Научная статья на тему 'Понятие «Тайна» с точки зрения современной российской юридической науки'

Понятие «Тайна» с точки зрения современной российской юридической науки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2621
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙНА / КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / SECRET / CONFIDENTIAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокопенко А. Н., Дрога А. А.

В статье рассматривается понятие тайны, определяется ее место в системе конфиденциальной информации. Анализируется правовой институт тайны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOTION of SECRET in CONTEMPORARY RUSSIAN LEGAL SCIENCE

The article deals with the notion of secret, determines its position within the system of confidential information. The authors make analysis into the legal institute of secrets.

Текст научной работы на тему «Понятие «Тайна» с точки зрения современной российской юридической науки»

ПОНЯТИЕ «ТАИНА» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

NOTION OF SECRET IN CONTEMPORARY RUSSIAN LEGAL

SCIENCE

УДК 34 (470)

А.Н. ПРОКОПЕНКО,

кандидат технических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)

A.N. PROKOPENKO,

ScD (Technical Sciences), docent, Belgorod Law Enforcement Institute of MVD of Russia

А.А. ДРОГА,

преподаватель кафедры информатики и математики (Белгородский юридический институт МВД России)

A.A. DROGA,

Teacher of IT and Mathematics Belgorod Law Enforcement Institute of MVD of Russia

Аннотация: В статье рассматривается понятие тайны, определяется ее место в системе конфиденциальной информации. Анализируется правовой институт тайны.

Ключевые слова: тайна, конфиденциальная информация.

Abstract: The article deals with the notion of secret, determines its position within the system of confidential information. The authors make analysis into the legal institute of secrets.

Key words: secret, confidential information.

Современное понятие тайны в российской правовой науке достаточно многогранно и разнообразно. Считается, что тайна - это один из важнейших институтов, определяющих соотношение интересов личности, общества и государства, частного и публичного права, основания и пределы вмешательства государства в негосударственную сферу, степень информационной защищенности в РФ [1, с. 124-125].

Рассматривая этимологию слова «тайна», необходимо отметить, что оно имеет древнерусское происхождение и первоначально употреблялось в мужском роде - «тай» [2, с. 224]. С.И. Ожегов определяет «тайну» как «нечто, скрываемое от других, известное не всем, секрет» [3]. В. Даль расшифровывает

слово «тайна» как «все сокрытое, неизвестное, неведомое, нечто скрытно хранимое, что скрывают от кого-либо с намерением, таят», прилагательное «тайный» характеризует как «сокрытый, сокровенный, неизвестный кому или скрываемый от кого, секретный, неоглашаемый» [4]. Представленные определения хороши для понимания смысла понятия «тайна», но с юридической точки зрения их нельзя назвать точными, поскольку они слишком расширяют правовую сферу действия тайны.

Некоторыми авторами тайна рассматривается как:

•субъективная категория - сведения, которые какой-либо субъект (в широком его понимании) считает необходимым скрыть

от других;

• объективная категория - тайна природы [5].

А.А. Фатьянов определяет тайну как «сферу объективной реальности, скрытую от нашего восприятия либо понимания» [6, с.5]. Причем, он считает, что личная, индивидуальная тайна занимает самое приоритетное место и зачастую оказывает решающее влияние на все иные виды тайн: семейную, корпоративную, коммерческую и даже государственную. Кроме того, он отмечает, что все тайны имеют общий признак - ущерб, который может наступить от распространения такой информации. Ущерб может выражаться в стоимостном эквиваленте, он может быть также политическим или моральным.

Д.А. Ловцов под тайной понимает особый правовой режим привилегированной информации (информации ограниченного доступа, распространения и др.) как комплекс правовых средств, характеризующих сочетание взаимодействующих запретов, дозволений, обязываний, управомочиваний, стимулов (привилегий) и санкций, т.е. правовой режим сокрытия и/или правовой охраны привилегированной информации [7].

С.М. Паршин определяет конфиденциальную информацию как «информацию, доступ к которой ограничен», а тайну как «конфиденциальные сведения (информацию), отражающие особо важные интересы ограниченного круга субъектов (государство, организации, лица), защищаемые законом под угрозой наказания в целях предотвращения их разглашения» [8, с. 8].

Л.Е. Владимиров под тайной понимает «сохранение в негласности обстоятельство, разглашение которого принесло бы больше вреда, чем пользы, понимая последнюю не только в смысле утилитарном, но и в смысле отвлеченном, т.е. ограждение существования и питания нравственных идеалов человеческого совершенствования» [9, с. 41]. Данное определение несет в себе больше нравственную, чем правовую нагрузку; на это обращает внимание И.В. Смолькова, которая справедливо отмечает, что указанное определение Л.Е. Владимиров рассматривал как «принцип, отражающий интересы человеческой культуры» [10, с. 12-13].

По мнению Л.О. Красавчиковой, под тайной понимается определенная информация о действиях (состоянии и иных обстоятельствах) определенного лица (гражданина, организации, государства), не подлежащая разглашению [11, с. 119]. В приведенном определении автор выделяет ряд признаков,

характеризующих тайну. К ним относятся: во-первых, тайна - это, прежде всего, информация; во-вторых, информация о действиях лица и, в-третьих, эта информация не подлежит разглашению. Вместе с тем, данное определение недостаточно полно раскрывает суть понятия тайны, так как не конкретизировано содержание информации, т.е. в каких областях жизнедеятельности личности, общества, государства может иметь место указанная информация; в чем социально-правовая опасность распространения этой информации; и, наконец, в чем заключается правовая защита тайны.

А.А. Дворников определяет тайну как установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами конфиденциальность информации, нарушение которой может повлечь причинение ущерба охраняемым законом интересам и за нарушение которой предусмотрена юридическая ответственность [12, с. 7]. Он отмечает, что при определении тайны следует исходить из отличительного свойства тайны - конфиденциальности, характерной только для информации, обращение которой ограничено и регламентировано законодательством и иными нормативными правовыми актами. Юридической сущностью тайны является установленная федеральными законами и иными нормативными правовыми актами ограниченность оборота информации.

Как отмечает Д.В. Огородов, «при научном рассмотрении правовых режимов информации сегодня недостаточно ограничиваться юридическими конструкциями, закрепленными в тексте нормативно-правовых актов. Серьезный недостаток соответствующего законодательства - бессистемность и фрагментарность - не позволяет ограничиваться только лишь изложением нормативного подхода, а, напротив, предрасполагает именно к теоретическому системному осмыслению данной проблематики» [13, с. 25].

В российском законодательстве насчитывается уже более тридцати разновидностей тайны [14, с. 32]. Если проанализировать подзаконные нормативные акты, то данный перечень будет пополнен и составит уже около 40 разновидностей. А, по мнению

В.А. Коломиеца, в настоящее время в нормативных правовых актах различных уровней упоминается около 50 видов конфиденциальной информации [15, с. 3]. В то же время уголовная ответственность за разглашение тайны может наступить только в 12 случаях, а административная ответственность - толь-

ко в одном. Данный показатель достаточно красноречиво говорит о декларативности существующих законов в области информации с ограниченным доступом [16, с. 46-47].

Общим для всех разновидностей тайны является то, что защита информации в режиме тайны предусматривает, во-первых, законодательно установленное право субъекта на введение режима ограниченного доступа, а во-вторых, установление и ограничение объемов прав обладателя на охраняемую информацию и его обязанностей по ее охране и предоставлению по запросам компетентных государственных органов, а также ответственности за нарушение установленных прав и обязанностей [17].

А.А. Фатьянов отмечает, что правовой институт любого вида тайны имеет три составляющие [6, с. 16]:

•относимые к определенному типу тайны сведения, а также научно обоснованные принципы и критерии отнесения сведений к данному типу тайны (исключение составляют личная и семейная тайны, где это происходит произвольно, по внутреннему убеждению индивида);

• механизм ограничения доступа к указанным сведениям (механизм защиты);

• санкции за неправомерное получение и (или) распространение указанных сведений.

Все три компонента правового института тайны в той или иной степени должны регулироваться государственными велениями.

Общий институт конфиденциальной информации в нашей стране объединяет достаточно разнородные по содержанию и характеру сведения. Можно выделить следующие виды информации, которую законодательство относит к конфиденциальной информации:

1. Информация, распространение которой может нанести ущерб безопасности государства (государственная тайна).

2. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные).

3. Информация, позволяющая предпринимателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (коммерческая тайна).

4. Конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе деятельности государственного или муниципального органа или организации, а также конфиденциальные

сведения, полученные органом или организацией в соответствии с их компетенцией (служебная тайна).

5. Информация, ставшая известной лицу или организации исключительно в силу исполнения ими своих профессиональных обязанностей или определенных видов деятельности (профессиональная тайна).

Анализируя правовое регулирование института тайны, необходимо отметить, что дефиниция «тайна» не закреплена в российском законодательстве.

Основу для законодательного закрепления отдельных видов тайн в российском законодательстве составляет Конституция РФ. В ней закреплено право граждан, организаций и государства на тайну. На основе этих положений Конституции РФ [18] отраслевым законодательством выделяются соответствующие виды тайн: тайна частной жизни, профессиональная, коммерческая, служебная, государственная тайна. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [19] не дает понятие тайны, однако подразделяет в статье 5 всю информацию на общедоступную и информацию ограниченного доступа. Информация ограниченного доступа в ст. 9 этого Закона в некоторой степени условно подразделяется на сведения, составляющие государственную тайну; сведения, составляющие коммерческую, служебную и иную тайну; сведения, составляющие профессиональную тайну; сведения, составляющие личную и семейную тайну, а также персональные данные.

Указом Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188 [20] был утвержден «Перечень сведений конфиденциального характера», где указаны шесть видов такой информации, а именно: персональные данные, тайна следствия и судопроизводства, служебная тайна, профессиональная тайна, коммерческая тайна, сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Таким образом, кроме подразделения конфиденциальной информации на различные виды, российское законодательство не предусматривает никаких понятий и определений тайны. При этом правовое регулирование отдельных видов тайны, как правило, содержит дефиницию только конкретного вида тайны.

Все вышеизложенное позволяет нам сформулировать собственное понятие тайны. Тайна - это охраняемая государством

конфиденциальная информация, незаконное общества, государства и влечет за собой получение, разглашение, использование привлечение виновных к ответственности в которой создает угрозу нанесения вреда соответствии с законодательством РФ.

правам и законным интересам граждан,

Литература —

1. Панченко П.Н. Институт тайны: правоохранительные аспекты // Государство и право. 1998. № 8.

2. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. - М., 1993. Т. 2.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: словарь / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1991. 915с.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: словарь. - М.: Русский язык, 1982. Т. 4. 683 с.

5. Шиверский А.А. Защита информации: проблемы теории и практики: учебник. - М.: Юрист, 1996. 112 с.

6. Фатьянов А.А. Тайна и право (основные системы ограничения на доступ к информации в российском праве): монография. - М.: МИФИ, 1999.

7. Ловцов Д.А. Системология информационных правоотношений. - М.: Рос. акад. правосудия, 2008. 233 с.

8. Паршин С.М. Тайна в уголовном законодательстве (теоретико-прикладное исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2006.

9. Смолькова И.В. Гласность в уголовном процессе // Законность. 1998. № 7.

10. Смолькова И.В. Проблемы охраняемой законом тайны в уголовном процессе. - М., 1999.

11. Красавчикова Л.О. Личная жизнь под охраной закона. - М., 1983.

12. Дворников АА. Уголовно-правовая охрана государственной и служебной тайны в органах внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Тюмень, 2007.

13. Огородов Д.В. Правовые отношения в информационной сфере: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002.

14. Лопатин В.Н. Правовая защита и охрана права на тайну. (Начало) // Юридический мир. 1999. № 4.

15. Тайна. Коммерческая. Служебная. Государственная. Сборник нормативных правовых актов Российской Федерации / сост. ВА. Коломиец. - М., 2001.

16. Карчевский С. Банковская тайна: Проблемы правового регулирования // Хозяйство и право. 2000. № 4.

17. Волчинская Е.К. Коммерческая тайна в системе конфиденциальной информации // Информационное право. 2005. № 3. С. 17-21.

18. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7.

19. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

20. Перечень сведений конфиденциального характера: Указ Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188 // СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.