мышленности и сельском хозяйстве, решение социальных и демографических проблем.
У российско-китайского стратегического партнерства есть возможности для дальнейшего развития и приобретения нового качества, обусловленного глобализацией и прагматизмом в развитии взаимодействия.
Фактором, укрепляющим региональную безопасность, служит ориентация взаимодействующих регионов на сотрудничество как метод разрешения проблем и интеграцию, которая усиливает их взаимозависимость и расширяет поле общих интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макаров, А.В. Вопросы регионального взаимодействия РФ и КНР в современных условиях (правовой аспект) / А.В. Макаров // Материалы региональной научной конференции «Проблемы
национальной безопасности России - региональный аспект»: 1 т. - Чита: ЧитГУ, 2005. - С. 19-27.
2. Возжеников, А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. - М.: РАГС, 2002. - С. 254255.
3. Торкунов, А.В. Китай в мировой политике. -М.: Росспэн, 2001 - С. 10-12.
4. Лунь Чжунго дуйфан кайфан дэ чжаньлюэ хэ чжэнцэ (О стратегии и политике открытости Китая) / Под ред. Цзи Чунвэя / Пекин, 1995. - С. 6163.
5. Янь Сюэтун. Новый подход Китая к проблеме безопасности: концепция сотрудничества в сфере обеспечения безопасности // Сяньдай гоцзи гуаньси. - 1997. - № 11. - С. 28-32.
6. Женьминь жибао, 28.07.1997.
7. Игнатов, В.Г. Регионоведение (экономика и управление) / В .Г. Игнатов, В .И. Бутов. - М.: Тесса, 2000. - С. 34.
УДК 328
Д.А. Федотов, аспирант, ЧитГУ
СУЩНОСТЬ И ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Научные интересы: национальная государственная безопасность России, экономическая безопасность субъекта РФ, социальнополитическая безопасность субъекта РФ
В статье рассмотрены теоретические основы и содержание социально-политической безопасности региона как составляющей национальной безопасности современной России. Дано определение социально-политической безопасности как состояния социума и политической системы. Выявлены сферы общественной жизни, наиболее сильно подверженные влиянию угроз. Определены субъекты и объекты системы социально-политической безопасности ■
D.A. Fedotov, Chita State University
ESSENCE AND THE LEGAL MAINTENACE OF SOCIOPOLITICAL SECURITY OF REGION AS MAKING NATIONAL SECURITY OF RUSSIA
This article is about theoretical bases and the maintenance of sociopolitical security of the region, as a part of national security of modern Russia. The definition of sociopolitical security as a condition of society and political system is given. We revealed spheres of public life that most strongly can be influenced. We determined subjects and objects of sociopolitical security systems ■
* * *
Виднейшие мыслители с древнейших времен пытались разрешить проблему обеспечения безопасности. Так, Цицерон считал, что «прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь... избегать всего того, что кажется вредоносным, и приобретать, и добывать себе все необходимое для жизни» [1]. По сути, само государство возникает как инсти -тут защиты населения от различных угроз. Сократ высказывал мысль о том, что функция защиты является одной из побудительных причин государства. Именно осуществление безопасности во всех ее проявлениях должно быть для государства задачей первостепенной и основополагающей.
В советскую эпоху «безопасность» отождествлялась с государственной безопасностью, что явилось следствием расста -новки приоритетов в советском обществе. Такое узкое толкование понятия «безопасность» оказало отрицательное воздействие на формирование научного базиса в сфере теории безопасности. И лишь в начале 90- х гг. ХХ в. уже российская правовая наука обратила свое пристальное внимание на такую сложную и многоаспектную категорию, как «безопасность». Впервые был принят Закон РФ «О безопасности», заложивший основные термины и характеристики общей теории безопасности. Так, под безопасностью данный Закон понимает «состояние защищенности жизненно важных интересов лич-
ности, общества и государства от угроз внутренних и внешних» [2]. Впервые отечественный законодатель обозначил столь широкий круг объектов обеспечения безопасности . Основополагающими при рассмотрении проблем обеспечения безопасности являются понятия «объекты безопасности» и «субъекты безопасности». В соответствии с указанным Законом к основным объектам безопасности относятся: личность -ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство -его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
В соответствии с тем же Законом «основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной , исполнительной и судебной власти» [3].
К числу других субъектов обеспечения безопасности отнесены граждане, общественные и иные организации и объединения. Таким образом, государство, общество и личность являются как объектами, так и субъектами безопасности. Содержанием обеспечения безопасности является совокупность условий и факторов, гарантирующих нормальное функционирование и развитие системы (личности, общества, государства).
Свое дальнейшее нормативное развитие вопросы безопасности приобретают в Концепции национальной безопасности, ут-
вержденной Указом Президента РФ от 17.l2.1997, в редакции от l0.01.2000, в которой впервые вводится термин «национальная безопасность РФ». Под ней понимается «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации»[4]. Именно безопасность многонационального народа является основополагающим понятием при раскрытии такой категории, как «национальная безопасность». На наш взгляд, безопасность многонационального народа в связи с федеративным устройством РФ делится на безопасность ее составных частей, иными словами
- регионов.
Специфика нынешнего состояния национальной безопасности России состоит в том, что главные угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства исходят как изнутри страны, так и из-за ее пределов, зачастую создавая сложную «систему угроз». Специфичность осуществления национальной безопасности заключается также и в том, что Российская Федерация является по своей структуре «сложным организмом » и с весьма специфичным устройством, что порождает в каждом субъекте государства свои «уникальные» угрозы, уникальность которых заключается в том, что данная угроза, или их совокупность, характерны именно для конкретно взятого субъекта.
Социально-политическая сфера, как правило, является наиболее уязвимой в период преобразований и реформ, причем на всех уровнях: мега-, мезо- и микро - уровнях власти. Не случайно в настоящее время особое внимание уделяется проблемам обеспечения безопасности на уровне субъектов РФ, как одной из составляющих частей национальной безопасности. Чаще всего субъект РФ определяют как « в целом стабильный по основополагающим признакам социум, соответствующим образом организованный для длительной самостоятельной жизнедеятельности, поддержания своего
существования как целостного социального организма и развития в пределах одной административно-территориальной единицы» [5].
В российской науке нет четкого опре-деления социально-политической безопасности . Связано данное обстоятельство с несколькими факторами:
во-первых, эта категория, с позиции взаимосвязи личности, общества и государства, вошла в научный оборот сравнительно недавно. За это время невозможно всесто-ронне осмыслить ее сущность;
во-вторых, в российской науке наи-большее внимание уделяется проблемам рассмотрения политической безопасности и социальной безопасности как отдельных видов национальной безопасности. По нашему мнению, социально-политическая безопасность как научная категория является видовой составляющей национальной безопасности и одновременно принадлежит к системе категорий политических и социальных наук.
Политическая безопасность в российской науке трактуется по-разному. Так, в словаре «Война и мир» политическая безопасность определяется как «безопасность личности, общества, нации и государства от противоправных внешних и внутренних (для общества и государства) посягательств на их интересы. Обеспечивается в результате проводимой дипломатической, военно-
политической, экономической, общественной, экологической и другой целенаправленной деятельности, при которой эффективно устраняются, ограничиваются или нейтрализуются взаимные внешние, а также внутренние опасности и угрозы» [6]. По мнению В.В. Серебрянникова, «политическая безопасность - первая из слагаемых национальной безопасности. Это обусловливается высокой значимостью власти, государства и политики как факторов благополучия страны, народа, граждан» [7]. Д.В. Кротов определяет политическую безопасность как «совокупность
мер по выявлению, предупреждению и устранению тех факторов, которые могут нанести ущерб политическим интересам страны, народа, общества, граждан, обусловить политический регресс и даже гибель государства, а также превратить политику из созидательно-конструктивной в разрушительную, источник бед и несчастий для людей, страны» [8].
С точки зрения А.А. Прохожева, поли -тическая безопасность рассматривается как способность объекта, явления, процесса сохранить свою сущность и основную характеристику в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или в самом объекте, явлении, процессе. Политическая безопасность является гарантом жизнедеятельности личности, общества, государства, что позволяет им сохранять и умножать их материальные и духовные ценности . В силу этого политическая безопасность взаимоувязана с таким свойством политической системы, как «политическая стабильность ».
Основным критерием стабильности выступает наличие власти и политики, утверждающих народовластие, демократию во всех сферах жизни общества, безопасность свобод и прав граждан. Политические инте-ресы российского общества в соответствии с «Концепцией национальной безопасности» состоят в незыблемости конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, суверенитета и террито-риальной целостности России, в политической стабильности, в единстве правового пространства, обеспечении законности и поддержании правопорядка, в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма, в развитии равно-
правного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
В основе политической безопасности лежат политические интересы и ценности, т.к. именно они направляют политическую активность субъектов политики, формируя цели политической деятельности. Они определяются не какими-то прирожденными качествами, а особенностями геополитического положения страны, ее обеспеченностью ресурсами, населением и его национальной и расовой структурой, уровнем социальноэкономического развития, наличием внешних и внутренних угроз, государственным устройством, политической культурой, в которой сублимирован и спрессован весь ее опыт. Политические интересы основываются на политических ценностях субъектов политики, т.к. именно они определяют степень важности политических интересов, приоритетность их реализации соответствующими политическими институтами и органами государственной власти. Система политических ценностей образует внутренний стержень политической культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов тех или иных политических общностей, выступает одним из важнейших стимулов политического действия, поведения индивидов. Специфика политических интересов России заключается в том, что они формировались на гетерогенной этнической основе как синтетическое выражение потребностей и устремлений многочисленных этносов, населявших обширное евразийское пространство, выполнявшее одновременно функции барьера и моста между Европой и Азией.
Исходя из сказанного, приходим к выводу, что в современной научной среде нет единого понимания и определения политической безопасности. По нашему мнению, политическую безопасность необходимо рассматривать с позиций Закона РФ «О безопасности», закрепляющего определение безопасности, под которой понимается «за-
щищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства. Как совершенно справедливо считает А.А. Прохо-жев, «при таком подходе представляется возможным выстроить строгую иерархию определений всех остальных видовых и родовых производных от этой базовой категории». В такой иерархии политическая безопасность рассматривается как защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в политической сфере от внутренних и внешних угроз» [9]. Именно такая позиция представляется нам наиболее совершенной, поскольку основным критерием безопасности является степень защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от различных угроз.
Социальная сфера является одной из самых актуальных и жизненно важных проблем внутренней политики государства, состояние которой свидетельствует о том, в каком государстве живут люди, насколько высок коэффициент их безопасности, насколько устойчиво само государство и имеет ли оно будущее. По существу, состояние социальной сферы является одним из главных индикаторов цивилизованного общества. Отсутствие социальных гарантий ставит под угрозу общественную стабильность и существенно ослабляет национальную безопасность страны. Обеспечение социальной и экономической безопасности, являющейся составной частью системы национальной безопасности - одно из важнейших направлений деятельности органов законодательной и исполнительной власти России.
Результатами неверной социальной политики могут быть такие проявления, как имущественное расслоение общества, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы, резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального со-
става общества, кризис семьи, снижение духовно-нравственного и творческого потенциала россиян, социальные конфликты, отсутствие национальной идеи - все это создает реальную угрозу национальной безопасности России.
Главными задачами усиления соци-альной безопасности являются повышение материального благосостояния граждан на основе оплаты труда, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Социальная безопасность обеспечивается эффективной трудовой деятельностью всего общества, его экономики как важного условия преодоления перечисленных социальных угроз.
По мнению М .И. Дзлиева и А.Д. Урсула, под социальной безопасностью «обычно понимается стабильное функционирование социальных структур государства, обеспечивающих устойчивое развитие общества» [10]. Определение, по нашему мнению, является спорным и в полной мере не отражает сущности безопасности, законодательно закрепленной в Законе РФ «О безопасности ». Поэтому в определении социальной безопасности необходимо исходить из законодательных начал, т.е. рассматривать данные понятия в неразрывной связи с законодательным определением понятия «безопасность». Таким образом, под социальной безопасностью нами понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в социальной сфере от внутренних и внешних угроз.
Исходя из сформулированных понятий политической и социальной безопасности, можно обозначить понятие социально-политической безопасности как синтез социальной и политической безопасности. При этом политическая обстановка и состояние политических систем региона определяет его социально-экономическое самочувствие в самом широком смысле этого слова.
Экономическая составляющая в раз-
витии практически всех сфер жизнедеятельности человека является базисом и основой этого развития. Благополучие социальной сферы напрямую зависит от уровня экономического развития региона.
История и повседневный опыт свидетельствуют о том, что нерешённые полити-ческие проблемы неминуемо трансформируются в социально-экономические (и наоборот), которые при определённых обстоятельствах способны привести общество и страну к конституционному кризису и развалу государственности.
Подводя итоги, можно констатировать, что существует явная недооценка деятельности по обеспечению безопасности, в том числе на региональном и местном уровнях, это свидетельствует о крайне низкой степени теоретической и практической компетентности государственной власти в целом в этой важнейшей сфере жизни страны» [11],
- считает В.Е. Аксаков. Вместе с тем, Концепция национальной безопасности говорит о необходимости комплексного подхода к решению правовых, политических, этнопо-литических, социальных и экономических проблем, чего в настоящий момент практи -чески не происходит во многом из-за несовершенства научной и правовой базы, регулирующей вопросы обеспечения безопасности как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов РФ.
Так, социально-политическая безо -пасность субъекта Федерации является составляющей федеральной безопасности и может быть определена как защищенность жизненно важных интересов личности, общества, субъекта РФ и государства от различного рода угроз на территории субъекта РФ. Региональная безопасность является составляющей национальной безопасности России.
Безопасность субъектов может являться ключевым понятием во всем комплексе проводимой государством региональной политики, так как именно этот тер-
мин во многом и предопределяет основные направления деятельности властных структур по проведению в жизнь региональной политики. Безопасность субъекта, в свою очередь, напрямую связана с национальной безопасностью и является ее составной частью.
По мнению Т.Е. Бейдиной, «региональная безопасность (понимая под термином «регион» субъект РФ) связана с защищенностью жизненно важных интересов личности, общества, государства на определенной территории субъекта Российской Федерации от различного рода угроз и опасностей» [12]. Данное определение позволяет рассматривать вопросы обеспечения безопасности субъектов, в том числе и в социально-политической сфере, в неразрывной связи с Законом РФ «О безопасности» и Утвержденной Указом Президента РФ «Концепции национальной безопасности», устанавливает единство научного и правового закрепления понятия социально-политической безопасности. Специфичность выявления субъектного компонента социальнополитической безопасности заключается в том, что данная категория позволяет наиболее четко и широко рассмотреть спектр угроз и опасностей, возникающих на террито -рии отдельно взятого субъекта Российской Федерации, что позволяет более эффективно обеспечить защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в социальной и политической сферах.
Таким образом, исходя из определе-ний социально-политической безопасности и региональной (субъектной) безопасности, анализа научного и правового материала, регулирующего вопросы обеспечения безопасности, предполагаем, что под социальнополитической безопасностью региона следует понимать защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в социально-политической сфере на территории региона.
Следует отметить, что проблемы на -учного и правового закрепления социальнополитической безопасности как федерального, так и субъектного уровней требуют дальнейшего научного и правового осмысления, которое должно заключаться в выработке единого научного подхода к понятийному аппарату социально-политической безопасности.
Обеспечение безопасности субъектов, в том числе и социально-политической безопасности, нужно рассматривать в строгом соответствии с Концепцией национальной безопасности, что предполагает выработку единого законодательного подхода к проблемам обеспечения безопасности, законодательно закрепленной программы развития регионов, которая, безусловно, должна учитывать все специфические характеристики конкретного региона. Регионы России переживают в настоящее время сложное положение, которое вызвано рядом объективных причин, произошедших в нашем государстве. В новых политических и социально-экономических условиях развитие регионов должно проходить комплексно, сбалансированно и безопасно.
ЛИТЕРАТУРА
1. См.: Цицерон. Об обязанностях. - М., 1999. -С. 131.
2. См.: Закон РФ «О безопасности» от
25.12.1992 № 2446-1. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 13. Ст. 769.
3. См.: Закон РФ «О безопасности» от
25.12.1992 № 2446-1. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 13. Ст. 774.
4. См.: Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10.01.2000 г. № 24). Российская газета, № 11 от 18.01.2000.
5. См.: Дзлиев М.И. Основы обеспечения безопасности России / М .И. Дзлиев, А. Д. Урсул. - М.: Экономика, 2003. - С. 186.
6. См.: Словарь «Война и мир» http://www.voinaimir.ru/dicdefinition/7idH7
7. См.: Серебрянников В.В. О политической безопасности России
http://www.auditorium.ru/books/204/Glava3.html
8. См.: Кротов Д.В. Политическая безопасность России,
http://ippk.edu.mhost.ru/elibrary/elibrary/uro/v14/a14
09.htm
9. См.: Прохожев А.А. О критериях и оценках экономической безопасности / А.А. Прохожев // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения: сборник научных статей. -М.: РАГС, 2003. - С. 154.
10. См.: Дзлиев М.И. Основы обеспечения безопасности России / М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул. - М.: Экономика, 2003. - С. 269.
11. См.: Аксаков В.Е. Правовые основы обеспечения внутренней безопасности региона: на примере Московской области: дисс. канд. юрид. наук / В .Е. Аксаков. - М.: РАГС, 2003.
12. См.: Бейдина Т. Е. Региональная социальнополитическая безопасность Читинской области / Т .Е. Бейдина. - Чита: ЧитГТУ, 1999 - С. 10.