Научная статья на тему 'Сущность и содержание профессиональной подготовки курсантов внутренних войск МВД России'

Сущность и содержание профессиональной подготовки курсантов внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА МВД РОССИИ / СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL TRAINING / INTERNAL TROOPS OF MIA OF RUSSIA / OFFICIAL-MILITARY ACTIVITY / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Олег Александрович

В статье содержатся основные понятия, раскрывающие сущность и содержание профессиональной подготовки курсантов военных вузов внутренних войск МВД России. Автор полагает возможным определить грань между процессом и результатом в границах профессиональной подготовки. Применительно к процессу ведет речь о траектории ее организации в ракурсе обеспечения необходимых условий, которые должны быть созданы для получения результата, определяемого уровнем соответствия личностно-профессиональной готовности выпускников нормативно заданным и социально-обусловленным требованиям. Также указывается, что информатизация образования, использование современных информационных средств и технологий в образовательном пространстве военного вуза ВВ МВД России является приоритетным ресурсом повышения качества профессиональной подготовки будущих офицеров и важным фактором обеспечения их профессиональной готовности к выполнению профессиональных функций. Автором делается вывод о том, что совершенствование профессиональной подготовки курсантов должно быть организовано по двум направлениям, первое из которых связано с совершенствованием условий реализации образовательных программ (процесс профессиональной подготовки), а второе с обеспечением качества подготовки в части формирования профессиональной готовности офицера (результат профессиональной подготовки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and content of professional training of cadets of the internal troops of the MIA of Russia

This article describes basic notions that reveal the essence and content of professional training of cadets of military higher educational institutions of internal troops of the MIA of Russia. The author believes it is possible to define the line between process and result in the boundaries of training. In the process of talking about the trajectory of its organisation in view of ensuring the necessary conditions that must be created to produce the result defined by the level of compliance of personal and professional readiness of graduates of a given normative and socially-conditioned rules. It is also indicated that the Informatisation of education, the use of modern information tools and technologies in the educational space of a military higher education institution of the MIA of Russia is a priority resource for improving quality of professional training of future officers and an important factor to ensure their professional readiness to perform professional functions. The author concludes that the improvement of professional training of students should be organised in two ways, the first of which is connected with improvement of conditions of realisation of educational programmes (vocational training) and the second with ensuring the quality of training of forming of professional readiness officer (through vocational training).

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание профессиональной подготовки курсантов внутренних войск МВД России»

ник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2014. - Т. 20. - № 2. - С. 212-216.

14. Сивухин А.А. Формирования регионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих бакалавров по направлению подготовки «Туризм» в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 2015. - 248 с.

15. Участие ФТС России в международных организациях // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 25.12.2015).

16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 036401 «Таможенное дело» квалификация (степень) «специалист». ФГОС-ОЗ-2010. № 1117 от 8 ноября 2010 г.

УДК 355.23

Козлов Олег Александрович

Саратовский военный краснознаменный институт внутренних войск МВД России

dvrh@yandex.ru

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ

ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

В статье содержатся основные понятия, раскрывающие сущность и содержание профессиональной подготовки курсантов военных вузов внутренних войск МВД России. Автор полагает возможным определить грань между процессом и результатом в границах профессиональной подготовки. Применительно к процессу ведет речь о траектории ее организации в ракурсе обеспечения необходимых условий, которые должны быть созданы для получения результата, определяемого уровнем соответствия личностно-профессиональной готовности выпускников нормативно заданным и социально-обусловленным требованиям.

Также указывается, что информатизация образования, использование современных информационных средств и технологий в образовательном пространстве военного вуза ВВ МВД России является приоритетным ресурсом повышения качества профессиональной подготовки будущих офицеров и важным фактором обеспечения их профессиональной готовности к выполнению профессиональных функций.

Автором делается вывод о том, что совершенствование профессиональной подготовки курсантов должно быть организовано по двум направлениям, первое из которых связано с совершенствованием условий реализации образовательных программ (процесс профессиональной подготовки), а второе - с обеспечением качества подготовки в части формирования профессиональной готовности офицера (результат профессиональной подготовки).

Ключевые слова: профессиональная подготовка, внутренние войска МВД России, служебно-боевая деятельность, качество образования.

Одной из основных целей профессионального образования в ведомственных учебных заведениях внутренних войск (ВВ) МВД России является соответствие уровня компетенций, личностно-профессиональных качеств будущих офицеров требованиям, закрепленным в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), квалификационных требованиях к офицерам ВВ МВД России, направлениям и специфике профессиональной деятельности.

Ввиду того, что профессиональное образование будущих офицеров ВВ МВД России носит ярко выраженный прикладной характер, определяемый спектром приоритетных служебно-боевых задач и спецификой профессиональной деятельности, полагаем возможным вести речь о профессиональной подготовке будущих специалистов. Следуя позиции В.Г. Онушкина и Е.И. Огарева [7, с. 272], в общем смысле подготовка является прикладным аспектом образования, связанная с определенным видом регулярной деятельности; она характеризуется освоением будущим специалистом социального опыта в целях его последующей актуализации для выполнения задач практического плана. При этом подготовка предполагает обеспечение

готовности специалиста к решению задач в соответствии с функциональным предназначением как его установку на соответствующие действия.

Производным от понятия «подготовка» выступает термин «профессиональная подготовка», который трактуется как комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессиональных и личностных качеств, профессионального опыта и норм профессионального поведения, которые позволяют специалисту осуществлять продуктивную деятельность в заданной профессиональной сфере (В.А. Поляков [6, с. 390]).

В научной литературе представлено множество исследовательских направлений относительно определения сущности и содержания профессиональной подготовки специалистов различного профиля (В.П. Беспалько [1], В.Т. Дударев [2], В.П. Жуковский [3], В.А. Сластенин [5], и др.), анализируются методологические основания организации профессиональной подготовки в образовательных организациях (компетентностный, системный личност-но-профессиональный, субъектно-адаптационный, акмеологический и др. подходы).

Анализируя мнения исследователей относительно толкования понятия «профессиональная подготовка» необходимо отметить, что в большин-

© Козлов О.А., 2016

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2

159

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

стве случаев речь идет об усвоении знаний, формировании умений и навыков, адекватных сфере профессионального труда, которые и определяют готовность специалиста к профессиональной деятельности и выполнению функций по профессиональному предназначению. По нашему мнению, подобное видение отражает лишь профессионально-функциональный аспект профессиональной подготовки, не уделяя должного внимания развитию самой личности в плане актуализации в процессе профессиональной подготовки ее внутренних ресурсов, которые в достаточной степени влияют на эффективность профессиональной деятельности и обеспечивают готовность специалиста к ее осуществлению.

Очевидно, что направленность профессиональной подготовки должна соответствовать современным социально-экономическим и политическим вызовам, носить опережающий характер, обеспечивая стабильность государства во всех сферах общественных отношений и личностно-профессиональ-ное развитие будущих специалистов. На наш взгляд, данный постулат получает особую означенность в практике профессиональной подготовки военных кадров для системы ВВ МВД России, относительно содержания и особенностей которой мы продолжим свои исследовательские рассуждения с учетом изложенных выше теоретических позиций.

Конечной целью профессиональной подготовки является достижение качества образования, которое определяется с позиций позитивных изменений в процессуальных и результативных аспектах образования. Традиционные формы подготовки курсантов внутренних войск не всегда соответствуют условиям реалий и требуют внесения некоторых изменений, а именно - необходим поиск ранее не используемых форм обучения в образовательных учреждениях внутренних войсках, с привлечением в процесс образования современных информационных технологий [4, с. 111]. При этом в рамках компетентностного подхода, который нормативно закреплен в качестве базового в ФГОС ВПО, результативный аспект профессиональной подготовки представлен готовностью выпускников к эффективной организации профессиональной деятельности посредством актуализации сформированных ключевых компетенций; в процессуальном аспекте профессиональной подготовки находят отражение требования к ее непосредственной организации в образовательном процессе [8].

Учитывая вышеизложенное, полагаем возможным определить грань между процессом и результатом в границах профессиональной подготовки: применительно к процессу мы ведем речь о траектории ее организации в ракурсе обеспечения необходимых условий, которые должны быть созданы для получения результата, который определяется уровнем соответствия личностно-профес-

сиональной готовности выпускников нормативно заданным и социально-обусловленным требованиям. Здесь имеет место следовать точке зрения В.А. Сластенина [5], который под термином «подготовка» понимает динамический процесс, целью которого является достижение результата, в качестве которого выступает готовность.

Профессиональная подготовка курсантов военных вузов ВВ МВД России организуется в соответствии с требованиями нормативных документов в сфере образования (ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации [9], ФГОС ВПО по направлению (специальности) 030901 - Правовое обеспечение национальной безопасности) и ведомственных нормативных документов, определяющих порядок организации профессиональной деятельности офицеров ВВ МВД России [8]) и требования к их профессиональной подготовке (Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников образовательных организаций высшего образования ВВ МВД России по военно-учетной специальности 370300 «Слу-жебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск» [10]).

В соответствии с требованиями стандарта выпускник в рамках профессиональной функциональности реализует следующие виды профессиональной деятельности: правотворческая, правоприменительная, экспертно-консультацион-ная, правоохранительная, организационно-управленческая, научно-исследовательская и педагогическая, которые предполагают решение ряда задач при исполнении профессиональных функций.

Поэтому организация профессиональной подготовки осуществляется с учетом задач по каждому из указанных видов деятельности и предполагает в качестве ориентиров закрепление требований к результатам освоение ООП в виде общекультурных (16) и профессиональных (30) компетенций, Оценка качества освоения ООП предполагает организацию постоянного мониторинга эффективности реализации ООП, соответствия личност-но-профессиональных достижений курсантов обозначенным в стандарте компетенциям.

Таким образом, ФГОС ВПО задает общую канву профессиональной подготовки курсантов, интегрируя в своем поле требования к различным аспектам организации образовательного процесса в образовательной организации высшего образования, организующей образовательный процесс в рамках вышеназванного стандарта.

Говоря о профессиональной подготовке будущих офицеров ВВ МВД России, и указывая на ее специфику, отметим, что она (профессиональная подготовка), помимо требований ФГОС ВПО, должна учитывать квалификационные требования в рамках военно-учетной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соедине-

160

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

ний, воинских частей и подразделений внутренних войск». В данном документе, который служит логическим дополнением стандарта, расширяющим его смысловое поле применительно к подготовке офицеров ВВ МВД России, обозначены особенности военно-профессиональной подготовки курсантов, дана характеристика профессиональной деятельности офицеров ВВ МВД России, приведены специальные (военно-профессиональные) требования к результатам освоения программы специалитета (военно-профессиональные компетенции - 54), определена специфика структурирования программы специалитета, требований к условиям реализации программы и качеству ее освоения.

В этой связи, думается, что информатизация образования, использование современных информационных средств и технологий в образовательном пространстве военного вуза ВВ МВД России является приоритетным ресурсом повышения качества профессиональной подготовки будущих офицеров и важным фактором обеспечения их профессиональной готовности к выполнению профессиональных функций.

Учитывая позиции, изложенные выше, можно полагать, что совершенствование профессиональной подготовки курсантов военного вуза ВВ МВД России должно быть организовано по двум направлениям, первое из которых связано с совершенствованием условий реализации образовательных программ (процесс профессиональной подготовки), а второе - с обеспечением качества подготовки в части формирования профессиональной готовности офицера (результат профессиональной подготовки).

Библиографический список

1. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М., 1989. - 144 с.

2. Дударев В.Т. Определение содержания подготовки специалистов // Научные основы определения содержания подготовки специалистов. Разработка интенсивных дидактических систем. - М.: ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 1981. - 49 с.

3. Жуковский В.П. Преемственность формирования учебной деятельности в системе «школа-военный вуз»: дис. ... д-ра пед. наук. - Тольятти, 1999. - 413 с.

4. Козлов О.А. Основные требования и направления повышения качества образовательного процесса в вузах внутренних войск МВД России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. -2016. - Т. 16. - Вып. 1. - С. 108-112.

5. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2003. - 480 с.

6. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев; под ред. С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1999. - Т. 2. - 440 с.

7. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / В.А. Поляков; под ред. С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1999. - Т. 2. - 440 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО по направлению подготовки (специальности) 030901 - Правовое обеспечение национальной безопасности (17.01.2011 г., приказ № 39).

9. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

10. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования внутренних войск МВД России по ВУС 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений ВВ». Приказ ГКВВ МВД России № 220 от 16.06.2011.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.