Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html
УДК 377.5
Сущность и особенности формирования коммуникативной компетентности будущих мастеров производственного обучения
А. С Косогова, Т. С. Кочева
Педагогический институт ИГУ, г. Иркутск
А.НН°тация. В статье рассматриваются сущностные характери-
стики понятия «коммуникативная компетентность будущего мастера производственного обучения», выделяются такие его структурные компоненты, как когнитивно-эмоциональный компонент, выражением которого выступает уровень развития социального интеллекта, и контекстный компонент, который проявляется в теоретическом осмыслении и воспроизведении практического производственного опыта. Даётся характеристика особенностей обучения, направленного на формирование коммуникативной компетентности будущего мастера производственного обучения. Выделены уровни развития исследуемого качества, дана их характеристика.
Ключевые
слова: мастер производственного обучения, коммуникатив-
ная компетентность, когнитивно-эмоциональный компонент коммуникативной компетентности, контекстный компонент коммуникативной компетентности, социальный интеллект.
Сегодня одной из актуальнейших задач системы профессионального образования является обеспечение отраслей экономики страны качественным кадровым потенциалом. Остроту этой проблемы значительно повысила идея В. В. Путина о необходимости создания в стране класса высокопрофессиональных рабочих - «рабочей аристократии». При этом была поставлена задача: к 2020 г. иметь не менее трети таких работников, то есть около 10 000 000 человек. В настоящее время (по данным статистики) такая категория работников составляет всего около пяти процентов.
В связи с этим на общегосударственном уровне заявлено о приоритетности и значимости среднего профессионального образования в обеспечении развития эко-
номики и общества в целом.
Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании студентов. Ему доверено просвещение и развитие молодых рабочих. Он является непосредственным руководителем профессионального обучения студентов и несёт ответственность за качество их профессиональной подготовки.
Объективная ситуация в сфере профессионального образования складывается таким образом, что мастер производственного обучения становится ключевой фигурой в системе подготовки специалистов в условиях дефицита кадров. Мастер производственного обучения всё более востребован не только в средних профессиональных организациях, но и в учебных центрах прикладных квалификаций, в организациях, осуществляющих обучение по краткосрочным образовательным программам, а также на производстве, где он выступает в роли наставника и организатора деятельности рабочих.
Поэтому одной из важных проблем системы среднего профессионального образования является подготовка будущего мастера производственного обучения, где смыслообразующими этого процесса выступают педагогические компетентности. Педагогическая компетентность мастера производственного обучения неразрывно связана с его коммуникативной компетентностью, которая определяет направленность и продуктивность общения мастера и студентов.
Владение коммуникативной компетентностью позволяет мастеру профессионального обучения формировать мотивацию учения, выстраивать психологически комфортные отношения, реализовать продуктивное взаимодействие, принимая во внимания взгляды других людей. Очевидно, что без этого качественное обучение и воспитание не состоится, так как коммуникативная компетентность - это основа профессионального общения.
Под коммуникативной компетентностью будущего специалиста мы понимаем такое качество личности, которое выражает готовность устанавливать эффективное взаимодействие участников коммуникативного процесса, грамотно аргументировать сущность изучаемых технических процессов, встраивать их в жизненные практические ситуации и успешно разрешать их.
В связи с данным нами определением коммуникативной компетентности будущего мастера производственного обучения мы выделяем следующие структурные компоненты коммуникативной компетентности:
- когнитивно-эмоциональный компонент, выражением которого выступает уровень развития социального интеллекта;
- контекстный компонент, который проявляется в теоретическом осмыслении и воспроизведении практического производственного опыта, результатов конкретно-предметного изучения производственных технологий, механизмов и устройств, а также региональных особенностей избранной профессиональной деятельности.
В определении сущности социального интеллекта мы опирались на концепцию социального интеллекта, разработанную Дж. П. Гилфордом. Согласно данной концепции социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяется и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнёра по общению, группы людей). Дж. П. Гилфорд определил социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от факторов
общего интеллекта, и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации [2].
Для нас были значимы исследования Е. С. Михайловой [3], которая характеризует человека с высоким уровнем социального интеллекта как личность, способную извлекать максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими.
Обобщая позиции Е. С. Михайловой, О. И. Муравьёвой, С. И. Самыгина, В. А. Спивака, мы делаем вывод, что субъекты с развитым социальным интеллектом обычно имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии. Индивиды с высоким социальным интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе [3; 4; 5; 6].
В связи с этим мы рассматриваем социальный интеллект как способность человека адекватно понимать и оценивать своё поведение и поведение других людей. Другими словами, социальный интеллект - это устойчивая, опирающаяся на особенности мыслительных процессов и эмоциональность реагирования способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Человек, обладающий социальным интеллектом, умеет поддерживать продуктивные отношения с окружающими, быть достаточно проницательным в расшифровке чувств и реакций других людей, вести за собой, улаживать конфликты, переводить их в конструктивное русло независимо от сферы деятельности. Именно социальный интеллект во многом предопределяет успешность реализации будущим педагогом своего коммуникативного потенциала. Низко развитый социальный интеллект становится причиной того, что даже люди с блестящими знаниями оказываются неспособными передать их или наладить взаимоотношения с другими людьми. Поэтому для будущего мастера производственного обучения особую значимость имеет уровень развития его социального интеллекта.
Контекстную составляющую коммуникативной компетентности будущего мастера производственного обучения мы выделили с опорой на идеи А. А. Вербицкого [1], который утверждает, что в учебной ситуации возможно развёртывание содержания образования в его динамике. В контекстном обучении изучаемая дисциплина проектируется как предмет деятельности студента. Усвоение знаний в этом случае будет осуществляться в контексте деятельности. В соответствии с теорией контекстного обучения деятельностная модель специалиста получает отражение в деятельностной модели его подготовки. Содержание профессиональной деятельности, представленное как система профессиональных проблем и задач, выражается в системе учебных проблем и задач, всё более приближающихся к профессиональным задачам. В этом случае можно задать систему интеллектуальных и социальных отношений преподавателя и обучающихся как субъектов образовательного процесса. Создаётся объективная предпосылка развития системного мышления и деятельности как синтеза конкретно-предметных профессиональных знаний и умений, а также проявлений социального интеллекта.
В данном виде обучения с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста. На наш взгляд, контекстное
обучение позволяет эффективно формировать коммуникативную компетентность будущего мастера производственного обучения через решение следующих задач:
1) повышение профессиональной мотивации, способствующей более глубокому усвоению конкретных предметных знаний и умений, связанных с будущей деятельностью;
2) формирование умений и навыков продуктивного взаимодействия на основе целостного представления о профессиональной деятельности;
3) овладение методами моделирования и проектирования, что способствует развитию навыков принятия решений, воспитывает ответственное отношение к делу.
Теоретические обобщения по сущности и структурным компонентам коммуникативной компетентности приводят нас к выводу о том, что на первом этапе целесообразна направленность образовательного процесса на развитие социального интеллекта. На следующем этапе будет продуктивной организация контекстного обучения, в котором проявления социального интеллекта обучающихся становятся необходимым компонентом в достижении поставленной цели. На наш взгляд, это и есть основная особенность обучения, формирующая коммуникативную компетентность будущего мастера производственного обучения.
В связи с поставленной целью мы сочли целесообразным в рамках вариативной части программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 051001 «Профессиональное обучение» (по отраслям) разработать и внедрить в образовательный процесс колледжа вариативный курс «Практикум по формированию коммуникативной компетентности мастера производственного обучения» (автомобильный транспорт), направленный на формирование коммуникативной компетентности будущего мастера производственного обучения.
Данный курс прошёл апробацию в Иркутском колледже автомобильного транспорта и дорожного строительства среди студентов 3 курса специальности 051001 «Профессиональное обучение» (Автомобильный транспорт: техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта).
В качестве форм и методов для достижения курса были избраны лекция-диалог, лекция проблемного характера, лекция с заранее запланированными ошибками, тренинги по формированию социального интеллекта, лекции с разбором ситуаций, дискуссии, доклады с презентацией и оппонированием, дебаты, ролевые игры.
Лекционная часть курса была направлена на приобретение студентами знаний о коммуникативной компетентности специалиста, компонентах коммуникации, формах педагогического общения, конфликтные ситуации в педагогическом взаимодействии, эмоциональную устойчивость личности мастера производственного обучения. Проведение лекций также способствовало настрою на дальнейшее изучение и отработку материала в рамках практических занятий.
Организация и проведение практических занятий были направлены на закрепление пройденного материала, задания носили когнитивно-эмоциональную, контекстную направленность. Практические занятия проходили в виде тренингов, имитационных и ролевых игр, направленных на развитие способ-
ности понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Студенты учились строить разнообразные варианты процесса межличностного взаимодействия, овладевая необходимыми средствами и способами продуктивного общения.
Рефлексия использовалась как механизм усвоения, ей отводилось определённое время и место в ходе занятий.
В ходе практической работы мы определили три уровня развития коммуникативной компетентности будущего мастера производственного обучения: 1) низкий; 2) средний); 3) высокий. Каждый из выделенных уровней характеризуется определёнными показателями.
Низкому уровню соответствуют следующие характеристики студента:
- плохо ориентируется в новых условиях и в трудных ситуациях, в коммуникации не проявляет инициативность, не умеет распознавать эмоциональное состояние другого и адекватно на него реагировать, не умеет отстаивать собственное мнение, не стремится к общению и имеет низкую социальную адаптацию;
- обладает недостаточными конкретно-предметными профессиональными знаниями, слабо выстраивает алгоритм подачи материала, при объяснении сущности производственных процессов западают причинно-следственные связи.
Среднему уровню соответствуют следующие характеристики:
- в стандартной коммуникации проявляет инициативность, умение отстаивать собственное мнение, стремление к общению, однако испытывает трудности в понимании и прогнозировании поведения людей в нестандартной ситуации, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации;
- обладает достаточными конкретно-предметными профессиональными знаниями, однако испытывает затруднения при подаче материала с учётом эмоционального состояния слушателей.
Высокому уровню соответствуют следующие характеристики:
- способен извлечь максимум информации о поведении людей, понимает язык невербального общения, высказывает быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозирует их реакции в заданных обстоятельствах, проявляет дальновидность в отношениях с другими людьми;
- обладает глубокими конкретно-предметными профессиональными знаниями, способен организовать подачу материала с учётом эмоционального состояния слушателей.
Как показал анализ результатов при апробации нашей концепции формирования коммуникативной компетентности, значимо повысился когнитивно-эмоциональный компонент исследуемого качества, выражением которого выступал уровень развития социального интеллекта, а также контекстный компонент, проявляющийся в теоретическом осмыслении и воспроизведении практического производственного опыта, результатов конкретно-предметного изучения производственных технологий, механизмов и устройств.
Рассмотренная нами проблема сложна, требует продолжения исследования, а также более тщательной разработки целостного, системного методического обеспечения формирования коммуникативной компетентности будущего мастера производственного обучения.
Список литературы
1. Вербицкий, А. А. Контекстное обучение: понятие и содержание / А. А. Вербицкий // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 4. - С. 46-49.
2. Гилфорд, Дж. П. Три стороны интеллекта / Дж. П. Гилфорд. - М : Прогресс, 1965. - 76 с.
3. Михайлова, Е. С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. С. Михайлова. - М., 1990. - 238 с.
4. Муравьёва, О. И. Психология коммуникативной компетентности / О. И. Муравьёва. - Томск : Изд-во Томск. ун-та, 2012. - 160 с.
5. Самыгин, С. И. Деловое общение / С. И. Самыгин, А. М. Руденко. - М. : КНО-РУС, 2010. - 436 с.
6. Спивак, В. А. Деловые коммуникации. Теория и практика / В. А. Спивак. - СПб. : Питер, 2014. - 460 с.
122 раздел «педагогические науки»
№ 3 (32) июль-сентябрь 2016
Essence and Peculiarities of Communicative Competence Development of Intended Masters of Vocational Training
A. S. Kosogova
Pedagogical Institute of Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. Basic aspects of the concept of "communicative competence of an intended master of professional training" are considered. The author identifies such structural components as cognitive and emotional component, which is expressed in the level of social intellect development, and context component, which manifests itself in theoretical interpretation and reproduction of practical experience. Peculiarities of training aimed at developing communicative competence of an intended master of professional training are described.
Keywords: master of professional training, communicative competence, cognitive and emotional component of communicative competence, context component of communicative competence, social intellect.
Косогова
Анастасия Самсоновна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики
Педагогический институт ИГУ
664011, г. Иркутск, ул. Сухэ-Ба-тора, 9
тел.: 8(3952)240700 e-mail: [email protected]
Kosogova
Anastasia Samsonovna
Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor of the Department of Pedagogy
Pedagogical Institute of Irkutsk State University
9 Sukhe-Batora St, Irkutsk, 664011, Russia,
tel.: 8(3952)240700 e-mail: [email protected]
Кочева
Татьяна Сергеевна
магистрант
Педагогический институт ИГУ
664011, Иркутск, ул. Сухэ-Бато-ра, 9
тел.: 8(3952)240700 e-mail: [email protected]
Kocheva
Tatyana Sergeevna
Master s Degree Student
Pedagogical Institute of Irkutsk State Univer-sity
9 Sukhe-Batora St, Irkutsk, 664011, Russia,
tel.: 8(3952)240700 e-mail: [email protected]