Научная статья на тему 'Сущность и признаки квазиинтегрированных корпоративных структур'

Сущность и признаки квазиинтегрированных корпоративных структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Будрин Александр Германович

В статье рассматривается феномен формирования на рынке квазиинтегрированных корпоративных структур. Охарактеризована сущность этих структур и их признаки.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the formation phenomenon in the market of the quasiintegrated corporate structures is considered. The essence of these structures and their signs is characterised.

Текст научной работы на тему «Сущность и признаки квазиинтегрированных корпоративных структур»

-►

Интегрированные хозяйственные системы

А. Г. Будрин

Сущность и признаки квазиинтегрированных корпоративных структур

Преимущественная ориентация одного субъекта рыночного хозяйства на потребности другого субъекта, являющегося непосредственным покупателем продукции и взаимодействия между ними соответствуют логике т.н. трансакционного маркетинга. Преимущественная ориентация группы взаимодействующих (в процессе создания продукции для предложения рынку) рыночных субъектов на потребности конечного потребителя соответствуют логике маркетинга взаимодействия и отношений. В последнем случае от имени продавца на рынке выступает не один рыночный субъект, а группа взаимосвязанных в процессе создания конечного продукта рыночных субъектов, которым противостоит на рынке конечный потребитель. Такой коллективный продавец, предлагающий на рынке конечный продукт конечному потребителю, является, по сути, квазиинтегрированной корпоративной структурой (ККС). Феномен интеграции предприятий на рынке может рассматриваться и как процесс и как результат. Завершение процесса интеграции и формирование совокупности взаимодействующих предприятий, обладающей свойствами, которых нет у каждого из предприятий в отдельности, является результатом интеграции. Конечным результатом (пределом) интеграции является слияние предприятий в единое целое и создание нового предприятия. Стремление к такому конечному результату проявляется сегодня в отдельных областях экономики, например, в нефтедобыче и нефтепереработке, продаже нефтепродуктов. Но слияние (полная интеграция), например, двух предприятий является не единственно возможным результатом интеграции. Результатом неполной интеграции можно считать совместное на длительной временной основе выполнение предприятиями какой-либо функции, например, маркетинговой - проведение совместных маркетинговых исследований, совместное продвижение готового продукта на рынок и проч. Специалистами используется термин квазиинтеграция - она заключается в установлении таких отношений между вертикально связанными предприятиями,

которые частично объединяют в себе черты долгосрочных контрактов и полного владения.

В случае явно выраженной ориентации ККС на потребности конечного потребителя, можно говорить о функционировании ККС в соответствии с маркетинговой логикой или о маркетин-гоориентированной ККС (МККС). Ориентация на потребности конечного потребителя может выступать в роли объединяющего и справедливого с точки зрения всех участников начала. Эта ориентация психологически объединяет всех участников и создает наилучшие условия для обеспечения долговременной конкурентоспособности МККС.

Под маркетингоориентированной квазиинтегрированной корпоративной структурой (МККС) понимается система предприятий, взаимодействующих на длительной основе с целью и в процессе создания конкурентоспособного конечного продукта и предложения его конечному потребителю. Исходя из этого определения, МККС может рассматриваться как система, состоящая из элементов, в качестве которых рассматриваются предприятия-участники. Множественные взаимодействия предприятий-участников системы формируют связи между элементами системы. Основными системообразующими признаками применительно к МККС являются:

• Наличие единой цели функционирования МККС. Ранее отмечалось, что каждое самостоятельное предприятие формулирует собственную цель деятельности на определенный период. В случае формирования МККС должно иметь месть подчинение целей деятельности отдельных предприятий-участников единой цели, цементирующей деятельность всей группы;

• Подчиненность целей элементов общей цели. Цели функционирования предприятий-участников МККС, являющихся элементами системы, производны от цели функционирования МККС. Данное утверждение с позиций диалектики может быть трактоваться следующим образом. С одной стороны, сама возможность возник-

4-

Интегрированные хозяйственные системы

новения МККС обусловлена сходством целей ее участников, сходным видением путей развития; только в этом случае участники могут договориться об общей цели и стратегии МККС. С другой стороны, уже в процессе функционирования МККС должно в полной мере проявляться соотношение: цель МККС первична, цели участников МККС вторичны и производны по отношению к цели МККС;

• Выполнение элементами своих функций исходя из общей цели. Каждый из участников МККС, являясь частью системы, выполняет в этой системе определенную функцию, стремится к достижению, таким образом, индивидуальной цели и обеспечению своего вклада в достижение общесистемной цели.

• Наличие координирующего органа в рамках МККС. Наличие такого координирующего органа не означает создания специальной организации, на которую возлагается задача осуществления такой координации. Возможные варианты организации координирующего органа: формирование группы людей, наделенных предприятиями-участниками соответствующими полномочиями; наделение одного из предприятий-участников соответствующими координационными полномочиями; формирование для целей координации специальной организации по аналогии с управляющим центром холдинга. Отметим, что координация функционирования МККС осуществляется не на основе прямого распорядительства (как в иерархиях) и не на основе рыночного ценообразования (как в рыночных взаимодействиях). В МККС проявляется промежуточный или гибридный квазирыночный характер координации, в основе которой - договоренности между участниками и наделение соответствующими полномочиями координирующего органа. Проблему нескоординированнос-ти взаимодействий в российской экономике отмечают как ключевую специалисты по отдельным отраслях экономики;

• Ориентация на потребности конечного потребителя. Об этом речь шла выше. В качестве комментария добавим следующее. Большая часть предприятий или все предприятия-участники МККС по-прежнему являются потребителями производственных ресурсов, на основе и с использованием которых производится конечный продукт. Но характер их потребностей производен от потребностей конечного потребителя. И по этой причине можно говорить о вторичности потребностей предприятий участников МККС по отношению к потребностям, о подчиненном характере потреб-

ностей участников МККС, обусловленном наличием и углублением разделения общественного труда. Потребности предприятий участников МККС могут быть сопоставлены с потребностями подразделений предприятия, получающих полуфабрикаты от других подразделений. Ориентация конечного продукта МККС на потребности конечного потребителя, позволяет идентифицировать эту группу взаимодействующих предприятий как маркетингоориентированную, то есть функционирующую на основе маркетинговой логики и именно логики маркетинга взаимодействий и отношений. Или скорее - согласование интересов потребителя и продавца. Этот принцип может выступать в роли объединяющего и справедливого с точки зрения всех участников системы. Он психологически объединяет всех участников. Эта цель может быть в достаточной степени структурирована и детализирована. Она же создает наилучшие условия для обеспечения долговременной конкурентоспособности системы;

• Существование в рамках МККС четких договоренностей между участниками относительно их прав и обязанностей, алгоритмов взаимодействий, способов разрешения конфликтов между участниками, перераспределения затрат и прибыли, рисков. Иными словами, взаимодействия между участниками строятся на договорной основе и на условиях добровольности и экономической заинтересованности. Это не означает невозможность перекрестного владения акциями, иного участия одних участников МККС в собственности других участников МККС. Скорее, участие в собственности является одной из гарантий долговременнос-ти взаимодействий;

• Осуществление взаимодействий между участниками на длительной и взаимовыгодной основе. Речь именно о длящихся взаимных действиях, действиях по отношению друг к другу, приносящих выгоду всем участникам. Спектр взаимодействий чрезвычайно широк - от совместно осуществляемых маркетинговых исследований и разработок новых продуктов до совместно осуществляемых маркетинговых действий по продвижению продукции на рынок конечного потребления. Перспективность такого взаимодействия важна, поскольку обеспечивает всем участникам относительную стабильность и определенность, уверенность в завтрашнем дне, формирует барьеры для быстрого и без учета мнений и интересов других участников чьего-либо выхода из МККС. Важен и взаимовыгодный характер долговременного сотрудничества, наличие

4

Научно-технические ведомости СПбГПУ № 2'2008. Экономические науки

четких правил перераспределения прибыли, полученной МККС в целом, четких правил перераспределения рисков между всеми участниками. Участие в МККС означает всегда потерю какой-либо части самостоятельности участниками, и их готовность к возможному снижению прибыли, получаемой отдельными участниками, в обмен на получение определенных гарантий длительного участия в МККС и долговременного решения проблемы сбыта продукции.

Таким образом, на рынке наряду с традиционными иерархическими корпоративными струк-

турами формируются и функционируют / могут формироваться и функционировать квазиинтег-рированные корпоративные структуры, объединяющие на договорной основе независимые организации и предприятия, функционирующие на условиях доверия, длительной взаимовыгоды и на основе ориентации на удовлетворение потребностей конечных потребителей. Соответственно, и отношения между участниками квазиинтегри-рованной корпоративной структуры отличны и от иерархических и от рыночных, предполагающих максимальную автономию участников.

список литературы

1. Гордон Я. Маркетинг партнерских отношений / Пер. с англ. под ред. О. А. Третьяк. СПб: Питер, 2001.

2. Котлер Ф., Джайн Д., Мэйсинси С. Маневры маркетинга. Современные подходы к прибыли, росту и обновлению. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

3. Кущ С. П. Маркетинг взаимоотношений на про-

мышленных рынках. СПб.: СПбГУ, 2007.

4. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов; Пер. с англ. М.: Аль-пина Бизнес Букс, 2006. 454с.

5. Третьяк О. А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.

П.Н. Пустыльник, И.А. Бабкин

Планирование деятельности промышленного предприятия

в структуре корпорации

В данной статье авторы исследуют влияние смены общественного строя в России и процессов глобализации производства продукции на систему управления крупным промышленным предприятием. Авторы согласны со значением термина «Paradeigma», данного в работе [1], заключающегося в том, что это относительно замкнутая система понятий, принципов, методов, при помощи которой отображается специфика данного класса объектов и решаются соответствующие задачи. Уточним, что в представленном исследовании рассматривается организационный аспект парадигмы, связанный с изменением директивно-планового способа организации производства продукции промышленного назначения в России на рыночный.

В качестве объекта исследования выбрано ОАО «Ижорские заводы» (ОАО «ИЗ»). Выбор ОАО «ИЗ» в качестве объекта исследования в данной статье определяется следующими факторами:

• в 1987 году для проведения экспортно-импортных операций была создана внешнеторговая фирма ВТФ «Ижора»;

• с 1 января 1988 года ПО «Ижорский завод» перешло на работу в условиях полного хозрасчета и самофинансирования (реализовывалась программа «Интенсификация-90»);

• в конце 1990-х годов на завод воздействовали три экономических фактора: неудовлетворительное функционирование предприятия (ежегодный рост убытков), отсутствие перспективы и изменение экономической ситуации в стране (переход от плановой экономики к рыночным отношениям);

• ролью предприятия в промышленном производстве России как флагмана тяжелого машиностроения, имеющего собственную металлургическую базу;

• предприятие является градообразующим предприятием г. Колпино;

• в 1998 году предприятие вошло в состав корпорации ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (ОАО «ОМЗ»).

В условиях административно-командной системы управления экономикой планирование на производственном объединении ПО «Ижорский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.