Научная статья на тему 'Объединительные процессы в Забайкальском крае: обеспечение социально-политической безопасности'

Объединительные процессы в Забайкальском крае: обеспечение социально-политической безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
143
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / UNIFYING PROCESSES / SOCIOPOLITICAL SAFETY / MAINTENANCE / THE CHITA REGION / AGINSKY BURYAT AUTONOMOUS REGION / ZABAIKALIAN EDGE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна, Федотов Дмитрий Александрович

В данной статье рассмотрен объединительный процесс Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Выявлены политические факторы влияния на уровень социально-политической безопасности региона в условиях объединения. Рассмотрены направления обеспечения социально-политической безопасности Забайкальского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна, Федотов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Uniting Processes in the Zabaikalye Territory: Ensuring Social-political Security

This article is devoted the unifying process of the Chita region and Aginsky Buryat autonomous region has been considered. Was showing up political factors of influence on a level of sociopolitical safety of region in conditions of association are revealed. Directions of maintenance of sociopolitical safety of Zabakalian edge are considered.

Текст научной работы на тему «Объединительные процессы в Забайкальском крае: обеспечение социально-политической безопасности»

Серия «Политология. Религиоведение»

2009. № 1 (3). С. 28-32 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я

Иркутского

государственного

университета

УДК 328

Объединительные процессы в Забайкальском крае: обеспечение социально-политической безопасности

Т. Е. Бейдина, Д. А. Федотов

Читинский государственный университет, г. Чита e-mail: beydina@inbox.ru, dima19s@mail.ru

В данной статье рассмотрен объединительный процесс Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Выявлены политические факторы влияния на уровень социально-политической безопасности региона в условиях объединения. Рассмотрены направления обеспечения социально-политической безопасности Забайкальского края.

Ключевые слова: объединительные процессы, социально-политическая безопасность, обеспечение, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Забайкальский край.

Рассматривая процесс объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, следует отметить, что общая тенденция к укрупнению субъектов Российской Федерации в рамках общегосударственной программы носит положительный характер. Объединительный процесс способен оказать существенное влияние на политическую и социальноэкономическую сферы объединенного субъекта РФ - Забайкальского края; укрупнение регионов позволяет объединить политические, социальные, экономические ресурсы для совместного решения общих проблем, расширить экономическое пространство, повысить эффективность межрегиональных отношений и сотрудничества с федеральным центром. Основными задачами субъектов РФ в объединительных процессах являются эффективная интеграция управленческих ресурсов и создание новой системы управления.

При этом следует отметить, что процесс объединения двух субъектов определяет и актуализирует на разных этапах множество вызовов и угроз социально-политической безопасности нового субъекта, так как связан с полной реорганизацией структуры действующей политической системы и требует изыскания ресурсов для построения новой. Основные угрозы вследствие объединительного процесса связаны с дестабилизацией региональной политической системы. К факторам, влияющим на безопасность, можно отнести:

а) сложность принятия законодательных актов в период оперативного управления губернатором;

б) разность законодательных баз объединенных субъектов;

в) разность систем организации межбюджетных отношений внутри объединяемых субъектов.

В период оперативного управления губернатором решение задач ограничено сложностью принятия законодательных актов. В этот период вопросы и законодательные инициативы принимаются простым большинством голосов представителей законодательных органов каждого субъекта. Возникновение спорных вопросов, даже в малой степени ущемляющих интересы одного из объединенных субъектов, делает законодательные органы практически недееспособными.

Угрозы стабильности политической системы и эффективности функционирования нового субъекта вызваны разностью законодательных баз объединяемых субъектов. Социально-экономические и политические процессы в рамках одного субъекта не могут проходить в разных правовых плоскостях, в процессе объединения двух субъектов необходимо учитывать фактор разности нормативно-правовой базы и построенной на ней социально-экономической политики региона.

Процесс объединения Читинской области и АБАО обозначил необходимость качественно нового подхода к обеспечению социально-политической безопасности объединенного субъекта РФ - Забайкальского края. Повышение уровня безопасности в новых условиях возможно за счет ускорения темпов социально-политического и экономического развития, основным условием данного процесса является совершенствование и оптимизация деятельности органов законодательной и исполнительной властей. Новая система социально-политических отношений в сфере государственного и муниципального управления предполагает совершенствование системы обеспечения безопасности в трех основных направлениях:

- оптимизация временной системы и структуры исполнительных органов государственной власти Забайкальского края;

- консолидация усилий политических партий и органов власти с целью реализации интересов в той или иной сфере;

- привлечение гражданского общества и бизнес-структур к реализации совместных интересов и противодействию возникающим угрозам в рамках общественно-государственного партнерства.

Важнейшим условием ускорения социально-экономического и политического развития Забайкальского края являются оптимизация структуры исполнительных органов государственной власти и реформирование системы государственного управления. Структура органов исполнительной власти определяет функционирование социально-политической системы, определяет характер социально-экономической политики, отражает уровень социально-политического развития и отношения органов власти к основам их деятельности. В основе оптимизации структуры исполнительных органов власти лежит функциональный подход, оптимизация органов исполнительной власти осуществляется в соответствии с теми функциями, которые ей придется выполнять.

Основными целями реструктуризации являются оптимизация и упорядочение функций органов исполнительной власти, изменение системы, структуры и режима функционирования органов исполнительной власти. Реструктуризация системы органов исполнительной власти и управления предполагает оптимизацию выполнения функций в сфере экономики, финансов и социального развития по всем основным проблемным блокам. При этом оптимизация касается как принципов построения используемого для решения поставленных задач инструментария, так и содержания деятельности органов исполнительной власти. Следствием этого должны стать «простота и эффективность работы государственных органов; совершенствование отношений между ними и хозяйствующими субъектами; демократизация управления, его открытость и доступность для граждан объявлены в качестве главных целей административной реформы» [4].

Оптимизация структуры государственных органов исполнительной власти Забайкальского края может происходить в два этапа. На первом этапе возможно осуществление межблоковой оптимизации существующих министерств и ведомств с минимальными их изменениями с точки зрения функций и кадрового состава. В данном случае сохраняется институт заместителей председателя правительства края, отвечающих за эффективное функционирование соответствующих органов исполнительной власти. После оптимизации работы на блоковом уровне возможно проведение нового этапа внутриблоко-вой оптимизации. Суть такой оптимизации может сводиться к «трансформации большинства министерств в комитеты, формированию ведущих министерств (суперминистерств) в каждом из блоков, возглавляемых региональными министрами». В этом случае институт заместителей губернатора может быть ликвидирован или кардинально сокращен. Однако «роль и ответственность региональных министров, отвечающих за крупные проблемные блоки, должна быть повышена с точки зрения самостоятельности принятия решений и ответственности за их последствия» [3].

Повышение эффективности деятельности органов власти в процессе решения задач общественного и государственного развития, реализации приоритетных направлений проводимой государственной политики строится на сотрудничестве политических партий, представительных и исполнительных органов власти. Данный процесс имеет два направления: это взаимодействие органов исполнительной и законодательной властей, и консолидация усилий и ресурсов политических партий, депутатских групп, депутатов в рамках законодательного собрания для формирования более эффективных и действенных решений. Актуальность процессов консолидации и координации деятельности обусловлена «потребностью кардинальных перемен как в организации, структуре, так и принципах функционирования и развития системы государственного и муниципального управления и государственной службы» [2] в условиях социально-экономической и социально-политической трансформации региона.

Политические партии являются не только составляющей частью общественного контроля, но и способом формирования и выражения обществен-

ного мнения, общественной воли по тем или иным вопросам проводимой государственной политики. Политические партии «являются ретранслятором от населения к власти и наоборот. При их содействии органы власти всех уровней получают информацию об эффективности или неэффективности своих действий и реакции общества на них. Политические партии в ряде случаев берут на себя функцию резонатора, обеспечивая ненасильственное и правовое разрешение конфликтов. Политические партии являются действенной силой развития, поскольку в большинстве своем объединяют активную, образованную и профессиональную часть населения. Поэтому создание отлаженного, четкого механизма взаимодействия государства и политических партий является одной из приоритетных задач, как в масштабе страны, так и на уровне региона» [1].

Важной задачей процесса консолидации и координации деятельности органов власти и политических сил состоит не только в принятии максимально правильного решения, но и в организации активной политической поддержки данного решения. Достаточно определенно высказывался по этому поводу Дж. Гордон: «Если в частном секторе эффективность управления измеряется прибылью или отсутствием таковой, то в государственном управлении - политической поддержкой граждан или отсутствием таковой» [2].

Открытая и ответственная политика в сфере частно-государственного сотрудничества, привлечение общественных организаций и бизнес-структур для реализации совместных интересов в рамках частно-государственного партнерства являются одним из механизмов обеспечения социальнополитической безопасности в период объединения. Реализация совместных проектов власти и бизнеса является одним из направлений улучшения ситуации во всех сферах жизнедеятельности, способствует скорейшему и более эффективному достижению поставленных целей. Данный инструмент позволяет повысить эффективность управления собственностью, более эффективно распределять риски, решать ряд стратегических и тактических задач в сфере экономики и социальном секторе. Развитие частно-государственного партнерства в Забайкальском крае способствует привлечению инвестиций в процессе реализации социально значимых проектов; привлечению управленческого опыта и технологий; повышению качества, доступности и востребованности предоставляемых услуг. Результатом реализации совместных проектов может стать: развитие деловой и финансовой активности в экономике; создание новых промышленных объектов; создание новых рабочих мест; повышение инвестиционной привлекательности региона.

Литература

1. Концепция взаимодействия органов исполнительной власти Ульяновской области с региональными отделениями политических партий на 2007-2008 годы [Электронный ресурс] // Сайт «Ульяновская область: губернатор и правительство». -Режим доступа: http://www.ulyanovsk-adm.ru/society/public/465fceaeefc44/

2. Официальный сайт Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, кафедра политологии и политического управления

[Электронный ресурс]. Программа курса повышения квалификации. - Режим доступа: http://politolog.iiat. ru/ Book3. htm

3. Филатов В. И. Требования экономики к структурно-функциональной организации исполнительной власти [Электронный ресурс] // Официальный сайт Научноисследовательского института социальных систем МГУ им. М. В. Ломоносова. - Режим доступа: http://www.niiss.ru/3.shtml

4. Хабриева Т. Я. Административная реформа: решения и проблемы [Электронный ресурс] / Т. Я. Хабриева, А. Ф. Ноздрачев, Ю. А. Тихомиров // Официальный

сайт Правительства Ярославской области. - Режим доступа: http://www.adm.yar. ru/a_center/ admref/staty / 2005 /03.htm

Uniting Processes in the Zabaikalye Territory: Ensuring Social-political Security

T. Е. Beydina, D. А. Fedotov

This article is devoted the unifying process of the Chita region and Aginsky Buryat autonomous region has been considered. Was showing up political factors of influence on a level of sociopolitical safety of region in conditions of association are revealed. Directions of maintenance of sociopolitical safety of Zabakalian edge are considered.

Key words: unifying processes, sociopolitical safety, maintenance, the Chita region, Aginsky Buryat autonomous region, Zabaikalian edge.

Бейдина Татьяна Евгеньевна - доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой государственного, муниципального управления и политики Читинского государственного университета, e-mail: beydina@inbox.ru

Федотов Дмитрий Александрович - аспирант кафедры государственного, муниципального управления и политики Читинского государственного университета, e-mail: dima19s@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.