Научная статья на тему 'Сущность и содержание профессиональной компетентности эк0н0мист00 о области информационной безопасности'

Сущность и содержание профессиональной компетентности эк0н0мист00 о области информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL COMPETENCE / SPECIALIST OF ECONOMIC PROFILE / INFORMATION-ORIENTED SOCIETY / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION SECURITY / INFORMATION TECHNOLOGY TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбунов А. И.

The essence and the content of economists professional competence in the field of information security (IS) are considered in the article. The necessity of forming such a competence for economists as one of the most important conditions for competitive specialists training who are in-demand by a contemporary labor market is substantiated

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and the content of economists professional competence in the field of information security

The essence and the content of economists professional competence in the field of information security (IS) are considered in the article. The necessity of forming such a competence for economists as one of the most important conditions for competitive specialists training who are in-demand by a contemporary labor market is substantiated

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание профессиональной компетентности эк0н0мист00 о области информационной безопасности»

7. Petrov, A.V. Sistemnaya metodologiya ehkologicheskoyj pedagogiki / A.V. Petrov, R.V. Oparin / pod red. A.V. Petrova. - Gorno-Altayjsk, 2007.

8. Oparin, R.V. Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya ehkologicheskogo vospitaniya v kontekste socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti / Mir nauki, uljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 4.

9. Babanskiyj, Yu.K. Problemih povihsheniya ehffektivnosti pedagogicheskikh issledovaniyj. - M., 1982.

10.Deryabo, S.D. Metodiki diagnostiki i korrekcii otnosheniya k prirode / S.D. Deryabo, V.A. Yasvin. - M., 1995.

11.Zagvyazinskiyj, V.I. Metodologiya i metodih psikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya. - M., 2006.

12.Petrov, A.V. Razvivayuthee obuchenie / pod red. A.V. Usovoyj. - Chelyabinsk, 1997.

13.Seregin, N.V. Metodologiya i metodika pedagogicheskogo issledovaniya v oblasti khudozhestvennogo obrazovaniya i socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti: monografiya. - Barnaul, 2008.

Статья поступила в редакцию 10.10.11

УДК 378

Gorbunov A.I. The essence and the content of economists professional competence in the field of information security. The essence and the content of economists professional competence in the field of information security (IS) are considered in the article. The necessity of forming such a competence for economists as one of the most important conditions for competitive specialists training who are in-demand by a contemporary labor market is substantiated.

Key words: professional competence, specialist of economic profile, information-oriented society, information technologies, information security, information technology training.

А.И. Горбунов, аспирант ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары, Е-mail: ai-gorbunov@mail.ru

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКОНОМИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье рассматриваются сущность и содержание профессиональной компетентности экономиста в области информационной безопасности. Обосновывается необходимость формирования такой компетентности у экономистов как одного из важнейших условий для подготовки конкурентоспособных специалистов, востребованных современным рынком труда.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, специалист экономического профиля, информационное общество, информационные технологии, информационная безопасность, информационная подготовка.

В современных условиях информатизации общества практически любая профессиональная деятельность немыслима без сбора, хранения и обработки информации, которая часто является коммерческой, банковской, государственной или иной тайной. Экономика эпохи информатизации предъявляет особые требования к вузовской информационной подготовке в области информационной безопасности (ИБ) современных специалистов - в частности, специалистов экономического профиля. Это связано с тем, что до недавнего времени их информационная подготовка (ИП) включала формирование общих знаний об информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) и овладение специализированными информационными системами (ИС). При современном развитии электронной коммерции, распространении банковских и прочих финансово-кредитных услуг в сети Интернет, развитии телекоммуникационных технологий и глобальной информатизации всего мира ИП экономистов охватывает значительно больший круг вопросов, изучение которых целесообразно осуществлять на этапе вузовского образования.

Сегодня налицо значительный разрыв между возрастающим уровнем требований, предъявляемых государством к экономистам в области владения ИКТ, и низком уровнем сформированности у будущих экономистов профессиональной ИКТ-компетенции, в частности в области ИБ.

Об этом свидетельствует целый ряд публикаций, посвященных данной проблематике. В работах В.А. Адольфа,

В.Ю. Андреевой, А.В. Горячева, А.Ю. Кравцовой, А.А. Кузнецова, С.И. Никитиной, И.В. Роберта, И.Ю. Степановой и других раскрываются вопросы формирования готовности специалистов к использованию ИКТ, формированию и развитию ИКТ-компетентности посвящены исследования С.А. Бешен-кова, А.В. Горячева, А.Ю. Кравцовой, А.А. Кузнецова, Л.Ф. Соловьевой, К.К. Колина, Е.А. Ракитиной, Н.В. Макаровой, И.К. Семакина, Е.К. Хеннера, М.П. Лапчика, Н.Д. Угри-новича и других, вопросами подготовки будущих экономистов и менеджеров к использованию ИКТ занимались

Ю.Б. Бутенко, С.В. Воробьев, О.Н. Гнездилова, В.С. Кальней, Н.В. Макарова, Ж.В. Иноземцева, А.Ю. Оршанский, Т.А. Плеханова, О.М. Чубарян, Е.М. Шевченко и другие. Вопросам информационной безопасности посвящены работы Е.Н. Боярова, А.А. Алтуфьевой, П.С. Ломаско, М.А. Абиссовой, И.Н. Кирко, В.А. Грицыка, В.П. Полякова.

Однако в настоящее время вопросам целенаправленного формирования у экономистов компетентности в области ИБ в педагогических исследованиях уделяется недостаточно внимания.

Исходя из анализа изученных материалов, мы приходим к выводу, что характер угроз ИБ специфичен и обусловлен, прежде всего, тем, что само использование ИКТ несет в себе потенциальную угрозу, а появление новых технологий рождает новые угрозы безопасности. К примеру, в настоящее время эволюция сетей сотовой подвижной связи характеризуется внедрением современных технологий и услуг (MMS, SMS, WAP, WEB, биллинга и прочих), что заставляет операторов сотовой связи интегрироваться со всемирной сетью Интернет и технологиями беспроводного доступа. При всех положительных сторонах, подобная интеграция ведет к преемственности угроз ИБ, существующих в этих сетях [1, с. 21].

Хотя современная профессиональная деятельность экономиста невозможна без использования ИКТ, разнообразные программно-технические средства, призванные помочь экономисту в повседневной профессиональной деятельности, дают почву для появления новых угроз ИБ. По данным исследований LETA IT-Company в списках критических уязвимостей в 2009 году отметились [2, с. 28]:

- программное обеспечение (ПО) от компании Adobe, предназначенное для отображения PDF-документов и мультимедийного контента;

- офисный пакет компании Microsoft, несколько раз пострадавший от уязвимостей, позволяющих исполнять вредоносный код, включенный в DOC, XLS и PPT документы;

- некоторые встроенные средства ОС Microsoft Windows (процедуры визуализации графических форматов, анализа

URL-ссылок и другие); при этом вызывает озабоченность то факт, что новое поколение операционных систем от компании Microsoft (Vista/2008) привносит новые (не имевшие места, например, в Windows XP) уязвимости;

- компоненты декодирования видео Apple QuickTime и другие.

Кроме «уязвимого», но «полезного» ПО, постоянно растет уровень вредоносного ПО, о чем свидетельствует статистика «Лаборатории Касперского», число вредоносных программ в коллекции которой в 2009 году достигло 33,9 млн., в то время как за 15 лет с 1992 по 2007 год было обнаружено всего около 2 миллионов [3, с. 3].

Таким образом, анализ реализованных угроз ИБ заставляет нас обратить особое внимание на тот факт, что информационное общество породило субкультуру принципиально нового типа - субкультуру хакеров - чрезвычайно квалифицированных IT-специалистов с нестандартным конструктивным мышлением. В зависимости от мотивов деятельности выделяют «белых» хакеров, оказывающих помощь в совершенствовании управления компьютерными системами и сетями, модернизации и создании нового ПО, борьбе с «черными» хакерами.

В зависимости от целей деятельности в среде «черных» хакеров выделяют самые различные группы: вандалов, шутников, взломщиков, пиратов, шпионов, кардеров, спамеров и других [4, с. 13].

В последние годы действия злоумышленников приобретают более целенаправленный характер. В 2007-2008 годах вредоносное ПО практически перестало создаваться в некоммерческих целях [3]. Это обусловлено тем, что причинами действий злоумышленников все больше служат не личные, а экономические и политические мотивы заказного характера, которые в условиях конкурентной борьбы воплощаются в различных угрозах ИБ: бизнес-разведке, компрометации и распространении информации, влекущей экономические потери, подавлении деятельности конкурирующих фирм, подкупе сотрудников, срыве сделок и соглашений, краже и незаконном использовании интеллектуальной собственности и многом другом.

Анализ угроз ИБ показывает, что минимальный риск при реализации угрозы ИБ - это, как правило, потеря некритичных данных, выход из строя некоторых программно-аппаратных средств, т.е. ущерб, ограниченный конкретным рабочим местом, что влечет за собой неподготовленность в срок отчетности, важных материалов, презентаций, выговоры, лишение премий и прочие проблемы вплоть до увольнения специалиста.

Согласно принципу соизмеримости между затратами на защиту и возможным ущербом от угрозы, максимальный ущерб можно оценить по объему российского рынка ИБ, который в 2009 году по оценкам экспертов [2], без учета «пиратских» и иных затрат составил около $ 561 млн., а в 2014 году превысит $ 1 млрд.

Основываясь на выводах специалистов в области ИБ (Поляков В. П., Гостев А.), мы считаем, что формирование компетентности в области ИБ у экономистов значительно повышает защищенность от такого рода угроз. Эту мысль подтверждают и авторы работы [5], в которой сказано, что вопреки распространенному мнению, наибольшая угроза исходит не от экзотических вирусов и изощренных хакерских атак, а от халатности и беспечности пользователей, не знающих или пренебрегающих инструкциями по ИБ. К примеру, по данным исследований компании InfoWatch в 2007-2008 годах почти 70% утечек информации произошли по неумышленным причинам [6].

Исследования в области ИБ в последнее время становятся очень актуальными, поскольку бизнес озабочен рисками потери прибыли. Компании готовы инвестировать в обеспечение ИБ. При этом если техническая сторона вопроса решается вложением средств в современные системы защиты и профессиональные кадры в области ИКТ и ИБ, то

формирование компетентности экономистов в области ИБ остается практически нерешенной проблемой, поскольку бизнес не имеет значительного влияние на формирование стандартов вузовской подготовки. Решение этой проблемы имеет, как правило, эпизодический характер в рамках внутрифирменного обучения.

Поскольку в настоящее время подготовка специалистов экономического профиля в области ИБ не имеет системного характера [7, с. 3], российский бизнес готов своими силами повысить квалификацию рядовых пользователей, организуя различные курсы, тренинги и обучения. При этом специалист, который уже владеет требуемыми навыками и опытом, не требует дополнительных вложений финансов и времени и может гарантировать эффективный рабочий процесс, защищенный от угроз ИБ. Наем таких специалистов экономически выгоден и является стратегическим решением, направленным на укрепление тенденции к устойчивому и непрерывному развитию бизнеса.

В связи с тем, что экономисты осуществляют профессиональную деятельность в различных сферах (в банковской, финансовой, коммерческой, некоммерческой и т.д.), на сегодняшний день специалист экономического профиля должен быть хорошо осведомлен в области современных информационных технологий (ИТ), таких как:

1) технологии интеграции устройств в архитектуре современных компьютеров (компьютер и его составляющие, сканер, принтер и т.д.);

2) телекоммуникационные ИТ (сетевые ИТ, локальные и глобальные сети, Интернет-технологии, беспроводные средства связи, модем, роутер);

3) ИТ управления (корпоративные ИС, системы электронного документооборота);

4) ИТ обработки данных (системы распределенной обработки данных, системы распределенных БД, системы анализа и отчетности);

5) ИТ автоматизации офиса (текстовые и табличные процессоры, электронная почта, СУБД, текстовые, аудио- и видео-конференции);

6) мультимедийные ИТ (обработка текста, звука, видео, фото, графики, 3D);

7) ИТ поддержки принятия решений (информационный поиск, интеллектуальный анализ данных, поиск знаний в базах данных, ситуационный анализ);

8) ИТ экспертных систем, АИС бухучета, анализа и аудита, справочно-правовые ИС;

9) ИТ электронной коммерции (системы электронной коммерции, платежные системы) и др.

Используя различные ИКТ, экономист создает новый информационный продукт, качество которого является показателем профессионализма и залогом успеха в карьере.

Поэтому мы считаем, что экономист должен уметь защитить информацию (лично либо с привлечением специалиста по ИБ), ответственность за которую он несет. Защита информации - не его прямая обязанность, но экономист должен иметь представление о потоках информации и о тех информационных процессах, которые происходят при работе с ней. Это позволит снизить риск возникновения ситуаций, допускающих нарушение конфиденциальности, целостности или доступности информации, которая может представлять коммерческую, банковскую, государственную или иную тайну.

Круг нарушителей-злоумышленников не ограничивается только хакерами - он значительно шире: клиенты, посетители, конкуренты, случайные лица. При этом следует выделить целый ряд внутренних нарушителей: пользователи системы, обслуживающий персонал, разработчики АИС, сотрудники службы безопасности, руководители [8].

Современные исследования [2; 9] также отмечают высокую долю умышленных и неумышленных воздействий на ИТ-активы организаций со стороны сотрудников, недовольных грядущими увольнениями, а иногда и просто отношениями на работе.

Все вышесказанное говорит об актуальности вопросов формирования компетентности в области ИБ для специалистов экономического профиля еще на этапе их обучения в вузе.

Таким образом, можно сделать вывод, что экономист, в условиях осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия должен уметь обезопасить себя самостоятельно или с помощью специалистов по ИБ, эффективно противостоять угрозе или избежать ее. Кроме того он должен представлять меру ответственности, которую он понесет в случае реализации угрозы ИБ на предприятии независимо от того, были ли причиной действия хакеров, коллег или его собственные. Специалист экономического профиля должен иметь представление о политике безопасности на предприятии и осознавать всю важность проблемы обеспечения ИБ, а также ориентироваться в правовом поле в сфере ИБ, в том числе зарубежном, поскольку его нарушение может принести не меньший ущерб как ему, так и компании в целом.

Отметим, что российский информационный сектор экономики - очень молодой и стремительно развивающийся, поэтому современному специалисту экономического профиля следует быть в курсе всех событий в мире ИКТ, ведь на сегодняшний день осведомленность и владение актуальной информацией - одно из главных требований информационного общества.

Говоря об ИБ применительно к специальностям экономического профиля, специалисты выделяют ряд аспектов, о которых будущие экономисты должны иметь представление [7, с. 4]:

1) сущность проблемы обеспечения ИБ и ее особенности применительно к сфере экономики и бизнеса в условиях конкурентной борьбы, ее важность и актуальность, основные понятия в этой предметной области;

2) особенности информации и ИС как объекта защиты, основные угрозы для информационных ресурсов в сфере экономики и бизнеса;

3) основы правового обеспечения ИБ, в том числе зарубежное законодательство, конституционные нормы, Законы РФ и Указы Президента РФ, требования руководящих документов Совета безопасности РФ и других органов государственного управления, ответственность за компьютерные преступления;

4) принципы и содержание организационного обеспечения ИБ (политика безопасности, контроль, разграничение и ограничение доступа к информационным ресурсам и т.п.);

5) методы и средства обеспечения ИБ (аутентификация и идентификация пользователей и технических средств, организация защиты информации в персональных ЭВМ, криптографическое преобразование информации и электронная подпись; критерии защищенности компьютерных систем и принципы проектирования систем защиты информации; особенности защиты информации в сетях телекоммуникаций; основы компьютерной вирусологии, методы и средства защиты от компьютерных вирусов и вредоносных программ; требования к пользователям компьютерных систем и рекомендации по обеспечению информационной безопасности).

Однако специалисты экономического профиля не являются ИТ-профессионалами, а лишь проходят определенную ИП в вузе, направленную на формирование знаний и навыков, необходимых для использования некоторых средств ИТ. Поэтому мы считаем, что формирование компетентности экономистов в области ИБ требует специальной подготовки в вузе, такая подготовка должна базироваться на ИП и являться ее продолжением.

Под компетентностью экономистов в области ИБ понимается интегративная характеристика личности, объединяющая мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностно-операционный компоненты.

Мотивационно-ценностный компонент отражает направленность будущих экономистов на осуществление деятельности по защите профессионально значимой информации, потребности, мотивы, стремления, интерес к образованию и самообразованию в области ИБ, а также морально-этические установки в этом аспекте.

Когнитивный компонент отражает знания о сущности проблемы обеспечения ИБ и ее особенностях применительно в сфере экономики и бизнеса; знания об основных угрозах для информационных ресурсов в сфере экономики; основы правового обеспечения ИБ, в том числе российского и зарубежного законодательства, конституционные нормы, законы РФ и указы президента РФ, требования руководящих документов совета безопасности РФ и других органов государственного управления, ответственность за компьютерные преступления; принципы и содержание организационного обеспечения ИБ (политика безопасности, контроль, разграничение и ограничение доступа к информационным ресурсам и т.п.).

Операционально-деятельностный компонент включает комплекс умений и навыков осуществления мероприятий по обеспечению ИБ в профессиональной деятельности: нормативно-правовых (определение полномочий, разграничение

Таблица 1

Компоненты профессиональной компетентности в области информационной безопасности экономиста

на разных уровнях ИП

Компонент профессиональной компетентности Уровень основной ИП Уровень ИП в области И Б

Мотивационно- ценностный направленность на применение информационной теории в профессиональной деятельности, образование и самообразование в области ИТ, а также морально-этические установки в этом аспекте защита профессионально значимой информации, потребности, мотивы, стремления, образование и самообразование в области ИБ, а также морально-этические установки в этом аспекте

Когнитивный знания о специализированных ИТ и их особенностях в сфере экономики и бизнеса; знания о потоках информационных ресурсов и движении информации; знания основ российского и зарубежного законодательства в сфере ИТ знания о сущности проблемы обеспечения ИБ и ее особенностях применительно в сфере экономики и бизнеса; знания об основных угрозах для информационных ресурсов в сфере экономики; основы правового обеспечения ИБ, в том числе российского и зарубежного законодательства

Операционно- деятельностный Комплекс умений и навыков использования специализированных ИТ в профессиональной деятельности: нормативно-правовых, административных, физических и программно-аппаратных. комплекс умений и навыков осуществления мероприятий по обеспечению И Б в профессиональной деятельности: нормативноправовых, административных, физических и программно-аппаратных.

доступа, определение порядка контроля, документирования о том, что успешное формирование компетентности в обла-

и анализа действий и прочее), административных (мероприя- сти ИБ у специалистов экономического профиля зависит

тия, осуществляемые при проектировании и разработке пра- изначально от основной ИП, полученной в вузе, и является

вил и инструкций по ИБ, организация охраны, учета, хране- ее продолжением. Поэтому в данном аспекте мы выделяем

ния, использования и уничтожения документов и носителей два уровня ИП экономистов: уровень основной ИП и уровень

информации и прочее), физических (применение механичес- специальной ИП в области ИБ. В разработанной нами таб-

ких, электро-, электронно-механических устройств, создающих лице 1 представлены компоненты профессиональной ком-

физические препятствия для доступа к защищаемой инфор- петентности в области ИБ у специалистов экономического

мации и компонентам системы, а также средств визуального профиля на разных уровнях ИП.

наблюдения, связи и сигнализации), программно-аппаратных Изучение основ ИБ требует времени, и компаниям вы-

(использование электронных устройств и программ, которые годнее инвестировать средства в подготовку специалистов

реализуют идентификацию, аутентификацию, авторизацию - будущих экономистов на этапе вузовского обучения. По-

субъектов ИБ, разграничение доступа, регистрацию и анализ этому своевременная подготовка в области ИБ позволит спе-

событий, криптографическую обработку и прочее). циалистам экономического профиля занять выгодное место

Анализ компонентов профессиональной компетентнос- на рынке труда, а компаниям вырваться вперёд в острой конти экономистов в области ИБ позволяет нам сделать вывод курентной борьбе XXI века.

Библиографический список

1. Даньков, А.П. Угроза сетям СПС стандарта GSM - объективная реальность! / А.П. Даньков, В.Н. Максименко // Информационное противодействие угрозам терроризма. - 2005. - № 3 [Э/р]. - Р/д: http://elibrary.ru/item.asp?id=9572241

2. Рынок информационной безопасности 2009: начало эпохи compliance // LETA. IT-Company, 2009 [Э/р]. - Р/д: http: //letagroup.ru/common/ files/LETA_research_2010.pdf

3. Гостев, А. Kaspersky Security Billetin 2009. Развитие угроз в 2009 году / А. Гостев, Е. Асеев. 2010 [Э/р]. - Р/д: http://www.securelist.com/ ru/downloads/vlpdfs/ksb_09_malware_ru.pdf

4. Маслиниченко, С.В. Субкультура хакеров как порождение информатизации общества: автореф. дис. канд. культ. наук. - СПб., 2008.

5. Cisco: главная причина утечки данных - не хакеры, а неправильное поведение пользователей // Cisco, 2008 [Э/р]. - Р/д: http:// www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2008/111008b.html

6. Глобальное исследование утечек. 1-е полугодие 2010 года // InfoWatch, 2010 [Э/р]. - Р/д:http://www.yug.com.ua/wp-content/uploads/ 2011/02/opr03S FS.tmp_.pdf

7. Поляков, В.П. Информационная безопасность компьютерных систем в экономике как педагогическая проблема, 2006 [Э/р]. - Р/д: http: //www.dofa.ru/Dumnaja/8_PBEDES/polakov2.doc

8. Амелин, РВ. Информационная безопасность [Э/р]. - Р/д: http: //www.ict.edu.ru/ft/002295/info intro.pdf

9. Горбунов, А.И. Информационная безопасность как приоритетное направление развития подготовки экономистов в условиях современного рынка // Приоритетные направления развития современной науки: материалы II Международной заочной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2011.

Bibliography

1. Danjkov, A.P. Ugroza setyam SPS standarta GSM - objhektivnaya realjnostj! / A.P. Danjkov, V.N. Maksimenko // Informacionnoe protivodeyjstvie ugrozam terrorizma. - 2005. - № 3 [Eh/r]. - R/d: http://elibrary.ru/item.asp?id=9572241

2. Rihnok informacionnoyj bezopasnosti 2009: nachalo ehpokhi compliance // LETA. IT-Company, 2009 [Eh/r]. - R/d: http: //letagroup.ru/common/ files/LETA_research_2010.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gostev, A. Kaspersky Security Billetin 2009. Razvitie ugroz v 2009 godu / A. Gostev, E. Aseev. 2010 [Eh/r]. - R/d: http://www.securelist.com/ ru/downloads/vlpdfs/ksb_09_malware_ru.pdf

4. Maslinichenko, S.V. Subkuljtura khakerov kak porozhdenie informatizacii obthestva: avtoref. dis. kand. kuljt. nauk. - SPb., 2008.

5. Cisco: glavnaya prichina utechki dannihkh - ne khakerih, a nepraviljnoe povedenie poljzovateleyj // Cisco, 2008 [Eh/r]. - R/d: http:// www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2008/111008b.html

6. Globaljnoe issledovanie utechek. 1-e polugodie 2010 goda // InfoWatch, 2010 [Eh/r]. - R/d:http://www.yug.com.ua/wp-content/uploads/2011/ 02/opr03SFS.tmp_.pdf

7. Polyakov, V.P. Informacionnaya bezopasnostj kompjyuternihkh sistem v ehkonomike kak pedagogicheskaya problema, 2006 [Eh/r]. - R/d: http: //www.dofa.ru/Dumnaja/8_PBEDES/polakov2.doc

8. Amelin, R.V. Informacionnaya bezopasnostj [Eh/r]. - R/d: http: //www.ict.edu.ru/ft/002295/info_intro.pdf

9. Gorbunov, A.I. Informacionnaya bezopasnostj kak prioritetnoe napravlenie razvitiya podgotovki ehkonomistov v usloviyakh sovremennogo rihnka // Prioritetnihe napravleniya razvitiya sovremennoyj nauki: materialih II Mezhdunarodnoyj zaochnoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii. -Cheboksarih, 2011.

Статья поступила в редакцию 10.10.11

УДК 159.922.8+316.6 Shmakova A. Vocational educational psychology: historical aspect. The article presents an analysis of the scientific views on the education differential, vocational education. Also it is presented a historical analysis of the development system of vocational education in Russia and foreign countries.

Key words: differentiated education, vocational education, the concept of education, personal development, personality-oriented nature of education, the social order of society.

А.Д. Шмакова, аспирант каф. психологии личности Новосибирского государственного педагогического

университета, Новосибирск, E-mail: shmakovaself@mail.ru

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье представлен анализ истории развития научных взглядов на дифференцированное образование, профильное обучение. Также представлен исторический анализ развития системы профильного обучения в России и в зарубежных странах.

Ключевые слова: дифференцированное образование, профильное обучение, концепция развития образования, развитие личности, личностно-ориентированный характер обучения, социальный заказ общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.