Научная статья на тему 'Сущность и отличительные признаки конфиденциальной информации'

Сущность и отличительные признаки конфиденциальной информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1367
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ / CONFIDENTIALITY / СЕКРЕТНОСТЬ / SECRECY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурдов С. Н.

В настоящей статье анализируются основные нормативно-правовые акты, содержащие дефиницию «конфиденциальной информации», рассматривается сущность и отличительные признаки этого понятия, а также особенности правового регулирования отношений, связанных с использованием информации конфиденциального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and distinctive features of confidential information

The article analyses the main normative legal acts containing the definition of «confidential information», the essence and distinctive features of this concept, as well as the peculiarities of the legal regulation relating to the use of information of a confidential nature are reviewed.

Текст научной работы на тему «Сущность и отличительные признаки конфиденциальной информации»

Ю.В. Байгушева [и др.]; под.ред. А.П. Сергеева. - М.: РГ-Пресс, 2012.

5. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2004.

6. Закон Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» от 05.01.2004 №59-з // Ведомости Государственного Собрания -Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2004. №4(178).ст. 164.

7. Кассо Л. А. Русское поземельное право. М., 1906.

8. Касьянчик А.И. Соотношение частного и публичного при регулировании права на землю в Республике Беларусь, Российской Федерации и Украине // Публично-правовые исследования (электронный журнал).2012. №3.

9. Клейменова Е.С. Правовое регулирование изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и муниципальных нужд: Дисс. ... канд. юрид. наук. Орел, 2008.

10. Корнеев А.Л. Сделки с земельными участками: Учебное пособие. - М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2006.

11. Лантух В.В. Земельный участок - как особый объект гражданско-правовых отношений в Российской Федерации: Монография. Армавир, 2010.

12. Минаева A.A. Земельный участок как объект земельных правоотношений: Автореф: ... канд. юрид. наук. - М. 2007.

13. Нарыкова Ю.В. К вопросу об ограничениях права собственности на землю // Актуальные проблемы частноправового регулирования. Материалы Всероссийской IV научной конференции молодых ученых (г.Самара, 23-

24 апреля 2004 г.). - Самара: Изд-во Самар. унта, 2004.

14. Письмо Росземкадастра от 10.07.2003 № НК/1162 «О предоставлении сведений ГЗК» // Опубликован не был // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

15. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Первая часть: Вотчинные права // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

16. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2007 г. №А19-3131/07-58-Ф02-8464/07 по делу по делу №А19-3131/07-58// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

17. Постановление Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2008 г. №Ф04-8002/2008( 18332-А45 -6) по делу №А45-6161/2008-60/150// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

18. Правила оформления кадастрового плана ГЗК-1 -Т. О-04-01-01, утвержденными Росземкадастром от 10.04.2001 // Российская газета. 2001. №130.

19. Тужилова-Орданская Е.М. Проблемы защиты прав на недвижимость в гражданском праве России: Монография. - М.: ООО «Издательский дом «Буквовед», 2007.

20. Федеральный закон от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // Собрание законодательства РФ. 2007. №31.ст.4017.

С.Н. Бурдое

СУЩНОСТЬ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

В настоящей статье анализируются основные нормативно-правовые акты, содержащие дефиницию «конфиденциальной информации», рассматривается сущность и

отличительные признаки этого понятия, а также особенности правового регулирования отношений, связанных с использованием информации конфиденциального характера. Ключевые слова: информация, конфиденциальность, секретность.

S.N. Bourdov

THE ESSENCE AND DISTINCTIVE FEATURES OF CONFIDENTIAL

INFORMATION

The article analyses the main normative legal acts containing the definition of «confidential information», the essence and distinctive features of this concept, as well as the peculiarities of the legal regulation relating to the use of information of a confidential nature are reviewed. Keywords: information, confidentiality, secrecy.

Значительное повышение роли информации в современной жизни сделало ее одной из важнейших составляющих жизни личности, общества и государства. Информация стала общедоступной, стремительное развитие глобальной информационной сети обеспечило возможность ее передачи на практически неограниченные расстояния в достаточно больших объемах и в кратчайшие сроки, позволило каждому человеку получить доступ к различным информационным ресурсам.

В настоящее время в России, как и во всем мире, активно продолжает развиваться информационное общество. Активно внедряются новые

информационные технологии,

электронный документооборот, создается электронное правительство. В свою очередь это приводит к значительному увеличению массы процессов оборота информации и обмена информационными ресурсами между государственными органами. При этом правовая неурегулированность процессов обмена информацией зачастую приводит к тому, что сведения, которые имеют ограниченный доступ, становятся общедоступными. Данная ситуация наносит серьезный ущерб не только отдельным гражданам и организациям, но и системе безопасности всего государства. Исходя из этого, нормативное определение и правовая защита «конфиденциальной информации» - это важнейшие и актуальнейшие задачи. Именно от

выполнения этих задач, в конечном счете, зависит информационная безопасность общества.

В то же время действующую систему регулирования использования конфиденциальной информации, нельзя принять современной и отвечающей потребностям современного

информационного общества. Во многом, такая ситуация вызвана разночтениями в самом определении конфиденциальной информации. Именно данный факт подчеркивает актуальность настоящей статьи.

Относительно определения понятия «конфиденциальная информация» следует отметить, что под лексическим значением слова «конфиденциальный»

подразумевается понятие «не подлежащий разглашению, доверительный, тайный». На наш взгляд, конфиденциальной

информацией может быть любая информация с ограниченным доступом, не отнесенная действующим

законодательством к государственной тайне.

Конфиденциальность понимается как предотвращение возможности использования информации лицами, которые к ней не причастны1.

Информация признается

конфиденциальной именно потому, что она является объектом исключительного владения, пользования и распоряжения

1 Шиверский A.A. Защита информации: проблемы теории

и практики. М., 1996. С.12.

конкретного лица. Одним из существенных проявлений несовершенства информационного законодательства

является отсутствие четких

законодательных критериев для определения конфиденциальной

информации, порядка и условий отнесения информации к конфиденциальной2. Такие пробелы затрудняют возможности реализации прав на информацию. Конфиденциальность информации

означает доступность информации только адресату.

Конфиденциальная информация, в первую очередь, информация защищаемая. В самом общем виде можно выделить следующие виды защищаемой

информации:

- секретная информация. К ней в настоящее время принято относить сведения, содержащие государственную тайну;

- конфиденциальная информация. К этому виду защищаемой информации относят обычно сведения, содержащие государственную, коммерческую тайну, тайну следствия и судопроизводства, служебную тайну, врачебную, адвокатскую, нотариальную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, иных почтовых и телеграфных отправлений, а также другие сведения о частной личной (неслужебной) жизни и деятельности граждан.

Конфиденциальной информации присуща непрерывно повторяющаяся совокупность информационных процессов, которая приводит к росту количества такой информации: происходит создание новой информации, содержащей сведения, подлежащие засекречиванию, поэтому такая информация сразу же при ее создании включается в массивы защищаемой информации. Производство новой информации сопровождается обычно и потреблением имеющейся защищенной информации. Кругооборот такой информации происходит в

определенной, ограниченной режимными мерами сфере - научно-производственной, управленческой, коммерческой и др.3

Конфиденциальная информация обладает определенным свойством, если эта информация является основанием для создания новой информации (документов, изделий и т.п.), то созданная на этой основе информация является, как правило, секретной. В отношении

конфиденциальной информации,

содержащей, в частности, коммерческую тайну, этого однозначно сказать нельзя.

Важно подчеркнуть, что появление новой защищаемой информации есть результат деятельности субъекта собственника информации или

уполномоченных им лиц, засекретивших информацию. Она после этого как бы отчуждается от субъекта - автора. Отчуждение защищаемой информации от субъекта, ее создавшего, имеет особенности, состоящие в том, что эта секретная или конфиденциальная информация диктует всем, кто с нею сталкивается, правила обращения с нею, уровень защитных мер к себе и т.д..4 Соответственно, можно предположить, что уровень защиты информации определяется грифом секретности или

конфиденциальности.

Созданная один раз защищаемая информация (как и несекретная) может быть использована многократно в течение неограниченного времени сколь угодно большим количеством потребителей. Она обладает способностью не уничтожаться, не убывать со временем и по мере использования, а даже возрастать, то есть порождать новую информацию.

Следует отметить, что эта закономерность, присущая всей информации, создает объективные предпосылки определенной уязвимости защищаемой информации: если кто-то позаимствовал секретные сведения без нарушения физической целостности

" Суслова С.И. Тайна в праве России: Цивилистический аспект: Автореф. дисс.... канд. юр. наук. Иркутск, 2003. С.19.

3 Антонов A.B. Информация: восприятие и понимание. Киев, 1988. С.123.

4 Бачило И.Л. Информационное право: основы

практической информатики. М., 2007. С.97.

носителя (произошла, как говорят, утечка секретной информации), то собственник этой информации может об этом не узнать вообще или узнать из других источников информации. И нельзя не отметить такую особенность, как рассеяние информации. Рассеяние открытой информации носит случайный характер5.

Рассеяние защищаемой

информации производится

детерминированно: заранее определяется возможное количество потребителей для засекреченной информации, в

соответствии с которым размножается определенное количество экземпляров соответствующего документа, которые и рассылаются заранее определенным адресатам.

Владельцами (собственниками) конфиденциальной информации могут быть:

- государство и его структуры (органы);

- коммерческие организации;

- общественные организации;

- граждане государства.

Общепризнанно, что информация с

ограниченным доступом имеет как моральную, так и материальную ценность для лиц, которые владеют такими данными. По своему содержанию информация с ограниченным доступом охватывает всю совокупность сведений, составляющих тайную и

конфиденциальную информацию.

Законодатель не оставляет без внимания регулирования столь важных отношений для определенного круга лиц, как сохранения в тайне сведений о разных сторонах частной жизни и аспектам предпринимательской деятельности.

Правовой режим информации с ограниченным доступом имеет целью охрану сведений, свободный оборот которых может нарушить права и законные интересы физических и юридических лиц. Предпринимаемые к охране важной информации меры происходят как вследствие личной

5 Антонов А.В. Указ. соч. С.131.

заинтересованности, дружеских

отношений, индивидуальной

привязанности, так и из других причин, имеющих преимущественно морально-оценочное наполнение.

Правовая охрана

конфиденциальной информации

осуществляется на уровне

кодифицированных актов, законов и подзаконных нормативно-правовых актов. В то же время, действующие в Российской Федерации нормативно-правовые акты достаточно скупы в определении дефиниций конфиденциальной

информации.

Ранее в Гражданском кодексе Российской Федерации6 (далее - ГК РФ) конфиденциальная информация

определялась через призму служебной или коммерческой тайны: конфиденциальная информация - информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании, и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности (п.1 ст. 139 ГК РФ -утратил силу).

Однако в настоящее время данная норма прекратила свое действие. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»7 (далее — Закон об информации) также не содержит определения конфиденциальной

информации, но понимает под конфиденциальностью обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя (п.7 ст.2).

0 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 01.03.2013) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. №32. Ст.3301.

7 Об информации, информационных технологиях и о защите информации. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ (ред. От 05.04.2013) // Собрании законодательства РФ. 31.07.2006. №31 (часть!). Ст.3448.

Исходя из этого,

конфиденциальную информацию можно определить как ту информацию, в отношении которой ее обладатель установил требование не предоставлять ее третьим лицам без его разрешения. Однако данной формулировки конфиденциальной информации явно недостаточно8.

Утративший в настоящее время силу Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 г. №24-Ф39 определял конфиденциальную информацию как документированную информацию, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. В свою очередь под документированной информацией указанный закон понимал информацию, зафиксированную на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Поскольку в ныне действующей норме указания на признак документированности конфиденциальной информации нет, можно сделать вывод, что информация может носить конфиденциальный характер независимо от ее формы.

Таким образом, конфиденциальная информация — понятие достаточно широкое, отнести к конфиденциальной можно любую информацию, которая, так или иначе отвечает требованиям ст. 2 Закона об информации.

Более широкое понятие конфиденциальной информации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

приводится в Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»10. Здесь, к сведениям конфиденциального характера относят:

8 Валитова JL И. К вопросу об ограничении права на информацию // Право и государство: теория и практика. 2011. №6. С.32-35.

9 Об информации, информатизации и защите информации. Федеральный закон от 20.02.1995 г. №24-ФЗ [Утратил силу] // Собрание законодательства РФ. 20.02.1995. №8. Ст.609.

10 Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 (ред. от 23.09.2005) // Собрание законодательства РФ. 10.03.1997. №10. Ст.1127.

- сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

- сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты;

- служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);

сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);

- сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Резюмируя и анализируя закреплённые в названных выше нормативных актах сведения и определения можно заключить, что основными видами информации с ограниченным доступом

(конфиденциальной информации) при классификации по критерию предметного содержания выступают:

1) в публично-правовой сфере: государственная тайна; профессиональная тайна (служебная тайна);

2) в частноправовой сфере: коммерческая тайна, профессиональная тайна, персональные данные,

изобретательская и авторская тайны.

Вся информация, которая находится в распоряжении определенных лиц, организаций или органов власти и может подпадать под правовой режим конфиденциальной информации,

описывается в современной литературе посредством такой общей разновидности конфиденциальной информации, как служебная тайна. При этом выделяется два вида сведений, которые относятся к служебной тайне органов власти11.

- во-первых, это собственная тайна органа власти, представляющая собой оригинальную охраноспособную информацию, выработанную самим органом власти;

- во-вторых, это тайна других лиц, т.е. конфиденциальные сведения о гражданах и организациях, собранные органом власти, в процессе реализации установленных для него полномочий. Так, органы власти отвечают за сохранность полученных на законном основании сведений о частной жизни лица, сведений, составляющих коммерческую тайну, профессиональную тайну (врачебную, нотариальную, тайну усыновления).

Существующее разделение по формам и видам правового режима доступа к информации оправданно, но, как представляется, не является полным, что значительно осложняет фактическое использование человеком

конституционного права на информацию. Существующий пробел при установлении правовых режимов доступа к информации зачастую приводит к негативным явлениям.

Собственность на

конфиденциальную информацию

полностью принадлежит субъекту, который создает, сохраняет

конфиденциальную информацию,

распоряжается ею, а также может

использовать и распространять ее по своему усмотрению.

Законодательство предписывает обязанность именно собственнику информации устанавливать режим конфиденциальности, обеспечивать ее сохранность, а также предоставляет право использовать и распространять

конфиденциальную информацию по собственному усмотрению.

Государство, иные субъекты информационных правоотношений ни при каких обстоятельствах не вмешиваются в право владения, распоряжения

конфиденциальной информацией и ее использование. Позитивное право относит к конфиденциальной информацию о личности, медицинскую, коммерческую, банковскую тайну, тайну исповеди и иную информацию служебного характера или профессиональную тайну (адвокатскую, судебную, нотариальную, тайну следствия и т.д.).

В целом, вопрос определения конфиденциальной информации — не только теоретический, он имеет и важное практическое значение при реализации административно-правовых режимов

конфиденциальной информации, а именно при привлечении лица к ответственности за распространение сведений, носящих конфиденциальный характер.

Привлекать к юридической ответственности можно, если нарушена юридическая обязанность. Причем должно быть нарушение четко обозначенной нормы права при обстоятельствах, заранее предусмотренных законами или другими нормативными актами.

Поэтому большое значение придается (за неимением законодательного перечня конфиденциальной информации) установлению в локальных нормативных актах, трудовых договорах четкой обязанности неразглашения совершенно

11 Щадрин, С.Ф. Уголовно-правовая охрана служебной тайны: Автореф. дис... канд. юр. наук. Ростов н/Д, 2002. С.15.

определенной конфиденциальной

информации12.

Не меньше практических сложностей возникает при определении того, что понимать под разглашением конфиденциальной информации13.

Так, например, дискуссионным является вопрос о том, считать ли разглашением просто пересказ содержания документа или разглашением будет являться опубликование или передача третьим лицам самого документа или его

14

копию .

Закон об информации не указывает, какие действия можно трактовать как распространение информации. Ранее действовавший закон «Об информации, информатизации и защите информации» определял информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления. А если обратиться к Федеральному закону «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. №98-Ф315, то из его текста следует, что разглашение есть действия, в результате которых информация становится известной третьим лицам в любой возможной форме, как устной, так и письменной (п.9 ст.З).

Тем самым, обязанность не разглашать конфиденциальную

информацию можно определить как запрет на ее предоставление, т. е. передачу определенному кругу лиц (п.8 ст.2 Закона об информации), а также на

12 Белевская, Ю.А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина//Юрист. 2009. №6. С.34.

13 Башаратьян, М.К. Система конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере деятельности средств массовой информации: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С.79-80.

14 Кучеренко A.B. Информация как объект правового регулирования // Вестник Амурского государственного университета. 2007. №36. С.39.

15 О коммерческой тайне. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. №98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. №32. Ст.3301.

_№4(34)2013

распространение, т.е. передачу

неопределенному кругу лиц (п.9 ст.2 Закона об информации).

Регламентация доступа к

конфиденциальной информации и обеспечение информационной

безопасности осуществляются за счет комплексного применения

организационных, технических,

криптографических средств защиты.

В завершении настоящей статьи, еще раз подчеркнем, что существующие пробелы в нормативном закреплении понятия «конфиденциальная информация» являются в значительной степени нежелательным явлением, ведущим, в свою очередь к проблемам в правоприменительной практике.

Пристатейный библиографический список:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 01.03.2013) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. -№32. - Ст. 3301

2. О коммерческой тайне. 29 июля 2004 г. №98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) [Текст] // Собрание законодательства РФ Федеральный закон от. -05.12.1994.-N№32. - Ст. 3301.

3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ (ред. От 05.04.2013) [Текст] // Собрании законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3448

4. Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 (ред. от 23.09.2005) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 10.03.1997. - №10. Ст. 1127.

5. Об информации, информатизации и защите информации. Федеральный закон от 20.02.1995 г. №24-ФЗ [Текст], [Утратил силу] // Собрание законодательства РФ. - 20.02.1995. №8. Ст.609.

6. Антонов A.B. Информация: восприятие и понимание [Текст] /A.B. Антонов. - Киев, АН УССР, 1988.

7. Башаратьян М.К. Система конституционных

прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере деятельности средств массовой информации: Дисс. ... канд. юрид. наук [Текст] /М.К. Башаратьян. М., 2007.

8. Бачило И.Л. Информационное право: основы практической информатики [Текст] /И.Л. Бачило. - М.: Вектор. 2007.

9. Белевская, Ю.А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина [Текст]/Ю.А. Белевская // Юрист. 2009. №6.

10. Валитова Л.И. К вопросу об ограничении права на информацию [Текст]/Л.И. Валитова // Право и государство: теория и практика. -2011. №6.

11. Кучеренко A.B. Информация как объект правового регулирования /A.B. Кучеренко // Вестник Амурского государственного университета. 2007. №36.

12. Суслова С.И. Тайна в праве России: Цивилистический аспект: Автореф. дисс.... канд. юр. наук [Текст] /С.И. Суслова. -Иркутск, 2003.

13. Шиверский A.A. Защита информации: проблемы теории и практики [Текст]/ A.A. Шиверский. - М.: Юристь, 1996.

14. Щадрин, С.Ф. Уголовно-правовая охрана служебной тайны: Автореф... дисс... канд. юр. наук. Ростов н/Д, 2002.

Н.С. Ибатуллина

ОСНОВНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ ЕДИНИЦЫ БРИТАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

В данной статье рассматриваются подходы к определению единиц дискурса, на основании чего устанавливаются основные единицы британского юридического дискурса. В работе дается определение понятия «дискурс», излагаются системообразующие признаки юридического дискурса, перечисляются основные источники права Великобритании.

Ключевые слова: дискурс, юридический дискурс, единицы дискурса, основные единицы британского юридического дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.