Научная статья на тему 'НОВЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

НОВЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / STATE SUPPORT OF AGRICULTURE / СУБСИДИРОВАНИЕ / SUBSIDIES / КОМПЕНСАЦИЯ ДИСПАРИТЕТА ЦЕН / COMPENSATION OF PRICE DISPARITY / ЗАКУПОЧНЫЕ И ТОВАРНЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ / PROCUREMENT AND CASH INTERVENTIONS / ВНУТРЕННЯЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / DOMESTIC FOOD AID

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михнюк Александра Игоревна

В статье дается анализ новых мер государственной поддержки сельского хозяйства в Республике Беларусь, предлагаются направления дальнейшего развития законодательства в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New measures of State support of agricultural producers under the legislation of the Republic of Belarus

The article analyses the new measures to provide State support for agriculture in the Republic of Belarus, it's offered directions of further development of legislation in this area.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

НОВЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МИХНЮК Александра Игоревна,

аспирантка

Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. E-mail: cleo_m@inbox.ru

Краткая аннотация: В статье дается анализ новых мер государственной поддержки сельского хозяйства в Республике Беларусь, предлагаются направления дальнейшего развития законодательства в этой сфере.

Abstract: The article analyses the new measures to provide State support for agriculture in the Republic of Belarus, it's offered directions of further development of legislation in this area.

Ключевые слова: Государственная поддержка сельского хозяйства, субсидирование, компенсация диспаритета цен, закупочные и товарные интервенции, внутренняя продовольственная помощь.

Keywords: State support of agriculture, subsidies, compensation of price disparity, procurement and cash interventions, domestic food aid.

Государственная поддержка сельского хозяйства в Республике Беларусь имеет стратегическое значение. Именно благодаря проводимой аграрной политике, основным инструментом которой является государственная поддержка сельскохозяйственных производителей, удалось достичь значительных успехов. Так, обладая довольно скромными природными ресурсами (0,18% мировых сельскохозяйственных угодий и 0,13% мировой численности населения), Республика Беларусь занимает значительное место в мировых объемах производства и экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия: 7-е место в мировом экспорте молока и молочных продуктов, входит в топ-20 мировых лидеров по производству говядины, молочной продукции, сахара, рапсового масла, льноволокна [1, с. 15].

В последние годы произошли значительные изменения в правовом регулирование отношений по государственной поддержке сельского хозяйства, вызванные необходимостью соблюдения обязательств, которые приняла на себя Республика Беларусь в рамках Евразийского экономического союза (прежде всего, это касается обязательств по сокраще-

нию мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю сельскохозяйственными товарами до 10 % в 2016 году в соответствии со ст. 107 Договора о Евразийском экономическом союзе) [2]. Начало нового этапа в развитии аграрного законодательства связано с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 347 «О государственной аграрной политике» (далее Указ № 347)[3], который закрепил основы белорусской аграрной политики. С учетом положений этого Указа была разработана и утверждена новая Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы[4]. Спри-нятием указанных документов, начался процесс трансформации аграрно-правового механизма государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь.

В Указе № 347 обозначены меры государственной поддержки, которые могут применяться для поддержки сельского хозяйства в Республике Беларусь. Помимо традиционно используемых мер поддержки, таких как: льготное кредитование, финансирование общегосударственных мероприятий, обязательное страхова-

ния с государственной поддержкой, льготный (особый) режим налогообложения в сельском хозяйстве, реструктуризация (предоставление отсрочек (рассрочек)) задолженности перед банками, поставщиками товаров (работ, услуг) и бюджетом, предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, выдаваемым субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства и т.д., данный нормативный правовой акт создал правовые предпосылки для использования ряда новых мер государственной поддержки сельского хозяйства.

Важнейшей мерой государственной поддержки, которая впервые получила правовую регламентацию в Республике Беларусь, является субсидирование сельскохозяйственной деятельности. С целью реализации норм Указа № 347 было разработано Положение о порядке субсидирования деятельности субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства [5],согласно которому в Республике Беларусь могут предоставляться следующие виды субсидий:

- прямые выплаты на единицу площади земельного участка (далее - несвязная поддержка);

- прямые выплаты в виде субсидий на единицу реализованной сельскохозяйственной продукции (далее - надбавки);

- прямые выплаты в виде субсидий на

голову;

- субсидии на осуществление деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем на практике осуществляется только субсидирование в виде прямых выплат на единицу реализованной сельскохозяйственной продукции. Ежегодно Советом Министров Республики Беларусь определяются виды сельскохозяйственной продукции, на которые предоставляется данный вид субсидий. В частности, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 2016 г. № 62 «О выплатах в виде субсидий на единицу реализованной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции» установило, что в 2016 г. надбавки предо-

ставляются из средств местных бюджетов на такие виды сельскохозяйственной продукции как молоко, крупный рогатый скот, произведенный на животноводческих объектах по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, а также треста льна-долгунца [6].

На Министерство сельского хозяйства и продовольствия возложена обязанность ежегодно определять виды сельскохозяйственной продукции для оказания государственной поддержки в виде надбавок к закупочным ценам и размер надбавок по видам сельскохозяйственной продукции, закупаемой у населения (пп. 5.4 п. 5 Государственной программы развития аграрного бизнеса). В частности, постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 16 мая 2016 г. № 19 «О надбавках к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую у населения, в 2016 г.» установлены надбавки к таким видам сельскохозяйственной продукции как молоко сырое крупного рогатого скота базисной жирности, закупаемое у населения и поставляемое организациям для последующей переработки, а также молодняк крупного рогатого скота живым весом до 100 килограммов, закупаемый у населения организациями для до-ращивания и откорма [7].

Что же касается других видов субсидирования, то в Положение о субсидировании четко определены государственные органы, на которые возложена обязанность осуществлять несвязную поддержку на единицу площади земельного участка, а также выплаты на голову скота, прописана процедура получения этих выплат, даже указаны условия, при которых в предоставлении данного вида поддержки будет отказано. При этом размер субсидий должен определяться Советом Министров Республики Беларусь, исходя из объемов бюджетного фи-нансирования.Однако, прошло уже более двух лет с момента принятия Положения о субсидировании, а на финансирование несвязной поддержки средства так и не выделялись. Поэтому, к сожалению, на практике, несмотря на наличие правовой базы, несвязная поддержка сельскохозяйственным производителям в Республике Беларусь не оказывается, хотя, как отмечают многие исследователи, этот механизм является

особо действенным и широко используется многимистранами (ЕС, США и др.)[8, с. 21].К тому же если применять эту меру поддержки в рамках указаний Соглашения по сельскому хозяйству ВТО [9], то она будет относиться к мерам «зеленой» корзины, а, следовательно, ее можно будет применять без ограничения, что особенно актуально в свете стремления Республики Беларусь присоединиться к ВТО.

Следующей новоймерой государственной поддержки, направленной на минимизацию негативного воздействия нарушения эквивалентного обмена между сельскохозяйственнойи промышленной продукцией, является введение механизма возмещения потерь сельскому хозяйству от диспаритета цен. Положение о порядке компенсации потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей при установлении диспаритета цен на промышленную продукцию, работы (услуги), используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, и цен на сельскохозяйственную продукцию предусматривает выплату компенсирующих выплаты по итогам истекшего календарного года не позднее 1 мая текущего года с понижающим коэффициентом в целях обеспечения рационального использования материальных ресурсов[5]. Однако выравнивание темпов роста цен на потребляемые сельских хозяйством ресурсы и цен на продукцию отрасли осуществляется по отношению к предыдущему году, а не к некоторому эталону, поэтому не гарантирует ценовую сбалансированность. Это подтверждается статистическими данными. Так, за 2014 г. индекс паритета цен составил 94,1%, что свидетельствует о более высоком темпе роста цен на сельскохозяйственную продукцию, чем на ресурсы, хотя на практике сложившийся уровень цен недостаточен для покрытия затрат на производство [10, с. 16]. Помимо этого министр сельского хозяйства Республики Беларусь Леонид Заяц, отмечая неэффективность использования этого инструмента оказания помощи производителям сельскохозяйственной продукции, высказал мнение, что при компенсации диспаритета между ценами на сельхозпродукцию и на ресурсы и материалы, использование поквартального принципа будет более эффективным [11, с. 9]. Таким образом, очевидно, что те це-

ли, которые преследовал белорусский законодатель, вводя такую меру поддержки как компенсация диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию, на практике не получили должной реализации, в связи с этим очень важно доработать нормыс учетом выявленных недостатков.

Несмотря на последние изменения аграрного законодательства, основной мерой государственной поддержки в Республике Беларусь остается льготное кредитование. В частности, при обсуждении проблем АПК первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Маринич Леонид отметил, что в 2016 г. из бюджета планируется выделить 8,7 трлн. руб. - это государственная поддержка по всем госпрограммам, из них 6,4 трлн. руб. - только на проценты банков [12, с. 8]. После принятия Указа № 347 льготное кредитование сельского хозяйства, осуществляется в форме компенсации потерь банков за счет бюджетных средств при выдаче льготных кредитов, а кредитные ресурсы должны предоставляться производителям сельскохозяйственной продукции под 2-3 % годовых. Для этого планировалось создать фонд в размере 10 % от стоимости сельскохозяйственной продукции, однако это положение Указа № 347 практической реализации не получило из-за неблагоприятных макроэкономических условий, сложившихся в соседних государствах [13, с. 5-6]. В научной литературе неоднократно обращалось внимание на необходимость переходить в государственной поддержке сельскохозяйственных производителей с «кредитования, заведшего сельскохозяйственных производителей в долговую яму, к иным мерам поддержки, отвечающим требованиям ВТО»[14, с. 12].Помимо субсидий в форме «несвязной» поддержки, о которых говорилось выше, такими мерами могут стать закупочные и товарные интервенции, а также оказание внутренней продовольственной помощи нуждающейся части населения, возможность применения которых хотя и предусмотрена в Указе № 347, однако, правовой механизм их использования до настоящего времени не разработан.

По сути, правовые основы для применения закупочных и товарных интервенций были заложены еще до принятия Указа № 347. В ча-

стности, ст. 25 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» предусматривает возможность проведения закупочных интервенций в случаях, когда свободные цены на товары опускаются ниже уровня цен, обеспечивающего минимально необходимый уровень доходов для простого воспроизводства, или когда субъекты торговли не могут реализовать товары вследствие сокращения спроса на них. Товарные интервенции проводятся в случаях дефицита отдельных видов товаров, а также роста свободных цен, способного повлечь ухудшение жизненного уровня населения. При этом постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2010 г. № 440 «Об обеспечении проведения закупочных и товарных интервенций» предусматривает возможность их проведения только в целях формирования и использования стабилизационных фондов товаров. В свою очередь реализация указанных норм осуществляется в рамках нового постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 571 «О создании в Республике Беларусь стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров, реализуемых на территории республики». В соответствии с этим постановлением облисполкомы и Минский горисполком ежегодно утверждают до 1 сентября объемы и номенклатуру стабилизационных фондов, а также перечни организаций, осуществляющих их хранение, до 15 ноября - графики ежемесячного использования. Основной целью создания стабилизационных фондов является бесперебойное обеспечение населения продовольственными товарами в межсезонный период. В то же время Указ № 347 закрепляет норму использования закупочных и товарных интервенций в общепринятом классическом их понимании, ориентированном на создание благоприятной конъюнктуры аграрного рынка и поддержание доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей [8, с. 10]. Следовательно, создаваемые в настоящее время стабилизационные фонды нельзя отнести к мерам государственной поддержки сельского хозяйства. В свою очередь для создания действенного механизма

поддержки сельскохозяйственных производителей через систему закупочных и товарных интервенций необходимо разработать и утвердить порядок, а также способы формирования инвентаризационных фондов. Для этого важно определить перечень сельскохозяйственной продукции, в отношение которой могут проводиться государственные интервенции, уровень цен, при достижении которых будут осуществляться государственные интервенции, а также непосредственно сам порядок их проведения.

Следующим важным направлением государственной поддержки сельскому хозяйству должна стать внутренняя продовольственная помощь малообеспеченным слоям населения, возможность применения которой также предусмотрена в Указе № 347, однако, правовую регламентации эта мера поддержки до сих пор не получила. По мнению автора, в Республике Беларусь внутреннюю продовольственную помощь нуждающейся части населения возможно предоставлять в рамках государственной адресной социальной помощи. Для этого необходимо разработать соответствующие положения и закрепить их в Указе Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи». Грамотная проработка и внедрение в практику этого вида поддержки позволила бы с одной стороны оказать помощь лицам, располагающими доходом ниже установленного уровня, и тем самым предоставить им дополнительные гарантии реализации их конституционного права на достойный уровень жизни. С другой стороны, использование данного механизма позволит стимулировать спрос на продукцию сельскохозяйственного назначения отечественного производства, что будет способствовать получению сельскохозяйственными производителями республики дополнительных средств, которые они смогут направлять на развитие производства.

Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что в результате совершенствования аграрного законодательствав Республике Беларусь были созданы предпосылки для расширения основных мер государственной поддержки сельского хозяйства. Очевидно, перед белорусским законодателем стоит важнейшая задача - сохранить необходимый уровень

государственной поддержки (достаточный для возможности на равных конкурировать с производителями сельскохозяйственной продукции из государств-членов Евразийского экономического союза, а также из сопредельных стран). В то же время в свете ограничений в рамках согласованной агропромышленной политики Евразийского экономического союза, для выполнения этой задачи основными направлением

Библиография:

развития законодательства в данной сфере должны стать: разработка правового обеспечения новых мер, а также совершенствование нормативной базыуже используемых мер государственной поддержки, не оказывающих искажающего воздействия на торговлю (несвязная поддержка, закупочные и товарные интервенции, внутренняя продовольственная помощь малообеспеченным слоям населения).

1. Гусаков В.Г., Шпак А.П,. Проблемы и перспективы развития внешней торговли Беларуси продукцией АПК в условиях Евразийской интеграции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 4.с. 15-18

2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2016.

3. О государственной аграрной политике: Указ ПрезидентаРесп. Беларусь от 17 июля 2014 г., № 347 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.

4. О Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014г. №585: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2016 г. №196 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2016.

5. О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 347: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2014 г. №954 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.

6. О выплатах в виде субсидий на единицу реализованной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 2016 г. № 62 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр пр.информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.

7. О надбавках к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую у населения, в 2016 г.: постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 16 мая 2016 г. № 19 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр пр.информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.

8. Научные принципы регулирования развития АПК: предложения и механизмы реализации, 2016. Минск, Инст-т сист. иссл. в АПК НАН Беларуси, 2016. - 164 с.

9. Соглашение по сельскому хозяйству [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/ldc/list.shtml - Дата доступа: 15.10.16

10. Шпак А. АПК Беларуси: основные проблемы и пути их решения / А. Шпак, Н. Киреенко, И. Казакевич и др. // Аграрная экономика. 2016. № 3. С. 2-20

11. Семков А. Совет министра: лекарство от неплатежеспособности // Белорусское сельское хозяйство. - № 3 (167).- С. 812

12. Крапивина Л. Запасные стратегии молочного бизнеса // Белорусское сельское хозяйство. 2016. № 5(169). С. 8-10

13. Жуков А. В поисках собственника...Пути преобразования в АПК // Белорусское сельское хозяйство 2015. № 10 (162). С. 4-7

14. Буздалов И.Н. Обеспечение приоритетного развития сельского хозяйства - главное в стратегии аграрной политики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 8. С. 2-13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.