Научная статья на тему 'Сущность и особенности региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса'

Сущность и особенности региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНТРАКТ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / REGULATION / SMALL BUSINESS / SELF-REGULATORY ORGANIZATION / ENTERPRISE / CONTRACT / TRANSACTION COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Рената Фаридовна

В статье рассматривается необходимость и сущность региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса. Проводится критический анализ основных представленных в специальной литературе подходов к содержанию и особенностям функционирования региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса. Аргументируется авторское определение исследуемого экономического понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Nature and Characteristics of the Regional Self-Regulatory Small Business Support Organizations

The paper dwells upon the necessity and nature of regional self-regulating small business support organizations. The author provides a critical analysis of the main scientific approaches to the content and peculiarities of regional self-regulatory organizations, and presents the definition of the observed economic concepts.

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса»

УДК 339

Сущность и особенности региональных саморегулируемых организаций

по поддержке малого бизнеса

Кузнецова Р. Ф.

Аспирантка кафедры территориальной экономики Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассматривается необходимость и сущность региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса. Проводится критический анализ основных представленных в специальной литературе подходов к содержанию и особенностям функционирования региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса. Аргументируется авторское определение исследуемого экономического понятия.

Ключевые слова: саморегулирование, малый бизнес, саморегулируемая организация, предпринимательство, контракт, трансакционные издержки.

Эффективное развитие системы малого бизнеса в регионе, формирование устойчивых, качественно разноплановых, взаимовыгодных для всех участников предпринимательских коммуникаций, активное генерирование и внедрение нововведений малыми предприятиями различных форм собственности и видов экономической деятельности непосредственно зависит от особенностей деятельности саморегулируемых организаций (СРО) по поддержке малого бизнеса. Система государственного регулирования предпринимательской деятельности при всех присущих ей положительных аспектах не в состоянии осуществлять оперативную, различную по содержанию и масштабу поддержку субъектов малого и среднего бизнеса. Собственно, зачастую отдельные представители системы государственного регулирования предпринимательства de facto вовсе не заинтересованы в вовлечении в предпринимательские инициативы широкого круга физических лиц, в осуществлении разноплановой поддержки представителям предпринимательского сообщества на объективной и транспарентной основе.

Необходимо отметить, что в специальной литературе отсутствует единство мнений по поводу сущности и содержания экономических понятий «саморегулирование» в целом и «саморегулируемые организации», в частности.

Так, в соответствии с положениями ФЗ от 01.12.2007 г. № Э15-ФЗ «О саморегулируемых организациях», «под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил» [1].

Действительно, создание определенных внутренних, значимых для участников СРО норм и правил является одним из приоритетных направлений деятельности саморегулируемых организаций предпринимателей. Вместе с тем принятое в законе сведение содержания саморегулирования только к установлению стандартов и правил представляется достаточно узким; на наш взгляд, саморегулирование включает в себя широкий круг действий по взаимной координации и контролю деятельности субъектов предпринимательства, развитию качественно разнородных форм коммуникаций между ними, реализации совместных инвестиционных проектов без прямого участия органов государственной власти или местного самоуправления и т.п.

А.С. Басова развивает и дополняет законодательное определение саморегулирования следую-

щим образом: «Саморегулирование представляет собой социально значимую деятельность особых статусных образований (саморегулируемых организаций) по упорядочиванию предпринимательских отношений посредством установления правил и стандартов предпринимательской деятельности, не противоречащих действующему законодательству, и осуществления контроля за их соблюдением, а в случаях, специально оговоренных в федеральных законах, за соблюдением всего законодательства, регулирующего тот или иной вид деятельности» [2, с. 18]. В приведенном определении акцентируется внимание на такой функции СРО, как упорядочивание деятельности субъектов предпринимательства. Подобное упорядочивание, определенная унификация особенностей развития субъектов предпринимательства необходимы в первую очередь для осуществления взаимовыгодного взаимодействия в предпринимательской среде и генерирования на основе такого рода взаимодействия, например, кооперационного или интеграционного, определенного положительного синергетического эффекта.

В соответствии с ФЗ «О саморегулируемых организациях», «саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида» [1].

По нашему мнению, данное законодательное определение несколько ограничивает круг СРО, поскольку в их состав не включены саморегулируемые организации предпринимателей межотраслевого характера. Вместе с тем межотраслевые СРО играют в современной экономике не меньшую роль, чем отраслевые ассоциации и союзы субъектов предпринимательской деятельности. Так, в рамках межотраслевых саморегулируемых организаций увеличиваются возможности для вертикальной кооперации и интеграции предпринимателей, относящихся к смежным отраслям экономики, для формирования и реализации межотраслевых инвестиционных и инновационных проектов, для создания многоотраслевых программ потребительской лояльности и т.п.

К.С. Фиоктистов в качестве саморегулируемой организации по поддержке предпринимательства рассматривает «специальное юридическое лицо, реализующее комплекс функций по развитию предпринимательской деятельности соответствующей экономической системы (государства, региона, муниципального образования), обеспечению ее защиты от возможного негативного влияния администра-

тивного ресурса, крупного бизнеса, криминальных организаций и т.п.» [3, с. 15]. Нельзя не согласиться с автором приведенного выше определения в том, что защита субъектов предпринимательской деятельности, в первую очередь мелкого и среднего масштаба от возможного негативного влияния отдельных представителей органов государственной власти и криминального сообщества является одним из значимых направлений деятельности СРО в сфере поддержки предпринимательства.

Вместе с тем не вполне точной представляется позиция К.С. Фиоктистова по вопросу о том, что такого рода саморегулируемая организация может существовать лишь в форме обособленного юридического лица. Фактически СРО по поддержке предпринимательства, по нашему мнению, может и не иметь официального юридического статуса, выступать в качестве неформальной организации, например, клуба. При этом, разумеется, неформальной организации достаточно проблематично защищать собственные интересы в органах государственной власти и иных структурах, но теоретически функционирование СРО по поддержке предпринимательства в качестве неформальной организации, хотя бы на переходном этапе деятельности, представляется возможным и даже оправданным.

А.А. Волкова предлагает следующее определение исследуемого нами экономического понятия: «Саморегулируемая организация представляет собой институт регулирования профессиональной деятельности, функционирование которой обеспечивает сокращение избыточного воздействия государства на экономику, ограничивает давление административных барьеров на формирование конкурентной рыночной среды, усиливает контроль за качеством услуг, товаров, продуктов, содействует становлению гарантий профессионально ответственной экономической деятельности» [4, с. 22].

В приведенном выше определении акцентируется внимание на такой существенной функции СРО, как противодействие административному давлению, что особенно актуально для недостаточно транспа-рентных экономических систем, характеризующихся достаточно высоким уровнем коррупции. Вместе с тем отождествление организации и института представляется не вполне корректным. Под институтом в экономической науке обычно понимается система формальных и неформальных норм и правил, регулирующих определенную сферу экономических отношений. Такого рода определение, в частности, обосновано такими представителями неоинституциональной экономики, как О. Уильямсон [5, с. 31] и Д. Норт [6, с. 11]. Соответственно, институт саморегулирования как система некоторых норм и правил создает юридическую основу для развития системы СРО различного масштаба и отраслевой или межотраслевой направленности деятельности.

Д.И. Петрухин рассматривает СРО как «специальную организацию предпринимателей, нацеленную на комплексное обеспечение экономической безопасности ее участников» [7, с. 16]. Сходной точки зрения по поводу экономического содержания саморегулируемых организаций предпринимателей придерживается и Е.Д. Вайсман [8, с. 9]. Несомненно, обеспечение содействия повышению уровня экономической безопасности участников СРО является одной из базовых целей функционирования такого рода саморегулируемой организации. Вместе с тем практически любая СРО по поддержке предпринимательства реализует и ряд других, не менее значимых функций в области предпринимательских коммуникаций, организации совместных инвестиционно-инновационных инициатив отраслевого и межотраслевого характера и т.п.

0.А. Андронова под саморегулируемой организацией предпринимателей понимает систему бизнес-коммуникаций, обеспечивающих повышение эффективности предпринимательской деятельности [9, с. 11]. В данном случае, по нашему мнению, имеет место определенный расширительный подход к сущности СРО: бизнес-коммуникации предпринимателей могут осуществляться и вне специальной саморегулируемой организации, например, в рамках конференций представителей предпринимательского сообщества, органов государственной власти и местного самоуправления, занимающихся вопросами поддержки предпринимательских инициатив и т.п.

На основании критического анализа подходов, встречающихся в специальной литературе, нами уточнено содержание экономического понятия «региональная саморегулируемая организация по поддержке малого бизнеса».

Региональная саморегулируемая организация по поддержке малого бизнеса представляет собой систему экономических отношений, нацеленных на повышение эффективности малого бизнеса региона посредством вовлечения в сферу предпринимательства широкого круга физических лиц, ускорение и увеличение результативности реализации региональных предпринимательских контрактов, генерирование синергии в результате предпринимательской кооперации и интеграции, снижение удельных операционных и трансакционных издержек, опосредованных организационными, коммуникационными и образовательными механизмами, комплексом инструментов взаимного контроля и обеспечения ответственности, юридически и фактически независимой от органов государственной власти и местного самоуправления региона.

Отличительные особенности предлагаемого определения заключаются в следующем:

1. В качестве региональной саморегулируемой организации, в отличие от некоторых определе-

ний, предлагается рассматривать не некоторое обособленное юридическое лицо, а в более широком смысле - некоторую целенаправленную систему экономических отношений. Тем самым организационно-региональная СРО по поддержке малого бизнеса может выступать как в качестве официального юридического лица (некоммерческой организации, например, региональной ассоциации, союза, некоммерческого партнерства, автономной НКО и т.п.), так и в виде неформальной организации, которая также представляет собой некоторую структурированную систему экономических отношений, но не имеет легального юридического статуса и связанных с ним возможностей и ограничений, таких, как право выступать от собственного имени в судебных и иных инстанциях, право вести расчетные и иные счета в кредитных организациях и т.п.

Следует также отметить, что организационно-экономически региональная СРО в сфере поддержки малого бизнеса может состоять не из одной НКО, а из нескольких взаимосвязанных юридических лиц, как коммерческих, так и некоммерческих. Так, в соответствии с действующим законодательством РФ, саморегулируемая организация, созданная, например, в форме общественной организации, вправе выступать в качестве учредителя других организаций, в том числе коммерческих, например, обществ с ограниченной ответственностью [10].

Функционирование региональных СРО по поддержке малого бизнеса в форме нескольких взаимосвязанных юридических лиц (группы организаций), на наш взгляд, целесообразно в том случае, если спектр направлений деятельности подобной саморегулируемой организации качественно разнообразен. В данном случае для разделения компетенций и ответственности, для улучшения качества управления процессами развития и поддержки малого бизнеса региона в целом более корректным представляется не создание одной крупной некоммерческой организации, а последовательное формирование нескольких юридически взаимосвязанных организаций, объединенных общей концепцией и целями функционирования.

На тот факт, что множественность юридических лиц одной крупной региональной СРО по поддержке малого бизнеса является более эффективной, с точки зрения коммуникаций с различными внешним экономическими субъектами (органами государственной власти различного уровня и местного самоуправления, банковскими структурами, крупными компаниями, образовательными и научными учреждениями и т.п.), указывает, в частности, такой современный исследователь проблем предпринимательской деятельности, как А.А. Козлов [11, с. 15].

2. Одним из неотъемлемых направлений деятельности региональной саморегулируемой организации в сфере поддержки малого бизнеса предлагается

рассматривать образовательную деятельность, результатом которой, в идеале, является как ускорение процесса вовлечения в сферу региональной предпринимательской активности различных по складу мышления, уровню образования, коммуникативным и иным личностным навыкам физических лиц, так и повышение эффективности предпринимательской деятельности в целом, в первую очередь за счет рационализации структуры контрактных отношений.

При этом образовательная деятельность может быть не выделена в качестве отдельного формализованного направления работы региональной СРО по поддержке малого бизнеса. Однако в любом случае практически каждая СРО выполняет функцию координации деятельности своих участников, предупреждения возможных конфликтных ситуаций между ними и минимизации негативных последствий предпринимательских конфликтов в случае их возникновения. В процессе такого рода деятельности косвенным образом осуществляется повышение образовательного уровня, квалификации субъектов предпринимательства, развиваются их компетенции в части склонности к сотрудничеству, взаимовыгодному нахождению компромисса, кооперации и т.п. У ряда же крупных региональных СРО по поддержке малого бизнеса образовательная активность выделена в качестве самостоятельного существенного направления деятельности.

3. Функционирование региональных СРО предлагается рассматривать в первую очередь через обеспечение эффективных контрактных отношений субъектов предпринимательской деятельности, рост количества контрактов и повышение качества их реализации. Данный подход, непосредственно вытекающий из неоинституциональной парадигмы рассмотрения особенностей предпринимательской деятельности в регионе, не является традиционным для исследования экономической специфики развития саморегулируемых организаций.

4. В качестве существенной функции региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса целесообразно рассматривать снижение не только удельных операционных, но и удельных трансакционных издержек субъектов регионального предпринимательства, так или иначе взаимодействующих с СРО. При этом под транс-акционными издержками в современной экономической науке понимаются «издержки, возникающие при заключении рыночных сделок, связанные со сбором и обработкой информации, проведением переговоров и принятием решений, контролем выполнения контрактов и их юридической защитой» [12, с. 17]. В состав трансакционных издержек субъектов малого бизнеса региона, на минимизацию относительного уровня которых направлена деятельность региональных СРО, входят, в частности, расходы на поиск, сортировку и обработку инфор-

Экономика

мации, затраты, связанные с обеспечением безопасности ведения бизнеса, расходы вследствие коррупции и административного давления.

5. В рамках предлагаемого определения выделяется необходимость не только юридической, но и фактической независимости региональных СРО по поддержке малого бизнеса от органов государственной власти и местного самоуправления региона и их отдельных представителей. Дело в том, что ряд de jure независимых НКО по поддержке предпринимательских инициатив в некоторых регионах РФ фактически реализуют функции поддержки не субъектов предпринимательства в принципе на объективной основе, а, являясь аффилированными с отдельными представителями органов региональной власти, действуют в их интересах. Такого рода аффилированные с властными органами структуры региона, на наш взгляд, некорректно рассматривать в качестве СРО по поддержке предпринимательства. Более того, их деятельность, нарушая принципы открытости и конкуренции, по сути, препятствует прогрессивному развитию и совершенствованию предпринимательского сообщества региона.

В целом уточнение содержания и основных признаков саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса позволяет более широко рассмотреть круг экономических субъектов данного типа, более четко определить систему функций и приоритетных направлений их деятельности.

Литература:

1. Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (с изм. и доп. от 21.11.2014 г.) // Российская газета. - 2007.

- 6 декабря. - № 273.

2. Басова А.В. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. - 26 с.

3. Фиоктистов К.С. Роль и место СРО в развитии экономики // Бизнес и общество. - 2015. - № 7.

- С. 15.

4. Волкова А.А. Экономические основы функционирования саморегулируемых организаций в сфере услуг: автореф. дис. ... канд. экон. наук.

- М., 2012. - 28 с.

5. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. - СПб.: Лениздат.; SEV Press, 1996. -702 с.

6. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. - 1997. - № 3. -С. 6-17.

7. Петрухин Д.И. Проблемы рыночного саморегулирования // Вестник инвестиций и инноваций. - 2015. - № 7. - С. 16.

8. Вайсман Е.Д. Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе инновационной модели развития: дис. ... докт. экон. наук. - Челябинск, 2011. - 486 с.

9. Андронова О.А. Сравнительная эффективность государственного регулирования и саморегули-

рования как факторов снижения трансакцион-ных издержек потребителя: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2007. - 139 с.

10. Федеральный Закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 02.05.2015 г.) // Российская газета. - 1996. - 24 января. - № 14.

11. Козлов А.А. Организация эффективного взаимодействия государственных органов и предпринимательских структур: дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2012. - 197 с.

12. Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. - М.: Новое издательство, 2007. - 224 с.

The Nature and Characteristics of the Regional Self-Regulatory Small Business Support Organizations

R.F. Kuznetsova Kazan (Volga Region) Federal University

The paper dwells upon the necessity and nature of regional self-regulating small business support organizations. The author provides a critical analysis of the main scientific approaches to the content and peculiarities of regional self-regulatory organizations, and presents the definition of the observed economic concepts.

Keywords: regulation, small business, self-regulatory organization, enterprise, contract, transaction costs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.