СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К УСЛОВИЯМ ВОЕННОГО ВУЗА
А.В. Межуев
SOCIAL-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CADETS' ADAPTATION FOR MILITARY HIGHER SCHOOL CONDITIONS
Mezhuev A.V.
The article considers peculiarities of first-year cadets' adaptation. The specifics of such adaptation is connected with the immersion into the new culture of military-professional community; the adaptation process coincides with the main periods of the collective formation.
В статье рассматривается особенность адаптации курсантов первого курса. Специфика такой адаптации связана с погружением в новую культуру военно-профессионального сообщества, процесс адаптации совпадает с основными периодами формирования коллектива.
УДК 378.147
Особенности адаптации выпускников школ к условиям обучения в вузе связаны, прежде всего, с иной организацией учебно-воспитательного процесса, применяемыми педагогическими технологиями.
Новая образовательная среда требует и новых умений и навыков учебного труда, соответствующего опыта учебно-познавательной деятельности. Попытка преодолеть недостаток такого опыта за счет индивидуальных способностей, усидчивости, как правило, не приводит к желаемому результату: пройдет немало времени, потребуется много усилий, чтобы первокурсник адаптировался к условиям, требованиям обучения в вузе.
Еще значительнее специфика обучения в военном вузе, что требует от курсанта-первокурсника несоизмеримого с его гражданскими сверстниками напряжения, затрат физических и морально-психологических сил. Особенности адаптации в военном вузе необходимо рассматривать прежде всего в социально-психологическом и психологическом аспектах. Социально-психологические особенности связаны с адаптацией к новой среде, новому укладу жизни. В военном вузе недавний школьник вынужден адаптироваться не только к обучению в системе высшего профессионального образования, но и к военному обучению. Это, во-первых. Во-вторых, первокурсник, приняв присягу, одновременно проходит военную службу, то есть ему необходимо адаптироваться к условиям военной службы, военной деятельности. В результате возникает феномен «двой-
52/2007
Вестник Ставропольского государственного университета
ной адаптации» - адаптации к военному образованию и к воинской службе.
Специфика такой адаптации связана с погружением в военно-профессиональную среду, - т.е. в новую культуру военно-профессионального сообщества, что находит выражение в особенностях речи, профессиональных отношений, общения, поведения.
Военно-профессиональная среда вуза, в которую погружается первокурсник, характеризуется строгостью режима, монотонностью распорядка дня, преобладанием коллективных форм жизнедеятельности, регламентированностью взаимоотношений, изолированностью от внешнего мира, физическим напряжением, порождающим усталость и физическую, и морально-психологическую. Напряженность распорядка дня, загруженность ведут к дефициту времени - в результате чего курсант часто не успевает выполнить учебные задания, поручения командиров.
После поступления в вуз у курсантов коренным образом изменяется вся система общения.
Во-первых, резко ограничиваются контакты с родными и близкими, с группами старых знакомых и друзей.
Во-вторых, возникает необходимость адаптироваться к новым людям, общение с которыми может оказаться не всегда приятным. Тем не менее, избежать такого общения в условиях достаточно замкнутого курсантского коллектива практически невозможно.
В-третьих, общение между курсантами и начальниками регламентируется требованиями документов, которые для юношей зачастую являются совершенно непривычными, новыми.
Таким образом, адаптация - это процесс выбора и реализации таких способов поведения и способов общения, которые позволяют согласовывать требования и ожидания адаптивной ситуации в условиях соответствия или несоответствия основных ценностей личности и группы. Адаптация в военном вузе идет по трем направлениям:
учебная, служебно-бытовая и психологическая.
На первом курсе адаптация может длиться несколько месяцев (в течение всего первого семестра и иногда захватывает и часть второго), пока первокурсник не адаптируется к тем новым для него условиям, с которыми он не сталкивался в школе, не выработает новый стиль жизнедеятельности, общения (1, с. 135-137).
В социальном аспекте исследователи рассматривают адаптацию в качестве одной из социальных технологий, обладающей следующими характеристиками:
- как специально организованная область знаний о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности молодых людей в условиях нестабильной, изменяющейся ситуации - модернизации Вооруженных сил и системы военного образования;
- как способ осуществления деятельности с максимальным использованием потенциальных возможностей, ресурсов;
- как метод управления социальными процессами с целью достижения качества жизнедеятельности.
Следует учитывать, что в условиях военного вуза социальная адаптация связана с экстремальными характеристиками среды -ее монотонностью, рассогласованность ритма сна и бодрствования, пространственной ограниченностью среды, ограниченностью социальных связей и контактов (в том числе контактов с родными и близкими), информационными ограничениями, групповой замкнутостью, угрозой жизни.
В процессе адаптации неизбежно возникновение стресса. Реакции на него могут быть различным, и это должно прогнозироваться должностными лицами.
Различные способы воздействия, их комбинации должны быть осознанно, оптимально отобраны должностными лицами, умело применены. Действию стрессогенных факторов может противостоять система социокультурных установок, определяющих поведение человека в тех или иных жизненных ситуациях.
Адаптация курсанта протекает не в абстрактной среде, а в среде учебной группы
курсантского коллектива. В методологическом отношении важно помнить, что личность отдельного курсанта - это основа коллектива.
Важно помнить, что молодые люди, прийдя в военный вуз, привносят в него привычки, ценности той социальной группы, которая раньше их окружала, привносят особенности своего региона, национально-этнические свойства, что концентрируется в курсантском коллективе.
Исследования педагогов и психологов, социологов, жизненный опыт свидетельствует, что современные молодые люди заметно отличаются от тех, кто приходил в военные вузы в 90-е годы. Им больше, чем сверстникам в прошлом, свойственны индивидуализм и прагматизм; заметно снизился интеллектуальный уровень, состояние физической подготовленности, изменилась структура потребностей. Снизился уровень общеобразовательной подготовки, нет четких и ясных представлений о моральных нормах. Повысилась социальная пассивность, равнодушие к гражданским обязанностям. Современная молодежь характеризуется снижением толерантности, повышением агрессивности к «чужим» (к другим социальным группам), что свидетельствует о повышенной конфликтности.
Усвоить нормы, правила, традиции курсантского коллектива невозможно одномоментно, быстро.
Этапы процесса адаптации должны соответствовать этапам формирования коллектива: формирование, становление и развитие, интеграция внутренних связей, готовность к саморазвитию и самоуправления.
Различают три акта персонализации личности в коллективе: адаптация, индивидуализация и интеграция (2, с. 212).
После этапа адаптации наступает этап индивидуализации - проявление личностью своих интересов, желаний, возможностей, своего характера.
Интеграция - практическое изменение личностью исходных условий жизнедеятельности, в результате чего возникает взаимовлияние членов коллектива.
Важнейшими факторами формирования воинского коллектива являются общность целей и задач, приоритетность коллективных форм деятельности. Процесс адаптации будет эффективнее, если в коллективе у каждого его члена актуализируются положительные черты (опора на лучшие человеческие качества). При этом важно различать курсантов, имеющих коллективистскую и эгоистическую направленность, мотивацию. Первые легко и заинтересованно усваивают нормы, ценности, цели, охотно включаются в совместную деятельность, проявляют заинтересованность в оказании помощи другим, такие люди, как правило, чаще обладают нравственно-волевой устойчивостью, иммунитетом к негативным воздействиям, им свойственно стремление к активному преобразованию тормозящих обстоятельств.
Курсанты с эгоистическими наклонностями предпочитают делать то, что позволяет им быть на виду, заслужить престижное положение. Для многих из них адаптация ограничивается внешним приспособлением. Процесс внутренних изменений при этом идет неохотно, слабо (3, с. 88).
Внутренним катализатором адаптационного процесса в коллективе является совместная деятельность, формирующая у курсантов социально-значимые мотивы. Еще большее значение имеет боевая подготовка, в которой возникают положительные эмоции боевого возбуждения.
Адаптация осуществляется интенсивнее, когда в процессе совместной деятельности все члены коллектива поставлены в зависимые друг от друга отношения, когда совместная деятельность увлекает, захватывает, приносит удовлетворение, самоуважение.
Различают поверхностную и глубокую степень адаптированности. Поверхностная адаптированность - это внешнее принятие норм, традиций коллектива, непрочность межличностных контактов, низкая эмоциональная удовлетворенность.
Глубокая степень адаптированности -это внутреннее принятие норм курсантского коллектива, высокая удовлетворенность своим местом в коллективе.
52/2007
Вестник Ставропольского государственного университета
Именно в этой удовлетворенности, сознательной мотивированности действий, устойчивости и неподверженности, нездоровым влияниям заключаются собственно психологические особенности адаптации.
Показателями степени психологической адаптации служат такие признаки, как удовлетворенность своим статусом в коллективе, отношениями с товарищами, командирами, преподавателями. В результате курсант учится с удовольствием, проявляет активность, инициативу, переживает успехи и неуспехи в соревновании курсантских коллективов.
Формирование в курсантском коллективе чувства воинского товарищества, гордости за свой коллектив - наиболее характерная особенность адаптации курсантов в условиях военного вуза. Потребность в дружбе и товариществе - одна из отличительных психологических признаков глубокой адаптации курсантов. Прочность дружеских и товарищеских связей нередко проявляются и в последующие годы после окончания вуза.
Однако при этом важно не упустить из внимания возможность возникновения ложного товарищества, круговой поруки.
В хорошем коллективе курсант чувствует себя защищенным, уверенным в себе, обретает чувство собственного достоинства. В его настроении преобладают оптимизм, хорошее настроение, добрый юмор, жизнерадостность.
В психологическом аспекте принято выделять этапы психологической адаптации и дезадаптации в условиях военной службы (4, с. 44).
В среде военного вуза неизбежно происходит ограничение личностно значимой информации. В результате имеет место неудовлетворенная потребность курсанта в общении с близкими; дефицит или отсутствие информации личного характера (информация о семье, родственниках, товарищей); неудовлетворенность духовных потребностей.
В военной среде, в том числе и в среде военного вуза, имеет место и относительная групповая изоляция: ограниченность ком-
муникативных связей, постоянная публичность (отсутствие возможностей для уединения), информационная истощенность членов коллектива по отношению друг к другу.
Таким образом, результатом психологического аспекта рассмотрения процесса адаптации является учет указанных выше факторов, учет того обстоятельства, что основным психогенным воздействием условий военного вуза является блокирование многих привычных и естественных потребностей личности в силу специфики обучения в военном вузе. Иными словами военная среда оказывает фрустрирующее влияние, что активизирует адаптационные механизмы.
В случае развития адаптации по пути неустойчивой психической деятельности, кроме суицидальных эксцессов, имеет место угроза глубоких психических изменений личности. Возникает проблема психического здоровья военнослужащего. Этими изменениями могут быть серьезные нервно-психические расстройства и психические заболевания, если не будет своевременно диагностировано дезадаптивное состояние и не оказана своевременная помощь: назначение наставника (куратора), индивидуально-воспитательная работа, организация работы нештатных пунктов психологической помощи.
Таким образом, успешность переадаптации курсантов к непривычным, измененным условиям жизнедеятельности во многом детерминирована их адаптационными способностями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шевчук В.А. Психолого-педагогические условия формирования целостной личности в процессе обучения // Проблемы обеспечения целостности учебно-воспитательного процесса: Материалы научно-практической конференции (3- 27 апреля 2002 г.) — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003.
2. Безрукова В. С. Педагогика профессионально-технического образования: актуальные проблемы. - Свердловск: СИПИ, 1991.
3. Муцынов С. С. Молодые воины: воспитание и адаптация в коллективе. - М.: ИВИ, 1989.
4. Адаптационные способности военнослужащих и проблемы психологического обеспечения адаптации к условиям службы по призы-
ву: Методическое пособие. Выпуск 9. - Ростов-на-Дону, 1997.
Об авторе
Межуев Александр Владимирович, психолог отделения воспитательной работы Ставрополь-
ского военного института связи ракетных войск, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук. Сфера научных интересов - психология и педагогика.