Научная статья на тему 'Сущность и содержание процесса формирования профессионально- экономического интереса у будущих экономистов'

Сущность и содержание процесса формирования профессионально- экономического интереса у будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание процесса формирования профессионально- экономического интереса у будущих экономистов»

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

Е.В. Крылова,

старший преподаватель кафедры иностранных языков Читинского государственного университета

Современный этап развития педагогической науки характеризуется всесторонней разработкой ее понятийного аппарата, в ходе которой происходит уточнение, переосмысление и обогащение новым содержанием ряда основных категорий педагогики. Подобное изменение педагогических понятий обусловлено как обогащением материала современной науки, так и сдвигами в самом строе научного мышления, вызванными существенными изменениями в социокультурных ориентациях общества. Однако необходимым моментом в таком развитии педагогических категорий является учет, изучение и применение материала, касающегося эволюции этих понятий в истории отечественной и зарубежной педагогики, психологии и методики.

Смыслообразующим вектором деятельности будущих экономистов является профессиональный интерес, который является важнейшим компонентом профессиональной направленности, а также основным мотивом как в процессе подготовки к профессиональной деятельности, так и в процессе самой профессиональной деятельности будущих экономистов.

Понятие "профессиональный интерес" относится к числу наименее разработанных как в педагогической, так и социально-психологической литературе. Это объясняется, по-видимому, сложностью самого понятия "интерес".

До недавнего времени существовало мнение рассматривать понятие "интерес" только как психологическую категорию [1, с. 17-28].Однако интерес - понятие не только психологическое, но и экономическое, политическое, правовое. В каждой области системы общественных наук мы встречаемся с этим понятием. Такое широкое его распространение объясняется тем, что ничто в общественной и личной жизни не совершается помимо интересов людей. Это говорит о том, что интерес является и социологической категорией.

Согласно Г.М. Гак, интерес есть «объективное явление, связанное с бытием предмета, и не сводится к сознанию и воле» [1, а 19]. Такое понимание распространяется не только на личный, но и общественный интерес. «Интерес общности дан объективно, как определяемый ее природой и условиями существования» [1, с. 21]. Г.М. Гак показывает общественную природу личного интереса. Он различает в нем две стороны: ту, которая связана с сохранением его (человека) существования, с развитием его сил и способностей, с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов, его свободы и т.д., и ту, которая характеризуется принадлежностью его к чему-то более общему - к семье, производственному коллективу, классу, родине, обществу. Первая сторона называется им «личным интересом», вторая - «интересом личности». Интерес личности включает в себя личный интерес, но не сводится к нему.

Интерес к профессии - прежде всего интерес к определенному виду трудовой деятельности. Как известно, труд в нашем обществе для большинства населения является единственным источником удовлетворения ма-

териальных и духовных потребностей, который определяет место человека в обществе, смысл и цель его существования. Но не только это. С тех пор, как человек начал осмысленно взаимодействовать с природой, он нашел в самом процессе труда источник удовлетворения своих духовных потребностей, т. к. с самого начала трудовой деятельности возникла и духовная жизнь человека. Хотя материальная заинтересованность в результатах работы - один из важнейших стимулов к труду, человек любит свою работу не только поэтому. Он получает удовлетворение в самом процессе труда, в мастерстве, в соединении умственных и физических усилий, в получении общественно значимых результатов труда, в творческом поиске.

Виднейшие советские психологи (С.Л. Рубинштейн, Б.И. Теплов, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мяси-щев, Д.Н. Узнадзе, А.Г. Ковалев, Ю.А. Самарин и др.) в своих исследованиях доказали положительное влияние эмоциональной реакции, возникающей при исполнении интересной для человека работы, на производственную эффективность его деятельности и творчество. В частности, доказано существование такой закономерности: когда человек работает без интереса, энергия действия исходит из периферийных локальных источников (поэтому человек быстро устает, утомляется), а когда с интересом - из общего «центрального» запаса всего человеческого организма, при этом человек меньше утомляется, энергии бывает достаточно для творческой деятельности. Таким образом, можно сделать первую предпосылку, сущность которой заключается в том, что профессионально-экономический интерес может и должен быть начальным истоком профессионально-творческой направленности личности экономиста. Но какова же природа данного интереса?

В современной социологической теории с определением и сущностью данного понятия мы встречаемся в работах А.С. Айзинкевича [2], Г.М. Гака [1], А.Г. Здравомыслова [3], Г.Е. Глезермана [4], Д.И. Чеснокова [5] и др.

Исследуя сущность интереса, мы должны определить основы интереса и характер причин, которые его порождают, а также выяснить, является ли интерес объективным по своей природе или, наоборот, только состоянием, направленностью нашего сознания.

Так, все авторы единодушны в том, что основа интереса объективна, все интересы в обществе порождаются материальными и экономическими отношениями. При ответе на второй вопрос у социологов довольно четко вырисовывается расхождение. Одни исходят из того, что интересы, представляя непосредственное проявление экономических отношений, объективны и что необходимо отличать интерес как объективное отношение от отражения интереса в сознании людей. Д. И. Чесноков пишет: «В основе интереса лежат потребности людей, а потребности в конечном счете порождаются способом производства материальных благ. Интерес есть объективное отношение общества, класса или отдельного че-

ловека к условиям собственной жизни и наличным потребностям, побуждающим социальный коллектив или отдельных людей содействовать сохранению условий, благоприятных для жизни и развития коллектива или личности, и бороться с условиями, затрудняющими существование и развитие» [5, с.5].

Сторонники другой теории считают невозможным рассматривать интерес вне сознания. Интересы рассматриваются ими как состояние сознания, как направленность мыслей и внимания, обусловленные, в конечном счете, экономическими условиями.

Существует еще одна точка зрения, согласно которой интерес представляет собой «единство объективного и субъективного» (В.Г. Нестеров, А.Г. Здраво-мыслов). «Интерес, - пишет В.Г. Нестеров, - явление объективное, представляющее собой единство объективного и субъективного, поскольку, с одной стороны, он имеет материальные основы (объективно существующие потребности личности, группы, класса, общества в целом), а с другой стороны - всегда так или иначе, более или менее глубоко, правильно или неправильно отражается в сознании и оформляется в нем в виде отдельных целей» [3, с.77]. Отсюда следует, что объективно существующие потребности лишь суть «материальной основы» интереса, а сам интерес «всегда так или иначе» оформлен в сознании. Таким образом, если содержание интереса объективно определено, то по форме существования он субъективен, ибо «всегда» оформлен в сознании. Следовательно, единство объективного и субъективного понимается здесь как единство объективного содержания и субъективной формы. Мы разделяем точку зрения В.Г. Нестерова и А.Г. Здравомыслова потому, что она наиболее точно вскрывает сущность интереса и позволяет охарактеризовать существенные его стороны.

Интерес выражает избирательную связь личности с окружающими условиями, опосредованную ее многообразным опытом. Интерес нужно рассматривать не только как сложное отражение в сознании человека каких-то сторон объективной действительности, но и как положительное и избирательное отношение к этим сторонам действительности.

Наш анализ был бы далеко неполным, если бы мы не отметили позицию Б.И. Додонова в этом вопросе. По его определению, «интерес есть потребность в том или ином предмете как возбудителе субъективно значимых эмоций и средств достижения объективно значимых целей» [9, с. 76]. Здесь совершенно ясно вырисовывается тенденция сближения психологического и социологического аспектов определения интересов, обнаруживается диалектическое единство объективного и субъективного в явлении интереса.

Итак, интерес есть единство социального положения целенаправленно действующей личности и ее положительно-эмоционального отношения к тому объекту, которым определяются главные мотивы этой деятельности.

В данном случае под социальным положением личности мы понимаем совокупность общественных связей личности, складывающихся в процессе деятельности. Эти общественные связи и возникающие как следствие этих связей потребности отражаются в сознании личности сообразно ее социальному положению. Интерес, следовательно, есть определенное единство объектив-

ного и субъективного. Объективным моментом интереса является положение личности с ее общественными связями и потребностями, субъективным моментом -идеальные побудительные силы: желания, стремления, мотивы деятельности, которые определяют положительное эмоциональное отношение к объекту или виду деятельности.

Таким образом, социально-психологический анализ понятия «интерес» приводит к выводу о том, что профессионально-экономический интерес есть единство двух сторон одного и того же явления. С одной стороны, он представляет совокупность связей будущего или настоящего экономиста с подчиненными, руководителем, коллегами, партнерами по бизнесу (зарубежными партнерами), предприятиями и общественными организациями, то есть объектами и субъектами профессионально-экономической деятельности, а с другой - положительное эмоциональное отношение к ним и самой деятельности. Иначе говоря, профессионально-экономический интерес есть не только состояние сознания, направленность мысли и внимания, что является субъективной формой его существования, но и объективно существующее явление, содержанием которого является профессионально-экономическая деятельность и потребность в ней.

Такой подход к изучению сущности профессионально-экономического интереса несколько отличается от других встречающихся в психолого-педагогической литературе. К примеру, определение А.Ф. Эсауловым [7, с. 77] понятия «профессионально-направленный интерес» как интереса к будущей или настоящей профессиональной деятельности, выражающегося в сосредоточенности мысли личности на предмете избранной профессиональной деятельности, в положительном эмоциональном отношении к ней, в изучении ее и в практическом овладении, мы считаем не совсем полным. Данное определение односторонне, не отражает субъективной стороны содержания профессионального интереса.

Систематическое освещение в педагогической литературе получил познавательный интерес. В исследованиях Г.И. Щукиной и Н.Г. Морозовой интерес рассматривается только как психологическая категория. Это обусловлено самим содержанием рассматриваемого ими видами интереса, связанного областью познания и познавательной деятельностью. Подобная трактовка познавательного интереса вполне правомерна. Однако для анализа сущности профессионально-экономического интереса такой подход недостаточен. К тому же понятия «профессионально-экономический интерес» и «интерес к профессии экономиста» не адекватны. Последнее входит в первое понятие, но оно не охватывает всей полноты и глубины осознания управленческой профессии и отношения к ней. Когда мы говорим о человеке, имеющем профессионально-экономический интерес, то прежде всего мы связываем его с профессией экономиста как жизненно важной для него - он любит этот вид трудовой деятельности, и меньше вероятность, что он когда-нибудь его оставит. Этого мы не можем утверждать о человеке, который только проявляет интерес к профессии экономиста, а реально действующие мотивы далеки от объектов управленческой деятельности. Поэтому мы считаем существенно важным выделение следующих основных показателей профессионально-экономического интереса.

Первый показатель - совокупность общественных связей будущего экономиста с подчиненными, директором фирмы, коллегами, партнерами по бизнесу (зарубежными партнерами), предприятиями и общественными организациями. Под совокупностью общественных связей мы понимаем реально существующие взаимоотношения с перечисленными субъектами. Успех в профессионально-управленческой деятельности во многом зависит от того, как складываются эти взаимоотношения. А успех выступает как эмоциональная предпосылка интереса к данному виду деятельности и как средство улучшения этих связей.

В соответствии с классификацией профессий по предмету труда работа в сфере управления (экономика) относится к типу «Человек - человек» [8, с. 15]. Люди, коллективы, условия их развития, обслуживания, руководства являются главным предметом труда этой группы. Основной особенностью деятельности специалиста данного типа выступает взаимодействие между людьми. Умение общаться, контактировать с людьми, добиваться взаимопонимания в процессе выполнения профессиональных функций является важнейшим условием высокой эффективности труда работников этого типа.

Неправильно сложившиеся взаимоотношения директора фирмы и подчиненных могут превратить совместную деятельность в тягостное, неприятное, насильственное занятие, могут вызвать отрицательные эмоции, чувства неприязни ко всему, что связано с бизнесом, экономикой и вообще управленческой деятельностью. У подобных взаимоотношений много разновидностей: взаимоотношения подавления личности подчиненного, взаимоотношения неприязни, взаимоотношения противодействия, при обострении которых нередко возникает весьма сложная обстановка, именуемая психологическим барьером; взаимоотношения формальные (формально-безразличные, формально-неприязненные), которые отрицательно сказываются на эффективности всех форм и методов управленческой работы.

Многочисленные наблюдения в процессе производственной практики показывают, что взаимоотношения студентов с подчиненными никогда не бывают нейтральными. Они активно формируют профессионально-экономический интерес у студентов или же вызывают отрицательное отношение к управленческой деятельности. Нами также установлено, что все другие связи студентов (с директором фирмы, иностранными партнерами, предприятиями и общественными организациями и т. п.) во многом определяются взаимоотношениями между ними и подчиненными. Количественная и качественная характеристика этих связей вполне позволяет судить о степени осознания студентами своего социального положения как будущего экономиста.

Второй показатель - положительное эмоциональное отношение к директору фирмы, менеджерам, коллегам, партнерам по бизнесу и к самой управленческой деятельности.

В результате длительного изучения процесса формирования профессионально-экономического интереса как у студентов, так и начинающих экономистов стало совершенно ясно, что без чувства и эмоций, без учета их мотивирующих значений останется необъяснимой удивительная гибкость и пластичность человеческого поведения, покажутся немотивированными многие поступки и действия студентов по отношению к подчиненным,

коллегам, партнерам по бизнесу и т.д.

Кроме чувства уважения к подчиненным, которое должно присутствовать у специалиста в области управленческой деятельности, часто наблюдаются и другие. Например, чувство страха, робости, сомнения, неуверенности, которые нередко возникают у студентов в процессе прохождения производственной практики, могут не только тормозить развитие профессионально-экономического интереса у них, но даже привести к формированию отрицательного отношения к профессии экономиста из-за постоянного ощущения чувства неудовлетворенности управленческой деятельностью. И наоборот, такие чувства, как надежда, уверенность и другие, как бы «окрыляют» студента в его деятельности, побуждают искать и осуществлять все новые управленческие приемы и методы экономической деятельности. В данном случае налицо процесс активного и успешного формирования у студента интереса к профессии экономиста.

Эмоции, чувства, как более мобильные и динамичные по сравнению с потребностями, фиксируют все в обстоятельствах и условиях, которые неизбежно сопутствуют конкретным действиям по удовлетворению потребности. Благодаря своеобразному оценочному механизму, заложенному в самой природе эмоциональных явлений, происходит как бы «прощупывание» будущей профессиональной среды с точки зрения ее благоприятности для практических действий.

Это своеобразное «прощупывание» студентами сферы будущей деятельности, соотношения внешних условий действия со своими реальными возможностями в достижении определенной профессионально значимой цели, с которыми связаны механизмы эмоций, дает разный психологический эффект. В одних случаях, благодаря подключению эмоциональной активности, происходит ускорение процесса формирования профессионально-экономического интереса, в других, напротив, -торможение, блокирование первоначальных задатков этого интереса вплоть до формирования у них отрицательного отношения к профессии экономиста, в-третьих - вносятся изменения, отдельные перспективы в отношении напряжения исходной мотивации.

Таким образом, потребности, которые возникают в процессе взаимодействия и общения с объектами и субъектами управленческой деятельности, определяют в основном направление формирования профессионально-экономического интереса, выступая преимущественно в качестве исходного импульса, первоначальной побудительной силы. В самом процессе формирования профессионально-экономического интереса эмоциональный механизм выполняет главную регулирующую и контролирующую роль. Энергетический потенциал эмоций и чувств направлен главным образом на корре-гирование процесса формирования этого процесса, удовлетворение или неудовлетворение тех или иных потребностей в соответствии с изменяющимися условиями, в одних случаях - при перевесе положительных эмоций - ускоряя, в других - при отрицательных - замедляя, вплоть до сведения на нет.

Третий показатель - интеллектуально-познавательное отношение студента к профессионально-экономическим занятиям. Всем известно, что успех в любой деятельности невозможен без соответствующих знаний. А успех имеет большое значение и

приобретает конкретный смысл в пробуждении, развитии и функционировании профессионально-экономического интереса, и роль интеллектуального момента в этом процессе многогранна. В начале он выступает как подготовка внутренней почвы, обеспечивающей первоначальный успех в управленческой деятельности, который является эмоциональной предпосылкой интереса к профессии экономиста. При подготовке почвы к конкретной управленческой работе интеллектуальный момент играет существенную роль, обеспечивая хотя бы минимум знаний, на фоне которых возможна дальнейшая производственная деятельность. Затем интеллектуальный момент выступает как необходимая предпосылка профессионально-экономического интереса, как один из путей создания сознательного положительного отношения к управленческой деятельности, обеспечивает понимание смысла данного вида деятельности как основы сознательного отношения к ней, желания ею заняться, установления воспитывающих взаимоотношений с подчиненными. Многочисленные наблюдения за деятельностью студентов в период производственной практики показывают, что самый запутанный, неясный и монотонный рассказ и неуверенность в работе с подчиненными у одних и тех же сменяется доступным, ясным и выразительным рассказом, как только на смену приходит прочное, сознательное, глубокое знание профессионально-экономических дисциплин и взаимоотношения студентов с подчиненными изменяются в лучшую сторону.

Четвертый показатель - волевая активность студента в профессионально-экономической деятельности. Данный показатель характеризует действенность профессионально-экономического интереса, проявляясь непосредственно в практической деятельности будущего экономиста как в работе с коллегами на предприятии, так и в процессе усвоения необходимых для этой деятельности знаний и умений. Характерной особенностью данного проявления является успешность преодоления студентом данного ряда профессионально значимых трудностей при высокой активности и эмоциональной настроенности. В процессе практической управленческой деятельности студента проявляются в единстве последние три показателя профессионально-экономического интереса - эмоциональный, интеллектуальный и волевой.

Волевыми вообще принято называть такие действия человека, в которых он сознательно стремится к достижению определенных целей. Руководствуясь этим определением, можно назвать и такой случай проявления человеческой воли, когда человек длительное время стремится к намеченной цели, напрягает физические и умственные силы, отказывается от любимого дела во имя другого, не приносящего радости и удовлетворения, но диктуемого необходимостью. Заметим, что мы не против такого проявления человеческой воли. Но в данном случае подобная волевая активность не является показателем наличия профессионального интереса. Однако это не значит, что и в этом случае не может появиться в дальнейшем интерес к данному виду деятельности.

Волевую активность студента технического вуза как показателя профессионально-экономического интереса можно определить наличием у него управленческих способностей. Эти способности включают в себя, как

отмечают Н.В. Кузьмина [9], В.А. Сластенин [10], А.И. Щербаков [11], следующие компоненты:

1) конструктивный - способность проектировать личность подчиненного, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям подчиненных;

2) организаторский - способность включать подчиненных в различные виды деятельности и делать коллектив инструментом воздействия на каждую отдельную личность, делать личность активной в движении к целям воспитания;

3) коммуникативный - способность устанавливать хорошие взаимоотношения, способность перестраивать взаимоотношения с подчиненными, партнерами по бизнесу, коллегами для достижения основных целей предприятия;

4) гностический - способность исследовать объект, процесс и результаты собственной деятельности и перестраивать ее на основе этого знания.

Кроме того, как показывает опыт, волевая активность в управленческой деятельности проявляется в таких чертах характера студентов, как уверенность, дисциплинированность, личная организованность, самостоятельность, собранность, самообладание, выдержка, смелость, настойчивость в достижении поставленных целей, в способности создавать большое напряжение духовных и физических сил при преодолении профессиональных трудностей, в готовности длительно и напряженно работать над решением поставленной задачи и доводить дело до конца, сдерживать проявление своих чувств, когда этого требует интерес дела, идти на оправданный риск при достижении поставленной цели.

Интерес, таким образом, есть целая система объективно существующих взаимодополняющих и развивающих потребностей человека, возникающих в процессе социального и профессионального общения, с одной стороны, и, с другой, - достаточно длительное по времени повышенное положительное отношение к предметам потребностей. А профессионально-экономический интерес представляет собой, с одной стороны, совокупность связей будущего или настоящего экономиста, менеджера с подчиненными, директором фирмы, предприятиями и общественными организациями, то есть объектами и субъектами профессионально-экономической деятельности, и возникающие в связи с этим профессионально-управленческие потребности и мотивы, а с другой - положительное эмоциональное отношение к ним и к самой деятельности. Основными показателями профессионально-экономического интереса являются четыре взаимосвязанные и взаимопроникнутые друг в друга его проявления - профессиональные связи и взаимоотношения, положительное эмоциональное отношение к объектам и субъектам профессионально-управленческой деятельности, интеллектуально-познавательный уровень знаний профессионально-экономических дисциплин, волевая активность в практической управленческой деятельности и в процессе усвоения профессиональных знаний.

Литература

1. Гак Г.М. Общественные и личные интересы и их сочетания при социализме // Вопросы философии. 1995, № 4.

2. Айзинкевич А.С. Важная социологическая пробле-

ма // Вопросы философии. - 1965. - № 11.

3. Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1964.

4. Глезерман Г.Е. Интерес как социологическая категория //Вопросы философии. - 1966. - № 10.

5. Чесноков Д.И. Общественный интерес и механизм действия социальных законов // Вопросы философии. -1966. - № 9.

6. Додонов Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию // Сов. педагогика, 1971.

7. Эсаулов А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

8. Основы профессиографии / Авт. коллектив. -

Брянск, 1991.

9. Кузьмина Н.В. Педагог как организатор педагогического воздействия //Основы вузовской педагогики. -Л.: ЛГУ, 1972.

10. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М.: Просвещение, 1976.

11. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности современного учителя в системе высшего педагогического образования. - Л.: ЛГПИ, 1967.

ПОСТРОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.М. Анохина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовке работников образования

Необходимость кардинальных перемен в традиционной технологии образовательного процесса, направленного в основном на развитие когнитивной функции сознания и формирование ЗУН, созрела в обществе в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране и выявленными в психологии механизмами формирования знаний, новообразований в личностной сфере.

Образованность, образовательная компетентность как личностное новообразование становится главной целью школы (В.А. Болотов, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская). Образованность нельзя понимать в отрыве от развития личности в целом - ее интеллектуальной, эмоционально-волевой, нравственной сфер - развития личностных качеств, востребованных обществом: самостоятельности, ответственности, креативности, критичности, позволяющих свободно определять и вырабатывать собственную позицию.

С. Л. Рубинштейн писал, что психологические функции не имеют самостоятельной линии развития, их развитие зависит от общего развития личности, личности как индивидуальности, установки личности; они не остаются процессом, а превращаются человеком в сознательно регулируемые операции (способы), которыми личность овладевает и направляет на решение жизненных задач. «Развитие любых психических функций -мышления, памяти, умений - всегда опосредовано трансформациями в личностно-смысловой сфере» (В.В. Сериков). Для ученика личность является инструментом, с помощью которого он овладевает ЗУН.

Образовательная система выполнит задачи, стоящие перед обществом, если она создаст условия для развития когнитивной и личностной сферы ученика, реализации социальных и личностных образовательных смыслов.

В разработанной и экспериментально апробированной нами личностно ориентированной модели естественнонаучного образования, которую мы назвали личностно адаптированной или системой адаптивного обучения (САО), такие условия создаются. Эту образовательную модель мы назвали системой адаптивного обучения потому, что она учитывает личностный образова-

тельный смысл ученика (переживание повышенной субъективной значимости изучаемого предметного содержания в контексте жизнедеятельности ученика, в связи с природными явлениями и процессами) и свойства, присущие любой личности: психическая и социальная активность, построение собственной системы личностных смыслов, осознание и обоснование собственной деятельности и поведения (зачем я это делаю), потребность в самостоятельном познании мира, общении, самоутверждении, умении противостоять всякому ограничению свободы и др.

Под условиями мы понимаем совокупность обстоятельств в учебном процессе, способствующих реализации факторов и механизмов развития личности. Поскольку общение, сознание и деятельность являются всеобщими способами бытия человека, способами его жизнедеятельности и факторами развития личности (В.И. Слободчиков), а механизмами личностного развития - переживания, смысл, рефлексия, диалог (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, В. В. Сериков, Д. А. Леонтьев), то они задают условия «бытия» ученика в образовательном процессе. Так как «бессубъектной деятельности не бывает», то первым обстоятельством является создание педагогом условий для реализации субъектности ученика, не просто активного, а самодеятельного, т.е. управляющего своей деятельностью и проектирующего ее.

К сознательной саморегуляции ученик приходит сам. Учитель оказывает педагогическую поддержку. Способом педагогической поддержки выступают личностно развивающие ситуации (В.В. Сериков), создающие условия для возникновения у учащихся переживаний, осмысления изучаемого предметного содержания как события, проявлений, присущих любой личности, включающие их в поисковую и исследовательскую деятельность.

Являясь существом социальным по природе, ученик не может жить и развиваться вне системы связей с другими людьми, вне общения, вне диалога. Педагог организует диалог в малых группах в «со-бытийной общности», выявляющий смысл и ценность изучаемого, создающий ситуации осмысления, рефлексии познаваемо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.