Научная статья на тему 'Сущность и содержание процесса адаптации военнослужащих к армейской среде и условиям службы'

Сущность и содержание процесса адаптации военнослужащих к армейской среде и условиям службы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1340
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание процесса адаптации военнослужащих к армейской среде и условиям службы»

ка, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, убеждения, отношение.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т. п.) в зависимости от особенности личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характер коммуникации.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт - «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие - «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатии - «будь доброжелателен, приветлив».

Опыт доказывает, что человек, как правило, компетентный в одном виде общения, не является «Я» - компетентным в другом. Таким образом, есть повод судить о том, что коммуникативная компетентность - достаточно автономное образование, в большинстве случаев, соответствующее какому-либо одному виду общения.

Таким образом, мы вынуждены признать важным наличие творческого (не стереотипного) или не этикетного в модели компетентного общения. Однако не исключается так же наличие в ней этикетного (стереотипного). Такое деление, конечно же, очень несовершенно, так как только наличие профессионального таланта способно компенсировать любой недостаток в общении. Современное общество сводит присутствие привычных норм в общении до минимума. Но, и пренебрегать ролью этикетных форм поведения нет смысла. При том, что этикет нельзя понимать как что-то застывшее, мертвое: культура этикета развивается вместе с обществом, зависит от трудностей и противоречий социального и нравственного процесса. Наша задача поддержать и сохранить нравственный смысл этикета, который выражается в признании самоценной значимости человека, с которым приходится вступать в контакты, выражать уважение к нему.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К АРМЕЙСКОЙ СРЕДЕ И УСЛОВИЯМ СЛУЖБЫ

В.В. Пепелев

Устойчивая психическая адаптация (адапти-рованность) - есть уровень психической деятельности, определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения. Критерием повышения нервно-психического напряжения можно считать уровень внутреннего психологического комфорта личности, определяемый сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций.

При изменении привычных условий жизни появляются факторы, регулирующие поведение человека. Возникает необходимость в новых психических реакциях на новые раздражители. Относительная дезорганизация психических функций в данном случае есть сигнал для включения механизма регуляции и компенсации, конечным результатом действия которого является организация нового уровня психической деятельности в соответствии с изменившимися условиями среды. Включается механизм переадаптации.

Переадаптация может быть истолкована в двух значениях:

1) как процесс перехода из состояния устойчивой психической адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой адаптации в новых непривычных (измененных) условиях существования;

2) как результат этого процесса, имеющий успешное значение для личности и ее психической деятельности.

Говоря о проблеме переадаптации военнослужащих по призыву, необходимо иметь в виду, что данный процесс направлен на достижение адаптированности в экстремальных условиях. Однако экстремальность в данном случае есть не отдельные эпизоды в деятельности войск, связанные с риском для жизни и здоровья людей (боевые действия, ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий и т. п.), а как измененные, непривычные условия существования. Например, исследование суицидального поведения военнослужащих указывает на то, что суицидоопасность

воинской службы повышается ее сложным, дезадаптирующим, экстремальным характером, предъявляя повышенные требования к психологической устойчивости военнослужащих. Среди главных причин такого положения дел: переход людей из свободного состояния на военную службу, расставание с привычной средой, семьей, отказ от привычек, приобретенных ранее, необходимость начинать новую жизнь, отвращение и неприязнь к воинской службе, страх наказания, тоска по родине. Целесообразно проанализировать содержание адаптационного процесса применительно к личности военнослужащего и условиям службы по призыву.

1. Подготовительный этап имеет место в том случае, когда человек предполагает или знает с определенной степенью вероятности о предстоящих изменениях. Призыв на военную службу предполагает этот этап в процессе адаптации человека к ее условиям. Содержание его носит познавательный характер. Человек накапливает определенный информационный запас о среде его предстоящего обитания и условиях предстоящей деятельности, формируя информационное поле, которое будет одним из источников действия адаптационного механизма. Человек находится в адаптированном состоянии тогда, когда его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации, т. е. когда система работает в условиях, где ситуация не выходит за рамки индивидуального информационного диапазона. В зависимости от индивидуальных свойств и качеств личности познавательное поведение может носить активно-целенаправленный или же пассивный характер.

Значительную роль здесь играет и уровень мотивации к деятельности в заданных условиях, в данном случае - к военной службе. Первый тип познавательного поведения на подготовительном этапе адаптации характеризуется стремлением получить как можно больше информации, проявляя активный интерес и используя любые возможности для ее получения. В данном типе поведения, кроме активного потребления необходимой личности информации, имеет место и своеобразная заинтересованная внутренняя интеллектуальная и волевая деятельность по подготовке к переходу в измененные условия существования.

Второй тип познавательного поведения носит характер пассивного восприятия получаемой информации, которая сама по себе характеризуется случайностью и обрывочностью. В основном потребляется лишь та информация, которая соответствует внутренним ожиданиям личности или же воспринимается вся возможная, но без критического оценивания ее достоверности и необходимости с точки зрения организации наиболее эффективного взаимодействия со средой предстоящего существования.

2. Этап стартового психического напряжения можно считать пусковым моментом приведения в

действие механизма переадаптации. Состояние человека на этом этапе сравнимо с переживаниями перед спортивными соревнованиями, выходом на сцену, предэкзаменационным волнением. Трудно определить границы этого этапа, так как динамика адаптационного процесса не имеет четко выраженных временных показателей. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого военнослужащего, условий его призыва на военную службу и т. п. Содержательная и функционально-смысловая сторона этого этапа состоит в нарастании эмоциональных переживаний, формирующих состояние напряженности и являющихся по сути активизацией деятельности любого живого организма. Таким образом, на этом этапе происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов человека для последующего их использования в целях организации нового уровня психической деятельности в измененных условиях существования.

3. Этап острых психических реакций входа (первичная дезадаптация) является стадией адаптационного процесса, на котором личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования. Границы этого этапа по различным источникам определяются первыми тремя-пятью месяцами службы юноши в воинской части. Рассмотрение сущности и содержания данного этапа требует анализа специфических психогенных факторов условий военной службы и армейской среды, определяющих их экстремальность и необходимость психической переадаптации. Основными из этих факторов являются:

измененная афферентация, резкое изменение набора раздражителей, действовавших на органы чувств и психику человека ранее;

отсутствие каких-либо привычных раздражителей или же достаточно длительное однообразие набора раздражителей (монотонность).

Не исключено, и даже вероятнее всего одновременное слияние всех этих компонентов в единый фактор измененной афферентации. Это может быть связано с резким изменением природногеографической среды жизнедеятельности человека. Юноша, который родился и вырос в лесной зоне, лишается многих привычных раздражителей визуального ряда, попадая служить в пустынную или степную зону. Кроме того, интерьер военного городка и казармы, которые, как правило, не отличаются особой эстетичностью и разнообразием, становится на длительное время основной средой обитания человека. Мало иметь контакт с природой, необходимо, чтобы внешняя среда была достаточно изменчива, чтобы обеспечивала хотя бы минимум внешних раздражителей. Без них мозг прекращает нормально функционировать, развиваются различного рода синдромы отклоняющегося поведения.

Относительная групповая изоляция - вынужденное выключение личности из большого ко-

личества привычных и необходимых в силу ее потребностей коммуникативных групп и ограничение круга ее общения группой в рамках воинского подразделения. Этот фактор является основой для существования еще двух, непосредственно из него вытекающих. Групповая изоляция в условиях воинской службы порождает постоянную публичность человека, то есть почти непрерывное пребывание на глазах сослуживцев.

Когда человек знает, что за ним наблюдают, он все время старается удержаться в какой-то ролевой функции, что вызывает эмоциональную напряженность. Личность вполне естественно испытывает потребность время от времени быть наедине с собой, свои мыслями, позволить себе те естественные реакции и поведение, которые в той или иной степени социально ограничены и даже неприемлемы. У себя наедине мы часто позволяем себе то, чего не делаем на людях. Постоянная публичность актуализирует потребность в уединении. Однако в условиях военной службы, когда почти постоянно (на занятиях, в столовой, в клубе и даже в казарме ночью) человек находится среди сослуживцев, реализация этой потребности если не полностью исключена, то весьма ограничена.

Групповая изоляция предполагает информационную истощаемость членов данной группы по отношению друг к другу. Особенно остро этот фактор действует в группах, находящихся в так называемом отрыве и ограниченных в численных размерах. Этот фактор также вызывает эмоциональную напряженность.

Угроза для жизни, здоровья - фактор или же субъективно переживаемый личностью в повседневной жизнедеятельность войск, или же реально присутствующий при определенном характере воинской деятельности.

Определив основные психогенные факторы, обусловливающие экстремальность армейской среды, следует отметить и существование многих других, имеющих более частный характер и вызванных субъективными условиями конкретной воинской части. Ими могут быть особые условия службы, связанные с ведением боевых действий, большой удаленностью места дислокации от населенных пунктов, или же пустынная местность, условия Заполярья. Кроме того, немаловажную роль играет наличие таких негативных явлений, как недостатки в материально-бытовом обеспечении, большой некомплект личного состава, нездоровая морально-нравственная атмосфера в подразделении и т. п.

Анализ перечисленных выше факторов позволяет сделать вывод о том, что основным психогенным воздействием условий воинской службы является блокирование многих привычных и естественных потребностей личности в силу специфики воинской деятельности. Спектр этих потребностей довольно широк: от чисто биологических до социальных. Особая общественная значимость и жесткая регламентация служебной дея-

тельности вынуждает человека отказывать себе во многом. Приходится ломать привычки вкусно поесть, долго поспать, заняться любимым делом по своему усмотрению, которое в казарме неуместно или же невозможно.

Состояние дезадаптации нуждается в логической интерпретации. Необходимо отметить, что дезадаптация может быть истолкована двояко:

1) Как относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных раздражителей изменившейся среды и а) сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды, б) побуждающее к переадаптации. В этом смысле дезадаптация - необходимый составной компонент адаптационного процесса, проявляющийся на этапе острых психических реакций входа, собственно, и являющийся его содержательной основой.

2) Дезадаптация может быть достаточно устойчивым сложным психическим состоянием, выражающимся в неадекватном реагировании и поведении личности, обусловленном функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей или же в запредельном режиме.

Дезадаптация к данным условиям выражается в нервно-психической неустойчивости. Непомерно высокая фрустрационная напряженность при адаптационных нарушениях ведет к чрезмерному усилению функций нервной и гормональной систем организма и тем самым способствует истощению его резервных возможностей... Затянувшийся поиск приемлемого выхода из создавшегося трудного положения может оказаться причиной невротических нарушений. Личность с признаками нервно-психической неустойчивости не способна успешно адаптироваться к условиям службы в силу нарушения регуляторных механизмов психической деятельности. Среди причин развития подобных нарушений главная принадлежит деструктивному влиянию на личность психогенных факторов, а также индивидуальным особенностям людей, их личностным качествам, чертам характера, определяющим низкие адаптационные способности.

Фрустрация является почти неизбежным следствием конфликта между потребностями человека и ограничениями, налагаемыми обществом. В данном случае ограничения, и довольно значительные, вытекают из особой специфики воинской деятельности, о чем уже говорилось ранее. Последствия фрустрации различны по их влиянию на личность и ее поведение. Они могут быть конструктивными и разрушительными. Конструктивный момент фрустрации состоит в том, что эмоциональная напряженность, вызванная ею, активизирует психическую деятельность человека по поиску выхода из конфликтной ситуации между его потребностями и социальными ограничениями по их реализации. Эти усилия

могут привести к замене способов достижения цели, удовлетворяющей ту или иную потребность. Как, например, потребность общения с близкими во многих случаях успешно замещается перепиской, телефонными разговорами и т. п. Может произойти замена цели на более или менее адекватную ей, но приемлемую в условиях службы. Кроме того, может произойти переоценка всей фрустрирующей ситуации и, как следствие, формирование нового комплекса потребностей. В этом смысле речь идет о переадаптации личности и переходу в адаптированное к данным условиям состояние. В армейской жизни эти явления могут выражаться в отыскании возможности удовлетворять свои потребности в рамках тех ограничений, которые обусловлены спецификой службы, в замене целей, достижение которых есть реализованная потребность. Переоценка ситуации позволяет по-новому увидеть элементы окружающей среды, которые ранее казались противоречивыми и дискомфортными. Таким образом, конструктивная сторона фрустрации как раз и носит характер успешной переадаптации.

Рассматривая деструктивные последствия фрустрации и конфликта между потребностями личности и ограничениями по их удовлетворению, выделяют агрессию и бегство от ситуации, что и определяет, соответственно, содержание первого и второго типов дезадаптивного поведения.

Первый тип - агрессивный - в простейшей форме можно представить как атаку на препятствие или барьер (в этом случае можно говорить о его адаптивной функции).

Второе - атака на жесткие нормативные требования, определяемые правовыми нормами и законами, никоим образом не способствует устойчивой адаптации к ним и, мало того, может серьезным образом усугубить положение военнослужащего. При осознании опасности подобных действий агрессия направляется на любой случайный объект, на посторонних людей, на сослуживцев, непричастных к самой причине агрессии. Источник фрустрации может и не осознаваться вовсе. Это может выражаться в грубости по отношению к сослуживцам, резких вспышках гнева по ничтожным поводам или же вовсе без видимых на то причин, в недовольстве всем, что происходит, особенно требованиями, предъявляемыми к данной личности, в попытках неповиновения и пререканиях с командирами и начальниками.

Второй тип - бегство от ситуации - характеризуется «уходом» человека в свои переживания, обращение всей высокостимулированной психической энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопания, самообвинения и т. п. Человек начинает видеть самого себя источником всех своих бед, а отсюда - чувство полной безысходности, так как повлиять на среду и ситуацию он считает себя неспособным. Этот тип военнослужащих характеризуется замкнутостью, отрешенностью, погруженностью в мир

своих тягостных раздумий. Чаще всего им видится единственным выходом из ситуации и разрешением всех проблем уход из жизни, как наиболее доступный и желаемый исход, или же, в лучшем случае, самовольное оставление части.

В случае развития адаптации по пути неустойчивой психической деятельности, кроме суицидальных эксцессов, имеет место угроза глубоких психических изменений личности. Возникает проблема психического здоровья военнослужащего. Этими изменениями могут быть серьезные нервно-психические расстройства и психические заболевания, если не будет своевременно диагностировано дезадаптивное состояние и не оказана своевременная помощь.

При развитии адаптационного процесса в благоприятном направлении он вступает в этап завершающего психического напряжения. Характерным содержанием этого этапа является своеобразная подготовка психики воина к возвращению в определенной степени старых режимов функционирования и реакций и их подготовка к заново моделируемым сознанием личности условиям. В жизни военнослужащих, проходящих службу по призыву, это этап подготовки к увольнению в запас, предвосхищения возвращения в привычные условия, к родным и близким, к любимым занятиям. В этот период вновь появляются симптомы тревожности, напряженности, более понятные как симптомы томительного ожидания. Особое внимание обращает на себя большая вовлеченность личности в переживания в связи с предстоящим и долгожданным возвращением к привычной жизни. Появляется большой интерес к занятиям, связанным с этими переживаниями: приготовление так называемых «дембельских» альбомов, подготовкой личных вещей и формы одежды и т. д. Причем эти занятия могут носить чересчур подчеркиваемый характер и занимать все свободное время. Это можно объяснить тем, что вновь возникшее напряжение, активизировав психику, таким образом компенсирует вызванный ею избыток психической энергии.

Содержание и характеристика трех последних этапов адаптации необходимы для уяснения всей картины этого процесса и его закономерностей. Поведение военнослужащих с теми или иными вариациями на этих этапах есть определенная норма (если, конечно, оно не выходит за рамки социальных и служебных требований) и не является случайным и непредсказуемым.

ВЫВОДЫ

1. Процесс адаптации личности к военной службе по призыву - сложное и многогранное явление, призванное обеспечить формирование комплекса психических реакций, определяющих адекватное поведение личности и ее эффективное взаимодействие с непривычной средой существования, имеющей по своей природе психогенный характер.

2. Развитие процесса адаптации неоднозначно по своему конечному результату и значению с точки зрения успешности его завершения.

3. Успешность переадаптации военнослужащих к непривычным, измененным условиям жизнедеятельности во многом детерминировано их адаптационными способностями.

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТА В ДИАДЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - СТУДЕНТ»

Е.В. Корепанова

Жизнедеятельность студента немыслима без процесса адаптации. Считаем необходимым его рассмотреть как в аспекте психологическом, так и в физиологическом.

Проблеме адаптации учащихся в средней школе уделяется значительное внимание и изучение со стороны как педагогики, так и психологии на всем протяжении их развития.

Проблема адаптации студентов не менее актуальна и злободневна. Это обусловлено изменениями в духовной сфере общества, изменением вузовской подготовки, акцентирующей в наше время внимание на личностно-ориентированном подходе. Следовательно, это проблема открыта. В этом мы убеждаемся постоянно на практике. Также проблема находит отражение в научных трудах таких видных психологов и педагогов как В.А. Сластенин, И.А. Зимняя, H.A. Коваль, М.Ю. Орлов и многих других.

В своей статье, опираясь на этот научный материал, я постаралась дать свое видение данной проблемы в диаде «преподаватель - студент» на первоначальном этапе. Необходимость этого, на мой взгляд, в невозможности обеспечения продуктивности профессиональной подготовки студентов без успешной адаптации к гуманитарной среде вузов.

Поступление и начало учебы в высшей школе - это новый этап в жизни молодого человека, который оказывается в непривычно новых условиях бытия. Организм студента переходит на тот новый уровень функционального состояния, при котором он сможет обеспечить выполнение новой учебно-трудовой деятельности. Иными словами, организм адаптируется к новым условиям.

Вопросы здоровья студента и его обучения невозможно разделить. Они взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.

Для этого возраста характерно следующее: высшая нервная деятельность достигает своего совершенства, процессы возбуждения превалируют над процессами торможения; у студентов наблюдается повышенная лабильность нервных и эмоциональных процессов, наибольшая пластичность механизмов центральной нервной системы, повышенная познавательная деятельность и повышенный интерес ко всему новому. И несмотря на это, по данным экспертов ВОЗ, наблюдается

увеличение числа заболеваний сердечно-сосудистой системы и функциональных нарушений именно среди студентов вузов. Причиной является постоянно увеличивающаяся интенсификация умственного труда и нервно-эмоциональные перегрузки. Поскольку полностью оградить студентов от психоэмоционального напряжения нельзя, то следует хотя бы с пониманием относиться к его возможностям, а не способностям, в период адаптации.

Немаловажный фактор - перемена места жительства. Это особенно касается сельской молодежи, которая испытывает трудности в адаптации, вызванные отдаленностью от семьи, чувством одиночества, новыми бытовыми условиями. Эта группа студентов с первых дней своей учебы включается в непривычный ускоренный ритм жизни, переходит к самостоятельной активной деятельности.

У большинства студентов-первокурсников происходит изменение стереотипа образа жизни и восприятия себя в нем. Здесь стоит отметить, насколько важно установить психологический контакт студента и преподавателя, без которого невозможна адаптация к процессу обучения в институте: к новому и более высокому уровню знаний, к новой методике преподавания, к выполнению самостоятельной работы с учетом новых требований, к новым отношениям в студенческом коллективе, к новому социальному статусу.

Под психологическим контактом преподавателя и студента мы понимаем не сам акт взаимодействия, а его результат - «общность психического состояния, вызванную и вызывающую взаимопонимание совместной деятельности, связанную с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу сторон взаимодействия» [1].

Прийти к общности психического состояния возможно через ряд важных закономерностей восприятия и понимания преподавателем студента, и студентом преподавателя, через постановку и решение основных коммуникативных задач, что и является одной из сторон процесса адаптации.

Установление психологического контакта и его поддержание особенно важно для принятия студентом обучающих, развивающих и воспитательных воздействий со стороны вузовской системы образования. Его начало лежит в создании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.