Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ'

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ»

способствовать защите экономической безопасности государства и юридических лиц, достижению процессуальной экономии.

Использованные источники:

1. Кукреш, Л.И., Шимко, А. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст.88 УК): некоторые аспекты правоприменения/ Л.И. Кукреш, А. Шимко // Законность и правопорядок -2016. - №3(39). - С. 48.

2. Об утверждении Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь от 23.12.2010 №672 // Консультант-Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2015.

3. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобрен Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 23.08.2016 г. // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 15.10.2016.

4. О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно -процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 05.01.2015 г.№241-З // Консультант-Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

5. Лукашов, А.И. Уголовно-правовая компенсация как условие освобождения от уголовной ответственности и как мера уголовной ответственности [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

УДК 338.43.02

Зухов Н.В. студент 4 курса экономический факультет

ДонГау Поддубская Н.А., к.н.

доцент

Россия, п. Периановский СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АГРАРНОЙ

ПОЛИТИКИ РОССИИ

В современных условиях развития социально-экономического пространства России огромное внимание уделяется аграрной отрасли. Ведь от уровня ее развития зависит продовольственная обеспеченность населения страны, здоровье нации, и, наконец, продовольственная независимость от внешних условий. Как свидетельствует опыт развития событий на

геополитической арене за последний год, Россия является в достаточной мере зависима от продовольственного импорта. Это не может не отражаться на показателях развития отечественной сельскохозяйственной отрасли в целом. Ведь дешевый продовольственный импорт лишает аграриев в получении дохода, сокращает долю на рынках сбыта продовольствия, и, конечно, снижает уровень конкурентоспособности местной сельхозпродукции.

Россия издавна считается аграрной страной и поэтому вопросу формирования и сущности аграрной политики отводится особое место в рамках экономической политики всей страны. Поскольку в историческом плане аграрная политика является базой для формирования и развития общей экономической политики государства. Научная основа аграрной политики базируется на теоретических предпосылках, которые достаточно объективно отражают тенденции развития производственных отношений учетом особенностей их проявления в аграрном секторе [2, С.39].

Трактовка понятия и сущности аграрной политики сегодня имеет достаточные противоречия в восприятии. Ведь со сменой государственного устройства менялась, трансформировалось и сущность самой аграрной политики. Следует отметить, что с переходом России к рыночным отношениям, изменились методологические подходы к определению сущности аграрной политики. С начала 90-х гг. с точки зрения научного развития и в практической реализации происходили преобразования аграрной политики, впрочем, как во всей стране в целом.

Согласно официальной методики Организации экономического сотрудничества и развития аграрная политика должна подразделяться на две части: сельскохозяйственная, которая защищает интересы производителей и продовольственная, направленная на защиту потребителей. Такой подход, по нашему мнению, в условиях глобализирующего рыночного пространства является более приемлемым, поскольку государство должно защищать интересы всех участников рыночных отношений [7]. В России же сложились свои специфические подходы понимания сущности аграрной политики. Так, узкий подход, трактует аграрную политику как систему целей и мероприятий, в первую очередь направленных на развитие сельскохозяйственной отрасли. В данном случае «аграрная политика определяется как деятельность государства и санкционированных им общественно-правовых институтов по формированию культурных, социально-правовых и экономических условий жизни сельского населения» [3, С.10].

Таким образом, обобщая выше сказанное, можно утверждать, что аграрная политика есть целостный элемент государственной социально-экономической политика, которая, безусловно направлена на устойчивое развитие селльхозотрасли и села, призванная решать проблемы продовольственной безопасности страны и ее регионов, а во главу угла в процессе реализации аграрной политики поставлен аграрий как непосредственный субъект аграрной политики. Россия претерпела несколько этапов трансформационных процессов в аграрной сфере, начиная с 1990-х гг.

Можно выделить несколько основных из них. Первый этап формирования аграрной политики начался в 1991 г. в связи со сменой парадигм в экономике, когда аграрная политика была направлена на реорганизацию аграрных отношений, а экономика претерпевала трансформацию к рыночным отношениям.

Начало следующего этапа можно считать 2006 г., в связи с реализацией приоритетных национальных проектов в стране. Одним из них был «Развитие АПК», в котором определялись направления развития АПК и необходимые для этого ресурсы. ПНП дал мощный толчок к развитию сельского хозяйства. А в 2010 г. была принята Доктрина продовольственной безопасности, в которой официально закреплены нормы потребления основных продуктов питания в стране.

Начало четвертого этапа, по нашему мнению, в развитии аграрной политик, следует считать август 2014 г. Это период введения санкций странами - членами ЕС и США против России, а с 07.08.2014 г. введение Россией ответных мер - эмбарго, в соответствии с перечнем зарубежных сельхозтоваров, на которые вводятся российские санкции.

Правительством РФ разработана программа импортозамещения, которая дает возможность масштабного финансирования деятельности сельского хозяйства, включает таможенно-тарифное и нетарифное регулирование [5, С.60]. Спустя полтора года, можно подвести некоторые итоги проводимой политики импортозамещения. Так, согласно официальным данным ввоз продовольствия в страну с 2013 по 2014 гг. снизился с 45 до 26,6 млрд. долл. отечественные производители продовольствия заняли образовавшуюся нишу. Также по данным Минсельхоза РФ объем сельскохозяйственной продукции увеличился на 40% за последние годы. Сельское хозяйство - единственная отрасль, в которой, несмотря на общий экономический кризис, наблюдается подъем производства.

В 2015 г. Россией было экспортировано сельскохозяйственной продукции на 16 млрд. долл. Также по прогнозам Министерства сельского хозяйства РФ экспорт пшеницы в 2016 г. вырастет на 3%. Так, по данным ФТС, в 2015 г. экспорт из страны был равен 343,4 млрд. долл., что на 31% меньше показателя 2014 г. Но и доля экспорта продовольствия сократилась почти на 15% по сравнению с 2014 г. [1]. Все эти показатели достигнуты благодаря мощной государственной поддержке отрасли и финансовым вливаниям в сельское хозяйство.

Однако сегодня трудно предсказать наверняка, сколько будет длиться эмбарго и будет ли возможность реанимировать эффективные экономические отношения с западными партнерами по поставкам продовольствия. И самый животрепещущий вопрос, задаваемый отечественными

сельхозтоваропроизводителями: будет ли взят курс на полное самообеспечение населения страны продовольствием собственного производства или повторится история 1998 г., если снимут продовольственное эмбарго.

Несомненно, для России сложившаяся ситуация дает новые возможности перейти на более эффективный уровень формирования аграрных отношений. Повышение эффективности реализации программ и мероприятий в аграрном секторе экономики возможно посредством улучшение инвестиционного климата через субсидирование процентной ставки; поддержку кредитной кооперации; субсидирование лизинга; антимонопольное регулирование; а также регулирование тарифов на услуги транспорта и инфраструктуры хранения.

Конечно, всю значимость аграрной политики сегодня очень трудно переоценить, поскольку от эффективности ее реализации зависит выполнение социально- экономической функции государства, которая прослеживается в обеспечении общества основными продуктами питания и непродовольственными предметами потребления, изготавливаемыми из сельскохозяйственного сырья.

Использованные источники:

1. Боговиз А. Особенности формирования и направления аграрной политики России // АПК: экономика, управление. 2014. № 5. С.22-26

2. Буздалов И.Н. Научно обоснованная агарная политика - главное условие обеспечения продовольственной безопасности // Никоновские чтения. 2014. № 19. С. 39-44

3. Жахов Н.В. Меры государственной поддержки сельского хозяйства: проблемы и перспективы // в сборнике: Научное обеспечение агропромышленного производства материалы Международной научно-практической конференции. Курская ГСХА. Курск, 2014. С. 31-33.

4. Жахов Н.В. Почему слабый рубль не поможет аграриям // Актуальные проблемы и инновационная деятельность в агропромышленном производстве: материалы междунар. науч.-практич. конф. Курск: Изд-во КГСХА им. И.И. Иванова. 2015. С. 59.

5. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru /(Дата обращения: 25.02.2015)

6. Найданов Э.Б., Амтагаева А.А. К вопросу об аграрной политике России // Байкальские экономические чтения: Стратегическое управление ресурсами в регионах: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Улан - Удэ: Изд - во ВСГТУ. - 2014. - С.87-89.

7. Найданова Э.Б. Формирование и направления современной аграрной политики России: монография. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2015. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.