Научная статья на тему 'Сущность и содержание финансовой грамотности курсантов военных институтов'

Сущность и содержание финансовой грамотности курсантов военных институтов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / финансовая культура / финансовая грамотность / профессиональное образование / курсанты военных институтов / competence / financial culture / financial literacy / vocational education / cadets of military institutes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головачев Вячеслав Павлович

В научной статье раскрыта сущность и представлено содержание финансовой грамотности курсантов военных институтов, которая рассматривается как неотъемлемая и значимая категория профессионального образования. Актуальность данной проблемы исследования обусловлена необходимостью глубокого анализа сущности понятия «финансовая грамотность». Это обосновывается тем, что в современных нормативно-правовых документах об образовании финансовая грамотность рассматривается как универсальная компетенция, способствующая развитию эффективного финансового результата в процессе профессиональной деятельности будущего офицера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Головачев Вячеслав Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and content of financial literacy of cadets of military institutes

The scientific article reveals the essence and presents the content of financial literacy of cadets of military institutes as an integral and significant element of vocational education. The relevance of this topic is due to the necessity of deep study into the essence of the “financial literacy” notion. It is put down to the fact that modern regulatory documents on education view the financial literacy as a universal competence which contributes to developing effective financial result in the process of the vocational activity of a future officer.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание финансовой грамотности курсантов военных институтов»

УДК 378.225 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-145-156

ББК 74.48

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ

THE ESSENCE AND CONTENT OF FINANCIAL LITERACY OF CADETS OF MILITARY INSTITUTES

Головачев Вячеслав Павлович

Адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения) Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации E-mail: lazarss@mail.ru

Golovachev Vyacheslav P.

Adjunct at the postgraduate course of fulltime and part-time studies, Novosibirsk military Order of Zhukov Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation E-mail: lazarss@mail.ru

Аннотация. В научной статье раскрыта сущность и представлено содержание финансовой грамотности курсантов военных институтов, которая рассматривается как неотъемлемая и значимая категория профессионального образования. Актуальность данной проблемы исследования обусловлена необходимостью глубокого анализа сущности понятия «финансовая грамотность». Это обосновывается тем, что в современных нормативно-правовых документах об образовании финансовая грамотность рассматривается как универсальная компетенция, способствующая развитию эффективного финансового результата в процессе профессиональной деятельности будущего офицера.

Abstract. The scientific article reveals the essence and presents the content of financial literacy of cadets of military institutes as an integral and significant element of vocational education. The relevance of this topic is due to the necessity of deep study into the essence of the "financial literacy" notion. It is put down to the fact that modern regulatory documents on education view the financial literacy as a universal competence which contributes to developing effective financial result in the process of the vocational activity of a future officer.

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Головачев В. П., 2023

Ключевые слова: компетенция, финансовая культура, финансовая грамотность, профессиональное образование, курсанты военных институтов.

Keywords: competence, financial culture, financial literacy, vocational education, cadets of military institutes.

Для цитирования: Головачев В. П. Сущность и содержание финансовой грамотности курсантов военных институтов // Проблемы современного образования. 2023. № 5. С. 145-156. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-145-156.

Cite as: Golovachev V. P. The essence and content of financial literacy of cadets of military institutes. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 5, pp. 145-156. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-145-156.

Актуальность проблемы исследования обосновывается конкретными предпосылками формирования финансовой грамотности будущего офицера. Необходимость повышения знаний и компетенций финансовой грамотности и культуры курсантов в современных социально-экономических условиях развития общества несомненно будет способствовать не только повышению уровня финансовой грамотности, но и устойчивому развитию социально-экономических отношений в обществе. Еще одной из важнейших предпосылок формирования финансовой грамотности выступает проблема повышения требований к качеству подготовки специалистов.

Для того чтобы понять сущность основной категории нашего исследования «финансовая грамотность», рассмотрим, что собой представляет понятие «сущность». Сущность - это философская категория, выражающая главный внутренний закон, некую качественную определенность чего-либо. В философском словаре категория «сущность» трактуется следующим образом: «Сущность - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств» [1, с. 550]. Сама «сущность» характеризуется набором глубоких связей и соотношений, определяющих основные черты и тенденции в развитии объекта или явления. Внешне сущность раскрывается через определенное явление. Сущность и явление диалектически непосредственно между собой связаны, то есть они диффундируют и взаимно исключают друг друга.

Анализ психолого-педагогической и военной литературы показал, что единого универсального подхода к понятию финансовой грамотности в нормативно-правовых документах не существует. Как подчеркивают Н. А. Поветкина и Е. В. Кудряшова, единого определения понятия «финансовой грамотности» не существует по причинам того, что отсутствует единая универсальная модель стратегий финансового образования. По мнению ученых, сама стратегия должна отражать потребности населения и обстоятельства конкретных стран, включая степень зрелости финансовой системы, нормативно-правовую базу и поведенческие традиции на финансовом рынке [2, с. 101].

Вместе с тем существуют несколько подходов, раскрывающих сущность финансовой грамотности и дающих ее определения:

1. Понимание сущности финансовой грамотности с точки зрения Организации экономического сотрудничества и развития - международной экономической организации развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики (далее - ОЭСР).

2. Понимание сущности финансовой грамотности с точки зрения Системы оценки финансовой грамотности международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment).

3. Понимание сущности финансовой грамотности c точки зрения российского профессионального образования и Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. (далее - Стратегия).

ОЭСР стремится продвигать финансовую грамотность как результат финансового образования в качестве одного из элементов трилогии политических подходов, необходимых для расширения финансовых возможностей и благосостояния отдельных лиц, а также финансовой стабильности и экономического развития в глобальном плане. Двумя другими компонентами этой трилогии являются финансовая доступность и защита прав потребителей финансовых услуг.

Финансовая доступность описывается как процесс обеспечения недорогого, своевременного и надлежащего доступа к широкому спектру регулируемых финансовых продуктов и услуг, расширения их использования всеми слоями общества посредством внедрения адаптированных, существующих и инновационных подходов, включая финансовую осведомленность и образование с целью содействия финансовому благополучию членов общественно-экономической формации, а также экономической и социальной интеграции.

Спектр финансовых продуктов и услуг, которые можно рассматривать в рамках этого определения, широк и может различаться в зависимости от национального контекста, включая базовые банковские услуги, сберегательные и инвестиционные продукты, денежные переводы и платежные системы, кредит и страхование. Финансовая грамотность является важным фактором в политической жизни общества, направленной на продвижение финансовой доступности, как это признано в Принципах инновационной финансовой доступности G20, одобренных лидерами стран G20 в 2010 г.

Финансовая грамотность призвана помочь гражданам, которые впервые получают доступ к финансовым продуктам, выбирать между различными вариантами финансовых услуг, продуктов и в последующем эффективно управлять вновь приобретенными новыми финансовыми продуктами, используя эффект от оказанных финансовых услуг себе во благо. Это побуждает граждан выбирать подходящие финансовые продукты, которые помогут им управлять своим денежным капиталом и планировать свое будущее. Однако финансовая грамотность может быть эффективной в расширении доступа к финансовым услугам только в том случае, если существуют необходимые финансовые продукты и механизм их реализации на практике.

Таким образом, лица, определяющие политику, могут использовать инициативы «со стороны предложения» для поощрения предоставления финансовых продуктов

наряду с инициативами «со стороны спроса», такими как финансовая грамотность, и сочетать их со структурными мерами, такими как регулирование и защита потребителей финансовых услуг. Финансовая грамотность не представляет собой подмножество подходов к расширению доступа к финансовым услугам, а сущность ее заключается в дополнении и укреплении усилий по расширению доступа к финансовым услугам с точки зрения спроса.

Финансовая грамотность может дать гражданам навыки, необходимые им для управления своими денежными средствами, независимо от того, используют ли они в настоящее время финансовые услуги или владеют финансовыми продуктами.

Теперь рассмотрим сущность финансовой грамотности с точки зрения системы оценки финансовой грамотности международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. PISA - это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. Проводится под эгидой ОЭСР.

Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Исследование характеризуется цикличностью. Циклы исследования PISA: 2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015, 2018 гг. [3]. Сфокусируемся на исследовании PISA 2018.

Главная задача исследования PISA - установить, обладают ли подростки знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе: решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Традиционными областями оценивания являются: читательская, математическая и естественнонаучная грамотность. Исследование финансовой грамотности является дополнительной опцией исследования PISA, в которой Российская Федерация принимает участие с 2012 г.

В исследовании PISA определяется финансовая грамотность следующим образом. Финансовая грамотность - это знание и понимание финансовых концепций, рисков, а также навыков, мотивации и уверенного применения таких знаний для принятия эффективных решений, направленных на улучшение финансового благополучия человека и общества, обеспечение участия в экономической жизни [3].

Финансовая грамотность предполагает знания, навыки, необходимые для применения этих знаний, и способность соотносить финансовые модели с реальной жизнью.

Знания.

Сферы знаний, необходимые для финансовой грамотности:

- деньги: типы и назначение денег, знание простых платежных операций (банковские карты, чеки, банковские счета, валюты);

- финансовое планирование и управление: доходы и финансовое состояние, способы контроля доходов и расходов;

- управление рисками: методы управления рисками (страхование и сбережения), понимание финансовых выгод и потерь по разным финансовым продуктам (кредиты, инвестиции);

- финансовая среда: права и обязанности потребителей на финансовом рынке, понимание основных экономических понятий, таких как банковская ставка, инфляция, налоги, социальные выплаты.

Навыки.

Финансовая грамотность подразумевает наличие следующих навыков:

- поиск финансовой информации - возможность работы с источниками финансовой информации;

- анализ финансовой информации - способность понимать и сравнивать финансовую информацию;

- оценка финансовых ситуаций - способность понимать, объяснять и оценивать различные финансовые ситуации;

- применение финансовых знаний и умений на практике - способность принимать эффективные решения об использовании финансовых продуктов.

Контекст (применение финансовых знаний и навыков в различных жизненных ситуациях).

Исследование выделяет четыре типа жизненных ситуаций:

- образование и работа;

- семья и дом;

- индивидуальные финансовые решения (покупки, кредиты, сбережения);

- государственные финансовые решения (налоги, сборы, права и обязанности потребителей).

Таким образом, сущность финансовой грамотности по PISA заключается в обладании определенными знаниями и в понимании фундаментальных элементов финансового мира, включая ключевые финансовые концепции, такие как назначение и основные характеристики финансовых продуктов, услуг. Это также включает риски, которые могут угрожать финансовому благополучию, а также страховые полисы и пенсии.

Пятнадцатилетие учащиеся начинают приобретать эти знания, получать опыт финансовой среды, в которой живут они и их семьи, и принимать на себя основные риски, с которыми они сталкиваются. Скорее всего, они ходили по магазинам, чтобы купить товары для дома или личные вещи; некоторые будут принимать участие в семейных дискуссиях о деньгах и о том, действительно ли желаемое необходимо или доступно; и значительная часть из них уже начнет зарабатывать и откладывать деньги на будущее.

Пятнадцатилетие учащиеся уже имеют опыт работы с финансовыми продуктами, услугами и выполнения финансовых обязательств через банковский счет. Понимание концепций, таких как процент, инфляция и соотношение цены и качества, скоро исчезнет, если они уже будут не важны для их финансового благополучия.

Эти навыки включают такие общие когнитивные процессы, как доступ к информации, сравнение и противопоставление, экстраполяция и оценка, применяемые в финансовом контексте. Они включают базовые навыки математической грамотности, такие как способность рассчитать процент или конвертировать из одной валюты в другую и навыки, такие как способность читать и интерпретировать рекламные и контрактные тексты.

Финансовая грамотность включает в себя не только знания, понимание и умение иметь дело с финансовыми вопросами, но и некогнитивные атрибуты: мотивация искать информацию и советы для того, чтобы заниматься финансовой деятельностью, уверенность делать это, а также способность управлять эмоциональными и психологическими факторами, влияющими на принятие финансовых решений. Эти атрибуты рассматриваются как цель финансового образования, которая преследует формирование финансовых знаний и навыков.

Оценка финансовой грамотности PISA опирается на ряд знаний и навыков, связанных с развитием способности справляться с финансовыми потребностями повседневной жизни в современном обществе. Главная цель - определить, насколько готовы пятнадцатилетние обучающиеся стать частью финансовой системы, которая становится все более сложной и глобальной, а также выявить, какие особенности обучающихся связаны со знанием финансовых понятий и большей способностью принимать аргументированные, экономически обоснованные решения.

Исследование финансовой грамотности в 2018 г. проходило в виде часового компьютерного тестирования, включающего 43 вопроса. В 2018 г. пятнадцатилетние обучающиеся в России показали средний результат 495 баллов, заняв 10-е место из 20 стран, принявших участие в исследовании финансовой грамотности PISA-2018. Таким образом, Россия несколько улучшила свой результат по сравнению с 2012 г., когда средний балл составил 486 (10-е место из 18 стран). Среднее значение финансовой грамотности по всем странам, принявшим участие в исследовании PISA-2018, - 478 баллов [4]. Средние баллы по исследованию финансовой грамотности, проведенному PISA в 2018 г., представлены на рис. 1.

Финансовая грамотность PISA-2018

^—Страны-лидеры PISA-2018 ■^—Страны-аутсайдеры PISA-2018

550 r-,

500 П П П П П

450 г-.

400 ---------------------------------- П п-

350

Рис. 1. Средние баллы по финансовой грамотности, PISA-2018 [4]

Сравнение результатов стран, участвовавших в циклах 2012 и 2018 гг., представлены на рис. 2, где видно, что практически все страны улучшили свои результаты (за исключением Австралии), и в целом прослеживается тенденция улучшения качества знаний и навыков, которые пятнадцатилетние обучающиеся демонстрируют в области финансов. Россия улучшила свои результаты на 9 пунктов по сравнению с 2012 г. [4]. Динамика результатов исследования финансовой грамотности, проведенного PISA в 2018 г. по отношению к 2012 г. (в баллах), представлена на рис. 2.

-Q

in

25 20 15 10 5 0 -5 -10 -15 -20

18

-15

/

14

с/

о 11

8 пи

П п П

/

10

Рис. 2. Динамика результатов финансовой грамотности 2018 г. по отношению к 2012 г. (в баллах), PISA-2018 [4]

Российские обучающиеся показывают довольно хороший результат относительно международного уровня, в то время как взрослые имеют скудный уровень финансовых знаний по сравнению с другими странами.

Это означает, что в условиях нашей страны подростки едва ли смогут получать финансовые знания и навыки в собственных семьях от родителей, и в большей мере следует ориентироваться на формальное образование как основой источник знаний в области финансов.

Исследуя проблему формирования финансовой грамотности курсантов военных институтов через призму отечественного профессионального образования, обратимся к федеральному государственному образовательному стандарту «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности», в котором четко обозначен социальный заказ в плане формирования соответствующей универсальной компетенции, а именно финансовой грамотности курсантов военных институтов [5]. Однако формированию финансовой грамотности в военных институтах в настоящее время уделяется недостаточно внимания.

Исходя из этого в Стратегии подчеркивается, что для эффективного осуществления такой работы нужно обеспечить обязательное приобретение универсальной

компетенции в области финансовой культуры, включая и финансовую грамотность, выпускниками программ специалитета по всем направлениям подготовки и специальностям [6].

Понятие финансовой грамотности нашло отражение и в самой Стратегии, которая трактует финансовую грамотность как «результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в итоге для достижения финансового благосостояния» [6].

Нельзя не согласиться с Е. Л. Рутковской, которая утверждает, что финансовая грамотность должна рассматриваться как непрерывное увеличение совокупности различных знаний, навыков и алгоритмов действий и поведения, которые граждане выстраивают в течение жизни, учитывая финансовые требования современного общества, и постоянно обновляющимися финансовыми продуктами, услугами, а не как некое статичное образование [7]. Действительно практика показывает, что развитие финансовой грамотности курсантов военных институтов должно осуществляться на протяжении всего процесса обучения в военном институте так как это длительный, целостный педагогический процесс. И важно отметить, что этот процесс, исходя из смысла понятия «образование», даваемого федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства [8].

Что касается содержания финансовой грамотности курсантов военных институтов, то оно должно включать в себя наиболее главенствующие финансовые области знаний курсантов военных институтов. На базе этих финансовых областей знаний должна быть подготовлена педагогическая программа, нацеленная на формирование финансовой грамотности курсантов военных институтов. Эти области должны быть разграничены в четыре знаньевых блока:

1) денежные средства и способы их использования в повседневной жизни;

2) личное финансовое планирование курсантов;

3) финансовые риски;

4) финансовая среда.

Содержание финансовой грамотности курсантов военных институтов показана схематично на рис. 3.

Рис. 3. Содержание финансовой грамотности курсантов

Первый блок информации направлен на более детальное изучение курсантами понятий, связанных с товарно-денежным обращением в повседневной жизни. Это такие краеугольные понятия экономического сектора, внедренные в повседневную деятельность: деньги, кредит, банк, доходы, расходы, банковский счет, банковская карта, сложный процент, валюты и другие базовые экономические понятия.

Второй блок нацелен на формирование навыков у курсантов по составлению личного финансового плана, путем практических упражнений по планированию доходов, поступающих из разных источников (денежное довольствие, налоговые вычеты, социальные пособия, возврат части расходов, проценты от вкладов и дивиденды от инвестирования на фондовом рынке) и расходов.

Третий блок связан с финансовыми рисками, которые имеют место при современном товарно-денежном обращении и использовании финансовых услуг. Классификация финансовых рисков для изучения курсантами военных институтов представлена на рис. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Классификация финансовых рисков

X_

По уровню допустим ого предела

Рис. 4. Классификация финансовых рисков

Обладая знаниями, по финансовым рискам можно предотвратить негативные сценарии развития событий при принятии курсантами военных институтов решений в различных жизненных ситуациях.

Четвертым блоком финансовых знаний должна выступать финансовая среда на заключительном этапе формирования финансовой грамотности. Она предполагает включение в себя осмысление курсантами военных институтов своих прав и обязанностей как потребителей финансовых продуктов и услуг на финансовом рынке, умение правильно трактовать правовое регулирование финансового рынка и понимание законов

его функционирования, развитую способность интерпретировать в объективном русле социально-экономические изменения в стране и политической конъюнктуре на национальном уровне (это и изменения ставки рефинансирования Банком России, и введение новых налогов или изменения налогооблагаемой базы уже существующих, инфляция).

Причем необходимо отметить, что само формирование финансовой грамотности должно осуществляться во взаимодействии с такими видами функциональной грамотности, как читательская (анализ курсантами финансовой информации), математическая (умение выполнять финансовые расчеты), цифровая (применение цифровых прикладных финансовых программ). И далее, как утверждают исследователи Ф. В. По-вшедная и Д. А. Ивлев, в целях проверки всего процесса подготовки военнослужащих, особую роль играет диагностика профессиональной деятельности [9].

Исследование показало, что формирование финансовой грамотности курсантов военных институтов будет способствовать приобретению ими умения решать задачи интегративного уровня.

Задачи интегративного уровня - это задачи, которые требуют синтеза и интеграции знаний, навыков и умений из различных областей знаний для решения комплексных проблем. Такие задачи могут включать в себя несколько этапов решения и требовать анализа, оценки, сравнения и принятия решений на основе сложных данных и фактов. Как подчеркивает Е. В. Андриенко, большинство отечественных и зарубежных ученых, исследующих проблемы образования, считают, что умения решать задачи интегративного уровня обеспечивают молодому человеку личностную и социальную успешность, так как нацеливают его на конкретные адекватные действия в реальных условиях, что развивает ориентировочные навыки и способствует быстрой адаптации, в том числе и в профессиональной сфере [10].

Проведенный анализ подходов к пониманию сущности финансовой грамотности показывает, что единой трактовки понятия «финансовая грамотность» не существует, поэтому в понимании данной категории мы должны полностью опираться на национальную Стратегию, в которой описываются важные моменты, касающиеся формирования финансовой грамотности населения России, в том числе и курсантов военных институтов, наполняя тем самым данный педагогический процесс качественным содержанием.

Список литературы

1. Фролов И. Т. Философский словарь. М.: Республика, 2001. 550 с.

2. Поветкина Н. А. Финансовая грамотность и устойчивое развитие в цифровую эпоху (правовое измерение). М.: ИНФРА-М, 2021. 101 с.

3. Programme for International student assessment (PISA) results from PISA 2015 Financial literacy. Российская Федерация. URL: https://www.oecd.org/pisa/PISA-2105-Financial-Literacy-Russian-Federation-Russian.pdf (дата обращения: 15.02.2023).

4. Отчет по результатам международного исследования PISA-2018 «Финансовая грамотность». М., 2020. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/МСИ/Отчет ФГ PISA-2018.pdf (дата обращения: 15.02.2023).

5. Приказ Минобрнауки от 31.08.2022 № 1138 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности». URL: https://base.garant.ru/74636676/ (дата обращения: 15.02.2023).

6. Распоряжение Правительства РФ «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» № 2039-р от 25 сентября 2017 года. URL: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsOrk505szCcL4PA. pdf (дата обращения: 15.02.2023).

7. Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 4 (61). С. 98-110.

8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 15.02.2023).

9. Ивлев Д. А., Повшедная Ф. В. Психолого-педагогические диагностики в развитии и формировании профессиональных качеств военнослужащих // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. 2022. № 1 (11). С. 36-39.

10. Андриенко Е. В. Интегративные тенденции в современном образовании как фактор его модернизации // Вестник педагогических инноваций. 2016. № 1 (41). С. 5-10.

References

1. Frolov I. T. Filosofskiy slovar. Moscow: Respublika, 2001. 550 p.

2. Povetkina N. A. Finansovaya gramotnost i ustoychivoe razvitie v tsifrovuyu epokhu (pravovoe izmerenie). Moscow: INFRA-M, 2021. 101 p.

3. Programme for International student assessment (PISA) results from PISA 2015 Financial literacy. Rossiyskaya Federatsiya. Available at: https://www.oecd.org/pisa/PISA-2105-Financial-Literacy-Russian-Federation-Russian.pdf (accessed: 15.02.2023).

4. Otchet po rezultatam mezhdunarodnogo issledovaniya PISA-2018 "Finansovaya gramotnost". Moscow, 2020. Available at: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/MSI/ Otchet FG PISA-2018.pdf (accessed: 15.02.2023).

5. Prikaz Minobrnauki ot 31.08.2022 No. 1138 "Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya - spetsialitet po spetsialnosti 40.05.01 Pravovoe obespechenie natsionalnoy bezopasnosti". Available at: https://base.garant. ru/74636676/ (accessed: 15.02.2023).

6. Rasporyazhenie Pravitelstva RF "Strategiya povysheniya finansovoy gramotnosti v Rossiyskoy Federatsii na 2017-2023 gody" No. 2039-r ot 25.09.2017. Available at: http:// static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf (accessed: 15.02.2023).

7. Rutkovskaya E. L. Finansovaya gramotnost kak komponent funktsionalnoy gramotnosti: podkhody k razrabotke uchebnykh zadaniy. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019, No. 4 (61), pp. 98-110.

8. Federalnyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" (s izm. i dop.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 15.02.2023).

9. Ivlev D. A., Povshednaya F. V. Psikhologo-pedagogicheskie diagnostiki v razvitii i formirovanii professionalnykh kachestv voennosluzhashchikh. Voenno-pravovye i gumanitarnye nauki Sibiri. 2022, No. 1 (11), pp. 36-39.

10. Andrienko E. V. Integrativnye tendentsii v sovremennom obrazovanii kak faktor ego modernizatsii. Vestnik pedagogicheskikh innovatsiy. 2016, No. 1 (41), pp. 5-10.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 5

Статья поступила в редакцию 09.03.2023 The article was received on 09.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.