Научная статья на тему 'Сущность и особенности рынка информатизации школьного образования России'

Сущность и особенности рынка информатизации школьного образования России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / MARKET OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / TECHNICAL TRAINING / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE / ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / LABORATORY EQUIPMENT / ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / DEMONSTRATION EQUIPMENT / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION AND METHODOLOGICAL SUPPORT / МУЛЬТИСЕРВИСНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / MULTI INFORMATION EDUCATIONAL SYSTEM / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ШКОЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ / THE DOMESTIC MANUFACTURERS OF SCHOOL EQUIPMENT / ИНОСТРАННЫЕ ПРОДАВЦЫ ШКОЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ / FOREIGN SELLERS OF SCHOOL EQUIPMENT / SCHOOL EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вострокнутов И.Е., Розанов Д.С.

В статье проанализирован сложившийся отечественный рынок средств информационных и коммуникационных технологий образовательного назначения. Определены главные составляющие рынка: товар, производители, продавцы и покупатели, номенклатура товара. Рассмотрена конкурентная среда и особенности функционирования рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND CHARACTERISTICS OF THE MARKET INFORMATIZATION OF SCHOOL EDUCATION IN RUSSIA

The article analyzed the prevailing domestic market means of information and communication technology of educational purposes. Identified the main components of the market: manufacturers, buyers and sellers, nomenclature of product. Consider the competitive environment and the peculiarities of the market.

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности рынка информатизации школьного образования России»

УДК 334.02

И.Е. Вострокнутов

д-р пед. наук, профессор, кафедра экономики и управления, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

Д.С. Розанов

начальник департамента развития в сфере информатизации образования компании CASIO Европа ГмбХ

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Аннотация. В статье проанализирован сложившийся отечественный рынок средств информационных и коммуникационных технологий образовательного назначения. Определены главные составляющие рынка: товар, производители, продавцы и покупатели, номенклатура товара. Рассмотрена конкурентная среда и особенности функционирования рынка.

Ключевые слова: рынок средств информационных и коммуникационных технологий, технические средства обучения, программное обеспечение, лабораторное оборудование, демонстрационное оборудование, информационно-методическое обеспечение, мультисервисные информационные образовательные системы, отечественные производители школьного оборудования, иностранные продавцы школьного оборудования.

I.E. Vostroknutov, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch

D.S. Rozanov, head of the department of development in the field of education informatization of CASIO Europe GmbH

THE NATURE AND CHARACTERISTICS OF THE MARKET INFORMATIZATION OF SCHOOL

EDUCATION IN RUSSIA

Abstract. The article analyzed the prevailing domestic market means of information and communication technology of educational purposes. Identified the main components of the market: manufacturers, buyers and sellers, nomenclature of product. Consider the competitive environment and the peculiarities of the market.

Keywords: market of information and communication technology, technical training, software, laboratory equipment, demonstration equipment, information and methodological support, multi information educational system, the domestic manufacturers of school equipment, school equipment, foreign sellers of school equipment.

Характерной особенностью экономики любого современного развитого государства является наличие в нем системы рынков. Под системой рынков обычно понимают единую совокупность рынков различного назначения [1, 2, 3]. В последние два десятилетия в нашей стране сформировался в системе рынков рынок информационных и коммуникационных технологий. Средства информационных и коммуникационных технологий сегодня действительно стали неотъемлемой частью жизни человечества, состав их очень разнообразен, они широко производятся и продаются по всему миру и объемы их продаж поистине огромны.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) состоят из аппаратной части, получившей название средств ИКТ, и программного обеспечения. Поэтому очевидно, что рынок ИКТ включает в себя рынок средств ИКТ и рынок программного обеспечения. Программное обеспечение по своему функциональному назначению можно условно разделить на два больших класса: системное и прикладное. К системному программному обеспечению относятся операционная система и базовый комплект программ, необходимых для успешной работы аппаратной части в соответствии с заявленными производителями функциями и характеристиками технологии.

Прикладное программное обеспечение можно рассматривать как все дополнительное программное обеспечение, без которого можно обойтись, но которое позволяет расширить базовые возможности оборудования либо создает дополнительные удобства работы с аппаратной частью. Поскольку для рынка средств ИКТ характерно, что производитель обычно продает средства ИКТ вместе с базовым системным программным обеспечением, то целесообразно этот рынок называть «рынок ИКТ», подразумевая, что в качестве товара рынка рассматривается аппаратная часть ин-

формационной технологии и системное программное обеспечение. Под рынком же программного обеспечения следует рынок дополнительного программного обеспечения.

В свою очередь, рынок ИКТ так же можно рассматривать как систему рынков: домашний рынок ИКТ, рынок ИКТ производственного назначения, рынок ИКТ образовательного назначения и др. Особый интерес среди рынков ИКТ представляет рынок информационных и коммуникационных технологий образовательного назначения (ИКТ ОН). Интересен он по целому ряду причин.

Во-первых, рынок ИКТ ОН достаточно молодой и развивающийся. В самом деле, до принятия Приоритетного национального проекта Образование в 2005 году образовательные учреждения финансировались в полном объеме лишь по одной статье - заработная плата. Учебное оборудование для школ приобреталось в основном централизованно, но из-за недостатка финансирования объемы поставок были намного меньше потребностей.

С 2005 года ситуация резко меняется. С 2005 по 2013 годы государство выделило огромные средства на восстановление всей школьной инфраструктуры, на закупку школьного оборудования и информационные и коммуникационные средства обучения. Причем к финансированию проектов наряду с федеральными средствами привлекались и региональные средства на условиях софинансирования.

Главным объектом любой рыночной деятельности, в том числе и в сфере информатизации образования, является товар. Главная цель продавца (производителя, торгового посредника) - продать товар, удовлетворить спрос покупателя и в результате получить прибыль. Главная цель потребителя - купить товар (по возможности по минимальной цене) и удовлетворить свою потребности в нем либо каких-то его свойствах или функциях. Товаром принято называть все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку для приобретения и последующего использования или потребления [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Рассмотрим номенклатуру товара средств ИКТ ОН и ее характеристики.

Согласно Рекомендациям по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием полное оснащение образовательного учреждения обеспечивает три взаимосвязанных комплекта:

1) общешкольное оснащение;

2) оснащение предметных кабинетов;

3) оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе научно-техническое творчество, учебно-исследовательскую и проектную деятельность [8].

Каждый из комплектов может включать следующие модули: технические средства обучения, лабораторное оборудование, наглядные средства обучения, а также информационно-методическую поддержку педагогического работника [8].

К общешкольному оснащению относится универсальное оборудование, которое можно использовать как в обучении разным школьным предметам, так и в управлении образовательным учреждением, а также в различных научных, информационных, коммуникационных и иных проектах. К данному оборудованию в большей степени относятся средства ИКТ, позволяющие производить сбор, хранение, обработку информации, а также обеспечивать ее представление, распространение и управление. Это могут быть комплекты как стационарного, так и мобильного оборудования, организованного в виде передвижных многофункциональных компьютерных классов, автоматизированных рабочих мест педагогов-предметников [8].

Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога должен являться составной частью информационно-образовательной среды образовательного учреждения и включает в себя: персональный компьютер или ноутбук, интерактивное оборудование (интерактивную доску, мультимедиа проектор, документ-камеру, оборудование для тестирования знаний учащихся, копировально-множительную технику, прочее оборудование. Специализирован-

ный программно-аппаратный комплекс учащегося представляет собой персональный компьютер или ноутбук и прочее оборудование [8].

Модуль лабораторное и демонстрационное оборудование состоит из обучающей цифровой лабораторной учебной техники, обучающей традиционной учебной техники и учебной техники для отработки действий и навыков, проектирования и конструирования. Обучающая цифровая лабораторная техника должна включать комплект цифрового измерительного оборудования для проведения естественнонаучных экспериментов, цифровой микроскоп, комплект лабораторных приборов и инструментов, микропрепаратов, обеспечивающих корректную постановку эксперимента, наблюдений, опытов с использованием цифровой лабораторной учебной техники. Учебная техника для отработки действий и навыков, проектирования и конструирования может быть представлена набором конструкторов, робототехники, тренажерами и пр., предназначенными для моделирования, технического творчества и проектной деятельности, отработки практических навыков [8].

Ведущие отечественные компании, занимающиеся продажей современного школьного оборудования, на своих рекламных сайтах позиционируют следующую продукцию [9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19]:

1. Универсальное оборудование:

- компьютерная техника: персональные компьютеры и ноутбуки, специализированные школьные ноутбуки, нетбуки, планшетные компьютеры, серверные стойки и коммуникационное оборудование;

- интерактивное оборудование: интерактивные доски, мультимедиа проекторы, проекционные экраны, флипборды, интерактивные столы, системы интерактивного электронного голосования на основе пультов голосования, интерактивные планшеты, документ-камеры;

2. Оборудование для проведения лабораторных работ:

- приборы и принадлежности общего назначения: штативы демонстрационные, набор грузов, столик подъемный, спиртовки, генератор звуковой частоты, универсальный источник питания, вакуумный насос и др.;

- измерительные приборы: весы технические, динамометры демонстрационные, манометры, амперметры, вольтметры, электронные весы, калориметр, осциллограф демонстрационный, метр демонстрационный и др.;

- уникальное оборудование, предназначенное для проведения лабораторной работы конкретного предмета и темы.

3. Школьную мебель (в данном исследовании рассматриваться не будет).

В последние несколько лет начали реализоваться проекты комплексного оснащения образовательных учреждений комплексом средств информационных и коммуникационных технологий, включающим сервер, видеоконференцсвязь, комплексное оснащение интерактивным оборудованием предметных кабинетов, все необходимое программное обеспечение для проведения занятий, автоматизации школьного документ оборота и управления образовательным учреждением, включая и дистанционное обучение. Такие решения получили название мульти-сервисных информационных образовательных систем.

На рынке обязательно должны присутствовать производители, продавцы и покупатели [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. На рынке средств ИКТ ОН покупателями выступают сами образовательные учреждения, которые имеют средства на закупку оборудования. Это детсады, школы, интернаты, образовательные учреждения начального профессионального образования (НПО - бывшие ПТУ), среднего профессионального образования (СПО - бывшие техникумы), государственные и негосударственные вузы.

Точных количественных оценок уровня оснащенности учебным оборудованием образовательных учреждений не существует, следовательно, не существует и точных данных о по-

требности в этом оборудовании. Видимо, здесь следует говорить о минимальной потребности, поскольку повсеместно среди образовательных учреждений наблюдается тенденция в увеличении потребности в новом оборудовании по мере укомплектования им.

Эти данные подтверждают, что в нашей стране сложился рынок средств ИКТ ОН, и объем рынка огромен.

С точки зрения происхождения учебного оборудования на отечественном рынке различают три основных типа производителей:

- отечественные производители;

- западные поставщики;

- китайские производители.

Среди отечественных производителей особое место занимают компании, существующие еще с советских времен (Росучприбор, Физприбор, Учколлектор), а также компании, образовавшиеся в результате деления этих компаний (лаборатория L-микро). Эти компании сильно отличаются качеством предлагаемой продукции, глубокой методической проработкой в соответствии с отечественными стандартами и программами. Существенный сегмент рынка занимают частные предприятия, пришедшие на рынок в разное время (Медиус, Крисмас+, Школьный мир, Архимед). Отметим, что многие отечественные компании перенесли или создали заново производство в странах Юго-Восточной Азии [20]. На долю этих компаний пришлась большая часть заказов на поставку оборудования в образовательные учреждения.

Западные поставщики учебного оборудования также имеют большую долю рынка учебного оборудования, особенно средств ИКТ ОН, которые не производятся российскими компаниями. К этим средствам относятся мультимедиа проекторы, интерактивные доски, системы электронного голосования, различная компьютерная техника, сетевое и серверное оборудование, оборудование видеоконференцсвязи. Отечественные покупатели школьного оборудования отдают предпочтение этим видам учебного оборудования, несмотря на относительно высокую рыночную цену. Считается, что техника западных поставщиков более качественная и надежная.

Китайские производители очень активны в проникновении на российский рынок учебного оборудования как напрямую, так и через российских партнеров, несмотря на существование похожих нацпроектов в Китае и гигантскую емкость собственного рынка.

Китайские компании являются очень серьезным фактором и в состоянии в ближайшем будущем полностью вытеснить российских производителей с рынка, поскольку фактически полностью скопировали последнее инновационное оборудование российского производства. В последнее время они добились приемлемого уровня качества, сопоставимого с российским, и предлагают цены значительно ниже отечественных компаний.

Кроме рассмотренных производителей учебного оборудования, на отечественном рынке присутствует достаточно много мелких компаний, которые либо делают первые шаги в производстве и продаже, либо специализируются на каких-то отдельных товарах или уникальных товарах и предлагают свою продукцию сравнительно небольшому числу покупателей.

Для нормального функционирования рынка необходима благоприятная конкурентная среда [1], когда несколько компаний продают на рынке однотипную продукцию по приблизительно одинаковым ценам. Чтобы не потерять свою долю рынка, которая отойдет конкуренту, они должны предоставлять дополнительные удобства покупателю, например, в виде рассрочки платежа, предоставления дополнительных сервисных услуг, услуг гарантийного и постгарантийного обслуживания, устанавливать меньшие цены [5, 6, 7].

Специфика отечественного рынка средств ИКТ ОН такова, что мало приобрести новое оборудование, его нужно еще правильно смонтировать, установить, настроить и обслуживать. Для этого нужны специалисты, которых у образовательных учреждений нет в силу ограниченности фонда заработной платы. Поэтому на отечественном рынке средств ИКТ ОН существуют

большое число региональных компаний-дистрибьюторов, которые покупают и доставляют учебное оборудование и выполняют все необходимые работы по его монтажу, наладке и сдают образовательным учреждениям согласно договору подряда «под ключ». Все это они делают на конкурсной основе в условиях сильной конкуренции.

Таким образом, в Российской Федерации со стороны образовательных учреждений существует потребность в новых средствах ИКТ ОН, причем потребность стабильная, поскольку рынок средства ИКТ ОН далек от насыщения и ИКТ имеют тенденцию достаточно быстрого морального устаревания. Государство выделяет и планирует выделять в долгосрочной перспективе огромные средства на закупку средств ИКТ ОН. Таким образом, можно утверждать, что существует рынок ИКТ ОН и существует стабильный спрос на средства ИКТ ОН. Поэтому с точки зрения содержания и особенностей маркетинговой деятельности этот рынок можно рассматривать как целевой, поскольку на нем компании могут реализовывать свои долгосрочные цели. Его также можно оценивать как целевой и растущий, поскольку в нем имеются перспективы роста продаж [1, 2, 3], а также расширения и роста компаний, занимающихся производством средств ИКТ ОН и их продажей.

Говоря о рынке средств ИКТ ОН, следует иметь в виду, что Министерство образования и науки не проводит централизованных закупок учебного оборудования, как это делалось во времена Советского Союза. Регионам и образовательным учреждениям выделяются денежные средства, на закупку нового оборудования, а затем они в соответствии с законодательством самостоятельно закупают оборудование, исходя из своих потребностей. Таким образом, рынок средств ИКТ ОН является скорее региональным рынком, чем глобальным.

Список литературы:

1. Цахаев Р.К. Маркетинг: Учебник / Р.К. Цахаев, Т.В. Муртазалиева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. -552 с.

2. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. - 6-е издание, переработанное и дополненное. - М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. -756 с.

3. Данченок Л.А. Маркетинг: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум, учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2005. - 300 с.

4. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг: Учебник. - М.: «Издательство "Экономика"», 2001. - 719 с.

5. Захаров С.В. Маркетинг: учебник / С.В. Захаров, Б.Ю. Серебриновский, В.И. Павленко. - Изд. 2-е, дополненное и переработанное. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 361 с.

6. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг» / А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2005. -656 с.

7. Акулич И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. - 6 - е изд., испр. - Минск: Высш. Шк., 2009. - 511 с.

8. Письмо Минобрнауки от 24.11.11 №МД-152/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=8420

9. Учебное оборудование и учебно-наглядные пособия: Школьный мир. Режим доступа: http://td-school.ru/

10. Средства обучения: учебное оборудование. Режим доступа: http://edustrong.ru/EDUSTRONG/

11. Любое учебное оборудование для школ, колледжей. Режим доступа: http://arheemed.m/«Архимед»/

12. Учебно-лабораторное оборудование для школ по физике, химии. Режим доступа:

http://himlabo.ru/

13. Учебно-наглядные пособия. Режим доступа: http://medius.ru/ Учебно-лабораторное оборудование/

14. Учколлектор - товары для школы: учебные пособия, школьное оборудование. Режим доступа: http://uchkollector.ru/

15. Школьный мир: Учебное оборудование и учебно-наглядные пособия. Режим доступа: http://td-school.ru/

16. Оборудование для школьных лабораторий. Режим доступа: http://labox.ru/

17. Лаборатория L-micro - учебное оборудование для школ и вузов. Режим доступа: http://l-micro.ru/

18. Лидер российского рынка систем отображения информации. Режим доступа: http://polimedia.ru/POLIMEDIA/

19. Сервис Плюс Интеграция. Режим доступа: http://f-centre.ru/share/edu/interwrite/prs.ppt/

20. Некоммерческая организация Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники МАРПУТ. Режим доступа: http://www.marput.ru/include/obzor1 .pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.