Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 115PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Пикалова А. А., Шершнева В. А. Сущность и содержание проектной компетентности как предмет педагогического анализа // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/115PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Pikalova A.A., Shershneva V.A. (2019). The essence and content of project competence as a subject of pedagogical analysis. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/115PDMN619.pdf (in Russian)
УДК 377.031.4 ГРНТИ 14.35.07
Пикалова Альбина Александровна
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Красноярск, Россия Старший преподаватель кафедры «Тепловые электрические станции»
E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=826902
Шершнева Виктория Анатольевна
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Красноярск, Россия Профессор кафедры «Прикладной математики и компьютерной безопасности»
Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=480759
Сущность и содержание проектной компетентности как предмет педагогического анализа
Аннотация. Современные тенденции, происходящие в мировом сообществе по глобализации важнейших секторов в мире, находят свое отражение в том числе и в секторе обучения и воспитания будущих профессионалов. Формулируется потребность в профессионале соединяющего в себе профессиональные знания, в том числе фундаментальные, опыт и практику максимально приближенные к профессии, и одновременно являющегося носителем универсальных компетенций, которые позволят ему реализовывать свои потенции как в будущей профессии, так и в личной частной жизни. Одной из таких универсальных компетенций является проектная компетентность.
В статье представлено теоретическое обоснование содержания и сущности дефиниции «проектная компетентность», как родовидового понятия, где в качестве родового приведено рассмотрение категорий компетентность, видового - проектная компетентность. В логике изложения статьи авторы представляют теоретические предпосылки исследования основного понятия, проводят обзор авторов, рассматривающих родовое понятие и его соотношение с категорией, компетенция, отражают толкование проектная компактности авторами, которые детально изучали именно данную категорию.
Авторами представлено положение проектной компетентности в составе универсальных компетенций будущих бакалавров инженерных направлений подготовки, раскрыты ее компоненты, критерии и уровни развития проектной компетентности, что позволяет планировать дальнейшее движение в изучении основного понятия и его положения в структуре
личностных качеств будущих бакалавров инженерных направлений подготовки. Данная обзорная статья, и полученные данные, являются отправной точкой для продолжения исследования, заключающегося в поиске и обосновании условий, способствующих развитию проектной компетентности у студентов инженерных направлений.
Ключевые слова: проектная компетентность; универсальные компетенции; инженерные направления подготовки
Мировые тенденции развития общества, а также отечественные реалии определяют образ современного выпускника-инженера. Результаты образования зафиксированы в федеральных документах об образовании в виде набора профессиональных, общепрофессиональных и универсальных компетенций. В состав универсальных компетенций по ФГОС 3++ включена проектная компетентность, которая стала предметом исследования в данной статье.
С целью определения сущности проектной компетентности необходимо уточнить ее характеристики, выделяющие ее среди других рядоположенных понятий. «Проектная компетентность» является родовидовым понятием: компетентность - родовое понятие, а проектная компетентность - видовое. Для выявления сущности сложносоставного понятия проектной компетентности рассмотрим понятие «Компетентность»: исторические предпосылки формирования современных определений и понимания сущности понятия (таблица 1).
Таблица 1
Исторические предпосылки формирования понятия
Год Источник/автор Упоминание термина компетенция/компетентность
1 2 3
1605 год Словарь Мегпат^еЪ81ег [1] первое употребление термина «компетенция»
1907 год Полный словарь иностранных слов [2] «достаточная осведомленность, необходимая для того, чтобы решать вопросы в известной области и произносить основательные суждения по поводу определенного круга явлений»
1933 год Словарь иностранных слов [3] «круг полномочий какого-либо учреждения или лица»
1984 год Работа Джона Равена «Компетентность в современном обществе» [4] как жизненный успех в социально значимой области (выделяет 39 видов компетенции)
1965 год Н. Хомский [5] впервые вводит понятие «компетенции» в теорию языка, подразумевая под ней характеристику идеализированного объекта
Таким образом, в 1960-1970 годах наряду с введением понятий «компетентность» и «компетенция», начинаются предпосылки к их отождествлению и разделению [6; 7; 8-15; 1620].
Позже в работах Н.В. Кузьминой и Л.А. Петровской компетентность определяется как «свойство личности». Л.П. Алексеева, А.К. Маркова, Л.М. Митина. Т.Е. Исаева определяют компетенцию как качество восприятия человеком действительности, позволяющее найти наиболее результативный способ решения жизненных ситуаций.
В вопросе соотношения категорий «компетенция» и «компетентность» В.А. Болотов, В.С. Леднев, М.В. Рыжаков, В.В. Сериков отождествляют рассматриваемые понятия. Однако существует и противоположное мнение о разделении и дифференциации понятий, с чем согласны И.А. Зимняя, О.М. Мутовская, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов. Рассмотрим позиции некоторых из перечисленных авторов.
https:// mir-nauki. com
И.А. Зимняя под компетенциями рассматривает «некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, программы действий, ценности), которые затем актуализируются в определенной деятельности в виде компетентностей человека» [21].
А.В. Хуторской под «компетенцией» понимает систему качеств личности, которые связаны с определенными предметами или процессами [22]. Если продолжить размышление ученого в контексте образования, можно предположить: под компетенцией обозначают обобщенное требование к подготовке обучающегося, тогда как компетентность представляется как качество (свойство или характеристика) личности, что отражает ее опыт в отношении к деятельности в заданной сфере.
В данном исследовании будем разделять дефиниции «Компетенция» и «Компетентность», где первое - не персонифицированное, заданное внешней средой; второе отличается обязательным наличием конкретного личностного опыта по овладению в процессе деятельности.
Обратимся к трудам ученых, более детально изучающих категорию «Компетентность», для понимания ее сущности и определения содержания. Прежде всего стоит обозначить мнение авторов: А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, П.Г. Щедровицкий, которые определяют компетентность как «основную характеристику результатов образования» [23]. Е.Ф. Зеер рассматривает ее как «синтез теоретических знаний и практических проб» [24; 25]. А.Г. Бермус, О.М. Мутовкина, Г.К. Селевко, С.Е. Шишов рассматривают ее как «ситуационную связанную с деятельностью категорию» [26; 27]. И.В. Чаплыгина как «свойство личности, проявляющееся в определенных условиях - как способность действовать в ситуации неопределенноти» [28]. А.А. Вербицкий как «реализованная на практике компетенция» [29]. В.В. Башев как «возможность переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла» [30]. А.М. Аронов как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность» [31]. Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская как «качество личности, имеющее интегративный характер» [32]. Н.С. Розов как «образовательную ценность» [33]. И.А. Колесникова «мера активности при решении задач любого уровня» [34]. С.Г. Воровщиков как «обобщение знаний, умений, ценностно-смысловых ориентаций, усвоенных способов деятельности» [35]. Е.И. Балакирева как «динамичное личностное образование, реализуемое через системообразующие качества» [36].
Исходя из проведенного анализа научных трудов, уточняем понятие компетентности как интегративное динамическое качественное свойство личности, характеризующее его способность и готовность к успешной деятельности в определенной сфере (в том числе профессиональной) (В.А. Козырев, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.) [23]. Что подчеркивает одновременно внутренний психологический характер компетентности как обобщение знаниевой, практической и личностно-значимой составляющих, при ее одновременной внешней ориентированностью, как способность человека реализовывать компетентность в конкретной практической деятельности.
Для определения содержания и сущности проектной компетентности необходимо выявить, какие характеристики ее выделяют среди других рядоположенных понятий. Для этого проведем видовой анализ компетенций, для определения положения проектной компетентности в существующих классификациях компетенций на инженерных направлениях подготовки.
До сих пор не существует единого термина, обозначающего не предметные (не профессиональные, не специальные, универсальные) компетенции, то есть, те, которые не ограничены отдельными предметными областями или сферами. Используемые в литературе и
нормативно-правовых актах выражения «ключевые компетенции (навыки)» и «универсальные компетенции (навыки)», «навыки XXI века» практически всегда являются синонимами. Чтобы избежать концептуальной путаницы международной рабочей группой был предложен единый термин - «универсальные компетенции».
«Универсальные компетенции отражают запросы общества и личности к общекультурным и социально-личностным качествам выпускника программы высшего образования соответствующего уровня, а также включают профессиональные характеристики, определяющие встраивание уровня образования в национальную систему профессиональных квалификаций» [37]. В.Н. Введенский характеризует проявление универсальных (ключевых) компетенций «не только в решении узко-профессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает, понимает мир за пределами своей профессии» [38].
Таким образом, в самом общем виде универсальные компетенции можно определить, как неспецифичные для определенной профессии или отрасли, но необходимые для профессиональной деятельности и личностного развития.
Перечень предусмотренных в ФГОС 3++ универсальных компетенций определяется исходя из основных целей образования, предположений о социальном и личностном опыте, основных видов деятельности обучающегося. Там же выделены следующие категории универсальных компетенций: создание и реализация проектов; лидерство и командная работа; эффективная коммуникация; системное и критическое мышление; межкультурное взаимодействие; самоорганизация и саморазвитие.
Трактование понятия «Проектная компетентность» различно:
• А.П. Суходимцева формулирует ее как «ключевую профессиональную компетентность педагогов, отражающую, с одной стороны, успешный опыт педагогического проектирования, а с другой стороны, готовность осуществлять успешную профессиональную деятельность как последовательности разработки и реализации взаимосвязанных педагогических проектов» [39].
• Т.А. Парфенова определяет проектную компетентность «как сложное интегративное понятие, включающее способности разрабатывать и реализовывать проектную деятельность» [40].
• А.А. Михайлов и О.В. Воробьев дают определение «проектной компетенции будущих учителей технологии», понимая под ней «интегративную целостность знаний, умений и опыта, реализуемых в проектной деятельности и обусловливающих качественное новообразование профессиональной компетенции специалиста в технологической и педагогической областях» [41].
• С.А. Зайцева и П.В. Смирнов под «проектной компетентностью бакалавра педагогического направления подготовки» понимают «мотивированное желание будущего педагога, его готовность и способность к самостоятельной и творческой деятельности по планированию, разработке, реализации, методическому и организационному сопровождению проектов в различных образовательных, научных и социальных сферах» [42].
• Л.А. Филимонюк понимает как «интегративную характеристику субъекта, выражающуюся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах» [43].
• Г.Е. Муравьева понимает «систему проектировочных умений, основанных на теоретических и практических знаниях о сущности и процедурах проектирования образовательного процесса» [44].
• Н.В. Кузьмина говорит о как «об умении проектировать, как способности предвидеть результаты своих или чужих наблюдаемых действий» [32].
• Н.А. Калугина понимает как «интегративное профессионально-личностное качество, основанное на проектных знаниях, личностном опыте проектной деятельности и ценностных ориентациях, формирование которого является выражением инновационного характера профессиональной компетентности педагога» [45].
• Л.В. Иванова рассматривает как «интегративное профессионально-личностное качество, основанное на проектных знаниях, личностном опыте проектной деятельности и ориентации на ценностные отношения к ней, который выражает инновационный характер профессиональной компетентности и обеспечивает творческий стиль его профессиональной деятельности» [46].
• Н.В. Матяш и А.Ю. Володина понимают как «интегративную характеристику субъекта деятельности, выражающуюся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах социальной практики на основе принципов природо- и культуросообразности» [47].
Учитывая результаты проведенного анализа исследуемого понятия, будем определять проектную компетентность как интегративную динамическую характеристику личности, отражающую совокупность проектных знаний и умений, опыта проектной деятельности и ориентации на мотивационно-ценностное отношение к ней, а также рефлексивно-оценочных действий, что позволяет разрабатывать и реализовывать проекты в профессиональной и личностной сферах.
В ходе проведенного анализа психолого-педагогической литературы была также выявлена структура проектной компетентности, представляющая собой единство следующих компонентов: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный компонент.
По результатам анализа научно-педагогических материалов по определению критериев оценки результативности образовательной деятельности вуза (М.В. Гулакова, Г.И. Харченко) в данном работе под «критерием оценки уровня развития проектной компетентности» будущих бакалавров инженерных направлений подготовки понимается качественный показатель развития личности, имеющий динамические характеристики, выражающиеся в степени включенности в проектную деятельность и соответствующих проявлениях (наличие знаний и умений, опыта в реальных проектах, рефлексия, выводы и заключения) носителя проектной компетентности. Исходя из чего критериями оценки развития проектной компетентности являются одноименные с компонентами исследуемого феномена критерии: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный. Представим показатели развития проектной компетентности в таблице 2.
Таблица 2
Показатели критериев развития проектной компетентности
Критерии оценки развития проектной компетентности Показатели
1 2
Мотивационно-ценностный - мотивация на проектную деятельность; - исследовательская инициативность; - ответственность; - обнаружение интереса к процессу и результатам проектной деятельности.
Когнитивный - фиксация наличествующей системы проектных знаний (определение проекта, его структура и этапы реализации; знания технологий творческого поиска и оптимизации процесса в рамках реализации проекта); - наличие знаний об оценке результативности проекта; - наличие обобщенных знаний о профессии.
Деятельностный - владение различными способами поиска и обработки информации; - выражение позиции в проектной деятельности (мера включенности в деятельность, роль и соответствующий функционал, самостоятельность); - готовность к объективному оцениванию промежуточных и итоговых результатов; - оперирование основами проектирования в профессиональной и личной сферах деятельности.
Рефлексивно-оценочный - способность личности произвести оценку собственной активности в процессе проектной деятельности; - готовность оценивать итоговый продукт проектной деятельности в рамках глобальной и личной значимости; - способность делать выводы (личные заключения) исходя из опыта проектной деятельности.
Таким образом, изучение и содержательное раскрытие процесса развития проектной компетентности, трактуемого как целенаправленный процесс, способствующий повышению ее уровня и отражающего совокупность проектных знаний и умений, опыта проектной деятельности и ориентации на мотивационно-ценностное отношение к ней, а также рефлексивно-оценочных действий, что позволяет разрабатывать и реализовывать проекты в сферах профессиональной и социальной практики. А также при рассмотрении критериев, показателей и уровней развития проектной компетентности будущих бакалавров инженерных направлений подготовки, определило перспективы продолжения исследования, которое заключается в определении педагогических условий, способствующих результативному развитию проектной компетентности будущих бакалавров инженерных направлений подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Merriam-Webster [Электронный ресурс]. URL: https://www.merriam-webster.com/di cti onary/proj ect.
2. The Middle English Dictionary of University of Michigan [Электронный ресурс]. URL: http://quod.lib.umich.edu/rn/med/.
3. Попов М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке, 2-е изд. / М. Попов - Москва: Издательство И.Д. Сытина, 1907.
4. Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Д. Равен - Москва, 2002.
5. Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax / Chomsky N. // Cambridge: The MIT Press - 1965.
6. Atkinson J.W. An introduction to motivation / J.W. Atkinson - Van Nostrand: Princeton, N.Y., 1964.- 360 c.
7. Atkinson J.W. Motivational determinants of risk-taking behavior / Atkinson J.W. // Psychol - 1957. - Т. 64 - С. 359-372.
8. Atkinson J.W. A theory of achievement motivation / J.W. Atkinson, N.T. Feather -N.Y., 1966. - 391 c.
9. Beichner R.J. Introduction to the SCALE-UP (Student-Centered Activities for Large Enrollment Undergraduate Programs) Project / Beichner R.J., Saul J.M. - 2003. - № July - С. 1 -17.
10. Bowden J.A. Competency-Based Education - Neither a Panacea nor a Pariah / Bowden J.A. - 2009. - С. 1-18.
11. Health P. Competencies and Learning Objectives / Health P. // Council on Education for Public Health - 2011. - № June - С. 1-7.
12. Klein-Collins R. Competency-Based Degree Programs in the U.S. Postsecondary Credentials for Measurable. Student Learning and Performance / R. Klein-Collins -CAEL, 2012. - 52 c.
13. Knoll M. 300 Jahre lernen am Projekt. Zur Revision unseres Geschichtsbildes / Knoll M. // Padagogik - 1993. - С. 7-8.
14. Pace L. Competency Education Series: Policy Brief One Competency Education Series: Policy Brief One An Emerging Federal Role for Competency Education / Pace L. // POLICY INNOVATIONS - 2013. - С. 2-15.
15. Parrott A. Competency-Based Education :Helping All Kentucky Students Succeed / A. Parrott, D. Cook, J. Higdon, C. Rollins, C. Hudman, L. Young, L. France, M. Wasickso, P. Trotter - Frankfort, 2013.- 16 c.
16. Priest N. Making Mastery Work: A Close-Up View of Competency Education / N. Priest, A. Rudenstine, E. Weisstein - 2012. - 124 c.
17. Santopietro W.K. Definitions Components Characteristics Integrating Competencies and Content Standards Mapping Competencies Resources / Santopietro W.K. // Competency Based Education and Content Standards - 2006. - № June - С. 1-8.
18. Soares L.A. 'Disruptive' Look at Competency-Based Education / Soares L. // Center for American Progress - 2012. - С. 1 -12.
19. Sturgis C. When Success Is the Only Option: Designing Competency-Based Pathways for Next Generation Learning / C. Sturgis, S. Patrick - iNACOL, 2010. - 42 c.
20. Verma V.K. Managing the Project Team (Human Aspects of Project Mangement, Volume Three) / V.K. Verma - 1997. - 296 c.
21. Мехтиханова Н.Н. Психологическая оценка персонала / Н.Н. Мехтиханова -2013. - 171 c.
22. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении / А.В. Хуторской -Москва: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. - 73 c.
23. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования / Ю.Г. Татур - Москва, 2004. - 18 с.
24. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию / Зеер Э.Ф. // Образование и наука - 2005. - Т. 3(33) - С. 27-40.
25. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Зеер Э.Ф. // Высшее образование в России - 2005. - Т. 4 - С. 25-30.
26. Бермус А.Г. Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса / Бермус А.Г. // Педагогика - 2005. - Т. 10 - С. 102-109.
27. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / Бермус А.Г. // Интернет-журнал "Эйдос" - 2005.
28. Чаплыгина И.В. Формирование ключевых компетенций студентов при изучении общепрофессиональных дисциплин в колледже / Чаплыгина И.В. // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 - 2006. -С. 195.
29. Вербицкий А.А. Линостный и компетентностный подходы в образовинии: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова - Москва: Логос, 2009. - 336 с.
30. Башев В.В. Ключевые компетентности в образовании в области общество-знания: основные гипотезы // Электронный ресурс [Электронный ресурс]. URL: http: // conf.univers .krasu.ru/veport/rep3.html.
31. Аронов А.М. Становление профессиональной аналитической компетентности в высшем педагогическом образовании / Аронов А.М., Баранова Е.В.
32. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина - 1990. - 167 с.
33. Розов Н.С. Ценности гуманитарного образования / Розов Н.С. // Высшее образовани в России - 1996. - Т. 1 - С. 85-89.
34. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии / И.А. Колесникова - Санкт-Петербург: Изд-во С-Петерб. гос. ун-та пед. мастерства, 1999. - 242 с.
35. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав и структура / С.Г. Воровщиков - 2007. - 36-38 с.
36. Балакирева Е.И. Профессиональная компетентность: сущностные характеристики и условия развития / Балакирева Е.И., Малышева А.В., Коновалова Е.Ю. // Балтийский гуманитарный журнал - 2016. - Т. 4(16) - С. 154158.
37. Фрумин И.Д. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра / Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К., Реморенко И. // Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования - 2018. - Т. 2 - № 19 - С. 29.
38. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / Введенский В.Н. // Педагогика - 2003. - Т. 10 - С. 51-55.
39. Суходимцева А.П. Развитие проектной компетентности педагогов в деятельности муниципальной методической службы / А.П. Суходимцева - 2011. - 218 с.
40. Парфенова Т.А. Формирование проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза / Парфенова Т.А. // Теория и практика общественного развития -
2013. - Т. 10 - С. 223-228.
41. Михайлов А.А. О сущности понятия проектная компетенция будущих учителей технологии / Михайлов А.А., Воробьев О.В. // Научный журнал КубГАУ - 2013.
- Т. 89 - № 05.
42. Зайцева С.А. Формирование проектной компетентности бакалавров педагогического направления подготовки средствами специальных информационных дисциплин / Зайцева С.А., Смирнов П.В. // Мир Науки. Научный интернет-журнал - 2017. - Т. 5 - С. 4-11.
43. Филимонюк Л.А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки / Филимонюк Л.А. // Автореферат на соискание ученой степени д-ра пед. наук - 2008.
44. Муравьёва Г.Е. Пректирование образовательного процесса в школе / Муравьёва Г.Е. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук - 2003. - С. 40.
45. Калугина Н.А. Диагностика выявления готовности к проектной деятельности у мастеров производственного обучения в образовательном процессе / Калугина Н.А., Коцуба М.Л. // Общество:социология, психология, педагогика - 2017. - Т. 12.
46. Иванова Л.В. Проектная деятельность как основа развития проектной компетентности учителя / Иванова Л.В. // Интернет-журнал "Науковедение -
2014. - Т. 4 - № 23 - С. 1-8.
47. Матяш Н.В. Методика оценки проектной компетентности студентов / Матяш Н.В., Володина Ю.А. // Психологическое исследование. Интернет-журнал - 2011.
- № 3(17) - С.6.
Pikalova Albina Alexandrovna
Siberian federal university, Krasnoyarsk, Russia E-mail: [email protected]
Shershneva Viktoria Anatolievna
Siberian federal university, Krasnoyarsk, Russia E-mail: [email protected]
The essence and content of project competence as a subject of pedagogical analysis
Abstract. Current trends in the global community for the globalization of the most important sectors in the world are reflected in the training and education sector for future professionals. The need is formulated for a professional who combines professional knowledge, including fundamental knowledge, experience and practice, as close as possible to a profession, and at the same time is a bearer of universal competencies that will enable him to realize his potential both in his future profession and in his private life. One such universal competency is project competence.
The article presents the theoretical justification of the content and essence of the definition of "project competence" as a generic concept, where consideration of the categories of competence and of the species-project competence is given as a generic concept. In the logic of the article, the authors present the theoretical prerequisites for the study of the basic concept, review authors who consider the generic concept and its relationship with the category of competency, reflect the interpretation of design compactness by authors who have studied this category in detail.
The authors presented the position of project competence as part of the universal competencies of future bachelors in engineering areas of training, its components, criteria and levels of development of project competence are revealed, which allows us to plan further movement in the study of the basic concept and its position in the structure of personal qualities of future bachelors in engineering areas. This review article, and the data obtained, are the starting point for the continuation of the study, which consists in the search and justification of conditions conducive to the development of project competence in engineering students.
Keywords: project competence; universal competencies; engineering areas of training