова [13] и др.). При этом вопрос о готовности к саморазвитию практически не изучен в психологии, скорее описывается его феноменология; практически не раскрыт вопрос о том, каковы составляющие готовности к осознанному самоизменению личности, находящейся на стадии становления, кристаллизующейся и оказавшейся в ситуации неопределенности современного общества.
В качестве компонентов психологической готовности исследователи выделяют следующие: потребностно-мотивационный (мотивация достижения успеха, потребность успешно выполнить поставленную задачу и др.); познавательный (понимание задачи, наличие знаний, умений, навыков для ее выполнения и др.); эмоциональный (уверенность
в успехе и др.); волевой (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, управление эмоциональными и физиологическими состояниями и др.). В современных исследованиях предлагается рассматривать все компоненты целостно в контексте идеи о личности как самоорганизующейся и саморазвивающейся системе (О.М. Краснорядцева [10] и др.) с опорой на концепцию образа мира личности (А.А. Деркач [1] и др.).
Большой психологический словарь [4] определяет психологическую готовность как вооруженность индивида знаниями, умениями, навыками, а также готовность к экстренной реализации имеющейся программы действия в ответ на появление определенного сигнала, выделяя и третий смысл понятия «готовность к действию»: решимость совершить какое-то действие. Нас интересует именно последний аспект: какой психологический паттерн представляет собой основу осознанного стремления личности самоизмениться, то есть спланировать и осуществить саморазвитие. Если рассматривать психологическую готовность к саморазвитию в соотношении со структурой установки (как направленность на саморазвитие), то очевидно исследование трех ее компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого.
Когнитивный компонент готовности к саморазвитию может рассматриваться как когнитивная готовность оценивать ситуацию с точки зрения возможностей для саморазвития, как готовность интерпретировать ситуации неопределенности как содержащие альтернативу и поэтому имеющие потенциал для саморазвития, приобретения нового опыта. Когнитивный компонент готовности к аморазвитию, судя по всему, связан с познавательно-исследовательским отношением человека к действительности. А.Н. Поддъяков [16] описывает два основных типа такого отношения. Первый тип отличает видение мира как стабильного, упорядоченного, цельного, в основе формирования подобного образа лежит потребность в определенности, устойчивости, упорядоченности; пред-
X
го ш о
4 ф
5
о
X
ф
^
о
XI
о о
го
о
го о
I-
о о
X
т
-О
I-
о о
X
ей о
I-
о
к го ¡£
о ф
т
о с; о
X ^
о
с
к го ¡£ о ш о ¡£ т
О
и!
ф
со 0
к го
X
н о с; С
полагается наличие четких, иерархизи-рованных целей, владение алгоритмом действий и однозначное представление о возможном результате. Второй тип характеризуется видением мира как постоянно изменяющегося и разнообразного, основанием чего служит потребность в неопределенности, новизне, готовность к выходу за рамки уже известного. Данному типу отношения соответствует гибкость познавательных процессов, це-леполагания представлений о результате деятельности и путях его достижения.
В.П. Зинченко [7] полагает, что в ходе социализации у личности формируется смысловая ценность поиска, ценность создания и использования ситуаций неопределенности как динамического резерва разнообразных путей развития личности. Вслед за Е.П. Белинской [3] можно предположить, что подобная тенденция эмпирически может быть зафиксирована у испытуемого за счет исследования его перспективы будущего: насколько она развернута, каково количество альтернативных вариантов развития, насколько гармонично они связаны с локусами прошлого и настоящего. Исследователь указывает, что специальные усилия по выработке перспективных планов деятельности, позволяющие снять субъективное переживание неопределенности, могут быть оценены как «расширение жизненной перспективы». На наш взгляд, исследование специфики временной перспективы в сочетании с толерантностью к неопределенности, рефлексивной и мировоззренческой активностью может позволить описать психологическую готовность к саморазвитию в ее когнитивном аспекте.
Аффективный компонент готовности к саморазвитию, вероятно, включает ценность саморазвития, его привлекательность, перспективность для личности. Направленность на саморазвитие, по нашему мнению, связана с выраженностью неадаптивной активности личности, жизненной стратегией бытия по Э. Фромму [17], с опытом самотрансценденции личности. Сама перспектива изменения в данном случае не вызывает у человека тревогу, а скорее привлекает, восприни-
мается как значимый компонент жизни, ее смысл. Таким образом, можно исследовать специфику ценностно-смысловой сферы личности, ее мотивационной сферы, потребность в самореализации и самоактуализации, значимыми особенностями личности в этом смысле являются автономность, самодетерминация, локус контроля.
Важно учитывать и компонент це-леполагания: на что направлена активность личности в плане самоизменения, являются ли цели саморазвития внутренними, осознанными, или оно осуществляется в логике адаптивности, конформизма, выступает вынужденным и, по сути, не является подлинным саморазвитием. Так, индивид в рамках профессиональной сферы деятельности может включаться в контексты повышения квалификации либо с целью приобретения нового профессионального и жизненного опыта, либо с целью соответствия неким внешним требованиям. Безусловно, любая деятельность человека полимотивированна, вместе с тем, мотивы, ценности, смыслы существуют в виде иерархи-зированных подсистем, следует изучать ведущие компоненты в данных структурах личности.
Важно исследовать и такой компонент, как самоотношение личности, поскольку оно выступает основой осмысления актуального уровня развития, соотнесения его с желаемым уровнем, анализа необходимых изменений и средств их осуществления. Убежденность в самоэффективности становится психологической основой мотивации достижения успеха и соотносится с таким параметром личности, как жизнестойкость. В целом, совокупность указанных выше внутренних ресурсов может выступать значимым компонентом готовности к саморазвитию.
Деятельностный компонент готовности к саморазвитию, на наш взгляд, предполагает наличие опыта поиска деятельностного контекста для саморазвития и его успешного применения; соотносится с понятием гомеореза (Э.В. Галажинский [5], В.Е. Клочко [8] и др.). В данном случае целесообразно,
по нашему мнению, исследовать самоотчеты испытуемых об опыте их саморазвития, о деятельностях, в ходе которых он приобретен. Исследование таких самоотчетов, безусловно, позволит также оценить когнитивную и аффективную составляющую их готовности к саморазвитию. Также можно исследовать параметры деятельностной активности в различных контекстах, в том числе в специально созданных ситуациях, направленных на саморазвитие. Например, как испытуемый преодолевает ситуации затруднения, каков локус каузальности в данном случае, каков опыт преодоления трудностей в жизни вообще, каков спектр жизненных сценариев в данном аспекте. В исследовательских целях также могут моделироваться ситуации неопределенности, в их контексте можно оценить все три компонента готовности к саморазвитию. Например, попросить испытуемого включится в нетипичную для него деятельность: предложить порисовать, разыграть небольшую сценку и др. Вербальные и невербальные реакции внутри ситуации, а также рефлексия ее восприятия постфактум могут позволить зафиксировать ее аффективную оценку, интерпретацию, наличие деятельностных стереотипов.
В целом, конструирование дизайна эмпирического исследования готовности личности к саморазвитию должно не только измерять все ее компоненты, но и учитывать, что каждый из ее ресурсов, не является линейным, одномерным па-
раметром. Так, недостаточно зафиксировать уровень личностной рефлексивности, который позволил бы оценить когнитивную готовность к саморазвитию, важно исследовать ее специфику [12]. То же касается и самоотношения: позитивное самоотношение может быть связано с убежденностью в самоэффективности, но при этом с закрытостью к изменениям (человек полагает, что уже высокоразвит); негативное самоотношение может быть связано с внешним локусом контроля (человек полагает, что он недостаточно развит, но винит в этом внешние обстоятельства). В обоих случаях саморазвитие не осуществляется, при этом параметры готовности к нему различны, практическая работа с представителями разных типов будет принципиально разной.
Ключевым параметром готовности к саморазвитию можно считать самодетерминацию, которая, по М.К. Мамар-дашвили [15], выступает ключевой особенностью людей, находящихся «по перпендикуляру» к повседневному потоку жизни; ее залог - возможность человека, как в плане сознания и картины мира, так и в плане практическом, отстраниться от потока повседневности.
Подводя итоги, следует отметить, что психологическая готовность к саморазвитию является многомерным качеством личности. В статье структура такой готовности смоделирована в первом приближении и нуждается в эмпирической верификации.
Библиографический список
1. Акмеология [Текст]: учебник / под общей редакцией А.А.Деркача. - М.: РАГС, 2004. - 299 с.
2. Алешина, Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений [Текст] / Е.Ю.Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. - М.: МГУ, 1987. - 120 с.
3. Белинская, Е.П. Неопределенность как категория современной социальной психологии личности [Электронный ресурс] / Е.П.Белинская // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2014. - Т.7. - № 36. - Режим доступа http://psystody.ru/mdex.php/num/2014v7n36/1014-belinskaya36.html. - [Дата обращения: 10.09.2015]
4. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. -СПб.: Прайм Еврознак, 2006. - 672 с.
5. Галажинский, Э.В. Системная детерминация самореализации личности [Текст]: автореф. дис.... д-ра психол. наук / Э.В. Галажинский. - Барнаул, 2002. - 42 с.
6. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
X
го ш о
4 ф
5
о
X
ф
^
о
XI
о о
го
о
го о
I-
о о
X
т
-О
I-
о о
X
ей о
I-
о
к го ¡£
о ф
т
о с; о
X ^
о
с
7. Зинченко, В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? [Текст] / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - 2007. - № 6. - С. 3-20.
8. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ) [Текст] / В.Е. Клочко. - Томск: Томский государственный университет, 2005. - 174 с.
9. Корнилова, Т.В. Принцип неопределенности в психологии: основания и проблемы [Электронный ресурс] / Т.В.Корнилова // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2010. - № 3(11). - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n3-11/ 320-kornilova11.html
10. Краснорядцева, О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности [Текст] / О.М. Краснорядцева. - Барнаул: БГПУ, 1998. - 112 с.
11. Леонтьев, Д.А. Личностное измерение человеческого развития [Текст] / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 67-80.
12. Леонтьев, Д.А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т.11. - № 4. - С. 110-135.
13. Литвинова, О.Ю. Рассмотрение модусов бытия личности в аспекте сформированности психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях [Текст] / О.Ю. Литвинова // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 6-8.
14. Луковицкая, Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Е.Г. Луковицкая. - СПб., 1998. - 227 с.
15. Мамардашвили, М. Как я понимаю философию : избр. ст., докл., выступ., интервью [Текст] / М.Мамардашвили. - М.: Прогресс, 1992. - 415 с.
16. Поддъяков, А.Н. Неопределенность в решении комплексных проблем [Текст] / А.Н. Поддъя-ков // Человек в ситуации неопределенности. - М.: ТЕИС, 2007. - С. 177-193.
17. Фромм, Э. «Иметь» или «быть» [Текст] / Э.Фромм. - М.: АСТ, 2011. - 320 с.
Referencеs
1. Acmeology. M.: RAGS, 2004. P. 299. [in Russian].
2. Aleshina Yu.E., Gozman L.Ya., Dubovskaya E.M. Socio-psychological research -methods of marital relations. M.: MGU, 1987. P. 120. [in Russian].
3. Belinskaya E.P. The Construction of identity structures in a situation of uncertainty. Psychologicheskie issledovania: electron. nauchn. zhurn. 2014. T. 7. № 36. Available at: http://psystudy.ru/index.php/ num/2014v7n36/1014-belinskaya36.html. [in Russian].
4. Big psychological dictionary. SPb.: Praim Evroznak, 2006. P. 672. [in Russian].
5. Galazhinsky E.V. System determination of self-identity Author's abstract. Dis. ... doctor of sciences (Psychology). Barnaul, 2002. P. 42. [in Russian].
6. Gutkina N.I. Psychological readiness for school. SPb.: Piter, 2004. P. 208. [in Russian].
7. Zinchenko V. P. Tolerance to uncertainty: the news or a psychological tradition. Voprosy psikhologii. 2007. No. 6. P. 3-20. [in Russian].
8. Klochko V. E. Self-organization in psychological systems: problems of forming a mental space of personality (introduction to transactional analysis). Tomsk: Tomsk state University, 2005. P. 174. [in Russian].
9. Kornilova T. V. The uncertainty principle in psychology: foundations and challenges. Psycholog-icheskie issledovania: electron. nauchn. zhurn. 2010. N 3(11). Available at: http://psystudy.ru/index.php/ num/2010n3-11/320-kornilova11.html [in Russian].
10. Krasnoryadtseva O.M. Peculiarities of professional thinking in the context of psychodiagnostic activity. Barnaul: BSPU, 1998. P. 112. [in Russian].
11. Leontiev D. A. Personal dimension of human development. Voprosy psikhologii. 2013. №. 3. P. 67-80. [in Russian].
12. Leontiev D.A., Osin E.N. Reflection "good" and "bad": from an explanatory model to differential. Psikhologia. Journal of Higher school of Economics. 2014. Vol 11 No. 4. P. 110-135. [in Russian].
13. Litvinova O.Y. Consideration of the modes of existence of the personality in the aspect of development of psychological readiness to activities in extreme conditions. Sovremennaiapsikhologia. Perm: Mercury, 2012. P. 6-8. [in Russian].
14. Lukovitskaya E. G. Socio-psychological significance of tolerance to uncertainty: Dis. ... cand. of sciences (Psychology). SPb., 1998. P. 227. [in Russian].
15. Mamardashvili M. As I understand the philosophy. M.: Progress, 1992. P. 415. [in Russian].
16. Poddiakov A.N. The uncertainty in solving complex problems. Chelovek v situatsii neopredelennosti. M.: TEIs, 2007. P. 177-193 [in Russian].
17. Fromm E. "To have"or"to be"?. M.: AST, 2011. P. 320. [in Russian].
Сведения об авторах Плотницкая Марина Руслановна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра экономических и социально-гуманитарных наук, Петропавловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Петропавловск-Камчатский, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the author: Plotnitskaya Marina Ruslanovna,
Candidate of Sciences (Psychology),
Associated Professor,
Department of the Economic and Social
Human Sciences,
Russian Presidential Academy
of National Economy
and Public
Administration,
Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia E-mail: [email protected]
Фризен Марина Александровна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра теоретической и практической психологии, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
шучковская Елена Сергеевна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра теоретической и практической психологии, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Frizen Marina Aleksandrovna,
Candidate of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor Associate Professor, Department of the Theoretical and Practical Psychological,
Vitus Bering Kamchatka State University, Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia E-mail: [email protected]
Shuchkovskaya Elena Sergeevna,
Candidate of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor Associate Professor, Department of the Theoretical and Practical Psychological
Vitus Bering Kamchatka State University, Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia E-mail: [email protected]
x
ro m о
Ф
5
о
X
ф
ç
о .0 s
о о
го
о s го о