УДК 334.02
И.Е. Вострокнутов
д-р пед. наук, профессор, кафедра экономики и управления, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал
Д.С. Розанов
начальник департамента развития в сфере информатизации образования компании CASIO Европа ГмбХ
ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены основные составляющие современного рынка средств информатизации школьного образования (заказчик (государство), продавцы оборудования, покупатели, товар) с позиции политики государства в области развития информатизации образования.
Ключевые слова: рынок средств информационных и коммуникационных технологий образовательного назначения, оснащенность учебным оборудованием, политика государства в области информатизации образования.
I.E. Vostroknutov, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch
D.S. Rozanov, head of the department of development in the field of education informatizationof CASIO Europe GmbH
RUSSIAN STATE POLITICS IN DEVELOPMENT OF THEMARKET INFORMATIZATION OF SCHOOL
EDUCATION
Abstract. The article describes the main components of the modern market of means of informatization of school education (customer (state), equipment sellers, buyers, goods) from the position of the state policy in the field of the development of informatization of education.
Keywords: the market of ICT, availability of educational facilities, the state policy in the field of informatization of education.
До принятия Приоритетного национального проекта «Образование» в 2005 году образовательные учреждения финансировались в полном объеме лишь по одной статье - заработная плата. Учебное оборудование для школ приобреталось в основном централизованно, но из-за недостатка финансирования объемы поставок были намного меньше потребностей. Так, например, ни одна программа информатизации образования, заявляемая Министерством образования РФ до 2005 года, не была реализована в полном объеме по поставке школьного учебного оборудования, включая компьютеры. Коммерческой же деятельностью школам заниматься было запрещено. Некоторые школы все же пытались самостоятельно решить проблему оснащения новым учебным оборудованием за счет полулегальной спонсорской помощи со стороны родителей и бывших выпускников. Но она обычно носила локальный характер и имела место лишь в отдельных «элитных» школах, была относительно небольшой на общем фоне потребности и проблемы стремительного устаревания (морального и физического) школьного оборудования не решала. Если еще учесть, что компьютерная техника устаревает морально за 2-3 года и необходима ее модернизация, а через 5 лет ее необходимо вообще заменить на новую (это в полной мере также касается всех информационных технологий образовательного назначения), то становится понятным весь масштаб проблемы потребности в модернизации средств информационных и коммуникационных технологий образовательного назначения, который сформировался в школах Российской Федерации на рубеже веков.
Таким образом, начало третьего тысячелетия большинство образовательных учреждений Российской Федерации встретило с морально и физически устаревшим оборудованием и, соответственно, устаревшими методиками обучения. Отсутствие современных информационных технологий, новых методик обучения в школах на протяжении почти целого десятилетия и низкая заработная плата работников образования привело к тому, что большая часть талант-
ливых педагогов ушла из системы образования, в оставшейся части стали наблюдаться негативные процессы усиления косности, консерватизма, профессиональной лени и профанации. Появились признаки начала деградации всей системы образования. Существенно упало качество образования сначала в школах, а затем и вузах. Стало очевидным, что если не принимать радикальных мер, то дальнейшая деградация школьного образования может привести к деградации всей системы образования и государства в целом, а это очень опасно в условиях научно-технического бума, жесткой научной и технологической конкуренции государств.
Выход из создавшегося положения очевиден - реформа всей системы образования от школы до вуза, широкое внедрение в образовательные учреждения самых передовых средств обучения, пересмотр форм и методов обучения, разработка и внедрение новых методик обучения, увеличение заработной платы работникам образования, повышение их социального статуса. Все это нашло свое воплощение в Приоритетном национальном проекте «Образование».
В Приоритетном национальном проекте «Образование» в качестве одного из главных определены задачи государственной поддержки инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, включая модернизацию материально-технической базы учреждений, поставку нового учебного и учебно-наглядного оборудования, внедрение новых программ и технологий и в целом повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов [1]. Кроме того, ставились задачи широкой интернетизации российского образования, нацеленной на выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей независимо от места проживания для обеспечения принципиально нового качества образовательных услуг, а также разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения [1].
В проекте «Модернизация региональных систем школьного образования» в федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 20 млрд рублей в 2011 году, 60 млрд рублей в 2012 году и 40 млрд рублей в 2013 году для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования. Со-финансирование со стороны бюджетов регионов в 2012 году составило более 11 млрд рублей [2]. Эти средства были направлены на:
- приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное и компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых);
- приобретение транспортных средств для перевозки школьников;
- пополнение фондов школьных библиотек;
- развитие школьной инфраструктуры включая текущий ремонт и подготовку помещений для установки нового оборудования;
- повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;
- модернизацию базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения школьников (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов);
- осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования [2].
В 2012 году в рамках реализации проекта было закуплено более 1 млн 655 тыс. единиц нового оборудования, в том числе компьютерного (более 240 тыс. единиц), учебно-лабораторного (около 395 тыс. единиц), учебно-производственного (около 215 тыс. единиц) и иного оборудования. Новым оборудованием обеспечено более 7,67 млн школьников. В более чем 13,4 тыс. школ увели-
чена пропускная способность интернет-трафика, благодаря чему школьники получают расширенный доступ к сетевым электронным образовательным ресурсам, создаются дополнительные условия для использования современных информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе, освоения ИКТ учителями и школьниками [2].
Согласно данным Википедии [3] на протяжении 1998-2012 годов государственные расходы на образование в Российской Федерации постоянно росли. Так, в 1997 году расходы федерального бюджета на образование составляли 18,5 млрд рублей, в 2000 году уже составляли 37,6 млрд, в 2002 - 80 млрд, в 2006 - 211, 9 млрд, в 2012 - 603,5 млрд [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14]. С 2012 наблюдается снижение расходов на образование, но выделяемые суммы весьма внушительные. Так, в 2013 выделено 558,9 млрд рублей, в 2014 - 499,5 млрд.
На рынке обязательно должны присутствовать производители, продавцы и покупатели. На рынке средств информационных и коммуникационных технологий образовательного назначения (ИКТ ОН) покупателями выступают сами образовательные учреждения, которые имеют средства на закупку оборудования. Это детсады, школы, интернаты, образовательные учреждения начального профессионального образования (НПО - бывшие ПТУ), среднего профессионального образования (СПО - бывшие техникумы), государственные и негосударственные вузы.
По данным Госкомстата, в 2010 году в Российской Федерации насчитывалось: 45,5 тыс. детских садов; 62,5 тыс. школ; 2,4 тыс. интернатов; 3,4 тыс. НПО (ПТУ); 2,9 тыс. СПО (техникумов); 655 государственных вузов и 413 негосударственных вузов [15]. На сегодняшний день эти данные существенно изменились лишь в отношении школ. Одним из направлений всех программ модернизации образования, начиная с 90-х годов прошлого века, была программа укрупнения школ [16]. Так, по данным на январь 2010 года число школ в России сократилось и насчитывало уже 53 тысячи школ (из них 34 тыс. сельских и 19 тыс. городских) [14]. Из приведенных данных видно, что основные категории покупателей на рынке учебного оборудования и средств ИКТ ОН являются учреждения дошкольного, общего среднего и профессионального оборудования.
Покупатели учебного оборудования и средств ИКТ ОН неравномерно распределены географически. Так, по данным МАРПУТ распределение покупателей учебного оборудования по регионам Российской Федерации имеет вид таблицы 1 [15].
Таблица 1 - Распределение покупателей учебного оборудования по регионам
Российской Федерации [15]
Федеральный округ Регионы Школы Вузы
ЦФО 18 42% 35%
СЗФО 11 7% 12%
ЮФО 13 14% 14%
ПФО 14 27% 17%
УФО 6 7% 7%
СФО 16 16% 11%
ДВФО 10 5% 5%
Точных количественных оценок уровня оснащенности учебным оборудованием образовательных учреждений не существует, следовательно, не существует и точных данных о потребности в этом оборудовании. Видимо, здесь следует говорить о минимальной потребности, поскольку повсеместно среди образовательных учреждений наблюдается тенденция в увели-
чении потребности в новом оборудовании по мере укомплектования им.
Эти данные подтверждают, что в нашей стране сложился рынок средств ИКТ ОН и объем рынка огромен. Следует также отметить, что государство проводит целенаправленную политику развития этого рынка.
Список литературы:
1. Приоритетный национальный проект «Образование». - Режим доступа: httpY/минобрнауки.рф/проекты/пнпо.
2. Проект «Модернизация региональных систем школьного образования». - Режим доступа: httpY/минобрнауки.рф/проекты.
3. Образование в России. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/.
4. Российская Федерация. Федеральный закон о федеральном бюджете на 1997 год.
5. Российская Федерация. Федеральный закон о федеральном бюджете на 1998 год.
6. Российская Федерация. Федеральный закон о федеральном бюджете на 1999 год.
7. Российская Федерация. Федеральный закон о федеральном бюджете на 2000 год.
8. Расходы федерального бюджета на 2002 год. Счетная палата Российской Федерации.
9. Расходы федерального бюджета на 2003 год. Счетная палата Российской Федерации.
10. Российская Федерация. Федеральный закон о федеральном бюджете на 2003 год.
11. Средняя заработная плата в системе образования за год выросла на 20%, в науке -на 40%: Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ.
12. Справка по вопросу «Об итогах исполнения федерального бюджета Минобрнауки России как субъекта бюджетного планирования за 2009 год и задачах на 2010 год».
13. Справка к заседанию коллегии Минобрнауки России по вопросу «Об итогах исполнения федерального бюджета Минобрнауки России как субъекта бюджетного планирования за 2010 год и задачах на 2011 год».
14. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Счетная палата Российской Федерации.
15. Некоммерческая организация Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники МАРПУТ. - Режим доступа: http://www.marput.ru/include/obzor1 .pdf.
16. Федеральная целевая программа развития образования 2006-2010. - Режим доступа: http://old.fcpro.ru/.