Научная статья на тему 'Сущность и содержание приносящей доход деятельности федерального государственного учреждения культуры'

Сущность и содержание приносящей доход деятельности федерального государственного учреждения культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2292
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОД / ВНЕБЮДЖЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЕ / КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Москалева М.Н.

В статье исследованы учреждения культуры, которые ведут активную экономическую деятельность. Дано определение приносящей доход деятельности федерального государственного учреждения культуры. Предложена классификация услуг в сфере культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание приносящей доход деятельности федерального государственного учреждения культуры»

35 (242) - 2011

экономической деятельности

УДК 336.61

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИНОСЯЩЕМ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

М. Н. МОСКАЛЕВА,

аспирант кафедры менеджмента E-mail: maria. moskaleva@list. ru Московская открытая социальная академия

В статье исследованы учреждения культуры, которые ведут активную экономическую деятельность. Дано определение приносящей доход деятельности федерального государственного учреждения культуры. Предложена классификация услуг в сфере культуры.

Ключевые слова: доход, внебюджетная деятельность, финансирование, учреждение, культура, организация.

С 01.01.2011 вступил в силу Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [9]. Он направлен на изменение правового положения государственных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, а также на создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности деятельности. Учреждениям предоставлено право заниматься приносящей доход деятельностью и распоряжаться поступающими доходами самостоятельно. Согласно Федеральному закону на основе бюджетных учреждений создаются казенные, бюджетные нового типа и автономные учреждения.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, если такое право предусмотрено в его учредительных документах. При этом доходы, полученные казенным учреждением от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ [1].

Новое бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Такая деятельность должна быть указана в учредительных документах. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение нового бюджетного учреждения [2]. Иными словами, полученные учреждением доходы не являются доходами бюджета, остаются в его распоряжении и направляются на достижение целей, ради которых это учреждение создано.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами и самостоятельно распоряжаются доходами.

Государственные учреждения в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания вправе

выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату.

Кроме того, учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям. Главное условие — такая деятельность должна быть отражена в учредительных документах бюджетного учреждения [10].

В современных рыночных условиях хозяйствования федеральные государственные учреждения культуры для привлечения дополнительных средств, необходимых для их функционирования, ведут деятельность, разрешенную уставом учреждения (приносящую доход деятельность).

Приносящая доход деятельность федерального государственного учреждения культуры — это инициативная, самостоятельная деятельность по привлечению дополнительных внебюджетных источников финансирования, осуществляемая на свой риск под ответственность, установленную законодательством, направленная на развитие учреждения в условиях сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, не имеющая своей целью получение прибыли.

Услуги в сфере культуры крайне разнообразны. Их можно классифицировать на две группы: основные и дополнительные. Основные служат достижению уставных целей деятельности организации культуры, т. е. направлены на реализацию ее миссии. К примеру, для Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского основными услугами являются образовательная работа и концертная деятельность.

Дополнительные услуги, напротив, реализуют второстепенные цели организации культуры, не вступающие в противоречие с основными задачами. Второстепенные цели могут быть направлены на удовлетворение потребностей клиентов в информационном обеспечении, питании, сувенирной продукции и т. д. В этом случае дополнительные услуги предстают в качестве услуг буфетов, ресторанов, магазинов для посетителей, а также в форме различных событий (приемов, встреч, концертов, спектаклей). Например, в той же Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского к дополнительным можно отнести услуги столовой, буфета, гардероба и т. д.

Деятельность в сфере культуры может быть прямой и посреднической. К прямой деятельнос-

ти относятся услуги актеров, музыкантов и других исполнителей, имеющие непосредственную культурную значимость для потребителей. В качестве посреднической деятельности рассматриваются услуги экскурсоводов, лекторов, библиотекарей, которые не имеют собственной культурной значимости и служат лишь средством передачи прямых услуг потребителю.

Продукты сферы культуры могут быть первичными и вторичными. Первичный продукт представляет собой материальные и нематериальные блага, которые предлагаются потребителю в подлинном виде (картина, скульптура, спектакль и др.). Вторичный продукт — это копии первичных благ. Он является результатом преобразования нематериального продукта в материальный. Например, видео- и аудиозаписи, репродукции, слайды и др. Целями производства вторичного продукта является не только популяризация первичных благ, но также продвижение организации на рынке культурных услуг и привлечение дополнительных финансовых средств.

Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями духовного производства. Эта деятельность носит не столько вещественный характер, сколько связана с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.), которые не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр балета, спектакля, экспонатов музея и т. д.). Ценности культуры имеют свойство наращивать свою стоимость и социальную значимость.

Характеристики результата культурной деятельности, выступающей в форме услуги, состоят в следующем:

- неотделимости от создающего источника;

- совпадении производства и потребления;

- неосязаемости;

- непостоянстве качества, его зависимости от исполнителя;

- уникальности;

- повышенном значении условий их оказания (комфортность и т. д.) [12].

Под услугами в сфере культуры теперь уже можно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и так называемым донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры — сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Привлечение средств от органов власти, спонсоров,

Источники финансирования деятельности федерального государственного

учреждения культуры

благотворительных организаций и т. д. стало новым направлением деятельности учреждений.

Организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений (см. рисунок).

Право организации культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от российских и зарубежных юридических и физических лиц, международных организаций не ограничивается. Государственные организации культуры вправе вести приносящую доход деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.

На основании статистических данных можно проанализировать поступления финансовых средств федеральных государственных концертных организаций России и рассчитать долю

внебюджетных источников. В число концертных коллективов федерального ведения входят 24 учреждения: Российская государственная концертная компания «Содружество», Государственная филармония на Кавказских Минеральных Водах, Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича, Санкт-Петербургский Дом музыки, Московская государственная академическая филармония, Государственный духовой оркестр России, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова и др.

В ходе исследования были изучены данные источников [3—7] о поступлении финансовых средств концертных организаций. Результаты сведены в табл. 1.

У федеральных государственных концертных организаций за 2005—2009 гг. доля бюджетных средств в общей сумме поступлений в среднем равна 73 %, доля поступлений от приносящей доход деятельности в среднем составила 27 %. Основным источником финансовых ресурсов учреждений культуры является бюджетное финансирование. Бюджетное финансирование 2009 г. по сравнению с 2005 г. выросло на 115 % (961 983 тыс. руб.). Приток средств за счет приносящей доход деятельности в 2009 г. по сравнению с 2005 г. увеличился на 105 % (371 813 тыс. руб.).

В современных рыночных условиях хозяйствования учреждения культуры остро нуждаются в дополнительных источниках привлечения финансовых ресурсов. Нехватка средств не только сдерживает развитие хозяйствующих субъектов, но и способствует снижению уровня жизни работников культурных учреждений, что в свою очередь

Таблица 1

Поступление финансовых средств концертных организаций федерального ведения в 2005—2009 гг., тыс. руб.

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009

Бюджетное финансирование 833 650 1 323 846 1 428 758 1 612 543 1 795 633

Поступления от приносящей доход деятельности 353 985 379 630 462 217 661 016 725 798

В том числе от основных видов уставной деятельности 321 629 348 423 399 293 579 886 684 557

Всего... 1194 992 1 710 716 1900 453 2 279 830 2 529173

оказывает негативное воздействие на изменение социально-экономических показателей по Российской Федерации в целом. Недостаточное финансирование учреждений культуры может быть восполнено с помощью поступлений от приносящей доход деятельности.

Определение результативности приносящей доход деятельности творческих коллективов является сложной задачей. Необходимо измерить деятельность учреждения культуры, обеспечивающую достижение социально значимых целей. Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 740 «О федеральной целевой программе «Культура России (2006—2011 годы)» [11] содержит целевые индикаторы учреждений культуры. Среди них можно выделить показатели, которые могут охарактеризовать эффективность учреждения, занимающегося концертной деятельностью:

- увеличение количества посещений концертов, в том числе гастрольных и фестивальных (в пересчете на 1 000 чел.) по сравнению с предыдущим годом;

- доля новых авторских произведений профессионального искусства в репертуаре;

- увеличение количества театрально-концертных мероприятий за счет внутрироссийского межрегионального обмена по сравнению с предыдущим годом;

- увеличение количества участников культурных мероприятий по сравнению с предыдущим годом;

- увеличение количества российских культурных акций, проведенных за рубежом, по сравнению с предыдущим годом.

Репертуар учреждения культуры необходимо расширять так, чтобы в каждом сезоне он обновлялся. Перед организациями стоит задача увеличения времени звучания премьерных произведений, включения в программу произведений, не исполняемых коллективом пять и более лет.

Учреждение, финансируемое из федерального бюджета, должно отчитываться по результатам своей деятельности. Важным показателем является количество зрителей на концертах. Если нет спроса на художественный продукт организации, то это значит, что либо у программы плохое качество, либо плохая организация концертов.

Эффективность в классическом понимании является соотношением результата к затратам. В самом общем виде под эффективностью понимается отношение достигнутого результата к потенциалу организации при фиксированных ее ресурсах. То

есть используются критерии, связанные с финансовыми показателями, например полученной прибылью, достижением плановых показателей (количество мероприятий, зрителей и т. д.)

Для получения комплексной оценки эффективности приносящей доход деятельности учреждения культуры можно предложить систему оценок. Это оценки социальной, экономической, организационной и технологической эффективности.

Социальная эффективность связана с социальными функциями, для исполнения которых создано учреждение. В 2008 г. концертными организациями и коллективами федерального ведения было подготовлено и проведено 5 565 мероприятий, посещаемость которых составила 1 603 тыс. чел. Из них 2 321 программа подготовлена для детей.

Под экономической эффективностью следует понимать соотношение результата с затратами на его получение. Показатель отражает степень достижения преследуемых целей. Об эффективности приносящей доход деятельности могут свидетельствовать поступления от мероприятий и расходы на их проведение.

Анализ организационной эффективности учреждения тесно связан с экономической эффективностью. Этот метод необходим самому учреждению для выявления резервов, сильных и слабых сторон организации. К индикаторам организационной эффективности относятся: наличие в организации современных кадровых технологий, четкой организационной структуры, внутреннего контроля за деятельностью, учета. Важными показателями являются наличие репетиционного помещения, компьютеризация, доступ в Интернет.

Под технологической эффективностью понимается оценка способности организации к эффективному использованию ресурсов. Здесь подразумевается профессионализм административного и творческого персонала, повышение квалификации кадров, работа над новыми произведениями, которые будут исполняться впервые, а также состояние материально-технической базы (комплектование нотного фонда, приобретение музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, звукозаписывающего оборудования, офисной мебели и т. д.).

Рассмотрим внешние факторы, оказывающие влияние на приносящую доход деятельность. Положительные факторы обеспечивают благоприятное развитие учреждения. Угрозы — это препятствия на пути положительной динамики приносящей

доход деятельности. Возможности стратегического финансового развития учреждений культуры и угрозы этому развитию, генерируемые различными факторами, представлены в табл. 2—4.

Экономическая ситуация. Логично, что увеличение доходов происходит лишь в условиях стабильной экономики. Долгосрочные отношения с партнерами возможны лишь в условиях стабильности. Финансовый кризис повлиял на объем финансовых ресурсов, поступающих от приносящей доход деятельности.

Государственная политика в области искусства. Это основополагающий фактор активности учреждений культуры, потому что именно государство имеет возможность поощрять учреждения культуры и влиять на масштаб их деятельности. Например, в СССР финансирование деятельности организаций искусства осуществлялось исключительно

за счет бюджетных источников, следствием чего был полный идеологический контроль со стороны государства.

Большое влияние на учреждения культуры оказывает финансовая и налоговая политика государства. В странах, где предполагается значительная бюджетная поддержка искусства, не столь необходим поиск внебюджетных источников, а ограничение или сокращение государственного финансирования вызывают необходимость их поиска. Федеральные государственные учреждения культуры используют общую систему налогообложения. Налоговый кодекс РФ предусматривает для бюджетных организаций уплату федеральных налогов (на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на прибыль организаций) и региональных налогов (на имущество организаций, транспортный). Организации культурной сферы

Таблица 2

Матрица возможностей и угроз стратегического финансового развития федерального государственного учреждения культуры, генерируемых факторами внешней среды непрямого влияния

Направление стратегического финансового развития Возможности развития Угрозы развитию

Потенциал формирования финансовых ресурсов учреждения из внебюджетных источников Снижение ставки по налогу на прибыль. Освобождение от уплаты НДС. Для автономных учреждений существует возможность перехода на упрощенную систему налогообложения Нет альтернативной системы налогообложения для бюджетных учреждений нового типа и казенных учреждений. Отсутствуют льготы по налогу на прибыль

Потенциал формирования финансовых ресурсов учреждения из бюджетных источников Государственная поддержка отрасли культуры Сокращение бюджетного финансирования. Зависимость от бюджетного финансирования

Уровень финансовой безопасности учреждения Государственная гарантия бюджетного финансирования отрасли. Многоканальное финансирование Нестабильная экономическая ситуация в стране. Замедление роста рынка услуг

Направление стратегического финансового развития Возможности развития Угрозы развитию

Потенциал формирования финансовых ресурсов учреждения из различных источников Поддержка Минкультуры России. Сфера культуры привлекательна для спонсоров. Поддержка государством творческих проектов в рамках федеральной целевой программы [11]. Популяризация достижений отечественных и зарубежных композиторов. Целевая государственная поддержка в форме грантов Низкий уровень доходов населения. Высокая конкуренция. Изменение потребностей и вкусов покупателей. Неблагоприятные демографические изменения. Слабая информированность покупателей об услугах

Уровень финансовой безопасности учреждения Стабильные связи с покупателями и заказчиками. Стабильные связи с поставщиками и подрядчиками. Недооценка потенциала организации конкурентами Сильные конкуренты. Не развиты связи с донорами и спонсорами

Таблица 3

Матрица возможностей и угроз стратегического финансового развития федерального государственного учреждения культуры, генерируемых факторами внешней среды непосредственного влияния

Таблица 4

Матрица недостатков и преимуществ федерального государственного учреждения культуры

Направление стратегического финансового развития Преимущества Недостатки

Потенциал формирования финансовых ресурсов учреждения из внебюджетных источников Перспективы выхода на новые рынки и сегменты рынка. Гастрольная деятельность на территории РФ и за рубежом. Высокий творческий потенциал. Прозрачность деятельности. Возможность стимулирования спроса Ограниченная самостоятельность учреждения. Неопределенность в ответе на вопрос: кто наш потребитель? Недооценка конкурентной угрозы. Небольшая доля средств от приносящей доход деятельности в объеме поступлений

Эффективность привлечения и использования финансовых ресурсов учреждения Увеличение выручки от концертной деятельности. Рост величины оборотных активов. Увеличение вложений во внеоборотные активы. Рост рентабельности продаж и затрат Малая доля безвозмездных поступлений и спонсорских средств. Малая доля расходов на развитие учреждения за счет внебюджетных источников. Сдача имущества в аренду затруднена

Уровень финансовой безопасности учреждения Низкий уровень просроченной дебиторской и кредиторской задолженности. Цены на услуги устанавливаются самостоятельно Дефицит финансовых ресурсов. Совокупные расходы на концертные мероприятия превышают доходы. Высокий уровень износа основных средств

Уровень качества управления финансовой деятельностью учреждения Накоплен большой опыт работы по управлению деятельностью. Новые программы. Высокий уровень технической оснащенности Недостаточно кадров в области менеджмента. Неэффективная система управления. Низкий уровень квалификации кадров в области маркетинга

не имеют льгот по уплате налога на прибыль. С 2009 г. ставка по налогу на прибыль была снижена сразу на 4 % (с 24 до 20 %). В соответствии со ст. 149 Налогового кодекса РФ [8] реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий не подлежит обложению НДС.

Проанализируем наиболее важные факторы внешней финансовой среды непосредственного влияния. В процессе анализа целесообразно рассмотреть следующие группы субъектов финансовых отношений: заказчики услуг учреждения, доноры, исполнители работ, услуг, посредники. Экономические факторы индивидуализируются с учетом особенностей финансовых отношений организации с перечисленными контрагентами.

Большое влияние на приносящую доход деятельность оказывают субъективные факторы. Внутренняя финансовая среда характеризует систему условий и факторов, определяющих выбор организации и форм экономической деятельности для достижения наилучших результатов. Она заключает в себе финансовый потенциал, который позволяет учреждению достигать поставленных целей и задач.

Приносящая доход деятельность зависит от специфики и географии деятельности компании, личных интересов руководства. Профессионализм и компетентность сотрудников учреждения имеют не меньшее значение для привлечения дополнительных внебюджетных ресурсов. История и опыт предыдущего сотрудничества с организациями искусства также играют не последнюю роль в деятельности учреждений культуры. Если взаимное сотрудничество было удачным, то оно вызвало интерес и будет продолжено и в перспективе. При неудачном опыте возможен полный отказ от взаимного сотрудничества в этой области.

Чтобы успешно развиваться на рынке культуры, необходимо учитывать как объективные, так и субъективные факторы, влияющие на приносящую доход деятельность учреждения. Российский мир искусства очень тяжело адаптируется к рыночным реалиям. Учреждения культуры, которые всегда зависели от государственного финансирования, обеспечивающего их бюджетные нужды, теперь пытаются приспособиться к рыночной экономике. Они должны искать новые пути, чтобы привлечь ресурсы, необходимые им для выполнения своей миссии и поддержания качества оказываемых услуг.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Концертные организации и коллективы, цирки в цифрах. 2005 год. М.: ГИВЦ Минкультуры России, 2006.

4. Концертные организации и коллективы, цирки в цифрах 2006 год. М.: ГИВЦ Минкультуры России, 2007.

5. Концертные организации и коллективы, цирки в цифрах 2007 год. М.: ГИВЦ Минкультуры России, 2008.

6. Концертные организации и коллективы, цирки в цифрах 2008 год. М.: ГИВЦ Минкультуры России, 2009.

7. Концертные организации и коллективы, цирки в цифрах 2009 год. М.: ГИВЦ Минкультуры России, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

10. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

11. О федеральной целевой программе «Культура России (2006—2011 годы)»: Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 740.

12. Переверзев М. П., Косцов Т. В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб. пособие. М.: ИНФА-М, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.