ник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2014. - Т. 20. - № 2. - С. 212-216.
14. Сивухин А.А. Формирования регионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих бакалавров по направлению подготовки «Туризм» в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 2015. - 248 с.
15. Участие ФТС России в международных организациях // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 25.12.2015).
16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 036401 «Таможенное дело» квалификация (степень) «специалист». ФГОС-ОЗ-2010. № 1117 от 8 ноября 2010 г.
УДК 355.23
Козлов Олег Александрович
Саратовский военный краснознаменный институт внутренних войск МВД России
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
В статье содержатся основные понятия, раскрывающие сущность и содержание профессиональной подготовки курсантов военных вузов внутренних войск МВД России. Автор полагает возможным определить грань между процессом и результатом в границах профессиональной подготовки. Применительно к процессу ведет речь о траектории ее организации в ракурсе обеспечения необходимых условий, которые должны быть созданы для получения результата, определяемого уровнем соответствия личностно-профессиональной готовности выпускников нормативно заданным и социально-обусловленным требованиям.
Также указывается, что информатизация образования, использование современных информационных средств и технологий в образовательном пространстве военного вуза ВВ МВД России является приоритетным ресурсом повышения качества профессиональной подготовки будущих офицеров и важным фактором обеспечения их профессиональной готовности к выполнению профессиональных функций.
Автором делается вывод о том, что совершенствование профессиональной подготовки курсантов должно быть организовано по двум направлениям, первое из которых связано с совершенствованием условий реализации образовательных программ (процесс профессиональной подготовки), а второе - с обеспечением качества подготовки в части формирования профессиональной готовности офицера (результат профессиональной подготовки).
Ключевые слова: профессиональная подготовка, внутренние войска МВД России, служебно-боевая деятельность, качество образования.
Одной из основных целей профессионального образования в ведомственных учебных заведениях внутренних войск (ВВ) МВД России является соответствие уровня компетенций, личностно-профессиональных качеств будущих офицеров требованиям, закрепленным в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), квалификационных требованиях к офицерам ВВ МВД России, направлениям и специфике профессиональной деятельности.
Ввиду того, что профессиональное образование будущих офицеров ВВ МВД России носит ярко выраженный прикладной характер, определяемый спектром приоритетных служебно-боевых задач и спецификой профессиональной деятельности, полагаем возможным вести речь о профессиональной подготовке будущих специалистов. Следуя позиции В.Г. Онушкина и Е.И. Огарева [7, с. 272], в общем смысле подготовка является прикладным аспектом образования, связанная с определенным видом регулярной деятельности; она характеризуется освоением будущим специалистом социального опыта в целях его последующей актуализации для выполнения задач практического плана. При этом подготовка предполагает обеспечение
готовности специалиста к решению задач в соответствии с функциональным предназначением как его установку на соответствующие действия.
Производным от понятия «подготовка» выступает термин «профессиональная подготовка», который трактуется как комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессиональных и личностных качеств, профессионального опыта и норм профессионального поведения, которые позволяют специалисту осуществлять продуктивную деятельность в заданной профессиональной сфере (В.А. Поляков [6, с. 390]).
В научной литературе представлено множество исследовательских направлений относительно определения сущности и содержания профессиональной подготовки специалистов различного профиля (В.П. Беспалько [1], В.Т. Дударев [2], В.П. Жуковский [3], В.А. Сластенин [5], и др.), анализируются методологические основания организации профессиональной подготовки в образовательных организациях (компетентностный, системный личност-но-профессиональный, субъектно-адаптационный, акмеологический и др. подходы).
Анализируя мнения исследователей относительно толкования понятия «профессиональная подготовка» необходимо отметить, что в большин-
© Козлов О.А., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2
159
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
стве случаев речь идет об усвоении знаний, формировании умений и навыков, адекватных сфере профессионального труда, которые и определяют готовность специалиста к профессиональной деятельности и выполнению функций по профессиональному предназначению. По нашему мнению, подобное видение отражает лишь профессионально-функциональный аспект профессиональной подготовки, не уделяя должного внимания развитию самой личности в плане актуализации в процессе профессиональной подготовки ее внутренних ресурсов, которые в достаточной степени влияют на эффективность профессиональной деятельности и обеспечивают готовность специалиста к ее осуществлению.
Очевидно, что направленность профессиональной подготовки должна соответствовать современным социально-экономическим и политическим вызовам, носить опережающий характер, обеспечивая стабильность государства во всех сферах общественных отношений и личностно-профессиональ-ное развитие будущих специалистов. На наш взгляд, данный постулат получает особую означенность в практике профессиональной подготовки военных кадров для системы ВВ МВД России, относительно содержания и особенностей которой мы продолжим свои исследовательские рассуждения с учетом изложенных выше теоретических позиций.
Конечной целью профессиональной подготовки является достижение качества образования, которое определяется с позиций позитивных изменений в процессуальных и результативных аспектах образования. Традиционные формы подготовки курсантов внутренних войск не всегда соответствуют условиям реалий и требуют внесения некоторых изменений, а именно - необходим поиск ранее не используемых форм обучения в образовательных учреждениях внутренних войсках, с привлечением в процесс образования современных информационных технологий [4, с. 111]. При этом в рамках компетентностного подхода, который нормативно закреплен в качестве базового в ФГОС ВПО, результативный аспект профессиональной подготовки представлен готовностью выпускников к эффективной организации профессиональной деятельности посредством актуализации сформированных ключевых компетенций; в процессуальном аспекте профессиональной подготовки находят отражение требования к ее непосредственной организации в образовательном процессе [8].
Учитывая вышеизложенное, полагаем возможным определить грань между процессом и результатом в границах профессиональной подготовки: применительно к процессу мы ведем речь о траектории ее организации в ракурсе обеспечения необходимых условий, которые должны быть созданы для получения результата, который определяется уровнем соответствия личностно-профес-
сиональной готовности выпускников нормативно заданным и социально-обусловленным требованиям. Здесь имеет место следовать точке зрения В.А. Сластенина [5], который под термином «подготовка» понимает динамический процесс, целью которого является достижение результата, в качестве которого выступает готовность.
Профессиональная подготовка курсантов военных вузов ВВ МВД России организуется в соответствии с требованиями нормативных документов в сфере образования (ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации [9], ФГОС ВПО по направлению (специальности) 030901 - Правовое обеспечение национальной безопасности) и ведомственных нормативных документов, определяющих порядок организации профессиональной деятельности офицеров ВВ МВД России [8]) и требования к их профессиональной подготовке (Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников образовательных организаций высшего образования ВВ МВД России по военно-учетной специальности 370300 «Слу-жебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск» [10]).
В соответствии с требованиями стандарта выпускник в рамках профессиональной функциональности реализует следующие виды профессиональной деятельности: правотворческая, правоприменительная, экспертно-консультацион-ная, правоохранительная, организационно-управленческая, научно-исследовательская и педагогическая, которые предполагают решение ряда задач при исполнении профессиональных функций.
Поэтому организация профессиональной подготовки осуществляется с учетом задач по каждому из указанных видов деятельности и предполагает в качестве ориентиров закрепление требований к результатам освоение ООП в виде общекультурных (16) и профессиональных (30) компетенций, Оценка качества освоения ООП предполагает организацию постоянного мониторинга эффективности реализации ООП, соответствия личност-но-профессиональных достижений курсантов обозначенным в стандарте компетенциям.
Таким образом, ФГОС ВПО задает общую канву профессиональной подготовки курсантов, интегрируя в своем поле требования к различным аспектам организации образовательного процесса в образовательной организации высшего образования, организующей образовательный процесс в рамках вышеназванного стандарта.
Говоря о профессиональной подготовке будущих офицеров ВВ МВД России, и указывая на ее специфику, отметим, что она (профессиональная подготовка), помимо требований ФГОС ВПО, должна учитывать квалификационные требования в рамках военно-учетной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соедине-
160
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
ний, воинских частей и подразделений внутренних войск». В данном документе, который служит логическим дополнением стандарта, расширяющим его смысловое поле применительно к подготовке офицеров ВВ МВД России, обозначены особенности военно-профессиональной подготовки курсантов, дана характеристика профессиональной деятельности офицеров ВВ МВД России, приведены специальные (военно-профессиональные) требования к результатам освоения программы специалитета (военно-профессиональные компетенции - 54), определена специфика структурирования программы специалитета, требований к условиям реализации программы и качеству ее освоения.
В этой связи, думается, что информатизация образования, использование современных информационных средств и технологий в образовательном пространстве военного вуза ВВ МВД России является приоритетным ресурсом повышения качества профессиональной подготовки будущих офицеров и важным фактором обеспечения их профессиональной готовности к выполнению профессиональных функций.
Учитывая позиции, изложенные выше, можно полагать, что совершенствование профессиональной подготовки курсантов военного вуза ВВ МВД России должно быть организовано по двум направлениям, первое из которых связано с совершенствованием условий реализации образовательных программ (процесс профессиональной подготовки), а второе - с обеспечением качества подготовки в части формирования профессиональной готовности офицера (результат профессиональной подготовки).
Библиографический список
1. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М., 1989. - 144 с.
2. Дударев В.Т. Определение содержания подготовки специалистов // Научные основы определения содержания подготовки специалистов. Разработка интенсивных дидактических систем. - М.: ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 1981. - 49 с.
3. Жуковский В.П. Преемственность формирования учебной деятельности в системе «школа-военный вуз»: дис. ... д-ра пед. наук. - Тольятти, 1999. - 413 с.
4. Козлов О.А. Основные требования и направления повышения качества образовательного процесса в вузах внутренних войск МВД России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. -2016. - Т. 16. - Вып. 1. - С. 108-112.
5. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2003. - 480 с.
6. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев; под ред. С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1999. - Т. 2. - 440 с.
7. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / В.А. Поляков; под ред. С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1999. - Т. 2. - 440 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО по направлению подготовки (специальности) 030901 - Правовое обеспечение национальной безопасности (17.01.2011 г., приказ № 39).
9. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
10. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования внутренних войск МВД России по ВУС 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений ВВ». Приказ ГКВВ МВД России № 220 от 16.06.2011.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2
161