Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ'

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкуренция / конкурентоспособность / стратегия / конкурентная стратегия / разработка стратегии / competition / competitiveness / strategy / competitive strategy / strategy development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П С. Богучарова, Л И. Журова

Разработка конкурентной стратегии – одна из ключевых задач современного менеджмента предприятия, решение которой позволяет обеспечить долгосрочные конкурентные преимущества предприятия на целевом рынке, устойчивые темпы роста доходов и прибыли. В статье раскрыты сущность и особенности конкурентной стратегии предприятия, этапы ее разработки. Выделены особенности применения различных конкурентных стратегий судоходными компаниями в современных условиях. Сделан вывод о том, что правильно выбранная конкурентная стратегия позволит судоходной компании обеспечить сильные конкурентные позиции в долгосрочном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — П С. Богучарова, Л И. Журова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND FEATURES OF COMPETITIVE STRATEGIES OF ENTERPRISES

The development of a competitive strategy is one of the key tasks of modern enterprise management, the solution of which makes it possible to ensure long–term competitive advantages of the enterprise in the target market, stable growth rates of income and profits. The article reveals the essence and features of the competitive strategy of the enterprise, the stages of its development. The features of the application of various competitive strategies by shipping companies in modern conditions are highlighted. It is concluded that a well-chosen competitive strategy will allow the shipping company to ensure a strong competitive position in the long term.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ»

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ П.С. Богучарова, студент

Научный руководитель: Л.И. Журова, канд. эконом. наук, доцент Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)

001:10.24412/2411-0450-2024-11-1-75- 79

Аннотация. Разработка конкурентной стратегии - одна из ключевых задач современного менеджмента предприятия, решение которой позволяет обеспечить долгосрочные конкурентные преимущества предприятия на целевом рынке, устойчивые темпы роста доходов и прибыли. В статье раскрыты сущность и особенности конкурентной стратегии предприятия, этапы ее разработки. Выделены особенности применения различных конкурентных стратегий судоходными компаниями в современных условиях. Сделан вывод о том, что правильно выбранная конкурентная стратегия позволит судоходной компании обеспечить сильные конкурентные позиции в долгосрочном периоде.

Ключевые слова: конкуренция; конкурентоспособность; стратегия; конкурентная стратегия; разработка стратегии.

В условиях высокого уровня конкуренции предприятия стремятся максимально использовать свои возможности, чтобы удержаться на целевом рынке. Выбор адекватных рыночным условиям и внутренним возможностям конкурентных стратегий позволяет обеспечить долгосрочные конкурентные преимущества предприятий на рынке, устойчивые темпы роста доходов и прибыли, что обусловливает актуальность темы настоящего исследования.

Рассматривая сущность конкурентной стратегии, в первую очередь, необходимо выявить основные подходы к определению понятий «конкуренция» и «стратегия».

Стратегия - это обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия [1].

Конкуренция - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы [2].

Характеристика, отражающая степень отличия конкретного предприятия от конкурентов, называется конкурентоспособностью предприятия. Для обеспечения конкурентоспособности предприятия на целевом рынке разрабатывается конкурентная стратегия [3].

Под конкурентной стратегией предприятия понимается совокупность действий, объеди-

ненных в программу, которые нацелены на достижение главной цели, выявление проблем, препятствующих ее достижению, а также поиск путей по их решению для обеспечения конкурентных преимуществ на целевых рынках [4].

Признаками конкурентной стратегии выступают:

- устойчивость конкурентных действий, определяющая значимость намечаемых конкурентных результатов;

- ориентация на долговременную успешную работу в конкурентной среде;

- опора на ключевые факторы успеха в конкуренции;

- обеспечение постоянной конкурентоспособности [5].

Конкурентные стратегии определяют самую суть действий предприятия в конкурентной среде современного рынка. Конкурентная стратегия ориентирована на достижение конкурентных преимуществ, обеспечивающих наилучшее и устойчивое долговременное положение предприятия на рынке [6].

Большой вклад в развитие теории конкурентоспособности предприятий внес американский экономист Майкл Портер. Ему принадлежит понятие и первая типология конкурентных стратегий, представленная на рисунке 1.

Конкурснтные стратегии

большая свобода выбора действий, как в ценовой политике, так и на определенных уровнях доходности

стратегия ефо куе и ро ва ни ы е

преимущеетва стратегии

в издержках

г 1 г

сосредоточение на:

- отдельном сегменте рынка;

- группе покупателей; продукции / услуге;

- географическом сегменте рынка

стратегия дифферен циаци и

создание продукта / услуги, которые обладают уникальными свойствами

Рис. 1. Виды конкурентных стратегий и их характеристика [7]

При выборе стратегии преимущества в издержках предприятия стремятся снизить издержки, чтобы предлагать самые низкие цены на рынке на продукт или услугу такого же качества, что и у конкурентов.

Стратегия дифференциации означает способность предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность (по сравнению с конкурентами) продукта или услуги для покупателя. Результат успешного применения данной стратегии - сформированный высокий уровень лояльности потребителей.

Сфокусированные стратегии отличаются от других стратегий достаточно узкой специализацией и ограниченностью рынка сбыта продукции или услуги среди небольшого количества покупателей. Данные стратегии предполагают сконцентрированность продаж на целевую аудиторию потребителей при ограниченном ассортименте продукции или услуг.

По мнению М. Портера, рассмотренные стратегии бизнеса являются базовыми. Поэтому предприятие, желающее работать эффективно, должно следовать данным стратегиям, иначе оно не будет иметь конкурентного преимущества [8].

Конкурентные стратегии охватывают большой диапазон различных ситуаций, в которых могут оказаться современные предприятия. И, как правило, конкурентные стратегии дают основу для направления мероприятий по

борьбе с конкурентами и предлагают максимально оптимальные способы для этой борьбы.

Разработка и последующая реализация конкурентной стратегии осуществляется путем последовательного выполнения следующих основных этапов, представленных на рисунке 2.

Важно отметить, что в иерархии стратегий предприятия конкурентная стратегия находится ниже, чем общекорпоративная стратегия развития. Разработку конкурентной стратегии надо начинать после окончания работ по формированию общекорпоративной стратегии. В ином случае между ними могут возникнуть противоречия, что недопустимо.

В связи с тем, что разработка и реализация конкурентной стратегии затрагивают разные функциональные подразделения, необходимо разделить каждый этап алгоритма на три фазы:

1.Фаза подготовки: позволяет определить характер ведения борьбы (например, отступательный или оборонительный). За данную фазу отвечает департамент по корпоративному развитию и стратегическому планированию. На основе разработанной общекорпоративной стратегии определяются предварительные задачи участия в конкурентной борьбе, обозначаются приоритеты исходя из корпоративных целей и направлений развития.

Рис. 2. Этапы разработки конкурентной стратегии [9]

2. Фаза разработки: задачи передаются в функциональные подразделения, которые ответственны за маркетинг и продажи. В дальнейшем аналитиками данного подразделения анализируется рынок, при этом ключевыми позициями анализа являются интенсивность конкуренции на рынке и конкурентная позиция предприятия. На основе анализа производится выбор подходящей конкурентной стратегии. На выбор стратегии влияют внешние (анализ условий среды) и внутренние факторы (доступные предприятию ресурсы). Для того, чтобы получить ясную оценку внутренних возможностей предприятия и ситуации на рынке, можно воспользоваться SWOT-анализом.

3. Фаза реализации: происходит непосредственно сама реализация стратегии. Сотрудники, связанные с маркетингом и продажами, начинают действовать на рынке в соответствии с утвержденными положениями конкурентной стратегии. Кроме того, производится оценка эффективности стратегии.

Соблюдение перечня действий на каждом из этапов особенно важно, так как отсутствие одного из них может повлиять на неверный выбор будущей стратегии предприятия, а это, в свою очередь, повлияет на его конкуренто-

способность. Данный алгоритм позволяет создать ориентир, а также пошаговую инструкцию для предприятий, которые не владеют механизмами разработки конкурентоустойчи-вых стратегий, но стремятся повысить свою конкурентоспособность[10].

Опираясь на представленную классификацию конкурентных стратегий, алгоритм их разработки, можно выделить специфические особенности стратегий применительно к судоходным компаниям.

Отметим, что отрасль внутреннего судоходства имеет ряд особенностей и проблем: расположенность многих портовых комплексов в удалении от основных транспортных узлов; высокая степень износа портовой инфраструктуры; нехватка судов; зависимость от сложных погодных условий, мелководье, сезонность работы компаний [11]. Конкурентность рынка, на котором работают судоходные компании, требует реализации принципа постоянной ориентации на обеспечение удовлетворенности их клиентов.

Выделим особенности применения конкурентных стратегий судоходными компаниями:

1. стратегия «преимущества в издержках». Данная стратегия предполагает стремление к

обеспечению более низких по сравнению с конкурентами затрат. Это позволит либо увеличить объем предоставляемых услуг, удерживая на рынке более низкие цены, либо при сохранении среднерыночных цен получить более высокую прибыль от перевозок. Стратегия предполагает концентрацию усилий судоходных компаний на более выгодных и перспективных сегментах рынка транспортной продукции. Для этого используются различные средства, а именно: оптимизация численности флота, необходимого для выполнения перевозок в выбранных сегментах рынка; продажа на металлолом устаревших и изношенных судов и т.д.;

2. стратегия «дифференциации продукции». Стратегия предполагает стремление к формированию уникальности судоходной компании, в том числе с помощью производства уникальной продукции (например, предоставления дополнительных услуг грузовладельцам). Указанная стратегия основывается на возможностях транспортной продукции быть уникальной по определенным критериям качества и свойствам, то есть соответствует существующему уровню индивидуализации запросов клиентов;

3. стратегия «фокусировки». Данная стратегия предполагает сочетание стратегий «преимущества в издержках» и «дифференциации продукции» по отношению к любой продукции судоходной компании и направле-

рынка путем внедрения инноваций и новых технологий. Существует два варианта реализации данной стратегии для судоходной компании:

- компания пытается в рамках выбранного сегмента достичь преимуществ в снижении расходов;

- компания усиливает дифференциацию продукции (например, улучшает качество и расширяет функционал продукта), пытаясь таким образом выделиться посреди компаний-конкурентов и заинтересовать клиентов.

Таким образом, данные конкурентные стратегии позволяют судоходным компаниям выделиться на фоне соперников, достичь поставленных целей, способствуют стабильному развитию бизнеса и увеличению доходов.

В заключении следует отметить, что правильно выбранная конкурентная стратегия позволит судоходной компании не только повысить уровень конкурентоспособности в краткосрочном периоде, но и обеспечивает правильный вектор развития, движение в соответствии с которым приведёт к более сильной конкурентной позиции в долгосрочном периоде. Конкурентная стратегия позволяет преумножать конкурентные преимущества предприятия за счёт разработки и реализации таких направлений развития, которые будут способствовать их росту. Поэтому наличие у компании адекватной конкурентной стратегии является главным фактором успеха.

на на завоевание своей ниши в узком сегменте

Библиографический список

1. Захарова Ю.О., Майкова П.Н., Майкова Е.Н., Андреасян Г.М. Понятие стратегии, ее особенности реализации на предприятиях // Форум молодых ученых. - 2020. - №10 (50).

2. Узбекова И.К. Конкуренция, понятие, сущность, функций и виды в зависимости от соотношения спроса и предложения // Форум молодых ученых. - 2018. - №12-4 (28).

3. Алферова К.П. Виды конкурентных стратегий организации и их влияние на достижение устойчивой конкурентоспособности // Современная парадигма и механизмы экономического роста российской экономики и ее регионов: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2 / Под. общ. ред. Н.М. Тюкавкина. - Самара: АНО Издательство СНЦ, 2019. - С. 12-16.

4. Бакальская, Е.В. Роль конкурентной стратегии в эффективном развитии предприятия / Е.В. Бакальская, Е.А. Запара // Аллея науки. - 2018. - Т. 3, № 3(19). - С. 418-422.

5. Коваленко А.И., Полевой А.В. Отдельные теоретические аспекты конкурентной стратегии фирмы // Вестник евразийской науки. - 2014. - №3 (22).

6. Гасанова А.Д. Конкурентная стратегия, как основа обеспечения развития предприятия // Вопросы структуризации экономики. - 2005. - №2.

7. Портер, М.Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов: учебно-практическое пособие. - 7-е изд. - Москва: Альпина Паблишер, 2019. - 453 с.

8. Чмышенко Е.В., Лазарева О.С., Чмышенко Е.Г., Бондарчук Н.И. Теория и практика оценки конкурентоспособности: учебное пособие // Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ООО «Агентство Пресса», 2013. - 150 с.

9. Аминов Э.Ф. Этапы разработки и реализации конкурентной стратегии // Практический маркетинг. - 2006. - №6.

10. Попова К.Р., Хайруллина А.Д. Разработка конкурентной стратегии как основа повышения конкурентоспособности предприятия // Гуманитарный научный журнал. - 2019. - №1.

11. Сугробов М.Д. Современное состояние, проблемы и перспективы развития инфраструктуры портовых комплексов водного транспорта // Human Progress. - 2024. - Т. 10, Вып. 1. - С. 5.

THE ESSENCE AND FEATURES OF COMPETITIVE STRATEGIES OF ENTERPRISES P.S. Bogucharova, Student

Supervisor: L.I. Zhurova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Samara University of Public Administration "International Market Institute" (Russia, Samara)

Abstract. The development of a competitive strategy is one of the key tasks of modern enterprise management, the solution of which makes it possible to ensure long-term competitive advantages of the enterprise in the target market, stable growth rates of income and profits. The article reveals the essence and features of the competitive strategy of the enterprise, the stages of its development. The features of the application of various competitive strategies by shipping companies in modern conditions are highlighted. It is concluded that a well-chosen competitive strategy will allow the shipping company to ensure a strong competitive position in the long term.

Keywords: competition; competitiveness; strategy; competitive strategy; strategy development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.