11.5 ЗАЩИТА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
Галикеева Ляля Ахметзакиевна. Должность: старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин. Место работы: Уфимский юридический институт МВД России.
Хайнуров Занфир Мавлютович. Должность: заместитель начальника кафедры административно-правовых дисциплин. Место работы: Уфимский юридический институт МВД России.
Аннотация: В статье приводится краткий анализ проблемы, связанной с реализацией прав и свобод юридического лица, на защиту конфиденциальной информации при оказании охранных услуг вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации. Также предлагается направление ее решения.
Ключевые слова: вневедомственная охрана при органах внутренних дел, конфиденциальная информация, служебная тайна.
PROTECTION OF CONFIDENTIAL INFORMATION AT PROVIDING SECURITY SERVICES
Galikeeva Lyalya A. Position: senior teacher of the department of administrative-legal disciplines. Place of work: the Ufa law institute of the MIA of Russia.
Hainurov Zanfir М. Position: deputy head of the department of administrative-legal disciplines. Place of work: the Ufa law institute of the MIA of Russia.
Abstract: The article contains a brief analysis of problems related to the pursuit of rights and freedoms of the legal entity, on the protection of confidential information at providing security services extradepartmental guards at the bodies of internal affairs of the Russian Federation. Also proposed the direction of its decisions.
Keywords: off-departmental security at internal affairs agencies, confidential information, official secret.
В обеспечении вневедомственной охраны имущественной безопасности важную роль играет степень защищенности конфиденциальной информации (конфиденциальные информации - сведения, составляющие коммерческую, производственную, личную тайну, не подлежащие широкому оглашению1).
Критерии идентификации конкретной информации для отнесения ее к категории ограниченного доступа должны быть определены законодательством. В России действуют Федеральные законы, регулирующие отношения по отнесению сведений к информации с ограниченным доступом, например Закон РФ «О государственной тайне», Федеральный закон «О коммерческой тайне». Все виды тайны объединяет то, что они содержат в себе конфиденциальную информацию. В литературе конфиденциальная информация определяется как информация, состоящая из совокупности полученных из разных источников каких-либо доверительных секретных сведений, не подлежащих огласке, доступ к которым ограничен федеральным законом, за
1 Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Книжный мир. 2007. С. 289.
исключением информации, составляющей государственную тайну2
Для охраны информации используются различные технические, организационные, а также правовые меры. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»3 предусматривает, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Кроме того, законом могут устанавливаться условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации. Однако можно также столкнуться с тем, что ограничения на доступ к информации устанавливаются и подзаконными актами. Например, Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 (ред. от
23.09.2005) «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»4, Постановление Правительства РФ № 1233 от 3 ноября 1994 г. «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти»5. Данная ситуация свидетельствует о том, что на законодательном уровне в настоящее время не только не сложилась система правовых актов, регламентирующих режим информации конфиденциального характера, но и вообще отсутствует единый подход в понимании ее сущности и содержания. При этом отмечается недостаточность и несовершенство правового регулирования защиты информации ограниченного доступа.
Сегодня остаются нерегламентированными вопросы ограничения доступа к информации, составляющей служебную тайну. Отсутствие федеральных законов «О служебной тайне» и «О праве на доступ к информации» приводит к противоречивости и несогласованности правового регулирования информационной сферы.
В статье 139 ГК РФ6 указано, что информация составляет коммерческую или служебную тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности. Эти два вида тайн имеют общую цель - обеспечить конфиденциальность информации с ограниченным доступом. В то же время сведения и условия отнесения информации к той или иной тайне по своей правовой природе будут различны.
Регулирование вопросов защиты коммерческой тайны согласно ГК РФ необходимо (чего нельзя сказать об институте служебной тайны), и такие нормы являются отправными точками для дальнейшего регулиро-
2 Швецов А. В. Защита информации в сфере служебной тайны в деятельности ОВД (правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2005. С. 14.
3 Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
4 Собрание законодательства РФ, 10.03.1997, N 10, ст. 1127
5 Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3165.
6 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
вания нормами специального законодательного акта. Например, в Федеральный закон РФ от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Очевидно, что доступ к сведениям, относимым к служебной тайне, ограничивается не в целях извлечения прибыли или получения иной коммерческой выгоды. Правовой режим служебной тайны заключается в установлении конфиденциальности информации в целях защиты прав и законных интересов человека, гражданина и организаций, а также в других целях ч. 1 ст. 9 Федерального закон РФ от 26.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) при осуществлении органами государственной власти (в том числе территориальными и подчиненными подразделениями) и ее должностными лицами властных полномочий.
В отсутствие законодательного акта, регулирующего вопросы отнесения сведений к служебной тайне, они остаются в поле регулирования подзаконных актов, принятых до вступления в силу Закона об информации, в соответствии с которым регулирование служебной тайны должно осуществляться федеральными законами. Такими актами, в частности, являются Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» и постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти». Указанные подзаконные нормативные правовые акты входят в противоречие с п. 2 ст. 3 и ч. 4 ст. 9 Закона об информации, поскольку нормы Закона устанавливают, что доступ к информации может быть ограничен только федеральными законами, а условия отнесения информации к сведениям, составляющим служебную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение определяются также федеральными законами.
В нормативных правовых актах МВД России нашли отражение нормы, направленные на защиту информации в отношении охраняемого имущества. Например, п. 33.6.4 Наставления по организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ7 запрещает наряду полиции по охране имущества при его транспортировке разглашать информацию о маршруте следования, характере и видах осуществляемых охранных мероприятий, иную информацию, связанную с выполнением задач по охране имущества при его транспортировке, за исключением информации, предоставляемой должностным лицам правоохранительных и иных государственных органов в соответствии с законодательством РФ.
Вместе с тем вызывает недоумение тот факт, что такие ограничения по распространению информации об
7 Приказ МВД РФ от 4.08.2006 г. № 609 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -2006. - № 40.
охраняемом имуществе установлены только в отношении охраняемого имущества при его транспортировке. И при этом обязанность соблюдения конфиденциальности такой информации возникает лишь у сотрудников, непосредственно осуществляющих охрану транспортируемого имущества, оставляя за пределами остальную категорию сотрудников, которым она может стать известной в соответствии со следующими пунктами Наставления:
- пунктом 32.5 - предусматривает, что сведения о количестве заключенных и расторгнутых договоров, характеристиках и объемах охранных мероприятий и иные данные о результатах работы по охране имущества при его транспортировке направляются в Межрегиональный координационный центр по охране имущества при его транспортировке МВД России;
- пунктом 33.1.1 - предписывает информирование дежурных частей подразделений органов внутренних дел и подразделений вневедомственной охраны о сроках осуществления охранных мероприятий, местах пребывания нарядов полиции, маршрутах движения и способах охраны имущества при его транспортировке, количественном составе подвижного наряда и др.;
- пунктом 33.2.1 - предусматривает обмен информацией об охране имущества при его транспортировке между органами внутренних дел;
- пунктом 34.1 - устанавливает необходимость информирования линейных органов внутренних дел в случае охраны имущества при транспортировке по железной дороге;
- пунктом 36.1 - регламентирует обязанность обмена информацией при оказании услуг по охране имущества при его транспортировке воздушным транспортом.
Указанное положение не может устраивать ни МВД России, ни заказчика охранных услуг, в связи с чем возникает необходимость дополнения и уточнения правовых мер по защите информации.
Кроме того, в статусных документах подразделений МВД России, выполняющих задачи по государственной защите имущества юридических и физических лиц, функции, направленные на защиту конфиденциальной информации об охраняемом имуществе, прямо не регламентированы.
Важнейшим звеном защиты конфиденциальной информации в подразделениях вневедомственной охраны является заключаемый договор на охрану имущества, который устанавливает отношения между вневедомственной охраной и заказчиком охранных услуг (далее - заказчик). Договор охраны имущества, заключаемый подразделениями вневедомственной охраны, не указан в ГК РФ и относится к договору возмездного оказания услуг, регулируемому гл. 39 ГК РФ.
Качественное исполнение договоров сторонами и достижение главной цели - обеспечения надежной защиты имущества заказчика - во многом зависит от соблюдения правил конфиденциальности информации об охраняемом имуществе.
Анализ текстов договоров охраны имущества, применяемых подразделениями вневедомственной охраны, свидетельствует о том, что условия конфиденциальности предусматриваются не всегда, а их упоминание ограничивается одним-двумя пунктами. Это обстоятельство объясняется тем, что в подразделениях МВД России, обеспечивающих имущественную безопасность, соответствующие организационные меры по защите конфиденциальной информации не разрабатываются и не реализуются.
Условия конфиденциальности информации об охраняемом имуществе подлежат обязательному включению в тексты договоров. В отношении такой информации должен действовать специальный правовой режим ограниченного доступа. Кроме того, ряд исследователей полагают, что условия конфиденциальности следует относить к существенным условиям договора8.
Вид охраны имущества предопределяет отличия условий конфиденциальности в тексте договоров.
В первом случае в разделе об условиях конфиденциальности следует оговаривать следующее: по соглашению сторон конфиденциальной признается информация, касающаяся предмета договора, хода его выполнения, в том числе информация о характере имущества, месте его принятия и маршруте движения; стороны по договору обязаны обеспечить защиту конфиденциальной информации (ставшей доступной им в рамках договора) от несанкционированного использования, разглашения (распространения), изменения или утраты; ущерб, вызванный нарушением конфиденциальности, определяется и возмещается в соответствии с действующим законодательством РФ; исполнитель может передавать полученную конфиденциальную информацию (ставшую известной в рамках договора) третьим лицам только по письменному согласованию с заказчиком на следующих условиях: а) третьи лица используют полученную конфиденциальную информацию только в рамках услуг, оказываемых по договору между заказчиком и исполнителем; б) исполнитель гарантирует соблюдение третьими лицами условий конфиденциальности информации.
В отношении заказчика должны действовать такие же правила допуска уполномоченных лиц к работе, связанной с договором и оказываемыми услугами. Кроме того, обязательства по условиям конфиденциальности должны действовать не только на время оказания услуг по договору между заказчиком и исполнителем, а в течение трех лет после расторжения договора.
В тексте договора на охрану имущества с применением ТСО условия конфиденциальности будут формулироваться в зависимости от применяемых технических средств. В частности, от способа снятия/взятия охраны9, который подразделяется на автоматический и ручной. В этом случае тексты договоров с ручным способом снятия/взятия охраны должны содержать правила, обязывающие заказчика не разглашать (распространять) третьим лицам информацию о присвоенном условном номере, принципе действия извещате-лей охранно-пожарной сигнализации, местах ее установки.
В договорах на охрану имущества необходимо предусмотреть, что допуск уполномоченных сторонами лиц к работе с информацией конфиденциального характера должен осуществляться письменно и по согласованию сторон. Поскольку охранные услуги с использованием ТСО предполагают проектирование, монтаж, техническое обслуживание и ремонт ТСО, заказчик должен позаботиться о сохранении конфиденциальности сотрудниками, оказывающими такие услуги по договору технического обслуживания.
8 Сухоруков В. А. Договор охраны имущества как средство минимизации предпринимательских рисков: Автореферат диссертации к.ю.н. Волгоград, 2007. С. 20.
9 Дышеков А. З. Некоторые вопросы государственной защиты
имущества органами внутренних дел Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. № 9. С. 95.
Лица, которые сторонами допущены к работе с конфиденциальной информацией, должны быть под расписку уведомлены о недопустимости разглашения этих сведений третьим лицам и об ответственности за их разглашение (распространение).
Еще одним условием, которое должно найти отражение в договоре на охрану имущества, является то, что любая сторона имеет право предоставлять копии договора (в том числе приложения к нему) и другие документы, имеющие к нему отношение, в случае, если между сторонами возникнет спор, разрешение которого возможно лишь в судебных инстанциях, где такие документы будут выступать в качестве доказательств.
Из вышесказанного, можно резюмировать, что Конституцией РФ устанавливается верховенство прав и свобод человека, признание, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства. Каждый вправе иметь имущество в собственности, все формы собственности признаются и защищаются равным образом (ст. 2, 8, 35 Конституции РФ). Право на защиту имущества состоит в формировании концептуальных основ осуществления государственной политики в сфере защиты имущества и обусловлена решением комплекса взаимосвязанных задач правового, социального и технического характера. Также можно отметить, что в стране создано определенное правовое поле для защиты имущества, которое опирается на положения Конституции, следовательно необходимо выделить законодательство РФ об имущественной безопасности в самостоятельный институт (в частности принять Федеральный закон РФ «Об имущественной безопасности»), так как это позволит существенно повысить уровень имущественной безопасности, под которым понимается состояние защищенности имущества правовыми, организационными, специальными, инженерно-техническими, воспитательными
,предупредительными и другими мерами от противоправных посягательств10.
На практике обеспечение имущественной безопасности физических и юридических лиц подразделениями вневедомственной охраны осуществляется посредством заключения двух договоров:
- на оказание услуг централизованной охраны;
- на техническое обслуживание.
Выполнение задачи государственной защиты имущества органами внутренних дел в условиях стремительного развития новейших информационных технологий требует принятия адекватных мер по защите конфиденциальной информации правовыми, организационными, техническими и другими средствами.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от
11.07.2011) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ, 09.08.2004, № 32, ст. 3283.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011, с изм. от 21.07.2011) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.
10 Хатуаев В. У. Система имущественной безопасности в России. Воронеж: Воронежский институт МВД РФ, 2000. С. 17.
Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от
18.07.2011) «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ, 13.10.1997, № 41, стр. 82208235.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 (ред. от
23.09.2005) «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера». // Собрание законодательства РФ, 10.03.1997, N 10, ст. 1127.
Постановление Правительства РФ № 1233 от 3 ноября 1994 г. «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти». // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, № 30 (ч. II), ст. 3165.
Приказ МВД РФ от 4.08.2006 г. № 609 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2006. -№ 40.
Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Книжный мир. 2007. С. 289.
Дышеков А. З. Некоторые вопросы государственной защиты имущества органами внутренних дел Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. № 9. С. 95.
Косякин А. В. Административная ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации // «Административное и муниципальное право», 2009, № 6
Сухоруков В. А. Договор охраны имущества как средство минимизации предпринимательских рисков: Автореферат диссертации к.ю.н. Волгоград, 2007. С. 20.
Хатуаев В. У. Система имущественной безопасности в России. Воронеж: Воронежский институт МВД РФ, 2000. С. 17.
Швецов А. В. Защита информации в сфере служебной тайны в деятельности ОВД (правовой аспект): Ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2005. С. 14.
Literature list:
The Constitution of the Russian Federation (adopted by the nation-wide of 12.12.1993) (as amended by Laws of the RUSSIAN federation on amendments to the Constitution of the RUSSIAN federation from 30.12.2008 no.6-FKZ, dated 30.12.2008№ 7-FKZ).
The federal law from 15.12.2002 period of no.98-FZ (version of 11.07.2011) "ON commercial secret" // collected legislation of the RUSSIAN federation, 09.08.2004, № 32, article. than 3283 thousand.
The federal law of 27.07.2006№ 149-FZ (as amended on June 04, with change from 21.07.2011) "On information, information technologies and protection of information" // collected legislation of the RUSSIAN federation", 31.07.2006, № 31 (1 hour.), art. 3448.
The law of the RUSSIAN federation from 21.07.1993 no 5485-1 (in the version of 18.07.2011) "ABOUT the state secret" // collected legislation of the RUSSIAN federation,
13.10.1997, no.41, p. 8220-8235.
The civil code of the Russian Federation (part one) by 30.11.1994№ 51-FZ (as amended on June 04) /
/Collection of laws of the RUSSIAN federation va", 05.12.1994, № 32, article. 3301.
The Decree of the President of the RUSSIAN federation from 06.03.1997№ 188 (amended on 23.09.2005) "On approval of the List of information of a confidential nature". //Collection of legislation of the RUSSIAN federation,
10.03.1997, N 10, p. 1127.
The Decree of the Government of the RUSSIAN federation#1233 dated 3 November 1994. "On approval of the Regulations on the procedure of handling of confidential information-information of limited distribution in the federal bodies of ip-executive power". //Collection of legislation of the RUSSIAN federation, 25.07.2005, № 30 (part. II), art. 3165.
Order of the MINISTRY of internal affairs of the RUSSIAN federation from 4.08.2006 g. № 609 "Questions of the organization of the activities of combatant units of the police departmental oh-wound at the internal affairs bodies of the RUSSIAN federation" // the Bulletin of normative acts of the federal bodies of executive power. -
2006. - № 40.
Big legal dictionary. 2nd edition, updated. - M.: World of books. 2007. WITH. 289.
Dyshekov A. Z. Some issues of the state protection of the property of bodies of internal affairs of the Russian Federation // Journal of Russian law. 2006. № 9.
Kosyakin A. V. Administrative responsibility for violation of legislation on mass media // an" Administrative and municipal law", 2009, № 6
Sukhorukov V. A. The contract of property protection as a means of minimizing business risks: the author's Abstract of the dissertation of candidate of law. Volgograd,
2007.
Hatuaev V. U. The system of material security in Russia. Voronezh: Voronezh institute of MINISTRY of internal affairs of the RUSSIAN federation, 2000.
Shvetsov A. V. The protection of information in sphere of professional secrecy in the activities of internal affairs agencies (legal aspect): Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Voronezh, 2005.
Рецензия
на статью Л. А. Галикеевой и З. М. Хайнурова «Защита конфиденциальной информации в подразделениях вневедомственной охраны».
Статья Л. А. Галикеевой и З. М. Хайнурова посвящена проблеме защиты конфиденциальной информации в подразделениях вневедомственной охраны.
В обеспечении вневедомственной охраны имущественной безопасности важную роль играет степень защищенности конфиденциальной информации. Критерии идентификации конкретной информации для отнесения ее к категории ограниченного доступа должны быть определены законодательством. Сегодня остаются нерегламентированными вопросы ограничения доступа к информации, составляющей служебную тайну, что приводит к противоречивости и несогласованности правового регулирования информационной сферы.
Цель написания статьи - обоснование предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование российского законодательства в области защиты конфиденциальной информации в подразделениях вневедомственной охраны. Авторы отмечают то, что в стране создано определенная законодательная база для обеспечения защиты имущества собственников, которое опирается на положения Конституции. Представляется необходимым выделить законодательство
РФ об имущественной безопасности в самостоятельный институт, так как это позволит существенно повысить уровень имущественной безопасности, под которым понимается состояние защищенности имущества правовыми, организационными, специальными, инженерно-техническими, воспитательными, предупредительными и другими мерами от противоправных посягательств.
Рассматриваемые в статьи вопросы раскрыты с учетом организации деятельности строевых подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел в отношении охраняемого имущества. В ней сформулированы выводы и предложения, которые могут быть использованы в целях совершенствования обеспечения защиты конфиденциальной информации в деятельности подразделений вневедомственной охраны.
Исходя из этого, авторами отмечается необходимость принятия закона «Об имущественной безопасности», что позволило бы подразделениям вневедомственной охраны при выполнении поставленных задач принять соответствующие меры по защите конфиденциальной информации правовыми, организационными, техническими и другими средствами.
Статья Галикеевой Ляли Ахметзакиевны и Хайнуро-ва Занфира Мавлютовича «Защита конфиденциальной информации в подразделениях вневедомственной охраны» заслуживает положительной оценки.
Представляемая для опубликования статья соответствует требованиям, предъявляемым к написанию для публикаций в научных журналах и изданиях.
Начальник кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции В. Д. Тяптин