Научная статья на тему 'Функции и виды региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса'

Функции и виды региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ / ЛЕГАЛЬНЫЙ ЛОББИЗМ / REGULATION / SMALL BUSINESS / SELF-REGULATORY ORGANIZATION / ENTREPRENEURSHIP / INNOVATION EFFECT / LEGAL LOBBYING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Рената Фаридовна, Кулик Елена Николаевна

В статье рассматриваются основные предпосылки функционирования и развития саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса в современной экономике. Осуществлена систематизация социально-экономических функций саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса, предложена классификация по наиболее значимым экономическим и управленческим признакам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions and Types of the Regional Self-Regulatory Small Business Support Organizations

The paper deals with the basic preconditions for the functioning and development of self-regulatory small business support organizations in the modern economy. The authors systemize socio-economic functions of self-regulatory small business support organizations and classify them according to most important economic and managerial features.

Текст научной работы на тему «Функции и виды региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса»

УДК 339

Функции и виды региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса

Кузнецова Р. Ф.

Аспирантка кафедры территориальной экономики Казанского (Приволжского) федерального университета

Кулик Е.Н.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры территориальной экономики Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассматриваются основные предпосылки функционирования и развития саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса в современной экономике. Осуществлена систематизация социально-экономических функций саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса, предложена классификация по наиболее значимым экономическим и управленческим признакам.

Ключевые слова: саморегулирование, малый бизнес, саморегулируемая организация, предпринимательство, инновационный эффект, легальный лоббизм.

Региональная саморегулируемая организация (СРО) по поддержке малого бизнеса представляет собой систему экономических отношений, нацеленных на повышение эффективности малого бизнеса региона посредством вовлечения в сферу предпринимательства широкого круга физических лиц, ускорение и увеличение результативности реализации региональных предпринимательских контрактов, генерирование синергии в результате предпринимательской кооперации и интеграции, снижение удельных операционных и трансакционных издержек, опосредованных организационными, коммуникационными и образовательными механизмами, комплексом инструментов взаимного контроля и обеспечения ответственности, юридически и фактически независимую от органов государственной власти и местного самоуправления региона.

Развитие саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса в современной экономи-

ке обуславливается рядом предпосылок. На глобализацию экономики и соответствующее усиление конкуренции на различных типах отраслевых рынков как одну из базовых предпосылок активизации деятельности СРО по поддержке предпринимательства указывает, в частности, такой исследователь проблем развития предпринимательства, как О. Шай [1, с. 125-126].

Действительно, в условиях интенсивной внешней конкуренции, быстро меняющегося ассортимента отраслевой продукции, в наибольшей степени удовлетворяющей предпочтения потребителей, для субъектов предпринимательства регионального отраслевого рынка принципиальное значение приобретает осуществление долгосрочного устойчивого взаимодействия с целью обмена опытом и информации по противодействию внешним рыночным угрозам, организации предпринимательских сетей, реализации совместных инвестиционно-инновационных про-

ектов, нацеленных на обеспечение долгосрочного увеличения конкурентоспособности производимой продукции, осуществляемых работ, оказываемых услуг. Одной из наиболее предпочтительных форм организации такого рода долгосрочного устойчивого взаимодействия предпринимателей регионального отраслевого рынка (как друг с другом, так и с представителями смежных рынков товаров и факторов производства) является организация СРО.

Другой важной предпосылкой формирования, развития и совершенствования системы региональных СРО по поддержке малого бизнеса является трансформация экономической информации в конце XX-XXI вв. в один из наиболее значимых экономических ресурсов. Соответственно, ускоренными темпами увеличивается и стоимость релевантной, значимой для субъектов регионального бизнеса экономической информации - в определенных случаях определенные ее массивы становятся недоступными для ряда организаций малого бизнеса. Тем самым региональная СРО по поддержке малого бизнеса является одним из доступных для предпринимателей различного масштаба механизмов обмена экономической информацией, проверки данных на репрезентативность, организации и осуществления совместных исследовательских проектов в экономике региона, получения новой информации в результате реализации специальных образовательных программ, организуемых многими саморегулируемыми организациями и т.п.

На необходимость совместного организованного противодействия административному ресурсу как одну из основных предпосылок создания региональных СРО указывают ряд исследователей, в частности, Ф. Бирау [2], Р.М. Лапкин [3, с. 5], А.Г. Чернявский [4, с. 79]. Действительно, индивидуальное противодействие административным ограничениям, особенно со стороны субъектов малого предпринимательства региона крайне проблематично, а во многих случаях невозможно в принципе. Соответственно, возникает объективная необходимость в формировании организованных коллективных форм такого рода взаимодействия, одной из которых выступает создание региональной СРО по поддержке малого бизнеса.

Недостаточная объективность или номинальность существующих систем региональной поддержки развития малого бизнеса также выступает в качестве одной из предпосылок формирования СРО. Достаточно традиционным является тезис о низкой эффективности государственной поддержки малого бизнеса в РФ, относительно высоком бюрократизме и коррупционных рисках в данной области. Вместе с тем проблема недостаточной результативности государственного регулирования предпринимательских отношений является типичной и для государств с относительно несколько более разви-

той, по крайней мере в институциональном аспекте, рыночной экономикой, в частности, для региональных систем Европейского Союза: так, только 23,1 % опрошенных представителей предпринимательского сообщества в ЕС в полной мере удовлетворены состоянием системы государственной поддержки предпринимательства [5, с. 30].

Соответственно, недостаточность или недостаточная объективность государственной, в том числе региональной, поддержки субъектов малого бизнеса вызывает необходимость осуществления взаимной поддержки в рамках СРО, а также совместного влияния предпринимателей посредством тех же саморегулируемых организаций на органы региональной власти и местного самоуправления в направлении повышения уровня объективности, транспарентности и в конечном итоге эффективности механизмов поддержки субъектов малого бизнеса региона. Наконец, развитие региональных СРО обуславливается тенденциями кооперации и интеграции современных субъектов предпринимательской деятельности региональных экономических систем. Такого рода долгосрочные устойчивые взаимоотношения между субъектами предпринимательства региона, для формирования и развития которых могут быть использованы организационные возможности СРО, являются в современных условиях хозяйствования более предпочтительными по сравнению с условиями «жесткой» конкуренции в сфере предпринимательства, характерными для экономических отношений в середине XX в.

Одной из форм такого рода долгосрочного устойчивого взаимодействия является и формирование на базе СРО новых эффективных совместных инструментов воздействия на поведение потребителей товаров и услуг, таких, в частности, как современные коалиционные межотраслевые программы потребительской лояльности [6]. Разумеется, такого рода программы могут реализовываться и вне СРО, но наличие саморегулируемой организации по поддержке предпринимателей повышает вероятность заключения эффективных контрактов между потенциальными партнерами по программе маркетинговой коалиционной лояльности, а также положительно влияет на качество такого рода контрактных взаимоотношений в экономике региона.

На рисунке 1 систематизированы социально-экономические функции региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса. Одной из наиболее значимых функций является уменьшение энтропии функционирования региональных субъектов малого бизнеса, являющихся участниками СРО либо тем или иным образом с нею взаимодействующих. Энтропия представляет собой меру неопределенности, деструкции развития системы [7, с. 507]. В соответствии с универсальным вторым законом термодинамики, который может быть

применен в том числе и к экономическим системам, чем более система, в данном случае - субъект малого бизнеса, является «открытой» в информационном, коммуникационном и иных аспектах, тем более такого рода система устойчива.

Тем самым СРО способствуют обеспечению информационного обмена между субъектами регионального предпринимательства, создают дополнительные возможности для обмена предпринимательскими идеями, совместной реализации новых проектов и т.п. и влияют на снижение уровня энтропии развития субъектов предпринимательской деятельности в экономике региона и, соответственно, повышение финансово-экономической устойчивости их функционирования.

Систематизированные на рисунке 1 функции региональных СРО по поддержке малого бизнеса тесным образом взаимосвязаны. Так, функция увеличения количества и совершенствования качества региональных предпринимательских контрактов

Система функций региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса

Повышение устойчивости функционирования субъектов малого бизнеса региона вследствие снижения энтропии их деятельности

Снижение различных видов трансакционных издержек функционирования и развития субъектов регионального предпринимательства

I

Увеличение количества и повышение качества реализации региональных предпринимательских контрактов

Реализация потенциала промышленной кооперации и интеграции в экономике региона, в т.ч. инновационного характера

Развитие и качественное совершенствование маркетинговых инструментов предпринимательской деятельности

Повышение компетенций действующих и потенциальных субъектов малого бизнеса региона за счет реализации новых подходов к бизнес-образованию

Содействие развитию и совершенствованию системы формальных и неформальных региональных предпринимательских институтов

Рис. 1. Система функций региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса (по материалам собственных исследований)

влечет к снижению трансакционных издержек в части тех расходов, которые могут иметь место вследствие возможной недобросовестности партнеров по ведению бизнеса. Контрактные отношения при поддержке региональных СРО увеличивают и возможности формирования долгосрочных устойчивых отношений предпринимательской кооперации и интеграции как внутри-, так и межотраслевого характера. Функция формирования новых, в первую очередь практикоориентированных систем бизнес-образования, которая может быть реализована СРО на основе взаимодействия с ведущими учреждениями системы профессионального образования региона, в долгосрочной перспективе влечет снижение трансакционных издержек субъектов регионального малого бизнеса за счет повышения уровня их информированности, формирования новых навыков в части обработки массивов экономической информации.

В конечном счете региональные СРО, в первую очередь относительно крупные реализуют функцию влияния не только на неформальные, но и на формальные институты регламентации предпринимательской деятельности. Подобное влияние осуществляется посредством легальной лоббистской деятельности СРО по поддержке предпринимательства (в РФ такого рода институтами легального лоббизма выступают торгово-промышленная палата РФ и ее региональные отделения, Российский союз промышленников и предпринимателей, комитеты и комиссии при органах региональной власти и местного самоуправления, задействованных в сфере регулирования предпринимательства и т.п.), путем формирования общественного мнения, создания локальных норм и стандартов ведения предпринимательской деятельности, которые могут впоследствии быть восприняты как другими, схожими СРО, так и в рамках регионального законотворческого процесса.

Следует отметить, что в специальной литературе недостаточно освещен вопрос о классификации видов региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса. Так, Д.Б. Лобаненко классифицирует саморегулируемые организации исключительно по

отраслевому признаку - на отраслевые и межотраслевые [8, с. 67]. Достаточно традиционной является и классификация СРО в зависимости от организационно-правовой формы их функционирования: на СРО, функционирующие в форме автономных некоммерческих организаций, ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств и т.п. [9, с. 79] Однако подобная дифференциация скорее отражает правовые особенности владения имуществом, расчетов с учредителями и иных юридических аспектов функционирования отдельных видов саморегулируемых организаций, а не экономическую специфику их влияния на развитие предпринимательского сообщества.

На наш взгляд, от развернутой классификации региональных СРО по поддержке малого бизнеса непосредственно зависит выбор конкретными субъектами предпринимательства соответствующего вида деятельности в экономике региона наиболее предпочтительного вида саморегулируемых организаций в зависимости от стоящих перед представителями данного предпринимательского сообщества основных целей развития и имеющихся ресурсов. Соответственно, во восполнение указанного теоретического пробела нами дополнена классификация региональных СРО по поддержке малого бизнеса (табл. 1).

Таблица 1

Классификация региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса1

Классификационный признак Виды региональных саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса

1. Отраслевая принадлежность - региональные СРО по поддержке предпринимательства отраслевой направленности; - региональные СРО по поддержке предпринимательства межотраслевого характера.

2. Организационно-правовая форма - региональные СРО, функционирующие в организационно-правовой форме одной НКО (ассоциации, союза, некоммерческого партнерства, общественной организации и т.п.); - региональные СРО, включающие в себя несколько юридически и экономически взаимосвязанных некоммерческих организаций; - региональные СРО, состоящие из нескольких некоммерческих и учрежденных ими коммерческих организаций; - региональные СРО, не имеющие официального юридического статуса.

3. Временной горизонт деятельности - региональные СРО по поддержке предпринимательства, создаваемые на строго определенный календарный срок; - региональные СРО, создаваемые до достижения некоторой значимой для предпринимательского сообщества цели; - региональные СРО по поддержке предпринимательства, создаваемые на неопределенный срок.

4. Образовательная составляющая - региональные СРО, в которых образовательная функция в сфере предпринимательства является центральной; - региональные СРО, в которых образовательная деятельность выступает в качестве одного из значимых направлений; - региональные СРО по поддержке предпринимательства, в которых образовательная функция реализуется косвенным образом, иррегулярно.

5. Инновационный эффект для экономики региона - региональные СРО по поддержке предпринимательства, ориентированные на приоритетное генерирование инновационного эффекта за счет находящихся в их собственности объектов региональной инновационной инфраструктуры; - региональные СРО, ориентированные на приоритетное генерирование инновационного эффекта за счет реализации инновационных образовательных программ; - СРО, предусматривающие генерирование преимущественно вторичных инновационных эффектов для других субъектов региональной экономики.

6. Характер взаимодействия с профильными органами региональной власти и местного самоуправления - региональные СРО по поддержке малого бизнеса, осуществляющие системное стратегическое взаимодействие с органами региональной власти и местного самоуправления; - региональные СРО, осуществляющие системное тактическое взаимодействие с органами региональной власти и местного самоуправления; - СРО по поддержке малого бизнеса, ограничивающиеся ситуативным взаимодействием с органами региональной власти и местного самоуправления.

7. Организационные отношения в рамках СРО - региональные СРО, в которых имеется выраженный лидер, определяющий основные приоритеты деятельности; - региональные СРО по поддержке малого бизнеса, в которых присутствует несколько равноправных «центров влияния»; - региональные СРО, организованное по демократическому, сетевому принципу.

8. Особенности реализации функции планирования деятельности региональной СРО - региональные СРО по поддержке малого бизнеса, осуществляющие долгосрочное планирование деятельности; - СРО, осуществляющие краткосрочное планирование деятельности; - СРО, в рамках которого не развита функция планирования.

1 Классификационные признаки 3-8 применительно к СРО по поддержке предпринимательства предложены автором.

Так, в рамках классификационного признака временного горизонта деятельности целесообразно дифференцировать региональные СРО, создаваемые условно бессрочно, на строго оговоренный календарный срок и до достижения некоторой значимой для их участников основной экономической цели. К последним можно отнести, в частности, ряд временных союзов региональных предпринимателей, которые формируются с целью комплексного легального лоббизма выгодных для их участников поправок в систему хозяйственного законодательства региона. Вместе с тем региональные СРО, создаваемые на строго ограниченный срок, являются при прочих равных условиях менее эффективными, хотя бы ввиду ограниченности спектра поставленных перед ними задач, по сравнению с региональными СРО по поддержке малого бизнеса, формируемыми на условно бессрочный период.

В зависимости от образовательной составляющей предлагается дифференцировать региональные СРО по поддержке малого бизнеса на сконцентрированные преимущественно именно на реализации образовательных инициатив, реализующие подобные инициативы параллельно и в тесной взаимосвязи с другими направлениями деятельности и осуществляющие образовательные программы ситуативно, иррегулярно, по остаточному принципу. В контексте данного классификационного признака нельзя не согласиться, в частности, с позицией И.Е. Ниль-ва и Т.К. Усачевой в части того, что в современных условиях информационной экономики, ускоренного формирования экономических отношений постиндустриального типа предпринимательская СРО просто не может не осуществлять периодически и системно образовательную функцию [10, с. 71].

Вместе с тем, по нашему мнению, у региональных СРО по поддержке малого бизнеса образовательная функция в течение длительного времени не может являться центральной, единственной. В противном случае целесообразно создавать не СРО, а образовательное учреждение, специализирующееся на оказании услуг в области бизнес-образования.

В зависимости от характера генерирования инновационных эффектов для экономики региона предлагается дифференцировать региональные СРО на реализующие инновационные эффекты за счет наличия в их собственности или ином вещном праве (аренде, праве оперативного управления и т.п.) объектов инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов), СРО, добивающие инновационного эффекта у собственных участников преимущественно за счет реализации программ инновационного образования, и СРО, в рамках которых генерируются преимущественно вторичные инновационные эффекты для региональной экономики. В последнем случае инновации формируются преимущественно за счет осуществления на базе

СРО контрактов его участников с третьими лицами экономики региона - поставщиками, субподрядчиками и т.п.

С точки зрения характера взаимодействия с профильными органами региональной власти и местного самоуправления, предлагается дифференцировать СРО на осуществляющие системное стратегическое взаимодействие с органами региональной власти, СРО, осуществляющие преимущественно системное, регулярное взаимодействие, но по тактическим вопросам, и СРО, осуществляющие подобное взаимодействие иррегулярно, ситуативно. Первый вариант развития региональных СРО по поддержке малого бизнеса является наиболее организационно сложным, но вместе с тем и потенциально привлекательным для его участников. В последнем случае на каком-либо из этапов развития СРО из-за отсутствия действенных каналов взаимодействия с профильными органами региональной власти может быть затруднено решение актуальных для членов СРО экономических проблем.

В зависимости от внутренней организации можно классифицировать региональные СРО по поддержке малого бизнеса на имеющие выраженного лидера, несколько центров влияния и характеризующихся сетевой, относительно демократической структурой разработки и принятия управленческих решений. Отметим, что, в соответствии с общей теорией саморегулирования, региональные СРО, имеющие жесткую, лидерскую иерархическую структуру, способны решить ряд значимых краткосрочных задач, но в долгосрочном периоде являются недостаточно эффективными. Такого рода недостаточная эффективность обуславливается как недостаточной развитостью процедур проработки и экспертизы управленческих решений, так и высокими рисками трансформации СРО в организацию, обслуживающую преимущественные интересы предпринимателя-лидера.

Наконец, представляется актуальной классификация региональных СРО по поддержке малого бизнеса в зависимости от особенностей осуществления ими функции планирования деятельности. Характер реализации данной функции управления обеспечивает упорядоченность, относительно высокую предсказуемость развития региональных СРО, что в современных условиях хозяйствования, характеризующихся высоким уровнем экономической турбулентности, имеет существенное значение. Вместе с тем формирование качественной системы планирования развития региональной СРО по поддержке малого бизнеса представляет собой достаточно затратный и трудоемкий процесс.

В целом расширенная классификация видов региональных СРО по поддержке малого бизнеса позволяет в процессе создания или реформирования конкретной саморегулируемой организации определить наиболее предпочтительный ее вид в зави-

симости от стоящих перед СРО целей, имеющихся институциональных (в части регионального экономического законодательства, практики организации и осуществления отношений в сфере предпринимательства региона), кадровых и финансовых ограничений.

Литература:

1.

Шай О. Организация отраслевых рынков. - М.: ГУ ВШЭ, 2014. - 503 с. 2. Birau F.R. The fractal market hypothesis // Challenges of the Knowledgbe Society. - 2012. -Vol. 2. - P. 49-62.

3. Лапкин Р.М. Организационно-экономический инструментарий формирования и развития вертикально-интегрированных производственных предпринимательских структур: автореф. ... дис. канд. экон. наук. - Тамбов, 2012. - 170 с.

4. Чернявский А.Г. Развитие саморегулируемых организаций в строительстве. - М.: Астрель, 2013. - 224 с.

5. Abrams R. Entrepreneurship: A Real-World Approach. - Redwood City: Planning Shop, 2012. - 375 p.

6. Бланшар К., Баллард Дж., Финч Ф. Как добиться лояльности клиентов в сфере услуг. - М.: Эксмо, 2008. - 208 с.

7. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. - М.: Наука, 2009. - 519 с.

8. Лобаненко Д.Б. Саморегулируемые организации в России. Быть или не быть? - М.: Печатная мануфактура, 2006. - 144 с.

9. Фурсов А.Е. Комментарий к Федеральному закону «О саморегулируемых организациях». - М.: Изд-во ЗАО «Кодекс», 2011. - 28 с.

10. Нильва И.Е., Усачева Т.К. Перспективы развития процессов саморегулирования и импортозаме-щения. - М.: Армада, 2014. - 460 с.

Functions and Types of the Regional Self-Regulatory Small Business Support Organizations

R.F. Kuznetsova, E.N. Kulik Kazan (Volga Region) Federal University

The paper deals with the basic preconditions for the functioning and development of self-regulatory small business support organizations in the modern economy. The authors systemize socio-economic functions of self-regulatory small business support organizations and classify them according to most important economic and managerial features.

Keywords: regulation, small business, self-regulatory organization, entrepreneurship, innovation effect, legal lobbying.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.